Автор: Ракитянская Лариса Геннадьевна Должность: учитель химии Учебное заведение: КОУ "Средняя школа №4 (очно-заочная)" Населённый пункт: город Омск, Омская область Наименование материала: Методическая разработка урока Тема: Газообразные вещества Раздел: полное образование
Цели урока: актуализировать знания о газообразных вещества, их свойствах.
Задачи урока:
- образовательные: установить отличие газообразных веществ от твердых и жидких; обобщить
и систематизировать знания о способах получения, собирания и распознавания водорода,
кислорода, углекислого газа,
– развивающие: развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, умение
сравнивать, анализировать, систематизировать, расширить кругозор ,формировать научное
мировоззрение.
– воспитательные: воспитание личности активной, мобильной, адаптивной ,содействовать
нравственно-этическому воспитанию.
Тип урока:
комбинированный.
Форма работы : групповая.
Методы и методические приемы: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование и реактивы:
а)на столах у учащихся: карточки с таблицами для заполнения по ходу урока.
б)на демонстрационном столе:
реактивы – оксид марганца (IV), пероксид водорода; карбонат кальция, соляная кислота и
известковая вода; соляная кислота и цинк;
оборудование – химический стакан ,пробирки ; пробиркодержатель, лучина, спички, спиртовки,
пробки с газоотводными трубками , стеклянная трубочка, стеклянная палочка.
Содержание урока
1.Организационный момент.
Проверка присутствующих на уроке.
Класс распределяется по группам.
2.Целеполагание
Записывают тему урока в тетрадь.
На доске план урока.
План.
1. Отличия газообразных веществ от твёрдых и жидких.
2. Свойства газообразных веществ.
3. Получение, собирание, распознавание, применение водорода, кислорода и углекислого
газа.
Учитель . Обратите внимание на план урока и тему. Попробуйте сформулировать цель и задачи
урока.
Ученики. (Изучить свойства газообразных веществ, отличия от твёрдых и жидких, рассмотреть
способы получения, собирания, распознавания и применение водорода, кислорода, углекислого
газа).
3.Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
Учитель. Какие агрегатные состояния вещества были изучены на прошлых уроках?
Ученики: (Жидкое и твёрдое).
Учитель. Прежде чем перейти к новой теме, повторим пройденный материал.
Каждая группа получает задание, через 3 минуты представитель от каждой группы озвучивает
ответы, остальные ученики дополняют, исправляют, активно участвуют в обсуждении.
Вопросы в приложении.
4. Изучение нового материала.
Учитель. Откройте учебник на стр. 67 и ответьте на вопрос: Чем отличаются газообразные
вещества от жидких и твёрдых ?
Ответ (В газовой фазе расстояния между молекулами во много раз превышает размеры самих
частиц.)
Учитель . Какие свойства газообразных веществ вы можете назвать, исходя из рассмотренного
вами рисунка.
Учащиеся овечают.
1.Газы не имеют собственной формы и объема. Поэтому занимают весь объем сосуда, в котором
находятся.
2.Газы легко сжимаются.
3.Благодаря большому расстоянию между молекулами газы смешиваются друг с другом в любом
отношении.
Учитель . Если уменьшить расстояние между молекулами в газах, что произайдёт? Ученики:
(Могу перейти в жидкое или твёрдое состояние).
Учитель. При изучении химии, вы знакомились со свойствами некоторых газов, узучали
способы их получения, собирания. На сегодняшнем уроке вам предстоит вспомнить, как в
лабораторных условиях получают водород, кислород, углекислый газ; как собирают и распознают
эти газы. По ходу изучения материала каждая группа заполняет таблицу и попробует дать ответ
на поставленный проблемный вопрос.
1. Почему водород отсутствует в воздухе?
2. Какое аллотропное видоизменение кислорода содержится в воздухе? Какую роль играет
для живых организмов?
3. Можно ли получить углекислый газ в твёрдом состоянии? Приведите пример и назовите
области применения данного газа.
Учитель.
Первая группа получает задание рассмотреть способы получения, собирания, распознавания и
применение водорода.
Вторая группа получает задание рассмотреть способы получения, собирания, распознавания и
применение углекислого газа.
Третья группа получает задание рассмотреть способы получения, собирания, распознавания и
применение кислорода.
Заполняют таблицу.
№ Газ
Как получают
(уравнение)
Как собирают
Как
распознают
Где
применяют
1
Водород
2
Кислород
3
Углекислый газ
Представитель от группы выходит и проводит демонстрацию, делает пояснения.
Учитель. Обратимся к вопросам, которые были поставлены в начале урока.
Почему водород отсутствует в воздухе?
Ответ. Так как он самый лёгкий газ. Присутствует в космосе, на солнце и т.д.
Какое аллотропное видоизменение кислорода содержится в воздухе? Какую роль играет для
живых организмов?
Ответ. Озон. Защищает землю от ультрофиолетовых лучей. Рассеивает их.
Можно ли получить углекислый газ в твёрдом состоянии? Приведите пример.
Ответ. Можно. Например "сухой лёд". Используется для охлождения продуктов питания.
Учитель . Ученики подготовили небольшие сообщения по темам.
Заслушивание сообщений на тему "Кислотные дожди", "Парниковый эффект".
4.Закрепление новых знаний.
Беседа по вопросам. (При ответах использовать таблицу.)
Учитель.
Какие газообразные вещества были рассмотрены на уроке?
Каковы способы получения газов ?
От чего зависит способ собирания того или иного газа?
5. Подведение итогов. Выставление оценок.
6. Рефлексия.
Всё ли было понятно на уроке?
Возник ли какие-то проблемы при рассмотрении темы?
Чувсвовали ли вы себя на уроке комфортно?
Приложение
Группа 1
1. Чем отличается жидкое состояние вещества от твёрдого?
2. Назовите свойства жидкостей?
3. Какие жидкости играют важную биологическую роль?
Группа 2
1. Чем отличается твёрдое состояние вещества от жидкого?
2. На какие группы делятся твёрдые вещества?
3. Чем отличаются аморфные вещества от кристаллических? Приведите примеры аморфных
веществ.
Группа 3.
1. Какую воду называют жёстской? Какие виды жёсткости вы знаете?
2. Как устранить жёсткость воды?
3. Охарактеризуйте физический смысл термина "аморфный". Укажите области применения
аморфных тел.
Карточка-путеводитель (1 группа)
1. Какими свойствами обладают газы? страница учебника 68
2. Назовите природные газообразные смеси. стр.68
3. Изучите свойства, получение, собирание и распознавание водорода (стр 70).
4. Заполните таблицу
Газ
Как получают
(уравнение
реакции)
Как собирают
Как
распознают
Где применяют
Водород
Практическая часть. Соблюдайте ТБ.
-Возьмите пробирку,
- положите немного цинка,
-прилейте аккуратно соляной кислоты,
-держите вторую пробирку вверх дном,
-поднесите спичку (услышите хлопок).
5. В конце урока ответьте на вопрос:
Получение кислорода из пероксида водорода.
-возьмите пробирку,
-прилейте в неё пероксид водорода (ничего не происходит),
-добавьте немного оксида марганца (происходит вскипание),
-поднесите лучину (она ярко вспыхнет).
5. В конце урока ответьте на вопрос: (прочитайте информацию на стр 71)
Какое аллотропное видоизменение кислорода содержится в воздухе?
Какую роль играет для живых организмов?
Газ
Как получают
(уравнение
реакции)
Как собирают
Как
распознают
Где применяют
Кислород
Карточка-путеводитель (3 группа)
1. Какими свойствами обладают газы? страница учебника 68
2. Назовите природные газообразные смеси. стр.68
3. Изучите свойства, получение, собирание и распознавание углекислого газа (стр 75).
4. Заполните таблицу
Практическая часть. Соблюдайте ТБ.
-Возьмите пробирку,
- положите немного мела или мрамора,
-прилейте аккуратно соляной кислоты (выделяется газ),
-вставьте в пробирку пробку с газоотводной трубкой,
-поднесите спичку (спичка потухнет).
5. В конце урока ответьте на вопрос:
Можно ли получить углекислый газ в твёрдом состоянии?
Приведите пример и назовите области применения(стр.75)
Газ
Как получают
(уравнение
реакции)
Как собирают
Как
распознают
Где применяют
Углекислый газ