Развитие коммуникативных способностей у дошкольников посредством включения в социально-ориентированную деятельность.
Автор: Бухарова Марина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 34 "Теремок" Населённый пункт: г. Димитровград Наименование материала: методическая разработка Тема: Развитие коммуникативных способностей у дошкольников посредством включения в социально-ориентированную деятельность. Раздел: дошкольное образование
Развитие коммуникативных способностей у дошкольников
посредством включения в социально-ориентированную деятельность.
1.
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в
образовании является коммуникативная направленность
педагогического процесса. Это является актуальным, так как
формирование личности, способной к организации
межличностного взаимодействия, решению
коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее
адаптацию в современном социокультурном пространстве .
Если у ребёнка выработано умение строить взаимоотношения
со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в
новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки
общения. Поэтому уже в дошкольные годы значимо развивать у
детей коммуникативные способности, обеспечивающие
эффективность его общения и совместимость с другими людьми.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть
коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют
общеизвестные умения: сотрудничать, слушать и слышать,
воспринимать и понимать информацию, говорить самому.
Коммуникативные способности дошкольника во многом
определяются развитием речи. Речь – одна из важнейших
психических функций, она отражает протекание мыслительных
операций, эмоциональных состояний,
играет большую роль в
регуляции поведения и деятельности ребёнка. Практика
показывает Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой
недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми,
стеснительными и даже агрессивными в общении с другими. Анализ
речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с
недостаточно развитым уровнем речевого развития. У детей может
быть нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная,
включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического
строя. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики,
качественно не полноценен. Дети используют и понимают более
простые средства невербального общения.
2. М.И.Лисина считает, что в дошкольном возрасте последовательно
сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым:
ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-
познавательное, внеситуативно-личностное и три формы общения
со сверстниками: эмоционально-практическое, ситуативно-
деловое, внеситуативно-деловое. Формируется один из
компонентов психической готовности к обучению в школе –
коммуникативный.
4.Условиями развития коммуникативных способностей
дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка,
формирующаяся потребность в общении со взрослыми и
сверстниками, совместная деятельность (ведущая игровая
деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности),
которые создают зону ближайшего развития ребёнка. Совместная
деятельность может быть достаточно разнообразной. Одна из форм
совместной деятельности-включение детей в социально-
ориентированную деятельность.
5. Социально-ориентированная деятельность - это двусторонний
процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение
ребёнком социального опыта путём вхождения в социальную
среду, систему социальных связей, и ее приспособление,
«адаптацию» к культурным, психологическим и социологическим
факторам. С другой стороны - процесс активного
воспроизводства ребёнком
системы социальных связей за счёт
его активной деятельности, преодоления негативных влияний
среды .
6. Одной из форм социально-ориентированной деятельности
является проведение социальных акций.
Социальная акция – один из видов социальной деятельности,
целью
которой является - привлечение внимания общества к
существующей социальной проблеме.
С детьми старшего дошкольного возраста можно принимать участие в
следующих видах социальных акций –
исследовательские (проведение опроса разных групп населения);
благотворительные (сбор вещей, книг и т. п. для передачи их целевой
группе);
социально–педагогические (воздействующие на изменение сознания,
поведения, отношения определённой категории населения к чему –
либо);
патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее
истории: прошлому и настоящему);
социокультурные (влияющие на уровень культуры, воспитывающие
интерес к своей национальной культуре);
трудовые (способствующие преобразованию, совершенствованию
социального пространства посредством социально – значимой
трудовой деятельности).
На наш взгляд такая форма работы позволяет развивать не только
коммуникативные отношения , коллективизм, сотрудничество, но и
поможет сформировать умение детей вести диалог, используя
языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест,
мимику, средства интонационной выразительности, развить связную
речь; развивать творческие способности детей, психические процессы:
восприятие, память, мышление, воображение ,внимание.
В течении последних лет мы провели несколько социальных акций.
Каждая проведённая акция включала разнообразные формы работы.
Были запланированы и проведены познавательные беседы, встречи с
интересными людьми, совместно с родителями изготавливали
плакаты, поделки, рисунки. Дети высаживали совместно со взрослыми
деревья, озеленяли участок, дарили подарки, открытки ветеранам.
Старшие дети дарили книги малышам.
Были проведены акции под названием:
«Озеленим свой участок»
«Посади дерево» В ходе этих акций на территории д.с. были
высажены сосны и рябины.
В ходе акции «Подари книгу малышам» - Старшие дети дарили книги.
Акция «Альтернативная Ёлка» . Совместно с родителями дети
изготовили ёлки из самых разнообразных
материалов. Был проведён
конкурс.
Акция «Клумба» Так же на территории Д.С. Каждая группа приняла
участие в озеленении участков.
Акция «Подари кормушку птицам» Совместно с родителями дети
изготовили кормушки. Была проведена выставка. Затем кормушки
развесили не только на территории д.с., но и за её пределами.
Помогли птицам перезимовать.
Акция « Мамочка любимая моя»-…
В ходе акции « Подари открытку ветеранам» были изготовлены и
подарены открытки ветеранам.
Анализируя проделанную работу
можно сделать вывод о том, что эта
форма работы действительно помогает развивать следующие виды
коммуникативных умений- информационно-коммуникативные .У детей
сформировалось умение вступать в общение, слушать
речь, задавать
вопросы, активно вступать в диалог, пользоваться формами речевого
этикета, ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Регуляционно - коммуникативные.
Дети научились согласовывать
свои действия, потребности с партнёром по общению, регулировать
своё поведение в соответствии с нормами и правилами. Аффективно-
коммуникативные. У детей появилось стремление делиться своими
чувствами с партнёрами по общению, оценивать эмоциональное
поведение друг друга.