Напоминание

"Музыкальное оформление уроков классического танца"


Автор: Черняева Татьяна Ивановна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБОУДО "БЦДО"
Населённый пункт: г.Пикалёво
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музыкальное оформление уроков классического танца"
Раздел: дополнительное образование





Назад





МБОУ ДО «Бокситогорский центр дополнительного образования»

Методическая разработка:

«Музыкальное оформление уроков классического танца»

Концертмейстер: Черняева Т.И.

г.Пикалево

2015 г.


Содержание.
1.Введение……………………………………………………………………………….. 3 2.Основная часть………………………………………………………………………. 4-13 2.1. Рекомендации по музыкальному оформлению………………. 4-5 классического танца. 2.2. Построение урока классического танца……………………………. 5-6 2.3. Экзерсис у палки………………………………………………………………… 6-11 2.4. Экзерсис на середине зала………………………………………………… 11-12 2.5. Прыжки и танцевальные комбинации………………………………. 12-13 3.Заключение…………………………………………………………………………….. 13 4.Список литературы…………………………………………………………………. 14
2


Введение.
Существует очень мало учебных пособий, где приведены примеры музыкального оформления классического урока, основанные на импровизационном материале. Издаётся большое количество сборников и хрестоматий для уроков классического танца - но представьте себе, каким репертуаром должен владеть пианист чтобы иметь музыкальный материал для постоянно модифицирующегося урока. Что делать, когда упражнения всё время изменяются, усложняются, по мере их проучивания, комбинации обновляются? Выход один — придумывать музыку или импровизировать на тему какого-либо музыкального произведения. С нетанцевальной музыкой возникает ряд дополнительных сложностей: её фактурно-ритмическая ткань часто бывает не приспособлена к движениям у станка. Надо суметь так изменить ритм, фактуру, иногда размер, мелодию, количество тактов чтобы максимально приблизить звучание этой музыки к специфике упражнения и создать структурно, метроритмически и мелодически ясное построение. Появляется почти новое произведение. В связи с этим особую важность приобретает искусство импровизации. Что важнее на уроке классического танца музыка или движение? Говоря формально, первично движение. Педагог задаёт комбинацию движений, а пианист, исходя из их характера и ритмического рисунка, подбирает музыку. Озвучить придуманное упражнение композиторским текстом очень трудно. Идеальные совпадения случаются крайне редко. Использование уже написанной музыки иногда приводит к тому, что комбинация движений подгоняется под эту музыку. Это противоречит специфике урока классического танца — движение определяет ритм, темп и характер музыкального сопровождения. Хорошо бы концертмейстеру. проанализировав и проиграв ряд балетных клавиров, заготовит для себя определённые <<шаблоны» - например, определённые гармонические ходы и ритм, использующиеся в балетной музыке. Умело подобранная музыка, красивая мелодия, сочная гармония, эмоциональное исполнение, взаимопонимание танцовщиков и концертмейстера — всё это помогает выполнять урок классического танца с максимальной отдачей. Естественно, что такая работа приносит соответствующие плоды.
2.Основная часть.

3


2.1.Рекомендации по музыкальному оформлению уроков

классического танца.
Концертмейстеры должны знать ряд правил, придерживаться которых на уроке классики очень важно: 1. Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком, даже если обуревают сильные эмоции. Урок продолжается, как правило, полтора часа, и подобный «камнепад» не пойдёт во благо никому. Точно выверенный, филигранный звук учащиеся лучше слушают. 2. Вся балетная лексика идёт на французском языке — так уж сложилось исторически. Концертмейстер обязан знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения. 3. Урок классики — это живое взаимодействие музыки и пластики. Строится он на импровизационном материале. Играть по нотам надо дома: необходимо переиграть как можно большее количество балетных клавиров. Это поможет войти в русло этой музыки, почувствовать её стиль гармоническую канву. Нотный материал можно использовать лишь в некоторых комбинациях, таких как adagio, allegro танцевальные комбинации на середине зала. 4. Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам определённые эстетические навыки, а также осознанное отношение к музыке: оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике, ритме. Все движения выполняются на музыкальном материале— поклоны в начале и в конце урока, переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала. Это приучает к согласованию движений с музыкой. 5. Для танцевальной музыки характерно «квадратность» построения музыкальной фразы. Она состоит из четырёх, восьми, двенадцати, шестнадцати и т.д. тактов. «Неквадратность» построения большинства музыкальных произведений создаёт дополнительные сложности использования их в экзерсисе. Можно использовать темы из этих произведений как основу для импровизаций. 6. Концертмейстер не должен бояться оторваться от нот, смелее играть собственную музыку. Пусть поначалу она будет примитивной и схематичной, бедной по мелодике и гармонии, но точно соответствует характеру, темпу ритму каждого упражнения. Композиционное совершенство придёт позже, когда концертмейстер будет свободно ориентироваться в экзерсисе. Концертмейстер должен видеть детей, дышать вместе с ними, помогать в эмоционально сложных
4

движениях. Тогда танцовщики и ногу поднимут выше, и прыгнут по легче, и рукой “допоют” музыкальную фразу. 7.Когда педагогом задается комбинация, концертмейстер должен запомнить ее так же, как ученики у палки. Полезно схематично записать ритм комбинации. 8.Не следует “засорять” аккомпанемент обилием лишних звуков – трелями, форшлагами, арпеджио. Это особенно важно в младших классах: одно движение- одна нота, два движения- две ноты. Музыка является своеобразной подсказкой. 9. Очень важно обратить внимание на акценты: одни движения выполняются на сильную долю, другие из-за такта.


2.2. Построение урока классического танца.
Урок классического танца начинается с экзерсиса, в котором развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг, постановка корпуса, рук и головы, координация движений. Экзерсис начинается у палки, потом повторяется на середине зала, затем следует adagio и allegro. Н а allegro построен весь классический танец - и вариации, и массовые, и сольные танцы, все коды и вальсы. Экзерсис складывается из одних и тех же движений, следующих в определённом порядке. Эта система, разработанная А.Я. Вагановой, способствует гармоничному развитию всех групп мышц тела. Их строгая продуманность направлена на выработку виртуозной техники, чёткости формы, эмоциональной выразительности, сознательного подхода танцовщиков к каждому движению. Упражнение у станка, а затем на середине зала выполняются поочерёдно с правой и с левой ноги: 1. Plie. 2. Battements tendus, 3. Battements tendus jetes. 4. Ronds de jambe par terre. 5. Battements fondu. 6. Frappe. 7. Ronds de jambe en l’air. 8. Battements developpes. 9. Grands battements jetes. Начинается и заканчивается урок поклоном, который всегда предваряют три ноты из-за такта (восьмые или шестнадцатые). Поклон может исполняться в размере 4/4. На протяжении первого такта поклон исполняется с одной ноги, на
5

протяжении второго такта — с другой. В размере 3/4 поклон с двух ног займёт восемь тактов, причём хореограф будет считать на каждый такт как на одну четверть. В размере 6/8 поклон с двух ног займёт восемь тактов, а считать педагог будет на каждую триоль как на одну восьмую.
2.3. Экзерсис у палки.
Некоторые движения классического экзерсиса требует специальных подготовительных положений — preparation. Это приготовление к движению, вступление, которое должно исполняться в характере упражнения. Различным упражнениям предшествуют различные preparation. На вступление раскрывается рука (или две руки на середине зала), в некоторых упражнениях вместе с рукой раскрывается работающая нога. Preparation может исполняться следующим образом: 1) На один такт 4/4, который предваряют три восьмые из-за такта; 2) На один такт 2/4, который предваряют три восьмые (или шестнадцатые) ноты из-за такта; 3) Три восьмые ноты из-за такта; Но это - лишь схема исполнения preparation. Играется вступление к разным упражнениям по-разному, хоть и по приведённой выше схеме. Всё зависит от того. где начинается движение.
1.Рliе.
Это общепринятое французское название для движения ног переводится как сгибание, складывание, а как упражнение в уроке означает приседание. Demi plie — полуприседание, grand plie — большое, глубокое приседание. Plie исполняется плавно, непрерывно, в характере кантилены. Поскольку оно встречается в каждом танцевальном движении, ему уделяется особое внимание при исполнении экзерсиса. Динамика движения plie развивается crescendo, по мере приседания, кульминация его - внизу, в крайней точке приседания. Музыка помогает при помощи динамических оттенков сначала плавно опуститься танцовщику в plie (crescendo), а затем также плавно, не задерживаясь, выпрямиться (diminuendo). Точное распределение движения на музыкальные доли воспитывает координацию. В первом классе plie изучают лицом к палке, затем — держась за палку одной рукой. Темп медленный — на первый такт выполняется приседание, на второй — выпрямление. Особое внимание надо обратить на фразировку: первая половина движения, приседание, происходит на одно музыкальное предложение, выпрямление- на второе предложение, которые вместе составляют
6

период. Второй такт заканчивается половинным кадансом, а четвёртый такт — полным. По мере усвоения полуприседание выполняется уже на один такт 4/4: на первую и вторую четверти приседание, на третью и четвёртую выпрямление. Таким образом, первая половина упражнения (приседание) выполняется на одну фразу, а вторая половина (выпрямление) — на вторую фразу, составляющие вместе предложение. Grand plie также вначале проучивается в медленном темпе на два такта по 4/4: на первый такт приседание, на второй- выпрямление. В дальнейшем это движение исполняется на один такт 4/4, но медленный темп сохраняется. 8 последующих классах темп несколько ускоряется, но выполняется это движение также на один такт, но уже на 2/4.
2. Battements tendu
В хореографической терминологии battement означает отведение и приведение работающей ноги к опорной ноге. Battement бывает разных видов, дословный его перевод — биение, отбивание. Tendu переводится как натянутый, напряжённый. Музыкальный размер 2/4, при начальном изучении 4/4. Первоначальное изучение этого движения происходит в медленном темпе, с остановками, раздельно. Однако не надо забывать, что движение это активное по своему характеру, чёткое. Это надо подчеркнуть в музыкальном сопровождении даже в медленном темпе, При первоначальном изучении battements tendu выполняется лицом к палке в первой позиции с отведением правой ноги в сторону, повторяясь от четырёх до восьми раз, затем выполняется с левой ноги. Потом движение разучивается вперёд с правой и левой ноги, а затем — назад. Preparation, предваряющий это движение, исполняется на один такт 4/4. Сначала движение исполняется на два такта по 4/4 и начинается на сильную долю. В дальнейшем это движение выполняется в размере 2/4 на два такта (preparation — на два такта 2/4). На следующем этапе движение выполняется по четвертям. Музыкальный размер 2/4. В первом такте на первую четверть нога отводится в заданном направлении, на вторую — возвращается в исходную позицию; во втором такте на первую четверть нога отводится, на вторую возвращается и т.д. По мере усвоения battements tendu начинают выполнять следующим образом: на одну восьмую ноту из-за такта нога отводится в заданном направлении, на счёт раз — возвращается в исходную позицию, на счёт и, два — пауза, на и— нога отводится в заданном направлении. Законченная форма - исполнение battements tendu по восьмым. Музыкальный размер 2/4.
7


3 Battements tendus jetes
Jete по-французски - бросок, battements tendus jetes - движение ноги вперёд, в сторону и назад из первой и пятой позиций с броском на высоту сорок пять градусов. При ускорении темпа и исполнении этого движения восьмыми и шестнадцатыми долями бросок ноги производится на двадцать пять градусов и ниже. Бросок и возвращение ноги происходит равномерно, без акцента. В заключение движения акцент падает на возвращение после броска работающей ноги к опорной. Бросок - резкий и энергичный, что должно быть отражено в музыке. Первоначальное изучение происходит в медленном темпе, на сильную долю, отдельно в каждом направлении и с остановками. По мере усвоения движение исполняется в обычной последовательности - вперёд, в сторону, назад, в сторону. Темп ускоряется, бросок исполняется из-за такта, на слабую долю. Чёткий, пунктирный ритм.
4.

Ronds de jambe par terre.
Переводится это «как круги ногами по земле». Движение плавное, непрерывное. Это отражается и в музыке, которая в этом упражнении должна звучать как предельно певучее perpetum mobile.Мелодическая линия сопровождения обычно излагается восьмыми. Сильная доля такта должна совпасть с положением работающей ноги впереди при движении из круга, а при движении в круг - сзади. Поскольку движение начинается из-за такта, надо очень чётко и раздельно озвучить момент «завода» ноги по дуге (назад или вперёд) на три восьмые затакта. Сначала движение проучивается в музыкальном размере 4/4, упражнение исполняется на один такт, в дальнейшем -на один такт 2/4. Движение, вне зависимости от размера, всегда выполняется равномерно. Первоначально движение исполняется раздельно, а в законченном виде - слитно. Поскольку упражнение выполняется поочерёдно в двух направлениях, preparation играется не только вначале, но и в середине упражнения, аналогично plie. По мере усвоения preparation в середине упражнения отдельно не играется, переход от en dehor к en dedan происходит слитно, во фразе.
5.

Battement fondu.
Это плавное, «тающее движение». Музыка очень выразительная, кантиленного характера. Движение состоит из сгибания работающей ноги в условное положение sur lе cou-de-pied при одновременном demi plie на опорной ноге и открывания работающей ноги в любом направлении при одновременном выпрямлении опорной ноги из demi plie. Начинается изучение движения в медленном темпе в направлении в сторону, вперёд и назад носком в пол; затем движение изучается с подниманием работающей ноги на 45 градусов; Потом —
8

на 90 градусов во всех направлениях, опорная нога поднимается на полупальцы. Сгибание и вытягивание ног происходит равномерно. По мере изучения упражнения, темп его ускоряется, но при этом сохраняется плавный характер. Мелодия в музыкальном сопровождении идёт по восьмым, всё время связно. музыкальный размер 2/4 или 4/4.Первоначальное изучение движения происходит раздельно, с паузами, с равномерным распределением акцентов на все части движения. Одно движение занимает 4 такта по 2 четверти. Если движение повторяется 4 раза, то оно займёт 16 тактов. Вначале изучения battement fondu предшествует preparation. Затем упражнение исполняется из 5 позиции без preparation, играются три восьмые из-за — такта.
6.Ваttement frappe.
Название упражнения определяет и его характер- ударный, отрывистый. Это движение при разучивании исполняется в медленном темпе, с остановками, с равномерным сгибанием и вытягиванием работающей ноги сначала в направлении в сторону, а затем вперёд и назад из 2 позиции. Сначала- носком в пол, затем на высоту ЗО градусов. В законченной форме акцент движения падает на момент вытягивания работающей ноги в заданном направлении. Характер музыкального сопровождения энергичный, резкий, звучит отрывисто. Музыкальный акцент -на первую долю такта, поскольку движение начинается из- за такта. Ргерагаtion сначала на 4/4, а затем, по мере изучения -на 2/4. Вначале движение исполняется на протяжении 1 такта при размере 4/4 или на протяжении двух тактов при размере 2/4, по четвертям. На первую четверть удар, на вторую пауза, на третью- нога вытягивается в заданном направлении, на четвёртую - пауза. В дальнейшем это движение выполняется по восьмым, то есть на одну четверть исполняется один battement frарре,а в такте на 2/4 их будет два.
7. Ronds de jambe en l’air.
Ronds de jambe en l'air- круг ногой в воздухе на высоте 45 и 90 градусов. Характер очень чёткий, энергичный, активный. Ритм маршеобразный, но не следует играть резко и громко. Разучивается движение в медленном темпе, раздельно и с паузами, но при этом в музыке сохраняется энергичный характер. Упражнения в начале изучения исполняется без вращения ноги - только равномерное, без акцента, сгибание и разгибание ноги. Это подготовка к упражнению. Музыкальный размер 2/4, preparation на 2 такта. Одно движение исполняется на 4 такта: на первый такт работающая нога, вытянутая в сторону
9

второй позиции на 45 градусов, сгибается в колене, носок подводится к икре опорной ноги. На второй такт положение сохраняется, на третий такт работающая нога вытягивается в сторону второй позиции на 45 градусов, на четвёртый такт- положение сохраняется. Затем движение повторяется. В дальнейшем preparation играется на один такт 2/4.Нога, открытая на заданную высоту, своей нижней частью описывает в воздухе круг, двигается плавно, слитно без акцента. В начале упражнение выполняется на всей ступне, а со второго класса -на полупальцах. В более старшем возрасте движение исполняется ускоренно — комбинируется движение четвертями, восьмыми и шестнадцатыми.
8. Battements developpes.
Выполняется это упражнение в темпе adagio, очень плавно и сдержанно. Из 5 позиции работающая нога сгибается, вытянутым носком скользит по опорной ноге до колена, потом вытягивается в заданном направлении на 90 градусов и опускается в исходное положение. Разучивается это движение с каждой ноги отдельно, сначала в сторону, потом вперёд и назад. Музыкальный размер,2/4 или 4/4.В законченной форме Battements developpes нога вынимается на одну четверть: на одну восьмую нога поднимается до колена опорной, на вторую восьмую- вытягивается на 90 градусов (это должно совпадать с сильной долей такта). Это является основным моментом движения ноги в законченной форме- независимо от того, сколько времени она будет удерживаться на высоте. Вынимание ноги в построении adagio происходит и на одну, и на две четверти- это применяется в медленных частях adagio. Подъём работающей ноги сопровождается crescendo в музыке, опускание ноги- diminuendo. Для этого упражнения следует выбирать музыку очень выразительную, с певучей, красивой мелодией. Можно взять тему из какого-либо музыкального произведения, приспособив её к специфике данного движения.
9.Grands battements jetes.
Это движение исполняется из первой и пятой позиций в направлении вперёд, в сторону и назад с броском ноги на 90 градусов и выше. Сохраняются правила battements tendus jetes. Упражнения проучивается в медленном темпе, отдельно в каждую сторону. Бросок возращение ноги происходит равномерно. Бросок может выполняться как на сильную долю такта, так и на слабую долю, а также комбинироваться ритмически. Музыкальный размер обычно 2/4.
2.

4. Экзерсис на середине зала.

10

На середине зала исполняются те же упражнения, что и у палки, в той же последовательности и в том же темпе. Рассмотрим лишь те из них, что наиболее специфичны на середине зала. Теmps lie. Temps lie представляет собой серию слитных, взаимосвязанных движений, имеющих большое значение в развитии координации движений рук, ног, головы и корпуса. Исполняется очень плавно, связно. Элементы этого движения часто используются при построении adagio. Изучается это упражнение от простейших форм до сложных. Упражнение происходит за счёт перегибов корпуса, исполнения на 90 градусов, подъёма на полупальцы и т.д. Первоначально, которые следует выделить в adagio, начинаются на сильные доли такта, на первую или третью четверти четырёхдольного размера. В других музыкальных размерах - также на сильные доли. проучивается медленном темпе. Музыкальный размер 2/4, 4/4, 3/4. При размере 4/4 упражнение исполняется на два такта, при размере 3/4 каждое положение распределяется на один такт, в общей сложности получается 8 тактов. Поскольку это упражнение очень протяжённое по времени, удобней его выполнять под какое-либо музыкальное произведение с красивой мелодией. Это может быть, например, «Ноктюрн» Шопена, «Вальс» Шопена и др. Adagio. Adagio принято называть танцевальную форму, состоящую из различных видов developpe, медленных поворотов в позах, port de bras и др. Исполняется оно на середине зала. Значение adagio очень велико: оно объединяет ряд движений в одно гармоничное целое, развивает правильную форму движений классического танца. Adagio включает в себя наибольшее количество разнородных и разнообразных движений из всех разделов урока и поэтому представляет особую трудность для, правильного музыкально-хореографического построения. Маленькое adagio исполняется на музыкальную фразу не менее чем на четыре такта по 4/4 или на восемь, двенадцать тактов. Большое adagio — от двенадцати и шестнадцати тактов и больше. Построение adagiо требует чёткого ритма, метра, темпа и соблюдения тактовой квадратности. Сильные движения , которые следует выделить в adagio , начинаются на сильные доли такта, на первую и третью четверти четырёх дольного размера. В других музыкальных размерах – также на сильные доли.
2.5 Прыжки и танцевальные комбинации.

11

Основным разделом занятия классического танца являются прыжки. Они разнообразны по своему виду и исполняются в разных темпах. Подразделяются прыжки следующим образом: на большие и маленькие, в высоту и в длину, по траектории. По характеру исполнения различают прыжки четырёх видов: с двух ног на две, с двух ног на одну, с одной ноги на две, с одной ноги на другую. Все прыжки начинаются ( и завершаются) demi plie, это сообщает прыжку силу и высоту. Музыка помогает танцовщику «взлететь», если в ней хорошо подчёркивается момент plie и толчка. Поговорим о музыке, которая должна сопровождать этот раздел урока классического танца. Очень важно точно выверить темп: слишком медленный темп вызовет ослабление мышц и «посадит на ноги», слишком быстрый темп не позволит танцовщику как следует оттолкнуться от пола. Прыжки исполняются на 4/4, 2/4, 3 Л, они бывают маленькие и большие. Маленькие, так называемые партерные прыжки, требуют соответствующего музыкального сопровождения, мягкого и лёгкого. Большие прыжки, исполняющиеся на максимальной высоте, сопровождаются более энергичной и акцентированной музыкой. Первоначально все прыжки проучиваются в медленном темпе лицом к станку. Музыкальное сопровождение должно сочетать два темпа, два характера: во время исполнения demi plie звучит плавная, легатированная мелодия, а собственно прыжок подчёркивается энергичным staccato и акцентом. Chandgement de pieds является прыжком с двух ног на две из пятой позиции с переменой ног в воздухе. Petit chandgement de pieds - невысокий лёгкий прыжок, в законченном виде исполняется по восьмым в быстром темпе. Музыкальное этого прыжка - в динамике piano. Grand chandgement de pieds выполняется максимально высоко, предполагая углублённое demi plie, которое будет способствовать более сильному толчку от пола. Для музыки, сопровождающей этот прыжок наиболее характерна динамика forte. В законченном виде эти прыжки исполняются в среднем темпе, на одну четверть каждое. Pas echappe — прыжок с просветом. Он состоит из двух прыжков, которые исполняются с двух ног на две из пятой позиции во вторую и со второй позиции в пятую. Сначала этот прыжок изучается лицом к палке. По мере усвоения правильности и точности перехода из позиции в позицию во время прыжка движение переносится на середину зала. Этот прыжок можно выполнять с переменой ног и без перемены.
12

Pas assamble — прыжок с двух ног на две из пятой позиции в пятую с выбрасыванием ноги на высоту 45 градусов и 90 градусов вперёд, в сторону и назад. Основа этого прыжка — «собирание» в воздухе ног в пятой позиции. Сначала этот прыжок проучивается в медленном темпе у палки, по мере усвоения переносится на середину зала, темп увеличивается. В законченном виде прыжок исполняется слитно. Характер музыкального оформления тот же, что и в предыдущих прыжках. В комбинациях assemble часто является связующим прыжком между другими прыжками. Выполняется оно как завершающий прыжок. Pas iete — прыжок с одной ноги на другую. Во время прыжка одна нога резко выбрасывается вперёд, в сторону или назад, а другая вытягивается в воздухе. Центр тяжести переносится с одной ноги на другую. Jete очень разнообразны по форме. Petit jete исполняется в положении en face, на croise и ecarte. Разучивается этот прыжок сначала у палки, затем на середине зала— раздельно, медленно. Законченная форма исполняется слитно. Grand jete выполняют с прыжком вперёд в позы attitude сго|не, етТасее, 1,2,3,4 arabesques, иногда с прыжком назад в большие позы croise, ейасее вперёд.
3. Заключение.
Работа концертмейстера имеет свою специфику. Пианисты, получившие дипломы специального среднего и высшего образования сталкиваются с большими проблемами, когда попадают на работу с хореографическим коллективом. Эта разработка поможет людям, обладающим необходимыми пианистическими навыками, разобраться в специфике музыкального оформления урока классического танца. В разработке имеются рекомендации по музыкальному оформлению урока классического танца, упражнения, входящие в него, но не с точки зрения методики выполнения движений, а с точки зрения их озвучивания.
4.Список литературы.
1.Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца.2-е изд. Л,1983г. 2.Ваганова А.Я. Основы классического танца. 5-е изд. Л,1980 г.
13

З. Донченко Р.П. Музыка на уроках классического танца. Союз художников. С-Пб. , 2001г. 4. Донченко Р.П. Репертуар концертмейстера. Классический танец. Композитор. С- Пб. , 2002г. 5. 3вёздочкин В.А. Классический танец. Ростов-н/Д., 2003г. 6. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца. Л., 1972г. 7. Костровицкая В.С. Писарев А.А. Школа классического танца. 3-е изд.Л.1986г. 8. Новицкая Г. Урок танца. Композитор. С-Пб., 2003г. 9. Ревская Н.Е. Классический танец. Музыка на уроке. Композитор. С-Пб., 2004г. 10. Хазанова С.Л. Концертмейстер на уроках хореографии. Издательство " Композитор. С-Пб., 2014г 11.Ярмолович Л.И. Принципы музыкального оформления урока классического танца. Л., 1968г.
14


В раздел образования