Напоминание

Технология создания успеха в обучении через решение проблемных задач на уроках математики


Автор: Саватеева Анна Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Николаевская СШ
Населённый пункт: город Елизово, Камчатский край
Наименование материала: методический семинар
Тема: Технология создания успеха в обучении через решение проблемных задач на уроках математики
Раздел: полное образование





Назад





Технология создания успеха в обучении через решение

проблемных задач на уроках математики
Успешность в обучении сегодня – успех в жизни завтра Последние 10 лет всё чаще мы слышим слова «успех», «успешность в обучении». В образовательной инициативе «Наша новая школа», в новых ФГОсах говорится о том, дети должны получить возможность раскрыть свои способности, чтобы быть успешными в высокотехнологичном конкурентном мире. А это и есть положительный результат деятельности. -А хотим ли мы чтобы наши дети были успешными? Конечно, любой из нас хочет, чтобы наш ребенок был успешным. Ведь успех является важнейшим мотивом деятельности, которая в условиях нового стандарта является основанием развития личности. И поэтому на определенном этапе своей работы я тоже задалась вопросом.
Что
я могу сделать, чтобы мои ученики были успешными? 1.
ЧТО
Каждый день жизнь сталкивает нас с проблемами, ставит перед нами какие-то задачи. От умения эффективно их решать зависит качество жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Поэтому хочется, чтобы наши ученики обладали всеми навыками решения проблем: умели получать и обрабатывать информацию, анализировать, грамотно мыслить, быстро принимать решения в незнакомой ситуации. Таким образом, передо мной стояла задача: найти такие средства, которые помогут, обучая математике, научить детей чему-то большему, в частности, умению справляться с разного рода проблемами. Как учителю мне понятно, что математика уже сама по себе открывает огромные просторы для развития аналитического, логического и творческого мышления. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности ребенка через приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта
2 познания и самопознания. Значит, важным теперь становится вопрос не «Что?», а «Как?» Я стала искать ответ на этот вопрос. Обратилась к трудам отечественных педагогов С.А. Рубинштейна, Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, Н. А. Менчинской, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманской, познакомилась с методикой Е.А. Мельниковой, и поняла, один из способов достижения успеха – умение решать проблемные задачи. Это и предмет исследования, и средство обучения. -Что такое проблемная задача? Чем проблемная задача отличается от простой? Проблемная задача — это задача творческого характера, требующая от учащихся большой самостоятельности в суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения. 2.
ДЛЯ ЧЕГО ЭТО ИСПОЛЬЗОВАТЬ?
Итак, решая проблемные задачи, школьники учатся:  анализировать состав задачи, выявлять структурные связи и соотношения, применять извлеченную информацию к конкретным требованиям задачи, распознавать вид задачи (аналитические компетенции);  соотносить требования задачи и ее условия, переформулировать задачу, комбинировать ранее известные способы действий в новый способ, выдвигать гипотезы, применять эвристики (творческие компетенции);  выделять подзадачи, доказывать, что результат удовлетворяет условиям задачи, аргументировать действия, давать оценку полученным результатам, вносить коррективы в собственные действия (логические компетенции). 3.
КАК Я ЭТО ДЕЛАЮ?
Всоответствии с ФГОС реализация учебного
3 процесса должна предусматривать проведение занятий на основе активного обучения. Сегодня моя активность как учителя уступает место активности детей, моей задачей становится создание условий для проявления их инициативы. Мне важно научить своих учеников работать осознанно и самостоятельно, сформировать навыки коммуникации и сотрудничества. И для своих учеников, я - рука помощи, которая, помогая преодолеть препятствия, приведет к Собственным открытиям (а это ли не современные стандарты). А иначе – незачем! Деятельность учителя и учащихся при решении проблемной задачи состоит из нескольких этапов. -Этап предъявления задачи. -Формулировка проблемы. -Перевод задачи с языка текста на математический. -Поиск плана решения. -Реализация решения. -Рефлексия. Рассмотрим примеры: Например, в 6 классе при изучении темы «Понятие координатной плоскости» урок начинаю без объявления темы. На доске координатная прямая, отмечены несколько точек на прямой и одна точка, например, М, находится ниже прямой. Задача ребят назвать координаты точек, они их называют, и подходит очередь точки М. Возникает проблема: как определить координату точки, не лежащей на координатной прямой? Ребята вносят свои предложения, предположения и, таким образом, вводится еще одна координатная прямая, образуется координатная плоскость, объявляется тема урока, в течение которого решается возникшая проблема. В 7 классе на уроке геометрии при изучении темы «Неравенство треугольника». Предлагаю ученикам построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами: а) 4 см; 5 см; 6 см; б) 8 см; 4 см; 5 см; в) 2 см; 3 см; 5 см;
4 Ребята работают самостоятельно и приходят к выводу, что построить треугольник в последнем примере не удается. Возникает проблема: «При каких же условиях существует треугольник»? Чертежи, полученные учащимися при решении этой задачи, дают возможность легко сделать вывод: «Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон». При изучении темы «Теорема Пифагора» предлагаю решить задачу: «На охоте с двух отвесных скал два охотника заметили козла и одновременно в него выстрелили, причем стрелы достигли одновременно. Охотники одновременно начали спуск к добыче с одинаковой скоростью. Вопрос: Кому достанется козел? Если известно. Что высота одной скалы 40 м, второй 20 м, а расстояние между скалами 100 м. Проблемная ситуация возникает при построении математической модели математической задачи. Она рассматривается при помощи вопросов. - Как на чертеже изобразить: 1. скалы 2. расстояние между ними 3. путь каждой стрелы 4. путь каждого охотника 5. что означает факт, что стрелы достигли цели одновременно Анализ задачи позволяет заключить, что на данном этапе задачу решить нельзя, так как до сих пор не известна зависимость между катетами и гипотенузой в прямоугольном треугольнике. Возникает проблема: существует ли зависимость между гипотенузой и катетами в прямоугольном треугольнике, и, если она существует, то, как она формулируется? Для решения этой проблемы я организую работу в группах, с целью поиска формулировки. Конечно, сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Да еще мы не знаем, как ученик слушал, может быть, слушал «пассивно», если слушал ли вообще. Не обернется ли такая экономия
5 времени значительными потерями, в том числе и нервными, когда придется «десять раз повторять»? Когда же ученик участвует в составлении определения, он действительно слушает и больше понимает, тогда материал усваивается прочнее, у ученика активизируется способность к познанию нового, развивается мышление. Открывать самому интересно, следовательно, меняется отношение школьника к учебе, появляется потребность в освоении нового. Выдающийся немецкий педагог А. Дистервег убеждал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Этого можно достичь собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. «Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам. Давайте возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие» Э. И. Александрова В образовательном процессе важную роль отвожу этапу рефлексии и обратной связи, так как они позволяют оценить и осмыслить результаты собственной деятельности учащихся. 4.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
Оглядываясь на проделанную работу, вижу: первая высота на пути восхождения к вершине «ФГОС» взята. Мои ученики не боятся проблем, способны к рефлексии, целеполаганию, планированию. Стали более самостоятельны в жизни. Все ли сделано? Безусловно, нет. Но самое главное, понимаю, что выбрала правильное направление движения. Уверена, что данную технологию могут использовать не только учителя математики, но и преподаватели других предметов, поскольку проблемная задача формирует обобщенные способы действий, развивает мышление, выводит обучение на метапредметный уровень. Ведь для жизни, не для школы учим!


В раздел образования