Напоминание

: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"


Автор: Николаенко Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ-Лицей структурное подразделение детский сад №2
Населённый пункт: город Маркс Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: : "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конференция: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного

возраста»

Воспитатель: Николаенко Светлана Михайловна

МОУ-Лицей структурное подразделение детский сад№2 г.Маркс

Саратовская область

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От

пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые

питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше

мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский
Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всех привычных жестов до самых мелких манипуляций. Учёные доказали, в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо! Когда начинать заниматься? Практически с самого рождения! Уже у новорожденных малюток мамы трогают пальчики, ладошки, а массаж этих зон и есть активная тренировка мелкой моторики. Поглаживая кисти рук ребенка, перебирая пальчики, вы уже стимулируете важнейшие мозговые отделы, а также и соседние зоны.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 3-5 минут ежедневно. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно, с помощью взрослых.
Игры и упражнения
на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Фасолевые ванны
— в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Ребёнок запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.
Игры с крупами
: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.
Мозаика
— игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
Шнурочки
Необходимый инвентарь: шнурки.
Как играем
: ваш ребенок плохо шнурует свои ботинки? Научите его это делать — это отличное упражнение для пальцев. Не огорчайтесь, если получится не сразу, помогайте ему. В магазине продаются цветные шнурки, ими можно сделать шнуровку на картонном «башмачке» (отверстия проколоть дыроколом). Закрепляем: можно придумать и смастерить «шнурованные» игрушки. Например, нарисуйте кораблик, проколите отверстия для волн-шнурков. Подберите шнурки разных оттенков голубого и синего — если их продеть в дырочки, получится красивая картинка. А чтобы было веселей — соревнуйтесь с ребенком. Кто не пропустит ни одного отверстия, тот и победил. Скорость здесь не главное.
Лепка.
Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
Массаж пальчиков и ладошек
. Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой и общей моторики, мышление, и при этом способствуют укреплению своего здоровья.
Пуговичная поляна
Необходимый инвентар: кусочки материала с пуговицами.
Как играем
: дети пристегивают кусочки материала к друг другу, пока не получится полянка.

Пальчиковая гимнастика
- это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки
Бусы

Цель:
развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо:
крашенные макароны, длинный шнурок. Как играем: нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов макарон.
Художник:
Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки. Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.
Игры с прищепками

Цель:
развивать точность движений, внимание.
Что необходимо
: коробка, прищепки, набор парных картинок. На край коробки и на прищепки наклеить картинки. Как играем: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.
Пазлы
– красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
Покорми птичку

Цель:
развивать точность движений.
Что необходимо:
картонная коробка с наклеенным рисунком птички, около клюва сделать небольшую дырочку; горсть пшеницы, фасоли, гороха. Как играем: в дырочку бросать по одному зёрнышку. Занимаясь развитием мелкой моторики можно достичь
определенных

результатов:
- дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации; - у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений; - развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием.
Используемая литература:

1. Соколова Ю.А. «Игры с пальчиками» / Ю.А.Соколова – М.: 2004 2. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО, 2007. 3. Коноваленко В.В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» : Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. 4. Ермакова И.А. "Развиваем мелкую моторику у малышей"; М. Издательство «Литера»,2004. 5.А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики».


В раздел образования