Напоминание

"Развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы на основе методов и приемов ТРИЗ – технологии"


Автор: Берестова Наталья Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Школа развития №24"
Населённый пункт: Город "Нефтеюганск"
Наименование материала: Инновационный проект
Тема: "Развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы на основе методов и приемов ТРИЗ – технологии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа развития №24» 628311, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск, 13 микрорайон, здание № 46.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности
неживой природы
на основе методов и приемов ТРИЗ – технологии» Автор: воспитатель 1 квалификационной категории Берестова Наталья Леонидовна Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, поставили на качественно новую ступень вопросы образования. Работая с детьми, я обратила внимание на то, что они имеют поверхностные представления о неживой природе. Для изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в группе провела мониторинг. По его итогам у детей был выявлен низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью. Познавательный интерес детей неустойчив, выражен недостаточно: они не всегда понимали проблему, мало знали о
свойствах и качествах материалов неживой природы. Поэтому я поставила перед собой цель: Проектирование непосредственно-образовательной деятельности, направленной на развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности
неживой природы
средствами методики «Шаг в неизвестность» ТРИЗ – технологии. За основу в своей работе я взяла методику Т. А. Владимировой «Шаг в неизвестность», в которой в системе идет ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Актуальность объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Я считаю что планомерная, целенаправленная работа по данной теме приведет к желаемому результату: формированию более широких представлений о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе, и способности к исследовательской деятельности подрастающего человека. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ в исследовательской деятельности успешно помогло мне развить у воспитанников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает. Для достижения цели и задач разработала мониторинг результатов ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы. Я считаю, что большое значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно- пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Поэтому в группе с целью развития детского экспериментирования мною был оформлен уголок экспериментирования «Детская лаборатория» для совместной, самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий. Оснастила ее материалами и специальным оборудованием, которое необходимо для реализации задач по познавательному развитию детей. Разработала перспективный план по экспериментальной деятельности, с целью развития поисково-познавательной активности о неживой природе (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.). Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую - это разные опыты и эксперименты: демонстрационные (сама провожу опыт и демонстрирую его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Главным средством обучения являются методы ТРИЗ и РТВ. В качестве основного метода работы использован метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В течение всего времени я обогащала опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций. Во время совместного экспериментирования я вместе с детьми ставила цель, совместно с ними определяла этапы работы, вместе делали выводы. В ходе деятельности научила выделять последовательность действий, отражать их в речи. Дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
В педагогическом процессе я использую как традиционные методы, так и инновационные элементы ТРИЗ-РТВ: эксперименты, решение противоречий, мозговой штурм, системный оператор, приемы фантазирования, ММЧ и др. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды использую метод маленьких человечков. Знакомство детей с М.М.Ч. начала в средней группе на простейших явлениях, когда знакомила детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее. В результате занятий с применением технологии ТРИЗ-РТВ у моих воспитанников исчезло чувство скованности, застенчивость, постепенно развивается воображение, речевая и общая инициатива, повысился уровень познавательных способностей, что помогает им освободиться от инерции мышления. Обязательно включаю предварительную работу: наблюдения, экспериментирование, чтение художественной и научно-популярной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы и т.д. Мною была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы, которые я использую в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста. Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, систематизировала их в картотеку. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. Занимательные игры - эксперименты помогают закрепить представления о явлениях и объектах неживой природы, полученные во время экспериментирования, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Еженедельно провожу беседы, которые направлены на развитие детской любознательности, потребности в новых знаниях. Такая работа позволяет мне выявить детей активных, любознательных, способных на креативное мышление. Мои воспитанники проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Знакомство родителей с опытом моей работы я выстраивала постепенно через: консультационные папки: «Удивительное рядом», «Познавательные опыты дома», «Экспериментальная лаборатория». Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – токов и мир, который он создает вокруг себя. Также вместе с родителями собираем познавательную литературу: энциклопедии «Все обо всем», «Почемучка», «Что есть что». Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре. Меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности. Хочу отметить, что положительные результаты проведенной данной экспериментальной деятельности с детьми свидетельствуют об эффективности моей работы. Таким образом, если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый — умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем что-нибудь интересное и необычное, который сумеет удивляться и радоваться всему, что его окружает. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир — это одна большая лаборатория.
Список используемой литературы:
1. Владимирова Т. В. Шаг в неизвестность (Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы) / под ред. – Гуткович И. Я. – Ульяновск, 2001. – 108 с. 2. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии. - 1996. - №4. 3. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. - С.8-17.
4. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой». Москва Педагогическое общество России, 2005г 5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005г. 6. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб: Детство-пресс,2005 7. 16. «Мы». Программа экологического образования детей \Н.Н. Кондратьева и др. СПб: Детство-пресс, 2003г.


В раздел образования