Автор: Ризванова Зугра Раисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАОУ "БЛИ№3 городского округа г. Стерлитамак" Населённый пункт: г. Стерлитамак Наименование материала: методическая разработка Тема: Мастер класс "Наше здоровье – в наших руках!" Раздел: полное образование
формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем
здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном
благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
Задачи:
1) обобщить основные причины заболеваний педагога;
2) выработать рекомендации по восстановлению здоровья педагога.
1.
Приветствие.
- Когда мы встречаемся с людьми, мы здороваемся. Я тоже хочу с вами
поздороваться, но сделаем это несколько необычно. Поприветствуем друг
друга на разных языках. Какие слова- приветствия вы знаете? (участники
называют слова).
- А теперь мы поздороваемся друг с другом.
- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей
словом “здравствуйте”.
ответы.
-- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Это
слово
мы
слышим
с
рождения.
С
него
начинается
каждый
день.
Здравствуйте, на первый взгляд, это самое обыкновенное слово. Но в нём
всё:
и
свет
улыбки,
и
радость
встречи,
и
пожелания
здоровья.
Говоря:
«Здравствуйте», мы желаем человеку быть крепким, сильным, здоровым.
Мне
хотелось
бы
начать
со
слов
великого
русского
педагога
В.А.
Сухомлинского: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От
жизнерадостности,
бодрости
детей
зависит
их
духовная
жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои
силы ».
- Наша сегодняшняя встреча посвящена здоровью. Педагогам необходимо
помнить, что они входят в группу риска по различным профзаболеваниям.
Вы часто вынуждены находиться в статической позе. Из-за этого
уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода к
внутренним органам и головному мозгу. Всё это может спровоцировать
различные заболевания.
Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов,
сотрудники института В. М. Бехтерева (2014г) обнаружили ярко выраженные
преобладающие заболевания. Статистические данные показывают, что 54%
педагогов имеют нарушения массы тела, 70% - нарушение опорно-
двигательного аппарата. Нарушения в нервно – психическом здоровье
имеют: после 10-ти лет работы более 35% педагогов; после 15-ти лет стажа –
40%; после 20-ти лет – более 50% педагогов. Постоянное перенапряжение
приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет,
ишемическая болезнь сердца, гипертония). К основным профессиональным
заболеваниям педагогов относятся: миопия (близорукость), ларингит,
синдром хронической усталости, гиподинамия, остеохондроз.
- Для каждого человека слово здоровье вызывает определённые ассоциации.
Для кого то это рациональное питание, а может занятие спортом или
отсутствие болезней, для кого-то это спокойствие, благоприятная атмосфера
дома и на работе.
Упражнение «Ассоциации».
- А с чем ассоциируется слово здоровье для каждого из вас? Запишите на
листочках ваши слова ассоциации. Итак, здоровье для вас – это…
перечислить слова-ассоциации, записанные на листе бумаги
Ответы педагогов:
- Здоровье не всё, что приносит радость, но без здоровья ничего не радует.
— Здоровье – это не только хорошая физическая форма, но и душевное
равновесие.
— Здоровье – это способность удовлетворять в разумных пределах свои
потребности.
— Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан
помогать.
— Здоровье – это культура человеческих отношений.
— Здоровье – это социальная культура отношений.
— Здоровья — это образ жизни.
Вывод : Итак, здоровье — это красота, это сила и ум, хорошее настроение.
Здоровье – это самое большое богатство. Здоровье – это счастье.
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
- Профессия обязывает нас много говорить. Перенапряжение голосовых
связок
может
спровоцировать
болезни
горла:
ларингит,
фарингит.
Выполнение несложных упражнений поможет укрепить мышцы гортани.
Предлагаю
вам выполнить
комплекс
дыхательно-
голосовых упражнений
для укрепления мышц гортани.
Поцокайте языком громко и быстро, тихо и медленно.
Несколько раз постарайтесь дотянуться языком до подбородка.
Постарайтесь зевнуть с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от
окружающих.
Откройте рот максимально широко, немного расслабьте мышцы и мягко
опустите голову вниз. Вернитесь в исходное положение.
Выполните движения губами, мысленно произнося «а-о-э».
Педагоги выполняют комплекс упражнений.
- Эти упражнения можете выполнить каждый день!
- А сейчас поговорим о самом приятном- о массаже
Массаж
повышает
чувствительность
нервных
окончаний,
ослабляет
болезненные ощущения или полностью избавляет от них,увеличивает приток
крови,повышает
насыщение
кожи
кислородом,снимает
усталость
и
стабилизирует артериальное давление,питает мышечные ткани
Предлагаю вам сделать самомассаж :
Мимическая зарядка.
Здесь живет Хмурилка (массируют точки на лбу между бровями)
Здесь живет Дразнилка (массаж точки на крыльях носа)
Здесь живет Смешилка (массаж точки под нижней губой и подбородком)
Здесь живет Страшилка (широко раскрывая рот, вытащить язык, при этом
потягивать мочки ушей вниз, вверх)
Это носик – бибка (указательным пальцем нажать на кончик носа)
Где твоя улыбка? (указательными пальцами массировать точки в углах рта).
- Согласитесь, как приятно чувствовать себя здоровыми, бодрыми, полными
сил.
- И сейчас мы посмотрим, как вы готовы к физическим упражнениям.
Игра «Внимательный прыгунчик». Попрошу вас встать. При слове
ведущего "суша" все стоят, при слове "вода" – прыгают на месте. Конкурс
проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода"
произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова
"суша" - берег, земля, остров. Прыгающие невпопад выбывают, победителем
становится последний игрок - самый внимательный.
Молодцы! Здорово!
- Человек, ведущий здоровый образ жизни не должен забывать об активном
отдыхе. Предлагаю вам позабавиться.
Забава первая «А ну, попробуй!»
Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони большой
палец. Остальные пальцы должны быть развернуты. А теперь прижмите
мизинец. Получилось? Не тут-то было!
Забава вторая - «Отдай честь!»
Отдай честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперед с
оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «Во!»
Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.
- А сейчас предлагаю Опросник о состоянии вашего здоровья
1.
Я чувствую себя здоровым человеком.
2.
В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым раньше я
относился (ась) спокойно.
3.
Я стал (а) вялым (ой) и безразличным (ой).
4.
Мне трудно удержать в памяти дела, которые необходимо сделать
сегодня.
5.
В последнее время мне стало труднее работать.
6.
У меня ровный и спокойный характер.
7.
Меня мучают боли в висках и во лбу.
8.
У меня бывают приступы сердцебиения.
9.
Мне трудно сосредоточиться на задании.
10.
У меня иногда возникает ощущение тошноты.
11.
У меня часто болит голова.
12.
Моя учеба и увлечения мне перестали нравиться.
13.
Я постоянно хочу спать днем.
14.
Мои близкие замечают, что у меня портится характер.
15.
Мне нравится работать в коллективе.
16.
Я с удовольствием прихожу на работу.
17.
У меня чаще всего беспокойный сон.
18.
Я все время чувствую себя усталым (ой).
Подсчитай баллы .
За ответ «да» 1 балл, за ответ «нет» 0 баллов
- Если получилось более 6 баллов, это свидетельствует о наличии начальной
формы хронического утомления.
- Тому, кто набрал более 6 баллов, стоит подумать о более рациональном
режиме дня, о снижении нагрузок, о нормализации отношений с
окружающими. Ведь здоровье - не только личное дело каждого человека.
Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу
обществу.
- Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память.
Вот дерево счастья, которое останется на память о сегодняшнем дне. У вас
разноцветные листочки. Я попрошу вас написать ваше пожелание коллеге -
педагогу. Оно должно быть позитивное. Пусть это дерево сохранит наше
тепло и радость до следующей нашей встречи. Всем доброго здоровья. До
свидания.
МАОУ «Башкирский-лицей интернат№3» городского округа г. Стерлитамак РБ
Мастер класс
«Наше здоровье – в наших руках!»
Провела: воспитатель
Ризванова З.Р.
г.Стерлитамак 2016г.