Автор: Сазонова Валентина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 168 Населённый пункт: г. Кемерово Наименование материала: Педагогический проект Тема: Пчёлка маленькая, а мёд её сладок Раздел: дошкольное образование
Проект «Пчелка маленькая, да мед ее сладок»
Тип проекта: информационно-творческий, исследовательский
По содержанию: обучающий
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта: с 15 сентября по 15 ноября 2016 года
Актуальность проекта заключается в формирование у детей ясных
представлений о продуктах, приносящих пользу организму. Изучение меда,
как ценного продукта питания и выявление полезных свойств меда в лечении
многих заболеваний.
Цель проекта: изучить свойства мёда, расширить знания детей о пчелах,
меде, его пользе для человека.
Задачи проекта:
1) Активизировать познавательную деятельность детей путем приобщения их
к культуре пчеловодства, воспитывать любовь к родному краю.
2) Сформировать представление о пчелах, их значении в природе, выяснить
где живет пчела и как она делает мед.
3) Выяснить с помощью опыта натуральный мед или нет.
4) Выявить полезные свойства мёда.
5) Определить с детьми, какой мед на вкус, и чем он для них является:
лакомством или лекарством.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Речевое»,
«Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое»,
«Физическое развитие».
Этапы:
I. Подготовительный
1.
Подбор иллюстративного материала, пособий, атрибутов,
дидактических игр по данной теме.
2.
Подбор видео и литературного материала (сказок песен, пословиц,
поговорок, стихов)
3.
Подбор материала для продуктивной деятельности.
4.
Составление тематического планирования мероприятия.
5.
Подготовка наглядной информации для родителей.
6.
Систематизировать информационные источники, подобрать
необходимые дидактические игры и методические пособия.
7.
Дать задание родителям по подбору нужного материала.
II. Основной
1.
Систематизировать знания детей и о пчелах, жизни пчелиной семьи,
о пользе меда, где используют продукты пчеловодства.
2.
Познакомить с трудом пчеловода.
3.
Проведение опыта «Как отличить натуральный мед»
4.
Показ видеофильма «Пасека Матюшкиных», мультфильма «Пчела
Майя»
5.
Конкурс для детей и родителей «Самый красивый цветок для
пчелки»
6.
Выставка работ совместной деятельности участников проекта.
7. Привлечь родителей к созданию мини - музея «В гостях у пчелки»
8. Изготовление аппликации «Пчёлы на лугу».
9. Лепка из пластилина «Пчёлка на цветке».
III. Заключительный
1.
Определение результата практической деятельности детей и
родителей.
2. Дегустация разных сортов мёда. Чаепитие.
Предполагаемый результат исследовательского проекта:
1. Повышение интереса детей к открытию новых, ранее неизвестных,
свойств мёда в совместной деятельности со взрослым.
2. Обучение дошкольников партнёрскому взаимодействию в рамках
общего дела
3. Рост познавательного интереса воспитанников.
4. Укрепление связей между детским садом и семьёй, повышение их
культурной компетентности
Содержание проекта
I. Речевое развитие: составление творческих рассказов, «Если бы я был
пчёлкой». Рассказов описаний с опорой на план.
Цель: развитие связной монологической речи, творчества детей.
Чтение художественной литературы: К.Д. Ушинский «Пчелки на разведке»,
М.М. Пришвин «Цветущие травы».
Чтение сказок: « Волшебный нектар», «Сказка про мяту», стихов О. Конаева
«Ты куда спешишь, пчела?», Саша Чёрный «Сладок мёд, ужасно сладок!».
Заучивание стихотворений: М. Бородницкая «Разговор с пчелой»,
«Труженица пчёлка».
Заучивание пословиц про пчёл: «Пчёлка маленькая, да мёд её сладок»,
«Яблоньку за яблоки любят, а пчёлку – за мёд», «Пчела знает, где мёд брать»,
«У кого пчела, тому жизнь весела», «Пчела жалит жалом, а человек словом».
Цель: развивать речь, мышление детей, побуждать к высказыванию и
объяснению пословиц.
II. Познавательное развитие: рассматривание репродукций, иллюстраций,
картинок по теме.
Беседы: «Роль пчелы в природе»
Цель: сформировать представление о насекомых, уточнить представления о
пчёлах как неотъемлемой части природы, показать взаимосвязь насекомых и
растений, их роль в жизни человека.
«Как сохранить пчёл?»
Цель: воспитывать бережное отношение к пчёлам.
Рассказ - беседа «Пчёлка – трудолюбивое насекомое».
Цель: уточнить знания детей об этом насекомом, познакомить с интересными
фактами из жизни пчёл.
Познавательные занятия: «Что мы знаем о пчёлах?», «Какие бывают виды
цветочного мёда».
Цель: формировать представление о том, что пчёлы полезные насекомые,
расширить знания детей о мёде, его полезных свойствах.
Вечер загадок.
Цель: развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки.
Дидактическая игра «Рассади пчёл по ульям». Цель: развивать умение
группировать предметы по величине и цвету.
Дидактическая игра «Что лишнее?» Цель: развивать логическое мышление
находить лишний предмет среди групп однородных предметов.
Дидактическая игра «Назови продукты пчеловодства» Цель: умение
различать и называть продукты пчеловодства.
Дидактическая игра «Цветы медоносы» Цель: умение правильно находить
нужный цветок.
Просмотр видео фильма «Пасека Матюшкиных».
Просмотр мульфильма «Пчела Майя».
Опытно-исследовательская деятельность.
Опыт: Знакомство со свойствами мёда воска.
Цель: провести с детьми исследование по изучению свойства пчелиного мёда
и воска.
1.
Как отличить натуральный мёд.
2.
Дегустация мёда.
3.
Что изготавливают из воска.
III. Социально – коммуникативное развитие.
Ситуации общения: «Зачем нужны пчёлы?», «Откуда берётся мёд?», «Зачем
нужен мёд?»
Беседа «Правила поведения на пасеке»
Цель: познакомить с правилами поведения на пасеке.
Знакомство с профессией – пчеловод.
Цель: знакомить с профессиональными действиями пчеловода, с предметами
помощниками, воспитывать у детей чувство признательности и уважения к
труду взрослых.
IV. Художественно-эстетическое развитие.
Рисование «Пчёлки и соты»
Аппликация: «Пчёлы на лугу»
Лепка: «Пчёлка на цветке»
Конструирование из бросового материала «Пасека», из бумаги «Соты».
Цель: развивать творческие способности, эстетический вкус, умение
создавать сюжетные композиции.
Пасека в живописи: рассматривание репродукций А.Д. Шильдер «Пчёльник»,
И.Н. Крамской «Пасечник».
Цель: формирование основ эстетического вкуса дошкольников посредством
живописи.
V. Физическое развитие.
Пальчиковые игры: «Пчела», «Пчёлки и цветы».
Цель: развитие мелкой моторики, развитие речи.
Физкультминутка « Пчёлы на поляне».
Дидактические игры на развитие мелкой моторики и творческой
деятельности «Собери нектар в соты», «Посади пчёлку на цветок».
Подвижная игра «Медведь и пчёлы»
Цель: развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость.
Подвижная игра «Поймай пчелу».
Цель: продолжать обучать прыжкам в высоту с места, развивать ловкость.
Подвижная игра «Пчёлки в домики».
Цель: развивать быстроту и координацию движений.
Беседа «Мёд-источник здоровья и красоты».
Цель: познакомить детей с полезными свойствами мёда в лечении многих
заболеваний. Применение мёда в косметологии.
Продукты проекта.
1. В группе организован мини-музей «В гостях у пчёлки».
2. Выпуск газеты «Секреты пчелиного мёда».
3. Создана папка-передвижка для родителей на тему «Мёд-источник здоровья
и красоты».
4. Изготовлен макет «Пасека».
5. Выставка детских рисунков и поделок по данной теме.
Взаимодействие с родителями.
Привлекать родителей к разнообразным формам совместной деятельности с
детьми:
- к участию в создании мини-музея «В гостях у пчёлки».
- в совместном творчестве родителей и детей в создании поделки «Самый
красивый цветок для пчёлки».
Результаты работы проекта
В результате планомерной систематической работы:
1. Дети познакомились с представителем класса насекомых – пчелой и узнали
о пользе ее для человека,
2. У детей сформировались представления о необходимости бережного и
созидательного отношения к природе,
3. Обогатилась речь детей,
4. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей,
5. Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость,
осознание собственных умений,
6. Повысилось творчество детей в продуктивных видах деятельности,
7. Улучшилась работа по взаимодействию с родителями.