Автор: Старченко Татьяна Ильинична Должность: учитель истории Учебное заведение: МБОУ Михайловская СОШ Населённый пункт: х. Михайлов,Тацинский район, Ростовская область Наименование материала: статья Тема: "Потерянный храм" Раздел: полное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИХАЙЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Потерянный храм»
Автор:
Старченко Т.И.
МБОУ Михайловская СОШ
х
. Михайлов.
2015 год
У каждого на свете есть причал,
1
Куда без злата, славы и победы,
С собою взяв ошибки свои, беды,
Прийти ты можешь, кем бы ты ни стал!
Тацинский район …. Край вольнолюбивых мужественных людей…
Поэтами воспетый край.
Край наш – это степь, простору и неезженых дорог в ней много; летом
все пути открыты, и всюду можно найти приют….
Степь – слово, звучащее в легендах и песнях.
Степь – страна людей,
кормилица племен и народов. Степь – колыбель их воли и свободы! Степь –
наше Отечество. Наша Отчизна.
В рассказе А.П.Чехова «Двадцать девятое июня», написанном в 1882 г., Чехов
впервые
дает
описание
донской
степи
в
раннее
летнее
утро.
«Степь
обливалась золотом первых солнечных лучей и, покрытая росой, сверкала,
точно усыпанная бриллиантовой пылью. Туман прогнало утренним ветром, и
он
остановился
за
рекой
свинцовой
стеной.
Ржаные
колосья,
головки
репейника и шиповника стояли тихо, смирно, только изредка покланиваясь
друг
другу
и
пошептывая.
Над
травой
и
над
нашими
головами,
плавно
помахивая
крыльями,
носились
коршуны, кобчики и совы. Они
охотились...»
Природа
нашего
края
просто
сказочная.
Как
же
целостно
все
воспринимается
и
природа, и народ, и культура.
М н о г о
в р е м е н и
понадобилось,
чтобы
заселить,
освоить,
защитить
от
врагов
степные просторы. Разве можно
остаться равнодушным, если мысленно представить себе, сколько труда, пота
2
и крови, радости и страданий выпало на долю минувших поколений. А еще
наш
край
щедр
богатой
историей
и
людьми,
памятниками
культуры
и
архитектуры
прославляющими
нашу
Родную
Землю!
О
таком
памятнике
архитектуры,
а
точнее
сказать
о
том,
что
от
него
осталось,
я
и
хочу
рассказать.
«Зачем нужна дорога, если она не ведет в храм», — фраза героини из
фильма грузинского режиссера Тенгиза Абуладзе звучит очень актуально. В
дореволюционном Карпово-Обрывском это понимали, поэтому построили
церковь. То, что разрушение этого святилища в 20-30-е годы прошлого века
был кощунством - очевидно. Не могли предположить супруги Карповы, что
их святым замыслам придет такой конец... Богатых людей и сейчас немало,
но далеко не каждый готов делать родной город или деревню лучше и
облагораживать его, как помещик Александр Карпов.
Время не пощадило храмы. Они погибали от вражеских нашествий и
пожаров в ранний период истории, уничтожались в новейшее время. С конца
20-х годов XX века волна борьбы с религией сметала храмы по всей стране.
Коснулось это и церкви во имя Божией Матери Одигитрии в хуторе Карпово-
Обрывском.
Карпово-Обрывский лежит в низине, в двух километрах от оживлённой
трассы, соединяющей город Белая
Калитва
со
станицей
Тацинской.
Здесь очень тихо, на его улочках
редко
вст ретишь
ч е л о в е к а .
Хуторок
встречает
замерший
в
безлюдье
и
в
томлении
летнего
зноя.
Низкими,
небро ским и
домишками
вытянулся
он
в
складке узкой долины, с пологих
травянистых бугров обозреваемый весь, целиком. Однако есть в нём тихая,
задумчивая
прелесть
и
задушевность
благодаря
светло-серой
и
немного
3
странной, будто картонная декорация, обезглавленной церкви на обширной
поляне, захваченной высокой травой, да там же – скромному, увенчанному
красной
звёздочкой
обелиску:
братская
могила
погибших
в
1943-м
за
освобождение
этих
мест.
Не
видно
только
речки
Быстрой,
скрытой
за
обрывами в подушкообразных зарослях.
Первое, что обращает здесь на себя внимание, – руины церкви на
большой поляне.
Ко гд а - то
ху то р
з в а л с я
слободой.
Но
даже
будучи
и
слободой
–
Карпово-Обрывская
не отличалась богатством. В таком
мирном на вид селении и жизнь
всегда протекала мирно. Господа
Карповы,
Александр
Иванович
и
Екатерина Яковлевна, относились
к
своим
крестьянам
по-доброму,
помогали,
чем
могли,
внушали
им
почтение
к
царю
(кстати,
полковник
Карпов,
участник
О т еч е с т в е н н о й
в о й н ы
1 8 1 2
год а
и
Заграничных
походов
1813–1814
годов,
за
военные заслуги неоднократно был отмечен
высокими наградами – в том числе золотой
саблей и Прусским орденом), проповедовали
благочестие. В 1853 году на личные средства
барин
выстроил
в
слободе
церковь
во
имя
Божией
Матери
Одигитрии
–
из
пилёного
и з в е с т н я к а ,
д о в о л ь н о
п р о с т у ю
п о
архитектуре, гладкостенную, приземистую, с
деревянным куполом, однопрестольную.
4
Храм был выстроен в честь Чудотворной иконы Пресвятой Божьей Матери,
именуемой
«Одигитрия»
Смоленская,
известной
на
Руси
с
древнейших
времен.
«Одигитрия»,
в
переводе
с
греческого
языка,
значит
«Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия,
но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является
путеводительницей
к
вечному
спасению
-
неоспоримая
истина.
Смоленская Божья Матерь помогает всем, обращающимся к ней с
молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного
мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница
за нас перед Богом.
По воскресеньям и православным праздникам казачьи семьи со всей округи
ходили в церковь во имя Божией Матери Одигитрии, которая имела большое
значение в их жизни.
Более того: несмотря на бедность, карповцы сразу откликнулись на призыв
священника помочь расширить храм. В 1873 г. к ней была пристроена
каменная колокольня,
появились два
придела с арочными
входами, выросла
невысокая
трёхъярусная
колокольня.
Церковный ансамбль
очень красиво
светился ярким
цветом в лучах заходящего солнца. Старожилы хутора говорят, что каждое
сельское поселение имело свой вход в церковь. Ещё через пятнадцать лет в
слободе открыли церковно-приходскую школу, а позже – ещё одну. В 1896 г.
слобода входила в состав Каменского благочиния донской епархии. Позже -
Ермаковского благочиния.
5
Когда в 1905 году во многих местах России крестьяне выступали против
помещиков, в Карпово-Обрывской по-прежнему сохранялся покой. Долгое
время церковь была духовным центром, куда все хуторяне приходили со
своими бедами и радостями. Где вместе переживали за страну и вершили
историю.
Во время русско-японской войны слобожане, как сообщают «Донские
епархиальные ведомости» от 1 марта 1911 года, «посылали последние свои
лепты в пользу бедных наших воинов и сносили к ногам любимого своего
пастыря для отсылки на Дальний Восток всё, что могли из одежды: тулупы,
валенки, сапоги, бельё, из провизии – сухари, полотно, сухие вишни, сало и
подобное».
И
в
газетах
того
времени
было
сообщаемо,
что
таких
пожертвований
больше
всего
было
отправлено
из
слободы
Карпово-
Обрывской! «Когда священник говорил поучения о значении этого дня, в
глазах многих были слёзы. После литургии и молебна в нём, был совершён
торжественный крестный ход в волостное правление. Здесь был отслужен
молебен и произнесена была священником речь о благодарности к Царю за те
благодеяния, какие Царь оказывал и оказывает крестьянству. Закончив свою
речь, он призывал твёрдо стоять на страже Самодержавия и православной
веры и предложил для увековечения памяти об этом дне соорудить икону в
честь св. Александра Невского и поставить её в волостном правлении, чтобы
каждый посетитель правления, осенив себя крестным знамением, вспоминал
о Царе-освободителе. Крестьяне с восторгом приняли это призыв и вместе с
тем выразили желание, чтобы такая же икона приобретена была в их храм,
как всенародное выражение их любви и благодарности к Царю».
Тогда
же
с
помощью
священника
и
составили
телеграмму
на
имя
министра императорского двора: «Просим Ваше Высокопревосходительство
повергнуть
к
стопам
Его
Императорского
Величе ства
наш и
верноподданнические чувства и нашу любовь и сказать Его Величеству, что
мы сегодня 19 февраля всем существом нашим переживаем тот былой день
19 февраля 1861 года, и чувства, какими жил тогда Царь-Освободитель и Его
6
народ.
Преклонив
колена
и
осеняя
себя
крестным
знамением,
молим
Создателя да дарует вечную память и вечную жизнь Царю-Освободителю и
да
укрепит
силы
Самодержца
нашего
Николая
Александровича
на
дальнейшее благоустроение возлюбленных Ему, всегда верных до гроба и
преданных крестьян и всей России» (подписана от имени крестьян Карпово-
Обрывской волости Донецкого округа волостным старшиной, крестьянином
Стефаном Лагутиным).
Пертурбации
начались
позже.
В
Гражданскую,
во
время
Верхне-
Донского восстания в 1919 году, казаки знаменитого Гундоровского полка
вблизи слободы разгромили 202-й стрелковый полк Красных. Были здесь и
другие
сражения
той
войны,
одно
из
которых
запечатлено
донским
художником-баталистом Митрофаном Грековым на картине «Бой у Карпово-
Обрывской
слободы».
Затем
пришла
новая
власть,
установились
новые
порядки.
Церковные
службы
прекратились.
В
Великую
Отечественную
здешние ландшафты вновь заволокло дымом войны. За местные высоты
зимой
1943-го
шли
ожесточённые
бои.
Службы,
возобновлённые
в
оккупации, какое-то время продолжались и после Победы.
Но потом …Местное начальство распорядилось сорвать купола, и всё
богатое убранство, всю утварь увезти в слободу Скосырскую – тогдашний
районный центр, которому подчинялся Карпово-Обрывский. Здание отошло к
правлению колхоза: проложив шифер, председатель приспособил его для
хранения семян, потом – минеральных удобрений. А когда колхоза не стало,
особо
предприимчивые
(старожилы
говорят
–
в
основном
пьяницы
и
безработные), когда объявили сбор металла, поснимали с крыши жесть, а
потом постягивали и доски. После постепенно повыбивали окна, двери…
Сведения
о
том,
что
церковный
колокол
утопили
в
реке
–
и
что
даже
специально
ради
его
поисков
чистили
дно
(об
этом
семь
лет
назад
рассказывали
старики,
ныне
покойные,
–
они
поселились
в
Карпово-
Обрывском
в
1953
году,
когда
церковь
уже
не
работала),
опровергла
старейшая жительница посёлка Валентина Михайловна Худомясова:
7
– Никто его не топил, сняли да увезли в Скосырку. А звук у него был! Как
любая непогода – туман, метель, – сразу кто-нибудь забирался на колокольню
и обязательно звонил, звонил, – мало ли что, а вдруг кто-то сбился с пути.
Тогда ездили на лошадях, на подводах… Мой дед однажды возвращался с
базара
в
Михайловке
(Карпово-Обрывский
сегодня
входит
в
состав
Михайловского
сельского
поселения),
и
поднялась
пурга,
вокруг
ничего
невозможно было разглядеть; он и потерял дорогу. Так и приехал на звон
колокола. Мне отец рассказывал, что после того как церковь закрыли, долгое
время в плохую погоду всё равно слышался звон, хотя уже никакого колокола
не было. Говорили так: что будто оттого, что место намоленное, внутри
церкви
продолжали
петь
голоса,
как
словно
знак
был
для
нас:
какой
страшный грех совершён! Такое святое место осквернили! А сколько людей
было на службе! – продолжала Валентина Михайловна. – Приходили все
8
пожилые, молодые-то работали в поле. В левом приделе стояли те, кто из
хутора Маслова, правый – для комиссаровских (то есть для прихожан из
Комиссарова, хутора в двух километрах отсюда). Каждый год, 10 августа, на
престольный праздник, на бугре – вот он, слева от церкви, – проходила
ярмарка, с каруселями… Мой дед, он был хозяин зажиточный, брал с собой
своих невесток и говорил: идёмте, куплю всё, что пожелаете! Накупал им
туфли, платья, угощения… и всегда в этот день у церкви накрывали богатые
столы. Раньше её окружала ограда, просторный был двор, с цветниками!
9
Да что говорить! – хорошая церковь. Верующих много здесь. А в Тацинскую
ехать – далеко.
«Осколки старины» собирать было непросто. Несколько лет назад, впервые за
многие годы, началось возрождение храма. По
крайней мере, теперь внутри – чистота, в
алтарной части и приделах – скромные иконки.
Сколько пройдёт времени, прежде чем залатают
многочисленные дыры в стенах, заделают
проломы, восстановят купола? Наверное, это
случится нескоро: селение-то захудалое, да тем
более несколько лет назад в станице Тацинской
возвели церковь в «новгородском» стиле,
освятив её во имя Рождества Пресвятой
Богородицы. До этого в Тацинском районе более
полувека не было ни одной церкви! Кроме карповской... Но главное
свершилось: на праздники сюда
приезжает батюшка, собираются
прихожане, а на Престол, 10
августа, накрываются столы.
Сейчас в Карпово-Обрывском
стало больше разрушенных
домишек. Несмотря на
несносную жару, на речке –
никого. А вот церковь на праздники, как в то позабытое время, собирает
людей.
Да, человек смертен. Лишь вечны его добрые дела. Счастье, что дело
господ Карповых оказалось долговечным.
Жаль, что этот памятник архитектуры не в полной мере украшает нашу
местность. Отрадно, что многие храмы в наше время возрождены на месте
утраченных, но многие, в том числе, о котором рассказывалось, бесследно
10
исчезли
или
исчезают.
И
кто
знает,
может
и
их
судьба
когда-нибудь
возродится?
Нужно
помнить,
что
уничтожение
этих
особенных,
неповторимых
и
вместе
с
тем
родных
каждому
русскому
человеку
архитектурных
сооружений
-
уничтожение
культуры
родины,
культуры
целого народа. А без своей культуры такой народ стирается с лица земли.
Нужно сохранять и беречь свои культурные корни, без которых невозможно
сохранение народа.
Памятники архитектуры навечно прикреплены к земле — они весьма
значительная
часть
той
создаваемой
человеком
искусственной
среды,
в
которой
он
только
и
может
существовать
и
развиваться.
Следовательно,
памятники архитектуры — это конкретная и очень важная составляющая
общего, широкого и великого понятия Родина. В этом — одна из наиболее
ценных сторон общественного значения памятников архитектуры. В таком
своем
значении
памятники
архитектуры
выступают
в
роли
стимулов
патриотизма.
И
в
этой
своей
функции,
как
и
в
функции
вещественных
памятников,
памятники
архитектуры
выступают
в
виде
своих
наиболее
значительных, уникальных образцов.
11
И
когда-нибудь
наши
дети,
и
внуки,
получив
задание
написать
об
истории родных мест, памятниках культуры и архитектуры, в продолжение
моего рассказа напишут:
«…И стал возрождаться некогда пришедший в упадок храм. Стали
появляться
предприятия
и
новые
дома,
численность
населения
стала
увеличиваться, появились новые детские сады и школы. Ожила природа.
Забурлила река чистыми водами…»
12