Напоминание

час общения "День народного единства"


Автор: Хороля Мария Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Панаевская школа-интернат"
Населённый пункт: ЯНАО, Ямальский район. с.Панаевск
Наименование материала: конспект
Тема: час общения "День народного единства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казѐнное общеобразовательное учреждение «Панаевская школа-интернат» Час общения «День народного единства» с. Панаевск 2016 Автор-составитель: Хороля М.Г., воспитатель

Час общения

«День народного единства»

Цели:
познакомить с историей возникновения государственного праздника РФ; формировать у воспитанников гражданственность, активную жизненную позицию; воспитывать патриотизм, уважение к героическим подвигам людей на примерах исторических личностей.
Целевая аудитория
: 7-9 классы. Оборудование: мультимедийная презентация, шаблоны для изготовления баннера, скотч, ножницы, воздушные шары.
Ход мероприятия
Слайд 1. Звучит гимн России. Слайд 2. Мы прошли столетия с Россией От сохи до звѐздного крыла. А взгляни – всѐ то же небо синее, И над Волгой та же тень орла. И ещѐ немало будет пройдено, Коль зовут в грядущее пути. Но светлей и чище чувства Родины Людям никогда не обрести. С этим чувством человек рождается, С ним живѐт и умирает с ним. Всѐ пройдѐт, а Родина – останется, Если мы то чувство сохраним.
Ведущий 1:
В истории нашей Родины было немало дней, когда весь народ как один человек поднимался на еѐ защиту. Сегодня мы вспомним о событиях, которые свидетельствуют о том, что, объединившись, народ способен противостоять любому врагу. Мы отправляемся в путешествие по времени, рассмотрим героические страницы истории России.
Ведущий 2:
Слайд 3.

4 ноября наша страна отмечает День народного единства. Этот праздник отдаѐт дань памяти событиям 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народным ополчением Минина и Пожарского была освобождена Москва, и было положено начало выхода страны из глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, известного как Смутное время. В 2004 г. Госдума утвердила новый праздник – 4 ноября День народногоединства.
Ведущий 1:
Как многонациональное государство Россия формировалась на протяжении веков. На территории России проживает около 180 народов. Великая история страны и ее культурное богатство — плод огромных усилий и трудов многих народов. Каждый большой и малый народ хранит имена тех, кто оставил свой заметный след в российской государственности и русской культуре. Народы крайнего Севера, не исключение. Свой вклад в развитие культуры и становление государства внесли: композитор и автор песен - Семен Няруй, поэт, северный гений - Леонид Лапцуй, педагог-новатор Анна Неркаги. Продолжают курс развития и укрепления государства – губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин, глава нашего района – Андрей Кугаевский. Все эти деятели способствуют укреплению страны и единению людей.
День народного единства
- один из самых молодых праздников нашей страны и ему посвящен наш час общения. Слайд 4.


Ведущий 2:
Что означает название этого праздника? Какие события стали основой народного единения и кто был во главе национального единства? В чем и с кем мы должны объединяться? Вот темы нашей дискуссии.

Ведущий 1:
Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость. Итак, давайте мысленно перенесѐмся в начало XVII века. Слайд 5.


Историк 1 :
После смерти Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший - умер. Средний недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, – не изве- стно. То ли от болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца – тот, кто стал царѐм вместо Дмитрия: Годунов Борис Федорович! Слайд 6.

Борис Годунов для страны много хорошего сделал, ещѐ больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещѐ – неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает! И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой. Слайд 7.


Историк 2
За это время на Руси произошло много трагических событий. Первые годы XVII столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод, восстания. В 1601 году в стране случился неурожай, повторился он и в последующие два года. Повсюду начались голод и мор. За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло около 120 тысяч человек. В стране назревало недовольство. Появились огромные толпы голодных и озлобленных людей, которые только и ждали случая, чтобы объединиться и пойти на Москву. Слайд 9.

Всем этим и воспользовались польские паны. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, Лжедмитрий был с почестями встречен в Москве. Пришедшие с Лжедмитрием I поляки, держали себя в Москве заносчиво – они оскорбляли москвичей, грабили их. Вскоре, жители столицы узнали, что бояре и дворяне ворвались в царские покои и убили самозванца. Через несколько дней тело Лжедмитрия I сожгли, а пепел смешали с порохом и выстрелили им из пушки в сторону Польши, откуда Самозванец и пришѐл.
Историк 3 :
Слайд 10.

Новым царем был объявлен Василий Шуйский, царствовавший с 1606 по 1610 годы. Но его правление окончилось плачевно. Войска Шуйского были разбиты польскими отрядами во главе с Лжедмитрием II. Слайд 11.

В мае 1608 года Лжедмитрий II разбил войска Василия Шуйского и подошѐл к Москве. Самозванец разбил лагерь в подмосковном селе Тушине, отчего в народе его прозвали «Тушинский вор». Власть в стране перешла к временному боярскому правительству. В народе эту власть прозвали «Семибоярщиной». Слайд 12.


Историк 4
Чтобы избавиться от угрозы стоявшего под Москвой Тушинского вора, правители Семибоярщины решили возвести на российский престол сына польского короля Сигизмунда III – Владислава. В столицу вошел польский гарнизон с немалым числом литовских воинов. Лжедмитрий II был убит. Это было в далеком 1611 году. Весь люд спозаранку стал собираться на городской площади перед Земской избой. Один из гонцов, прибывших из Москвы, громко зачитал привезенную из Троицкого монастыря грамоту, призывавшую русский народ к «великому стоянию» против польско-литовских захватчиков, за веру православную и отечество. На Лобное место быстро поднялся Кузьма Минин:
Историк 5 (одет в русскую рубаху, подпоясан кушаком):
Слайд 13.


«Сограждане нижегородские, слушал я гонцов и не смог сдержаться. Сердце мое разрывается от боли за бедную землю Московскую. Пришло время всем российским людям подняться за яростную брань! Не вечно же топтать Русь врагу, пора и честь знать!.. Так давайте создадим всенародное ополчение против врага!... Пока же начнем собирать для воинов деньги. Я отдам все, что за долгие годы нажил тяжким трудом».
Историк 6
Слайд 14.

Купец Козьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение. Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все помогали, чем могли. Увлечѐнные речью Минина, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду. Слайд 15.

Под знамѐна ополчения шли тысячи крестьян и посадских людей, дворяне, казаки, дети боярские. Дружно откликнулись на призыв и поволжские народы. Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды.
Историк 7 :
Слайд 16.

В январе 1612 г. В распоряжении Минина и Пожарского оказалась многочисленная и сильная армия - целых 8-10 тысяч ополченцев. Руководители ополчения стали временной верховной властью в стране. Основное сражение продолжалось около 15 часов, силы ополчения были на исходе. И тут Минин совершил замечательный воинский подвиг. Взяв у Пожарского несколько сотен всадников, он переправился с ними через Москву-реку у Крымского брода и ударил во фланг неприятельского войска. Слайд 17.

В лагере врага началась паника: от всего войска осталось не более 400 человек. Русские захватили обоз, пушки, знам ѐ на. В конце октября Москва была освобождена. Народы России, тесно сплотившиеся для борьбы с врагом, спасли свою землю от иноземного порабощения. Слайд 18.


Ведущий 1:
В Москве на Красной площади стоит памятник. На нѐм надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия. В лето 1818 года» В день 4 ноября мы чтим память о военном подвиге наших предков под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, спасших в 1612 году от гибели русское государство и продемонстрировавших образец героизма и сплоченности независимо от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
Ведущий 2: Скажите, были примеры самопожертвования ради своей Родины в истории

России?
Ответы детей: Так было и во время войны с Наполеоном, в сражениях с немецко- фашистскими захватчиками.
Ведущий 1: К чему призывает нас этот праздник?
Новый праздник призван напомнить о том, что мы россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.
Ведущий 2: В чем состоит суть дня народного единства?
День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.


Ведущий 1 : С кем же люди должны объединяться?
Все люди страны должны быть едины как народ, объединяясь друг с другом, народами, республиками.
Ведущий

2:

Есть

ли

в

настоящий

момент

страны

и

народы,

которым

необходимо

объединение, понимание, мир, единство?
Да, это страны, где идут военные действия: Сирия, Украина.
Ведущий 1: Для чего нам нужно единство?
Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.

Рефлексия

Ведущий 2:
Отдавая дань памяти Дню народного единства, внесем и мы свой вклад в его празднование. Перед вами набор для изготовления баннера ( собрать плакат с изображением День народного единства) . Прошу желающих пройти к столу.
Ведущий

1:
А участникам и гостям предоставляется возможность блеснуть познаниям в области истории. Мы узнаем, насколько вы были внимательны.


Викторина «День народного единства»
1. В честь какого события отмечается День народного единства? 2. Перед каким московским собором установлен памятник Минину и Пожарскому? 3. В каком году Государственной Думой РФ был утвержден праздник - День народного единства? 4. Назовите президента, при котором День народного единства стал Праздничным днѐм? 5. Россия – многонациональное государство. Сколько народов населяют ее территорию? 6. Что означает слово «Единство»? 7. Посмотрим, проявили ли спаянность и сплоченность участники при изготовлении баннера?
Ведущий 2:
Приглашаю развернуть изготовленный вами баннер.
Ведущий 1:
Воспитанницы группы-семьи №4, желая внести свой вклад в празднование Дня народного единства, подготовили выступление.
Чтец 1:
Роса состоит из росинок, Из капелек пара – туман, Песок – из мельчайших песчинок Россия – из россиян. Мы вместе: волжане, уральцы, Поморы и степняки – Похожи на крепкие пальцы Большой работящей руки.
Чтец 2:
Земля и вода – неразрывны, Как берег или река, Неразделимы ливни, И ветер, и облака. У радуги – нет половинок. И если волна – то волна, И нету полуросинок, Вот так и Россия – одна!
Ведущий 2:
Мы не должны забывать простую истину: мы сильны тогда, когда мы едины. Только став единым народом, можно сохранить свободу и могущество государства. Поздравляем Вас с праздником – Днем народного единства! Слайд 26. Всем спасибо за внимание! Общее фото.


В раздел образования