"Развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы на основе методов и приемов ТРИЗ – технологии"
Автор: Берестова Наталья Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "Школа развития №24" Населённый пункт: Город "Нефтеюганск" Наименование материала: Инновационный проект Тема: "Развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы на основе методов и приемов ТРИЗ – технологии" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Школа развития №24»
628311, Российская Федерация, Тюменская область,
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,
город Нефтеюганск, 13 микрорайон, здание № 46.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Развитие способности детей дошкольного возраста
к познавательно-исследовательской деятельности
неживой природы на основе методов и приемов
ТРИЗ – технологии»
Автор: воспитатель 1 квалификационной категории
Берестова Наталья Леонидовна
Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, поставили на
качественно новую ступень вопросы образования.
Работая с детьми, я обратила внимание на то, что они имеют поверхностные
представления о неживой природе. Для изучения условий организации экспериментальной
деятельности детей в группе провела мониторинг. По его итогам у детей был выявлен
низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью. Познавательный интерес
детей неустойчив, выражен недостаточно: они не всегда понимали проблему, мало знали о
свойствах и качествах материалов неживой природы. Поэтому я поставила перед собой
цель: Проектирование непосредственно-образовательной деятельности, направленной на
развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской
деятельности неживой природы средствами методики «Шаг в неизвестность» ТРИЗ –
технологии.
За основу в своей работе я взяла методику Т. А. Владимировой «Шаг в неизвестность»,
в которой в системе идет ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы.
Актуальность объясняется тем, что формирование творчески активной личности,
обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы,
закладывается в дошкольном возрасте. Я считаю что планомерная, целенаправленная
работа по данной теме приведет к желаемому результату: формированию более широких
представлений о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе, и способности
к исследовательской деятельности подрастающего человека.
Умелое использование приемов и методов ТРИЗ в исследовательской деятельности
успешно помогло мне развить у воспитанников изобретательскую смекалку, творческое
воображение, диалектическое мышление. В процессе детского экспериментирования
ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность,
проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает. Для
достижения цели и задач разработала мониторинг результатов ознакомления
дошкольников с явлениями неживой природы. Я считаю, что большое значение в развитии
детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-
пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую
деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
Поэтому в группе с целью развития детского экспериментирования мною был оформлен
уголок экспериментирования «Детская лаборатория» для совместной, самостоятельной
свободной деятельности и индивидуальных занятий. Оснастила ее материалами и
специальным оборудованием, которое необходимо для реализации задач по
познавательному развитию детей. Разработала перспективный план по экспериментальной
деятельности, с целью развития поисково-познавательной активности о неживой природе
(воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.). Одно из направлений детской
экспериментальной деятельности, которое я активно использую - это разные опыты и
эксперименты: демонстрационные (сама провожу опыт и демонстрирую его; а дети следят
за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у
детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы. Их провожу как
на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
Главным средством обучения являются методы ТРИЗ и РТВ. В качестве основного
метода работы использован метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Дети
с
огромным
удовольствием
проводят
опыты
с
объектами
неживой
природы:
песком,
глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.
В течение всего времени я обогащала опыт детей, шло практическое освоение детьми
свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и
преобразовании различных проблемных ситуаций. Во время совместного
экспериментирования я вместе с детьми ставила цель, совместно с ними определяла этапы
работы, вместе делали выводы. В ходе деятельности научила выделять
последовательность действий, отражать их в речи. Дети активно участвуют в
предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя
их особенности. Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме
партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности,
самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что
получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует
эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
В педагогическом процессе я использую как традиционные методы, так и
инновационные элементы ТРИЗ-РТВ: эксперименты, решение противоречий, мозговой
штурм, системный оператор, приемы фантазирования, ММЧ и др. При проведении опытов
по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды использую метод
маленьких человечков. Знакомство детей с М.М.Ч. начала в средней группе на простейших
явлениях, когда знакомила детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в
тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее. В результате занятий с применением
технологии ТРИЗ-РТВ у моих воспитанников исчезло чувство скованности,
застенчивость, постепенно развивается воображение, речевая и общая инициатива,
повысился уровень познавательных способностей, что помогает им освободиться от
инерции мышления.
Обязательно включаю предварительную работу: наблюдения, экспериментирование,
чтение художественной и научно-популярной литературы, рассматривание иллюстраций,
беседы и т.д. Мною была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы,
которые
я
использую
в
своей
работе
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста.
Для
удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, систематизировала их в картотеку.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к
окружающему миру заложены в играх. Занимательные игры - эксперименты помогают
закрепить представления о явлениях и объектах неживой природы, полученные во время
экспериментирования, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов
действий, проявлению творчества.
Еженедельно
провожу
беседы,
которые
направлены
на
развитие
детской
любознательности, потребности в новых знаниях. Такая работа позволяет мне выявить
детей активных, любознательных, способных на креативное мышление.
Мои воспитанники проявили желание экспериментировать дома: исследовать
различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми.
Знакомство
родителей
с
опытом
моей
работы
я
выстраивала
постепенно
через:
консультационные
папки:
«Удивительное
рядом»,
«Познавательные
опыты
дома»,
«Экспериментальная
лаборатория».
Постоянно
ищу
новые
пути
сотрудничества
с
родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек –
токов и мир, который он создает вокруг себя. Также вместе с родителями собираем
познавательную литературу: энциклопедии «Все обо всем», «Почемучка», «Что есть что».
Тематическая
подборка
книг
соответствует
изучаемым
объектам,
и
располагается,
в
специально оформленном литературном центре.
Меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов
и экспериментов в игровой деятельности. Хочу отметить, что положительные результаты
проведенной
данной
экспериментальной
деятельности
с
детьми
свидетельствуют
об
эффективности
моей
работы.
Таким
образом,
если
ребенок-исследователь
найдет
поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый — умный,
наблюдательный,
умеющий
самостоятельно
делать
выводы
и
логически
мыслить.
Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем что-нибудь интересное и
необычное, который сумеет удивляться и радоваться всему, что его окружает. Дети легко
находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир — это одна
большая лаборатория.
Список используемой литературы:
1.
Владимирова
Т.
В.
Шаг в неизвестность (Методика ознакомления дошкольников с
явлениями неживой природы) / под ред. – Гуткович И. Я. – Ульяновск, 2001. – 108 с.
2.
Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными
объектами. // Вопросы психологии. - 1996. - №4.
3.
Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //
Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. - С.8-17.
4.
Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой».
Москва Педагогическое общество России, 2005г
5.
Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей.
/ Дошкольное воспитание. N 1, 2005г.
6.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб: Детство-пресс,2005
7.
16. «Мы». Программа экологического образования детей \Н.Н. Кондратьева и др. СПб:
Детство-пресс, 2003г.