Напоминание

Дидактический синквейн как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста


Автор: Рябоконь Анастасия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №243"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: семинар-практикум
Тема: Дидактический синквейн как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Семинар-практикум «Дидактический синквейн как средство

активизации работы по развитию речи детей старшего дошкольного

возраста»

Цель:
дать представление об инновационной технологии развития речи «Синквейн», о значении этой технологии в обогащении, расширении и активизации словарного запаса, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Показать значимость данной технологии.
План проведения семинара:
1. Что такое «Синквейн». История, виды синквейна, актуальность, задачи. 2. Обогащение, расширение и активизация словарного запаса с детьми старшего дошкольного возраста. Практическая часть: Игры с участниками семинара («Я знаю пять…», «Аналогии») Просмотр и комментирование видеороликов. 3. Учимся составлять синквейн. Виды дидактического синквейна, правила составления синквейна. Просмотр видеороликов. Практическая часть: Игра с участниками семинара «Волшебный кубик». 4. Знакомство с прямым, обратным и синквейном-загадкой черех показ, комментирование видеороликов. Практическая часть: Составление синквейнов с участниками семинара. 5. Формы и методы работы педагогов с родителями. 6. Выводы о синквейне.

Актуальность.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучение в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов. В дальнейшем они испытывают трудности при написании изложений, сочинений. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем. 1. В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед нами встало много вопросов: - Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу? - Как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации? - Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения? - Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях? Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна. Применение данной методики помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Синквейн - это стихотворная форма из пяти строк. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей. Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Впоследствии синквейн стали использовать и в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной речи.
Как и у любого другого поэтического произведения у синквейна есть свои правила составления: Здесь все зависит от вида синквейна. Виды традиционного синквейна: обратный синквейн, зеркальный синквейн, синквейн-бабочка и т.д. Все эти вариации традиционного синквейна строятся на слоговой структуре. Дидактический синквейн развился в практике американской школы и появился в России в конце 90х. Его отличие от традиционного синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки. Т.е. Дидактический синквейн - это смысловое содержание и сочетание частей речи, которые используются в каждой строке. Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться с детства. Этому искусству и обучает синквейн, являясь формой свободного творчества, требующий умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы, кратко и эмоционально их формулировать. Актуальность технологии «дидактический синквейн» заключается в следующем:  Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.  Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.  Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу.  Учит определять грамматическую основу предложений. Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.  Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах. При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:  Уточнение, расширение, активизация словаря;  Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;  Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;  Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;  Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме. Обучение детей синквейну мы разделили на два этапа.
1 этап – это предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря, составлению предложений. На данном этапе мы учим детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным картинкам), по прослушанному рассказу или сказке. 2. Составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. А учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. Как мы ведем работу по обогащению, расширению и активизации словарного запаса с детьми старшего дошкольного возраста. 3,4. Применение методики дидактического синквейна в коррекционно- развивающей работе с детьми способствует успешной коррекции речи в целом при соблюдении системности работы. 5.Взаимодействие педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. 6. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли. Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника В чём же его эффективность и значимость? Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.


Новая технология – открывает новые возможности. Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.


В раздел образования