Дидактический синквейн как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Автор: Рябоконь Анастасия Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №243" Населённый пункт: г. Новокузнецк Наименование материала: семинар-практикум Тема: Дидактический синквейн как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Семинар-практикум «Дидактический синквейн как средство
активизации работы по развитию речи детей старшего дошкольного
возраста»
Цель: дать представление об инновационной технологии развития речи
«Синквейн», о значении этой технологии в обогащении, расширении и
активизации словарного запаса, о грамматическом оформлении фразы, о
развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Показать
значимость данной технологии.
План проведения семинара:
1. Что такое «Синквейн». История, виды синквейна, актуальность,
задачи.
2.
Обогащение, расширение и активизация словарного запаса с детьми
старшего дошкольного возраста.
Практическая часть:
Игры с участниками семинара («Я знаю пять…», «Аналогии»)
Просмотр и комментирование видеороликов.
3.
Учимся составлять синквейн.
Виды дидактического синквейна, правила составления синквейна.
Просмотр видеороликов.
Практическая часть:
Игра с участниками семинара «Волшебный кубик».
4.
Знакомство с прямым, обратным и синквейном-загадкой черех показ,
комментирование видеороликов.
Практическая часть:
Составление синквейнов с участниками семинара.
5.
Формы и методы работы педагогов с родителями.
6.
Выводы о синквейне.
Актуальность.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного
развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему
высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании
окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его
отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется
его психическое развитие. Но в настоящее время много детей дошкольного
возраста с отклонениями в речевом развитии. Таким детям трудно
усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при
обучение в школе. Основные трудности проявляются при развернутых
ответах, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои
собственные суждения, воспроизводить содержание текстов. В
дальнейшем они испытывают трудности при написании изложений,
сочинений. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического
строя речи является одной из самых актуальных проблем.
1. В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед нами встало
много вопросов:
- Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская
его во взрослую жизнь, в школу?
- Как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации?
- Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать,
оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?
- Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет
активизировать познавательную деятельность и способствует развитию
речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения,
дидактического синквейна.
Применение данной методики помогает создать условия для развития
личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и
выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может
легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота
построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Синквейн - это стихотворная форма из пяти строк. В педагогических и
образовательных целях, может использоваться как результативный метод
развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.
Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси –
американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси
придумала форму пятистрочного стихотворения, основанного на подсчете
слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел
слоговую структуру
2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее).
Впоследствии синквейн стали использовать и в дидактических целях в
качестве довольно результативного метода развития образной речи.
Как и у любого другого поэтического произведения у синквейна есть свои
правила составления: Здесь все зависит от вида синквейна.
Виды традиционного синквейна: обратный синквейн, зеркальный синквейн,
синквейн-бабочка и т.д. Все эти вариации традиционного синквейна строятся
на слоговой структуре.
Дидактический
синквейн
развился
в
практике
американской
школы
и
появился в России в конце 90х.
Его отличие от традиционного синквейна – в
том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой
строчки.
Т.е. Дидактический синквейн - это смысловое содержание и сочетание частей
речи, которые используются в каждой строке.
Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте.
Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться с
детства. Этому искусству и обучает синквейн, являясь формой свободного
творчества, требующий умения находить в информационном материале
наиболее существенные элементы, делать выводы, кратко и эмоционально их
формулировать.
Актуальность технологии «дидактический синквейн» заключается в
следующем:
Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми
старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с
детьми с нормой речевого развития.
Составление синквейна проводится в рамках прохождения
определенной лексической темы.
Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует
словарную работу.
Учит определять грамматическую основу предложений. Развивает
языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи,
чувства и представления в нескольких словах.
При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:
Уточнение, расширение, активизация словаря;
Знакомство
с
понятиями:
«слово,
обозначающее
предмет»,
«слово,
обозначающее
действие
предмета»,
«слово,
обозначающее
признак
предмета»;
Дети
учатся:
подбирать
к
существительному
прилагательные,
подбирать к существительному глаголы;
Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения
по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же
используют
знания
пословиц,
поговорок
по
заданной
теме.
Обучение детей синквейну мы разделили на два этапа.
1 этап – это предварительная работа по созданию речевой базы для
составления синквейна со старшими дошкольниками, основывается на той
части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего
недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается
развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того
чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок
должен иметь достаточный словарный запас.
На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации
словаря, составлению предложений. На данном этапе мы учим детей
выражать своё личное отношение к теме одной фразой, умение описывать
предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным
картинкам), по прослушанному рассказу или сказке.
2. Составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная
игра. А учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая,
организовать процесс познания новых слов проще в игре. Как мы ведем
работу по обогащению, расширению и активизации словарного запаса с
детьми старшего дошкольного возраста.
3,4. Применение методики дидактического синквейна в коррекционно-
развивающей работе с детьми способствует успешной коррекции речи в
целом при соблюдении системности работы.
5.Взаимодействие педагогов и родителей — это многообразие организации
их совместной деятельности и общения. Содержание работы с родителями
реализуется через разнообразные формы.
6. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от
автора умения находить в информационном материале наиболее существенные
элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Простота построения
синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка
дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В
частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса
для более эффективного выражения своей мысли.
Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять
главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника В чём же
его эффективность и значимость? Во-первых, его простота. Синквейн могут
составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может
реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн
является игровым приемом. Составление синквейна используется как
заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна
используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной
информации.
Новая технология – открывает новые возможности. Дидактический синквейн
позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности,
принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна
поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою
очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в
связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.