Напоминание

Детская афазия: симптомы, причины, лечение.


Автор: Смирнова Анастасия Леонидовна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГБУ "Кетовская" ЦРБ "Центр медицинской реабилитации"
Населённый пункт: с.Кетово, Курганская область
Наименование материала: Статья
Тема: Детская афазия: симптомы, причины, лечение.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Детская афазия: симптомы, причины, лечение. Афазия у детей – это расстройство речи и ее восприятия, связанное с нарушением работы полушария головного мозга. Дети с этой болезнью плохо распознают речь окружающих, не могут строить предложения и очень сложно налаживают связь с внешним миром. Афазия встречается всего у 1% детей. На фоне расстройства восприятия и воспроизведения речи они не могут выстраивать связь с окружающими, но у них сильно развивается наблюдательность. По сравнению со взрослыми, афазию у детей распознать значительно сложнее, поэтому ее редко диагностируют вовремя. Причиной детской афазии может стать родовая травма, нарушение связей нейронов, опухоль в мозге. Большинство случаев афазии связано с неполноценной работой левого полушария. Именно левое полушарие отвечает за умение слушать, понимать, писать, читать, говорить. В редких случаях афазия вызвана повреждением правого полушария, которое отвечает за восприятие, память, ощущения. Ребенок теряет речь иногда сразу, а в других случаях речь распадается постепенно. Будет ли распад внезапным или постепенным, в большинстве случаев он не бывает полным и равномерным, отдельные речевые навыки остаются сохранными и могут быть обнаружены в процессе восстановительной работы, а некоторые даже на первичном обследовании. Сохранность тех или иных речевых навыков зависит от многих причин, прежде всего от характера болезненного процесса в мозгу (его тяжести и локализации) и от уровня речевого развития к моменту заболевания. СИМПТОМЫ АФАЗИИ У детей с афазией наблюдается следующая симптоматика: - Ребенку сложно подобрать нужное слово. При этом он пытается подобрать синоним, описывать предмет или явление, о котором хочет сказать. - Теряется понятие «категории». Для ребенка сложно понять, например, что «кукла – это игрушка», потому что для него это слова, существующие по отдельности. - У детей наблюдаются сложности с восприятием времени. Им трудно рассказать о последовательности действий, сложно расставить происходящее в хронологическом порядке.
- Такие дети чаще замыкаются в себе, отвечая на вопросы максимально коротко и односложно. Но в некоторых случаях наоборот начинают говорить без остановок, при этом составляя длинные предложения из несвязанных между собой слов так, что разобрать смысл сказанного невозможно. - Нарушается синтаксическая сторона речи. - Для детей характерна и подмена звуков, букв в словах в произношении и написании. Все эти симптомы могут служить ориентиром для правильного построения плана работы с детьми. ЛЕЧЕНИЕ РАССТРОЙСТВА Лечение начинается с диагностики заболевания. Диагностика проводится с целью выявления факторов, которые спровоцировали афазию, причины заболевания.
Схема обследования детей с афазией.
1. Исследование общей способности ребенка к речевой коммуникации — беседа с целью выяснения: а) полноты собственной речи; б) понимания им ситуативной, обиходной речи; в) степени речевой активности; г) темпа речи, ее общих ритмико-мелодических характеристик, степени разборчивости. 2. Исследование понимания речи. С этой целью предъявляются на слух: а) специальные устные инструкции (одночленные, типа «открой рот!», «подними руку!» и многочленные, типа «сними с телефона трубку!», «возьми со стола ручку, положи ее на подоконник, а затем спрячь в карман!»; б) нахождение предметов: «покажи окно!», «покажи нос!», серии предметов, например: «покажи дверь, окно, потолок!» или «покажи нос, ухо, глаз!»; в) короткие сюжетные тексты; г) логико-грамматические конструкции например: «покажи, где круг под крестом, где дочкина мама, а где мамина дочка, покажи левой рукой правое ухо» и т. п. 3. Исследование автоматической речи: а) прямой счет до 10 и обратный (от 10 до 0); б) перечисление дней недели, месяцев; 4. Исследование повторной речи: повторение звуков, слогов, слов, различных по звуковой структуре (например, «каша», «труба», «корабль»), фраз (например, «Мальчик рисует самолет», «В магазин привезли продукты »). 5. Исследование функции называния: а) реальных предметов и их картинных изображений; б) действий (ответы на вопросы — «что делать?», «что делают?» — по
сюжетным картинкам; в) цветов; г) пальцев; д) букв; е) цифр. 6. Исследование фонематического слуха: повторение пар слогов и слов с оппозиционными фонемами, например «ба- па», «па-ба» и т. д., или «бочка — почка», «кот — год», «угол — уголь», «мыло — Мила» и т. д. 7. Исследование слухо-речевой памяти. Предлагается повторить: а) серии звуков, например «асу» или «б ш а»; б) серии слов: «дом — лес — кот», «дом — лес — кот — ночь»; в) короткие и длинные сложно-построенные фразы. 8. Исследование смысла слов: объяснение прямых значений отдельных слов, например ответы на вопрос: «что такое очки, для чего они нужны? », « что такое радость? », какая разница между словами: « обман » и «ошибка»; 9. Исследование чтения и письма: а) чтение и письмо под диктовку отдельных букв, слогов, слов, фраз, а также коротких текстов; б) самостоятельное письмо слов и фраз по картинкам; 10. Исследование орального и пространственного праксиса. Предъявляются задания: а) высунуть язык, поднять его кверху, заложить за щеку, подуть, поцокать языком, вытянуть, растянуть губы и т. д. б) два раза подуть и два раза поцокать языком, чередуя эти движения несколько раз подряд; в) повторение пространственных поз пальцев и серий движений (например: кулак, ладонь, ребро). После этого разрабатывается комплексное лечение афазии, включающие не только медикаментозное лечение, но и курсы логопеда и дефектолога. Это очень длительный и трудоемкий процесс, цель которого – создание новых связей в головном мозге ребенка. В лечении важную роль играет поддержка со стороны родителей. Большую роль в выздоровлении играют упражнения по развитию письма и речи. Поэтому учиться говорить и писать ребенок должен в окружении родных. Индивидуальные занятия с логопедом и дефектологом помогут выстроить новые связи в мозге. В качестве терапии может рекомендоваться занятие музыкой и пением, за что отвечает правое полушарие. Лечение длительное и сложное, крайне важно для ребенка, страдающего афазией. Обучив подбирать слова и конструировать из них предложения, мы помогаем ребенку занять свое место в мире и прожить нормальную социально активную жизнь.


В раздел образования