Напоминание

Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе


Автор: Пенкина Гульнора Тахировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 49
Населённый пункт: город Североморск, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГМО воспитателей групп раннего возраста, семинар-практикум «Речевое развитие детей раннего возраста», опыт работы Г.Т. Пенкиной, воспитателя МБДОУ д\с № 49 комбинированного вида 2016 г.
Развитие речи детей раннего возраста

через организацию наблюдений в природе
Основным новообразованием детей 2-3 лет является овладение речью, как основы для дальнейшего развития ребенка. Ранний возраст – это расцвет формирования всех сторон речи и представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, в основе которого заложены психические функции - эмоции, восприятие, внимание, память, мышление, сознание, деятельность, отношение к взрослому и сверстнику. Ученые Ф.А. Сохин, А.И. Максаков установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Вот почему важна роль организации наблюдений в природе как средства обогащения ощущений, восприятий, представлений, развития движений, действий с использованием невербальных и вербальных способов общения. При организации наблюдений мы особое внимание уделили возрастным особенностям детей и при организации наблюдений в природе мы учитываем речевые возможности ребенка. В первую очередь, Это:  сензитивность детей до 3 лет к развитию речи, все мы знаем постулат - «после 3 лет уже поздно»;  ребенок зависим от взрослого, поэтому наша с Вами речь - средство управления деятельностью ребенка;  он понимает простые вопросы и ответы на них: «Что это?», «Куда?», «Какой?, Какое?», «Зачем?», «Где?»;  ребенок не способен относить к себе речь, обращенную ко всей группе, значит обращаемся только индивидуально;  малыш начинает пользоваться глаголами, местоимениями, предлогами, прилагательными, целыми фразами;  он проявляет интерес к стихам, закличкам, рассказам из личного опыта воспитателя экологической направленности;  проявляет интерес, любознательность к природному окружению. В соответствии с требованиями Стандарта ДО, в рамках целевых ориентиров, индивидуальных особенностей детей раннего возраста, мы определили
конечную цель,
которая звучит так – обеспечение коммуникативного развития на основе обогащения пассивного и активного словаря и совершенствования диалогической речи. В соответствии с поставленной целью определили
ряд задач:
1. Побуждать называть предметы, объекты и явления живой и неживой природы, обозначая словами некоторые их признаки. 2. Расширять словарь, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов природного окружения. 3. Поощрять любые попытки повторять за воспитателем отдельные слова и самостоятельно строить фразу из 2-3 слов. 4. Способствовать развитию грамматического строя речи (употреблять предлоги, уменьшительно-ласкательные существительные. 5. Способствовать развитию речевого слуха - «Слушаем неречевые звуки», упражнения на звукоподражание.
6. Совершенствовать диалогическую речь как средство общения со взрослыми и сверстниками. 7. Привлекать детей к посильному участию в рассказывании взрослого о наблюдаемых предметах, объектах окружающего мира через элементарное экспериментирование. 8. Вводить в мир художественного слова в ходе организации наблюдений за живой и неживой природой. В основе проводимой работы заложены следующие принципы: 1. Принцип системного формирования представлений о мире природы (перспективное планирование). 2. Принцип индивидуализации. 3. Принцип интеграции образовательных областей. 4. Принцип деятельности - это элементарное экспериментирование, продуктивная деятельность детей). 5. Принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей и их самостоятельной деятельности. Данный подход соответствует требованиям ФГОС ДО. В ходе работы с детьми мы разработали правила организации детских наблюдений, которые отражают работу по реализации задач Образовательной программой детского сада (разработана на основе «Радуга» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования»:  Очень важен выбор на участке постоянного объекта для сезонных наблюдений. У нас выбрано 1 дерево и 1 кустарник, за которыми мы вместе с детьми наблюдаем весь год;  Организуем наблюдения по принципу «Воспитателю и ребенку очень интересно!», поэтому у меня и моей напарницы Н.И. всегда широко открытые глаза;  Если мы наблюдаем за объектом, то комментарий немногословен, потому что основной акцент делается на художественное слово;  если ребенок сам обратил внимание на объект или явление, то помимо словесного сопровождения, обязательно проводим игры, забавы и даже развлечения;  один и тот же объект или явление наблюдаем несколько раз в течение прогулки. При организации наблюдений на прогулках используем разнообразные приемы, которые активизируют речь детей, расширяют их словарный запас:  любование красотой природы (»;  Сенсорное обследование предмета – проталинка- снег растаял, появилась земля;  объяснение значений слов;  речевой образец воспитателя с опорой на художественное слово;  поручение на основе диалога с ребенком и оценка детской речи;  рассказ воспитателя о детях, о случаях из жизни педагога эконаправленности (зачитать);  хороводные и подвижные игры;  игры – эксперименты по сезонам;  игры-беседы – Почему на дереве нет листьев?, почему высохли трава и цветы? И тут же читаем стихотворение: «Ни листочка, ни травинки. Тихим стал наш сад. И береза и рябинка скучные стоят», коммуникативные игры (ласкалочки);  на протяжении всей прогулки повторяем с детьми один и тот же речевой элемент (звука, слова, фразы), так обогащается словарь;  используем прием - разговор воспитателя «с самим собой» (пример); искусственное «непонимание» ребенка. В своей работе мы используем пособие «Воспитание гармоничного отношения к природе» Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. В данном пособии предложена такая форма, как картотечное планирование. Содержание планирования прогулки отражает принцип интеграции образовательных областей и предполагает использование разнообразных форм работы с детьми, как в совместной деятельности ребенка со взрослым, так и в самостоятельной деятельности детей:
Цель картотечного планирования – использование речевых сценариев на прогулке, направленных на развитие речи. Картотека представлена четырьмя циклами:  осенние;  зимние;  весенние;  летние прогулки. Каждый цикл содержит тематические карточки, включающие: цель; описание деятельности на улице по заданной теме. Например – «Тучи», «Ветер», «Птицы», «Дождь» и т.д., в рамках этих тем мы наблюдаем, рассматриваем, сравниваем, проговариваем четверостишья. Картотечное планирование мы рассматриваем как условие для организации представлений малышей об окружающем мире, а значит и развития речи. Помимо того, что дети познают на прогулке, мы продумываем последующую работу уже в режимных моментах. Это следующие приемы работы:  наблюдение из окна;  рассматривание иллюстраций, произведений искусства;  дидактические игры – показать игры;  организуем подвижные игры, игры рядом «Оденем куклу по сезону»;  использование художественного слова в режиме дня;  чтение художественной литературы (утром и вечером);  проигрываем ситуации – «Птичка прилетела …», «Собачка прибежала …»;  традицией стало -слушание классической музыки, звуков природы, пение;  Игры – эксперименты. Всю работу осуществляем в тесном взаимодействии с семьей. При этом используем такие формы работы:  видео - консультации под рубрикой
«
Как помочь ребенку в познании ближайшего окружения и развитии речи»;  информационные листы «Это интересно знать ребенку 2 – 3 лет»»;  тренинги для родителей «Наблюдаем вместе с детьми»;  информационная корзина, где представлен психолого - педагогический материал по запросу родителей;  ведется рубрика "Педагогическая страничка», «Опыт семейного воспитания»;  «День открытых дверей». ФГОС ДО выдвигает требования к конечному результату ввиде целевых ориентиров, в связи с этим мы также определили конечный результат в рамках поставленных задач. Это:  Проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира.  Проявляет интерес к элементарному экспериментированию, активно сопровождает действия словом.  Использует в речи глаголы, местоимения, предлоги, прилагательные, обозначающие свойства, качества и функциональные особенности живой и неживой природы.  Относится к живой природе на участке с заботой, бережливостью.  Отвечает на вопросы: «Что это?», «Куда?», «Какой?, Какое?», «Зачем?», «Где?», может дать развернутый ответ предложением из 3-4 слов.  Наизусть рассказывает небольшие по объему стихи, заклички, потешки  Общаются между собой и взрослыми.  Сформированы сенсорные представления о живой и неживой природе, способен дать речевое описание.  С желанием и интересом отражает в продуктивной деятельности свое отношение к окружающему миру (рисовании, аппликации, конструировании).  Проявляет интерес к освоению различных видов движений.


В раздел образования