: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Автор: Николаенко Светлана Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ-Лицей структурное подразделение детский сад №2 Населённый пункт: город Маркс Саратовская область Наименование материала: Статья Тема: : "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Конференция: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного
возраста»
Воспитатель: Николаенко Светлана Михайловна
МОУ-Лицей структурное подразделение детский сад№2 г.Маркс
Саратовская область
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский
Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение
для общего физического и психического развития ребенка на протяжении
всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом
определяет успешность освоения ребенком изобразительных,
конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений,
овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. К
области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от
примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений,
от которых, например, зависит почерк человека.
Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных
на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В
этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная
системы. К ней относятся разнообразные движения: от всех привычных
жестов до самых мелких манипуляций.
Учёные доказали, в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и
движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти
руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей
двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта
позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с
артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно
только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто
необходимо!
Когда начинать заниматься? Практически с самого рождения! Уже у
новорожденных малюток мамы трогают пальчики, ладошки, а массаж этих
зон и есть активная тренировка мелкой моторики. Поглаживая кисти рук
ребенка, перебирая пальчики, вы уже стимулируете важнейшие мозговые
отделы, а также и соседние зоны.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить
систематически по 3-5 минут ежедневно.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений.
Поэтому отрабатываются упражнения постепенно, с помощью взрослых.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно
заниматься как в детском саду, так и дома.
Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или
горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Ребёнок запускает руки в
фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации
пальцев.
Игры с крупами : перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и
фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.
Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику,
развивают сообразительность и творческие способности.
Шнурочки
Необходимый инвентарь: шнурки.
Как играем : ваш ребенок плохо шнурует свои ботинки? Научите его это
делать — это отличное упражнение для пальцев. Не огорчайтесь, если
получится не сразу, помогайте ему. В магазине продаются цветные шнурки,
ими можно сделать шнуровку на картонном «башмачке» (отверстия
проколоть дыроколом). Закрепляем: можно придумать и смастерить
«шнурованные» игрушки. Например, нарисуйте кораблик, проколите
отверстия для волн-шнурков. Подберите шнурки разных оттенков голубого и
синего — если их продеть в дырочки, получится красивая картинка. А чтобы
было веселей — соревнуйтесь с ребенком. Кто не пропустит ни одного
отверстия, тот и победил. Скорость здесь не главное.
Лепка.
Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то
испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и
раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
Массаж пальчиков и ладошек . Это самый простой и универсальный для
любого возраста способ развития мелкой и общей моторики,
мышление, и при этом способствуют укреплению своего здоровья.
Пуговичная поляна
Необходимый инвентар: кусочки материала с пуговицами.
Как играем : дети пристегивают кусочки материала к друг другу, пока не
получится полянка.
Пальчиковая гимнастика - это инсценировка каких-либо рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих
рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»,
«влево», «вверх», «вниз» и т. д. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка,
стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку
ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно
развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки,
считалки, песенки
Бусы
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: крашенные макароны, длинный шнурок.
Как играем: нанизываем макароны на шнурок, можно предложить
определённое чередование цветов макарон.
Художник: Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу.
Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры.
Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики,
кружочки. Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием,
усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков
крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с
помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на
развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.
Игры с прищепками
Цель: развивать точность движений, внимание.
Что необходимо : коробка, прищепки, набор парных картинок.
На край коробки и на прищепки наклеить картинки.
Как играем: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же
картинку, прицепить на край коробки прищепку.
Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность,
координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
Покорми птичку
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: картонная коробка с наклеенным рисунком птички, около
клюва сделать небольшую дырочку; горсть пшеницы, фасоли, гороха.
Как играем: в дырочку бросать по одному зёрнышку.
Занимаясь развитием мелкой моторики можно достичь определенных
результатов:
- дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые
упражнения и их комбинации;
- у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;
- развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым
развитием.
Используемая литература:
1.
Соколова Ю.А. «Игры с пальчиками» / Ю.А.Соколова – М.: 2004
2.
Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство
ЭКСМО, 2007.
3.
Коноваленко В.В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» :
Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко – М.:
ООО «Гном-пресс», 2000.
4.
Ермакова И.А. "Развиваем мелкую моторику у малышей"; М.
Издательство «Литера»,2004.
5.А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики».