Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе
Автор: Пенкина Гульнора Тахировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 49 Населённый пункт: город Североморск, Мурманская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе Раздел: дошкольное образование
ГМО воспитателей групп раннего возраста,
семинар-практикум «Речевое развитие детей
раннего возраста»,
опыт работы Г.Т. Пенкиной,
воспитателя МБДОУ д\с № 49
комбинированного вида
2016 г.
Развитие речи детей раннего возраста
через организацию наблюдений в природе
Основным новообразованием детей 2-3 лет является овладение речью, как основы для
дальнейшего развития ребенка.
Ранний возраст – это расцвет формирования всех сторон речи и представляет собой не
простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, в
основе которого заложены психические функции - эмоции, восприятие, внимание, память,
мышление, сознание, деятельность, отношение к взрослому и сверстнику.
Ученые
Ф.А.
Сохин,
А.И.
Максаков
установили,
что
наибольшая
активность
в
овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую
работу. Вот почему важна роль организации наблюдений в природе как средства обогащения
ощущений, восприятий, представлений, развития движений, действий с использованием
невербальных и вербальных способов общения.
При организации наблюдений мы особое внимание уделили возрастным особенностям
детей
и
при
организации
наблюдений
в
природе
мы
учитываем
речевые
возможности
ребенка. В первую очередь, Это:
сензитивность детей до 3 лет к развитию речи, все мы знаем постулат - «после 3 лет
уже поздно»;
ребенок зависим от взрослого, поэтому наша с Вами речь
- средство управления
деятельностью ребенка;
он
понимает
простые
вопросы
и
ответы
на
них:
«Что
это?»,
«Куда?»,
«Какой?,
Какое?», «Зачем?», «Где?»;
ребенок не способен относить к себе речь, обращенную ко всей группе, значит
обращаемся только индивидуально;
малыш
начинает
пользоваться
глаголами,
местоимениями,
предлогами,
прилагательными, целыми фразами;
он проявляет интерес к стихам, закличкам, рассказам из личного опыта воспитателя
экологической направленности;
проявляет интерес, любознательность к природному окружению.
В
соответствии
с
требованиями
Стандарта
ДО,
в
рамках
целевых
ориентиров,
индивидуальных
особенностей
детей
раннего
возраста,
мы
определили конечную цель,
которая
звучит
так
–
обеспечение
коммуникативного
развития
на
основе
обогащения
пассивного и активного словаря и совершенствования диалогической речи.
В соответствии с поставленной целью определили ряд задач:
1.
Побуждать называть предметы, объекты и явления живой и неживой природы,
обозначая словами некоторые их признаки.
2.
Расширять словарь, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов
природного окружения.
3.
Поощрять любые попытки повторять за воспитателем отдельные слова и
самостоятельно строить фразу из 2-3 слов.
4.
Способствовать развитию грамматического строя речи (употреблять предлоги,
уменьшительно-ласкательные существительные.
5.
Способствовать развитию речевого слуха - «Слушаем неречевые звуки», упражнения
на звукоподражание.
6.
Совершенствовать диалогическую речь как средство общения со взрослыми и
сверстниками.
7.
Привлекать детей к посильному участию в рассказывании взрослого о наблюдаемых
предметах, объектах окружающего мира через элементарное экспериментирование.
8.
Вводить в мир художественного слова в ходе организации наблюдений за живой и
неживой природой.
В основе проводимой работы заложены следующие принципы:
1.
Принцип системного формирования представлений о мире природы (перспективное
планирование).
2.
Принцип индивидуализации.
3.
Принцип интеграции образовательных областей.
4.
Принцип деятельности - это элементарное экспериментирование, продуктивная
деятельность детей).
5.
Принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей и их
самостоятельной деятельности.
Данный подход соответствует требованиям ФГОС ДО.
В ходе работы с детьми мы разработали правила организации детских наблюдений,
которые отражают работу по реализации задач Образовательной программой детского сада
(разработана
на
основе
«Радуга»
Примерная
основная
образовательная
программа
дошкольного образования»:
Очень важен выбор на участке постоянного объекта для сезонных наблюдений. У нас
выбрано 1 дерево и 1 кустарник, за которыми мы вместе с детьми наблюдаем весь
год;
Организуем наблюдения по принципу «Воспитателю и ребенку очень интересно!»,
поэтому у меня и моей напарницы Н.И. всегда широко открытые глаза;
Если
мы
наблюдаем
за
объектом,
то
комментарий
немногословен,
потому
что
основной акцент делается на художественное слово;
если ребенок сам обратил внимание на объект или явление, то помимо словесного
сопровождения, обязательно проводим игры, забавы и даже развлечения;
один и тот же объект или явление наблюдаем несколько раз в течение прогулки.
При организации наблюдений на прогулках используем разнообразные приемы, которые
активизируют речь детей, расширяют их словарный запас:
любование красотой природы (»;
Сенсорное обследование предмета – проталинка- снег растаял, появилась земля;
объяснение значений слов;
речевой образец воспитателя с опорой на художественное слово;
поручение на основе диалога с ребенком и оценка детской речи;
рассказ воспитателя о детях, о случаях из жизни педагога эконаправленности
(зачитать);
хороводные и подвижные игры;
игры – эксперименты по сезонам;
игры-беседы – Почему на дереве нет листьев?, почему высохли трава и цветы? И тут
же читаем стихотворение: «Ни листочка, ни травинки. Тихим стал наш сад. И береза и
рябинка скучные стоят», коммуникативные игры (ласкалочки);
на протяжении всей прогулки повторяем с детьми один и тот же речевой элемент
(звука, слова, фразы), так обогащается словарь;
используем прием - разговор воспитателя «с самим собой» (пример); искусственное
«непонимание» ребенка.
В своей работе мы используем пособие «Воспитание гармоничного отношения к
природе» Т.И.
Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. В данном пособии предложена такая
форма,
как
картотечное
планирование.
Содержание планирования прогулки отражает
принцип
интеграции
образовательных
областей
и
предполагает
использование
разнообразных форм работы с детьми, как в совместной деятельности ребенка со взрослым,
так и в самостоятельной деятельности детей:
Цель картотечного планирования – использование речевых сценариев на прогулке,
направленных на развитие речи.
Картотека представлена четырьмя циклами:
осенние;
зимние;
весенние;
летние прогулки.
Каждый
цикл
содержит
тематические
карточки,
включающие:
цель;
описание
деятельности на улице по заданной теме. Например – «Тучи», «Ветер», «Птицы», «Дождь» и
т.д.,
в
рамках
этих
тем
мы
наблюдаем,
рассматриваем,
сравниваем,
проговариваем
четверостишья. Картотечное планирование мы рассматриваем как условие для организации
представлений малышей об окружающем мире, а значит и развития речи.
Помимо того, что дети познают на прогулке, мы продумываем последующую работу уже
в режимных моментах.
Это следующие приемы работы:
наблюдение из окна;
рассматривание иллюстраций, произведений искусства;
дидактические игры – показать игры;
организуем подвижные игры, игры рядом «Оденем куклу по сезону»;
использование художественного слова в режиме дня;
чтение художественной литературы (утром и вечером);
проигрываем ситуации – «Птичка прилетела …», «Собачка прибежала …»;
традицией стало -слушание классической
музыки, звуков природы, пение;
Игры – эксперименты.
Всю работу осуществляем в тесном взаимодействии с семьей. При этом используем такие
формы работы:
видео - консультации под рубрикой « Как помочь ребенку в познании ближайшего
окружения и развитии речи»;
информационные листы «Это интересно знать ребенку 2 – 3 лет»»;
тренинги для родителей «Наблюдаем вместе с детьми»;
информационная корзина, где представлен психолого - педагогический материал по
запросу родителей;
ведется рубрика "Педагогическая страничка», «Опыт семейного воспитания»;
«День открытых дверей».
ФГОС ДО выдвигает требования к конечному результату ввиде целевых ориентиров, в
связи с этим мы также определили конечный результат в рамках поставленных задач. Это:
Проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира.
Проявляет
интерес к элементарному экспериментированию, активно сопровождает
действия словом.
Использует в речи глаголы, местоимения, предлоги, прилагательные, обозначающие
свойства, качества и функциональные особенности живой и неживой природы.
Относится к живой природе на участке с заботой, бережливостью.
Отвечает на вопросы: «Что это?», «Куда?», «Какой?, Какое?», «Зачем?», «Где?», может
дать развернутый ответ предложением из 3-4 слов.
Наизусть рассказывает небольшие по объему стихи, заклички, потешки
Общаются между собой и взрослыми.
Сформированы сенсорные представления о живой и неживой природе, способен дать
речевое описание.
С желанием и интересом отражает в продуктивной деятельности свое отношение к
окружающему миру (рисовании, аппликации, конструировании).
Проявляет интерес к освоению различных видов движений.