Автор: Подмарева Лилия Хайдаровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №34 "Теремок" Населённый пункт: г.Димитровград Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа кружка "Каляка-Маляка" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34 «Теремок» города Димитровграда Ульяновской области»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
« Детский сад № 34 « Теремок»
Дырда Л.Ю.
«_____»__________2016
Принята
решением Педагогического совета
МБДОУ «Детский сад № 34 «Теремок»
«_29_» августа_2016г.
Протокол №_1__
Дополнительная общеобразовательная программа
«Каляка - Маляка» для детей 5-7 лет
(По нетрадиционной технике рисования)
на 2016-2017 учебный год
Составила воспитатель
подготовительной «А» группы
Подмарева Л.Х.
Димитровград, 2016
№
п/п
Содержание
Стр.
I
Информационная карта образовательной программы
2
Целевой раздел
2.1
Пояснительная записка
2.2.
Актуальность проблемы
2.3
Цель и задачи программы
2.4
Основные принципы
2.5.
Возрастные особенности детей 5-7 лет
3
Содержательный раздел:
3.1.
Этапы реализации программы.
3.2.
Средства и методы реализации программы
3.3.
Учебный план
3.4.
Перспективный план
3.5.
Работа с родителями
3.6.
Планируемый результат
4
Организационный раздел.
4.1.
Методические технологии и приемы нетрадиционного
рисования
4.2.
Развивающая среда
4.3.
Список литературы
1.
Информационная карта образовательной программы
1.
Полное название
Дополнительная общеобразовательная
программа «Каляка - Маляка» по
нетрадиционной технике рисования
2.
Составитель программы
Подмарева Лилия Хайдаровна
3.
Педагог, реализующий программу
Подмарева Лилия Хайдаровна
4.
Дата создания, утверждения
2016 год
5
Направление деятельности
Художественно - творческое
6.
Срок реализации
1год
7
Возраст обучающихся
5 - 7 лет
8
Цели и задачи
Цель программы – развитие
художественно-творческих
способностей детей средствами
нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. Дать представление о видах и жанрах
изобразительного искусства.
2. Расширять представления детей о
нетрадиционных способах рисования.
Формировать эстетическое отношение к
окружающей действительности.
Развивать способность смотреть на мир
и видеть его глазами художников,
замечать и творить Красоту.
Формировать эстетический вкус.
3. Развивать творчество и фантазию,
наблюдательность воображение,
ассоциативное мышление и
любознательность.
4. Предоставить свободу в отражении –
доступными для ребенка
художественными средствами – своего
видения мира.
9.
Аннотация к программе (краткое
содержание)
Программа состоит из трех разделов,
направленных на развитие
художественных навыков, мелкой
моторики и общекультурное развитие
ребенка с учетом возрастных его
особенностей.
1 раздел. Развивающие занятия по
ИЗО.
Знакомство с различными
изобразительными техниками:
граттаж, бумажная пластика, работа
акварелью по-сырому, изготовление
картин из пластилина, рисование
мыльными пузырями, работа мелками и
акварелью, монотипия, пальчиковая
живопись.
2 раздел. Развитие мелкой
моторики.
Развитие умения проводить различные
формообразующие линии, рисовать
геометрические фигуры, создавать
развернутый, полный сюжет,
использовать в работе весь цветовой
спектр, развитие умения регулировать
силу нажима при работе в технике
«пластилиновая живопись», подготовки
руки к письму.
3 раздел. Беседы об искусстве.
Это знакомство с творчеством В.
Васнецова, А. Саврасова, И.Левитана.
Знакомство с жанрами живописи:
натюрморт, портрет, пейзаж,
анималистический жанр.
10.
Перспективы развития
Творческое развитие детей средствами
нетрадиционной техники рисования
2. 1.Пояснительная записка
Программа составлена с учетом требований, определенных нормативными
документами:
-
Федерального
закона
от
29.12.2012
N
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам";
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14
ноября 2013 г., регистрационный № 30 384);
-
Санитарно-эпидемиологическими
правилами
и
нормативами
СанПиН
2.4.1.3049-13
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных
организаций".
В
программе
по
нетрадиционной
технике
рисования
использованы
материалы:
1. Давыдова Г.Н. Пластилинография –2.-М: Издательство «Скрипторий
2003», 2008.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 2. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
4. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись.- Санкт-Петербург-«Детство»,
2004.
Дошкольный
возраст
–
фундамент
общего
развития
ребенка,
стартовый
период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются
основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное
творчество
–
специфическая
детская
активность,
направленная
на
эстетическое
освоение
мира
посредством
изобразительного
искусства,
наиболее
доступный
вид
познания
мира
ребенком.
Наиболее
характерная
черта
эстетического
отношения
маленького
ребенка
–
непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной
ситуации;
неотделимость
эмоций
от
процессов
восприятия,
мышления
и
воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает
самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к
действительности.
Способность
к
творчеству
–
отличительная
черта
человека,
благодаря
которой
он
может
жить
в
единстве
с
природой,
создавать,
не
нанося
вреда,
преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к
творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание
творить
–
внутренняя
потребность
ребенка,
она
возникает
у
него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны
помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут
ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития
знаний
эстетического
воспитания,
так
как
оно
связано
с
самостоятельной
практической
и
творческой
деятельностью
ребенка.
В
процессе
рисования
у
ребенка
совершенствуются
наблюдательность
и
эстетическое
восприятие,
художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и
развивает
у
себя
определенные
способности:
зрительную
оценку
формы,
ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные
умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами
деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие
(эстетическое,
интеллектуальное,
нравственно-трудовое,
физическое).
А
также,
позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что
художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию,
отвлекая
детей
от
грустных,
печальных
событий,
обид,
снимая
нервное
напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает
положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Развитию
творческих
способностей
дошкольника
уделяется
достаточное
внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие»
и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно
–
эстетического
воспитания,
знакомить
детей
с
традиционными
способами
рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.
Несформированность
графических
навыков
и
умений
мешает
ребенку
выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного
мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной
для
детей
дошкольников
является
методика
изображения
предметов
тонкими
линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна
быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их
возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от
реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и
техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и
средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав
авторские
разработки,
различные
материалы,
а
также
передовой
опыт
работы
с
детьми,
накопленный
на
современном
этапе
отечественными
и
зарубежными
педагогами-практиками,
я
заинтересовалась
возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с
дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой
активности.
Нетрадиционные
техники
рисования
демонстрируют
необычные
сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник
является
универсальность
их
использования.
Технология
их
выполнения
интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так
как
они
открывают
большие
возможности
выражения
собственных
фантазий,
желаний и самовыражению в целом.
2.2. Актуальность программы
Актуальность
программы
обусловлена
тем,
что
происходит
сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость
в
новых
подходах
к
преподаванию
эстетических
искусств,
способных
решать
современные
задачи
творческого
восприятия
и
развития
личности
в
целом.
В
системе
эстетического,
творческого
воспитания
подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры
чувств,
развитию
художественно-эстетического
вкуса,
трудовой
и
творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи,
дает
возможность
творческой
самореализации
личности.
Программа
направлена
на
то,
чтобы
через
искусство
приобщить
детей
к
творчеству.
Дети
знакомятся
с
разнообразием
нетрадиционных
способов
рисования,
их
особенностями,
многообразием
материалов,
используемых
в
рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким
образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и
умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный
подход
к
выполнению
изображения
дает
толчок
развитию
детского
интеллекта,
подталкивает
творческую
активность
ребенка,
учит
нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных
материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование
нетрадиционными
способами,
увлекательная,
завораживающая
деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,
экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок
к
развитию
воображения,
проявлению
самостоятельности,
инициативы,
выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных.
Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и
руки
–
инструменты
души.
Творческий
процесс
-
это
настоящее
чудо.
"В
творчестве
нет
правильного
пути,
нет
неправильного
пути,
есть
только
свой
собственный путь".
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих
способностей
в
рисовании
стало
понятно,
что
стандартных
наборов
изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для
современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового
поколения
стал
намного
выше.
В
связи
с
этим,
нетрадиционные
техники
рисования
дают
толчок
к
развитию
детского
интеллекта,
активизируют
творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное
условие
развития
ребенка
–
не
только
оригинальное
задание,
но
и
использование
нетрадиционного
бросового
материала
и
нестандартных
изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение
занятий
с
использованием
нетрадиционных
техник
по
этой
программе:
Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов.
Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим
поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными,
природными
и
бросовыми
материалами.
Развивает
мелкую
моторику
рук.
Развивает творческие способности, воображение и
полёт фантазии. Во время
работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в
своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
2.3. Цель .Задачи.
Цель : Развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет
средствами нетрадиционного рисования .
Программа
разработана
как
специализированная
для
дополнительного
образования детей по художественно-творческому развитию.
Основные задачи программы:
1. Дать представление о видах и жанрах изобразительного искусства.
2.
Расширять
представления
детей
о
нетрадиционных
способах
рисования.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Развивать
способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить
К р а с о т у .
Ф о р м и р о в а т ь
э с т е т и ч е с к и й
в к у с .
3.
Развивать
творчество
и
фантазию,
наблюдательность
воображение,
а с с о ц и а т и в н о е
м ы ш л е н и е
и
л ю б о з н а т е л ь н о с т ь .
4.
Предоставить
свободу
в
отражении
–
доступными
для
ребенка
художественными средствами – своего видения мира.
Важно
не
дать
способностям
угаснуть,
способствовать
их
дальнейшему
развитию. При правильном отборе в группу попадут дети с ярко выраженной
неординарностью и высоким уровнем творческих способностей. Основная задача
образовательной работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование этих
способностей
2.4. Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности
для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и
др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу,
нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и
способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего
возрастного периода);
- Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада,
родителями, выпускниками);
- Принцип интегративности (синтез искусств).
2.5. Возрастные особенности детей 5-7 лет
Развитие личности
Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка
появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических
процессов
—
внимания,
памяти,
восприятия
и
др.
—
и
вытекающая
отсюда
способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о
себе и в самосознании, и в самооценке. Появление произвольности — решающее
изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение
внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением.
Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я. Примерно до
пяти лет в образе Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению
малыша,
у
него
имеются.
После
пяти
лет
у
ребенка
начинают
появляться
представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и
каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают
появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях.
Разумеется,
этот
процесс
находится
еще
в
зародыше
и
имеет
специфические
формы. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он
хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками.
Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма,
рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим
персонажем, — не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его
качества. Появление Я-потенциального, или Я-идеального, то есть того, каким
ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления
учебной мотивации Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений
со сверстниками. Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-
настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в
жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый.
Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более
или
менее
приятным
либо
интересным
объектом.
На
четвертом
году
жизни
ребенка
больше
интересуют
предметы
и
игрушки,
с
которыми
действует
сверстник,
чем
он
сам.
Совместная
игра
—
важнейшая
основа
детских
взаимоотношений — по-настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить
ее
порождают
множество
недоразумений.
Общение
в
форме
обмена
впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо сверстник не способен
ни понять личные проблемы и интересы другого, ни оказать ему поддержку или
выразить необходимое сочувствие. Да и речевые возможности детей четвертого
года не позволяют полноценно осуществлять такое общение. На пятом году дети
начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению
со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих
знаний. На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития,
соединившись,
образуют
благоприятные
условия
для
появления
нового
типа
взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у
большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует
взаимо¬пониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных
знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и
упорядочить
и
которыми
он
жаждет
поделиться
с
окружающими.
Развитие
произвольности,
а
также
общее
интеллектуальное
и
личностное
развитие
позволяют
детям
самостоятельно,
без
помощи
взрослого
налаживать
и
осуществлять совместную игру. Дети 5—6 лет уже могут распределять роли до
начала
игры
и
строят
свое
поведение,
придерживаясь
роли.
Игровое
взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и
интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей,
отличается от ролевой речи. Поскольку дети начинают осваивать социальные
отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности
взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. В
играх действия детей становятся весьма разнообразными. К моменту поступления
в
старшую
группу
большинство
детей
на
занятиях,
в
труде
и
других
видах
деятельности, внимательно слушая педагога, принимают объясняемые им цель и
мотив
деятельности.
Это
обеспечивает
интерес
и
положительное
отношение
ребенка
к
предстоящей
работе,
позволяет
совершенствовать
его
память,
воображение. Задание дети выполняют тем лучше, чем значимее для них мотив
предстоящей деятельности. Так, очень эффективна игровая мотивация.
Развитие психических процессов
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка
собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него
появляется
желание
показать
свои
умения,
сообразительность.
Активно
продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
Восприятие.
Продолжает
совершенствоваться
восприятие
цвета,
формы
и
величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей.
Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но
и
промежуточные
цветовые
оттенки;
форму
прямоугольников,
овалов,
треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по
возрастанию
или
убыванию
—
до
десяти
различных
предметов.
Внимание.
Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению
и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному
вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5—6 объектов, к концу года
—
6—7.
В
возрасте
5—7
лет
начинает
формироваться
произвольная
память.
Ребенок
способен
при
помощи
образно-зрительной
памяти
запомнить
5—6
объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5—6 слов. Мышление. В
старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети
способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить
преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением
мыслительных
средств
(развиваются
схематизированные
и
комплексные
представления,
представления
о
цикличности
изменений).
Воображение.
Пятилетний
возраст
характеризуется
расцветом
фантазии.
Особенно
ярко
воображение
ребенка
проявляется
в
игре,
где
он
действует
очень
увлеченно.
Развитие
воображения
в
старшем
дошкольном
возрасте
обусловливает
возможность
сочинения
детьми
достаточно
оригинальных
и
последовательно
разворачивающихся
историй.
Развитие
воображения
становится
успешным
в
результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот
процесс
может
не
привести
к
высокому
уровню.
Речь.
Продолжает
совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно
воспроизводить
шипящие,
свистящие
и
сонорные
звуки.
Развиваются
фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в
сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический
строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются
словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и
антонимы.
Развивается
связная
речь.
Дошкольники
могут
пересказывать,
рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
3. Содержательный раздел
3.1. Этапы реализации программы.
1 этап.
1.
Определение проблемы, цели и задач программы.
2.
Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование),
нахождение и установление эффективных связей с родителями.
2 этап.
1.
Выявление уровня художественных способностей в изобразительном
творчестве детей:
экспериментирование с разными художественными и изобразительными
материалами при решении творческих задач;
умение использовать возможности различных изобразительных и
художественных материалов для создания художественного образа;
умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;
самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными
предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;
2.
Развитие художественного вкуса.
3.
Создание развивающей среды на основе различных видов искусства,
предметного окружения.
4.
Разработка цикла занятий с детьми.
5.
Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок.
6.
Составление дидактических игр и упражнений на развитие
творческого воображения, в каждом из которых сочетались бы элементы
разных видов изобразительной деятельности: лепка, рисование, нетрадици-
онные техники.
7.
Организация работы по реализации программы.
3 этап.
1.
Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке
выставок и конкурсов рисунков.
2.
Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью
взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных
способностей детей.
3.
Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного
творчества в детском саду.
3.2. Средства и методы реализации программы:
Программа кружка предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную
формы организации учебной работы с использованием следующих методов:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
-словесные (рассказ, беседа),
-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических
приемов),
практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение
творческой работы)
-2) По характеру познавательной деятельности:
-репродуктивные (воспроизводящий)
-частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
-3) По степени самостоятельности:
-работа под непосредственным руководством педагога;
-совместная работа;
-самостоятельная работа.
3.3. Учебный план
Дополнительная общеобразовательная программа «Каляка-маляка» по развитию
изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях
дополнительного
образования
детей
в
ДОУ
ориентирована
на
формирование
интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности
ребенка в самовыражении через изобразительное искусство в возрасте от 5 до 7
лет
и
рассчитана
на
1
год.
Состав
формируется
с
учётом
желания
детей
и
результатов диагностики их изобразительных навыков. Наполняемость группы на
занятиях -20 детей.
Работа
строится
на
единых
принципах
и
обеспечивает
целостность
педагогического
процесса.
Непосредственно
образовательная
деятельность
проводится
в
соответствии
с
рекомендуемой:
продолжительностью
режимных
моментов
для
возрастных
групп
детского
сада;
объёмом
учебной
нагрузки
с
учётом требований СанПиН2. 2.4.1.3049-13.
№п\п
Возрастная группа
Количество учебных
часов
Продолжительность
В
неделю
месяц
год
1
Группа детей
старшего
дошкольного
возраста от 5 до 7
лет
1
4
36
25 – 30 мин
Непосредственно образовательная деятельность проводится во вторую половину
дня, продолжительностью 25-30 минут. На занятии имеют место как коллективная,
так
и
индивидуальная
работа.
В
течение
учебного
года
планируется
ряд
творческих показов: участие в мероприятиях ДОУ, в творческих городских и
международных конкурсах.
3.4. Перспективный план
№
ноябрь
1
«Унылая пора». Беседа, рассматривание репродукций. «Идет дождь».
Рисование по сырой бумаге.
2
«Кто такой художник». Беседа о призвании художника.
«Последний лист». Рисование веревочкой.
3
«Осенний парк». Рисование монотипией.
4
Кляксография. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в
ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и
сходства с реальными объектами.
№
декабрь
1
«Художники-анималисты рисуют животных». Рассматривание картин,
беседа. «Кто живет в лесу». Рисование шерсти животных жесткой
кистью.
2
«Звери, птицы, небылицы». Рисование в технике тампонирования.
3
«Зима в произведениях русских живописцев». Рассматривание картин,
беседа. «Зимушка-зима». Рисование в технике «набрызг».
4
«Веселый клоун». Пластилинография.
№
январь
1
«Размытый рисунок в зимних композициях». Рисование по сырой
бумаге.
2
«Чебурашка». Пластилинография.
3
«Маски для колядования». Рисование в технике монотипия.
4
«Знакомство с творчеством В.Васнецова на примере картины
«Снегурочка». Беседа. «Дворец для Снегурочки». Рисование в
нетрадиционной технике по-сырому.
№
февраль
2
«Мы рисуем мультик». Рисование любыми средствами изображения.
4
«Теремок». Пластилинография.
10
«Белая береза в инее». Материал для рисования – клей и манка.
11
«Почему художники по-разному пишут цвет снега». Рассматривание
картин. Рисование пейзажа.
№
март
1
«Весенние цветы для мамы». Рисование пальчиками – палитрами,
тампонированием, способом «набрызг».
2
«Жар-птица». Рисование в технике граттаж.
Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать
различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах
различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в
рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Развивать
образное восприятие, творчество.
3
«Весна в образе девушки». Рисование по сырой бумаге.
4
«Первые цветы под весенним солнцем». Рисование солнца свечой,
цветы – мыльными пузырями.
№
апрель
1
«Кто украшает город». Беседа о том, что украшение бывает
монументальное, станковое, объемное, рельефное. «Город, в котором я
хочу жить». Рисование города мечты любыми средствами
изображения.
2
«Березка». Батик.
3
«Теремок для зверей». Рисование нетрадиционной техникой -
пробками, палочками, пальчиками.
4
«Радуга». Рисование по сырой бумаге.
№
Май
1
Май в изображении русских художников-пейзажистов. Рассматривание
картин и беседа. «Юный лес». Рисование нетрадиционным способом
«набрызг».
2
«Пейзаж у озера». Монотипия.
5
«Сегодня мы – волшебники». Рисование кляксографией.
6
«Морское царство». Рисование с изменением фона картины.
3.5. Работа с родителями предполагает:
Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее
полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
Просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний,
семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации.
Анкетирование.
План работы с родителями .
Сентябрь
Консультация по теме: «Влияние нетрадиционных методов рисования на
положительные эмоции детей»
Октябрь
Анкета для родителей «Определение интереса ребенка к изобразительной
деятельности»
Ноябрь
Семинар-практикум N 1 «Знакомство со способами нестандартного
раскрашивания»
Декабрь
Открытое занятие средний возраст «Я слепил снеговика»
Старший возраст «Разноцветная радуга» ( художественная викторина).
Январь
Фотовыставка
Февраль
Совместная выставка творческих работ детей
Март
Семинар – практикум N 2» Сочетание техник нестандартного раскрашивания с
элементами лепки и аппликации».
Апрель
Мастер – класс «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования
и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Май
Творческий отчёт о работе кружка
3.6. Планируемый результат:
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно
решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
1. Развитие творческих способностей в художественном творчестве детей.
2. Совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и
совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, лепке;
3. Умение самостоятельно искать нужное решение;
4. Способность осуществлять практическое моделирование и
экспериментирование;
5. Овладение детей нетрадиционными приемами и техниками рисования для
развития художественного творчества.
6. Способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;
7. Навыки коммуникативного общения;
8. Участие в конкурсах и выставках детского творчества
4. Организационный раздел
4.1. Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования
1.
Вместо кисточки - рука
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть)
или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и
правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
2 . Использование печатки
Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск
на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
3. Рисование пёрышком
Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу.
Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются
4.
Рисование пальцем.
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На
каждый пальчик набирается краска разного цвета.
5. Монотипия .
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину
изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования
каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам
для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая
лист после рисования нескольких украшений.
6. Рисование по трафарету тампоном .
Ребенок
прикладывает
трафарет
к
бумаге,
обмакивает
поролон
в
краску
и
примакивает
поролон
по
трафарету,
затем
аккуратно
убирает
трафарет,
если
необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
7. Рисование методом тычка .
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную
палочку.
Опускаем
ватную
палочку
в
краску
и
точным
движением
сверху
вниз делаем
тычки
по
альбомному
листу.
Палочка
будет
оставлять
четкий
отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран
предмет для тычка.
8. Кляксография .
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования
сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали,
чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса
может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот,
еще и похвалят.
9. Набрызг.
Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит
над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
10. Граттаж.
Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем
на
него
наносится
тушь
с
жидким
мылом
После
высыхания
палочкой
процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это
зависит от того, какая тушь нанесена на лист.
11. Рисование мыльными пузырями .
Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились
мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на
бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
12. Р и с о в а н и е
м я т о й
б у м а г о й
Таким способом, например можно нарисовать стволы деревьев. Для этого смять
тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, осторожно примакивая нарисовать
крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.
13.
Вместо кисти – дырокол.
На листе бумаги сделать несколько отверстий дыроколом в произвольном порядке.
Покажите, как можно получить симметричные дырочки, сложив лист в несколько
раз. Наклеить проколотый лист на цветную бумагу с помощью разноцветных
карандашей можно завершить картину с помощью цветных карандашей .
11.
Ниткография .
Способ
получения
изображения:
опускаем
нитки
в
краску,
что
бы
они
пропитались,
концы
нитки
при
этом
должны
оставаться
сухими.
Укладываем
нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом
бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно
прижимая
верхний
лист
бумаги.
Дорисовать
необходимые
элементы.
После
освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и
использовать две и более нити.
12.Пластилинография. Создание лепных картин с изображением более или менее
выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
13.Свеча + акварель
Способ получения изображения: нарисовать свечой на бумаге. Затем закрасить
лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.
14. Акварельные мелки
Способ получения изображения: смочить бумагу водой с помощью губки, затем
нарисовать на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка
и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
15. Печатаем листьями на бумаге
Соберем
различные
опавшие
листья,
намажем
каждый
листочек
гуашью
со
стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной.
Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за
черешок.
Вновь
намазав
листок
и
приложив
к
бумаге,
получим
еще
один
отпечаток, и т.д. Если нижний кончик листа будем прикладывать к предыдущему
отпечатку,
то
выйдет
цветочек,
нужно
только
дорисовать
кисточкой
стебелек.
Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороны, дорисованное
тельце - и бабочка готова. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем
самом
неожиданный
образ
и
воплотить
его
на
бумаге,
дорисовав
детали.
А
сочетание данного приема и техники “по- сырому” дает простор фантазии при
тонировании листа. Например, при рисовании луга, фоном будет трава. Берем
лист, смачиваем его при помощи губки, затем вливаем краску нужных оттенков и
тут же отпечатываем листья.
Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать
краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным.
Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.
Своеобразные техники – родственницы: припечатка
поролоном, ватой, бинтом
привлекают
детей
своей
простотой.
Именно
на
таких
занятиях
дети
не
переживают, что сделают что-то не так.
16. Разные разности
Необходимые материалы и инструменты:
Бумага для рисования, кисти, краски, деревянная катушка от ниток, пуговицы,
трубка
от
картона,
консервная
банка,
скалка,
апельсиновая
корка
(свежая),
кукурузный початок, спица, карандаш или высохший фломастер.
Порядок работы:
Интересные отпечатки могут оставлять разные предметы. Чтобы найти их, нужно
только внимательно посмотреть вокруг и немножко пофантазировать, представив
себе, какие удивительные следы они могут оставить.
Так
деревянная
катушка
от
ниток
оставит
след,
похожий
на
колесо,
а
обыкновенная пуговица- кружочек с двумя или четырьмя точечками.
Если катушку положить на палитру с нанесенной на нее краской и продеть в
отверстие карандаш, то покатится катушка по чистому листу бумаги, оставляя две
цветные дорожки.
А между ними можно составить орнамент с помощью штампов и трафаретов. В
качестве
штампов
можно
использовать
свежую
апельсиновую
или
лимонную
корку, скрученную в виде спирали. Остается след, похожий на улитку.
Печатание
валиком
интересно
и
привлекает
своей
масштабностью,
раз,
два
прокатил и лист затонирован, или готов узор. Вместо валика можно использовать
кукурузный початок, трубку от картона, консервную банку или скалку. Следует
наклеить
сверху
инструмента
фигурки
из
картона
или
бечевки,
а
когда
клей
высохнет, нанести краску кисточкой. Ручки для валика из кукурузы можно сделать,
проткнув ее спицей. Инструмент следует прокатить по поверхности листа, держа
за ручку. И еще один вариант: можно обмотать скалку тесьмой смоченной в клее
или клейстере, потом окрасить тесьму и начать печатную деятельность.
17. Печатаем пробками
Применение таких помощников в рисовании очень нравится дошколятам. Ведь так
быстро можно нарисовать и шарик, и божью коровку, и цыпленка, и колесо, и
мячик - стоит только, раскрасить верхнюю часть пробки от лимонада и отпечатать
ее
на
лист.
Получившийся
ровный
круг
дополняется
воображением
ребенка.
Появляются ножки, клювик дорисованные кисточкой, глаза - это отпечаток шляпки
маленького гвоздика. И цыпленок оживает.
Разноцветные
ниточки,
проведенные
кончиком
кисти,
помогают
маленькому
художнику правильно подобрать цвет для воздушного шара, который появится
после отпечатка.
Божья
коровка
может
появиться
на
траве,
если
отпечаток
пробки
с
красной
краской дорисовать (точки на спине) косметической палочкой, обмокнув ее в
черную краску, а кончиком кисти мелкие части (голова, усики).
Гусеница, ловко перебирающая лапками.
18. Пуантилизм
Необходимые материалы и инструменты:
Тонированный
лист
бумаги,
косметические
палочки
(палочки
с
ватными
тампонами), краски, кисти.
Порядок работы:
Очень часто при выполнении художественных работ возникает необходимость
прорисовывать
мелкие
элементы
круглой
формы,
что
вызывает
трудность
в
точности
изображения.
Еще
сложнее
повторить
одинаковые
изображения
несколько раз. Выручат в данной ситуации косметические палочки. Обмакнув
тампон
в
краску,
можно
штамповать
одинаковые
элементы
узора.
Если
узор
должен быть разноцветным, нужно для каждого цвета иметь свой тампон.
Технику
работы
с косметическими
палочками
можно
использовать
при
изображении орнамента или декорировании предметов обихода. На цветную или
тонированную бумагу наносим однотонный рисунок, затем даем ему высохнуть и
ватными тампончиками штампуем узор, заранее обмакнув каждый в нужную
краску.
В данной технике можно получить мозаичное изображение
19. Рисование ластиком . Использовать ластик совершенно в противоположном
направлении,
не
удалять
рисунок,
а
наоборот,
рисовать!
Для
рисования
этим
способом
подходят
не
все
ластики.
Простые
карандаши
для
таких
работ
обязательно
должны
быть
мягкими.
Ну,
а
содержание
рисунков
может
быть
разным, здесь на помощь придёт фантазия, творчество и воображение!
4.2. Развивающая среда.
Изобразительный материал:
Традиционный – гуашь, акварель, кисти широкие и узкие, жесткие, листы бумаги
ф. А3, А4., цветные восковые карандаши, цветная бумага,
ножницы.
Нетрадиционный – осенние сухие листья;
воск (свеча);
бусины разного размера;
разнообразный сыпучий материал;
разнообразные пустые коробочки, трубочки для печатанья;
ватные палочки;
трубочки для коктейля;
кусочки поролона;
пластилин.
Иллюстративный ряд: иллюстрации известных художников; образцы, выполненные в
нетрадиционной технике, нетрадиционным способом.
4.3. Литература.
1. Давыдова Г.Н. Пластилинография –2.-М: Издательство «Скрипторий
2003», 2008.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть
2. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
4. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. - Санкт-Петербург-
«Детство», 2004.
5. Конспекты занятий, разработанные в процессе обучения детей
нетрадиционной технике рисования, проводимые в течение 2-х