Автор: Колкова Ольга Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад Ручеёк" Населённый пункт: КЧР ст. Сторожевая Наименование материала: Проэкт Тема: "С чего начинается Родина" Раздел: дошкольное образование
Введение
Любовь к родному краю, родной культуре,
Родной речи начинается с малого- любви
К своей семье, к своему жилищу, к своему
Детскому саду. Постепенно расширяясь,
Эта любовь переходит в любовь к родной
Стране, к ее истории, прошлому и
Настоящему, ко всему человечеству
Д. С. Лихачев
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна
из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине ,
патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой
национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной
стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического
сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем
воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по
своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким
ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении
служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного
возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает
отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в
семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит,
улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления
ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине .
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не
только с домом и с улицей, но с родным селом (городом, с окружающей
природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России,
огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать
ребенку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с
ознакомлением окружающего нас мира.
Пояснительная записка:
Проект программы составлен в соответствии с документами:
Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1 (с изм. на 16 марта
2006г.)
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении,
утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12
сентября 2008. № 666
Международная конвенция о правах ребенка
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное
звено).
« Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А.
Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой - 3-е изд., испр. и доп. – М:
Мозаика- синтез,2005г.
ЦЕЛЬ : воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование
нравственных ценностей. Создание в детском саду предметно-развивающей
среды, способствующей этому воспитанию.
ЗАДАЧИ:
Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, селе в
котором они живут.
Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к
родному дому, семье, детскому саду, селу, к природе родного края, к
культурному наследию своего народа.
Воспитывать любовь и уважение к своей Родине-России , к своей нации.
Толерантного отношения к представителям других национальностей.
Воспитывать уважительное отношение к человеку- труженику, результатам его
труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике,
традициям государства, общественным праздникам
Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.
Воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.
Содержание программы систематизировано по тематическим блокам:
1.«Наша дружная семья»(семья. д\сад)
2.«Моя малая Родина » (станица)
3.«Широка, страна моя родна»
Программа предусматривает то , что в процессе освоения ребенком
содержания этих тематических блоков осуществляется его социализация в
окружающем мире.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ :
• ДОСТУПНОСТЬ
• СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
• НАГЛЯДНОСТЬ
• ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
• СТИМУЛИРОВАНИЕ АКТИВНОСТИ
СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ :
Расширение образовательного пространства в социуме
Предметно-развивающая среда:
- сбор фотоматериалов;
- методические материалы;
Совместная деятельность педагога с детьми:
- экскурсии, наблюдения;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций;
- игры;
- детское художественное творчество.
Совместная работа с родителями
• выставки детского творчества.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Практические:
- создание развивающей среды;
- экскурсии и наблюдения;
Словесные:
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихотворений;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- подвижные игры;
- наблюдения.
Наглядные:
- выставки;
- сбор фотоматериалов;
- рассматривание иллюстраций;
Общее содержание и задачи
Задачи:
- формировать у детей представления о семье, доме, детском саде, селе в
котором они живут;
- воспитывать уважение к членам семьи, сотрудникам детского сада;
- знакомить с трудом взрослых;
- воспитывать уважение к их труду;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Содержание:
1. «Наша дружная семья»
(семья, дом, д\сад) Беседовать с детьми о членах семьи, подчеркивать их
заботу друг о друге. Знать свое имя, фамилию. Знать членов соей семьи по
именам. Знакомить с трудом близких взрослых (мама, папа, бабушка, дедушка,
трудом работников д\сада (медсестра, воспитатель, повар, прачка).
Осуществляя эту работу, необходимо соблюдать определенные правила.
Сформировать понятие: Я- член семьи. Мой дом- моя семья.
Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок
встречается в жизни и частью которого является. К сожалению,
широко распространено мнение о том, что нет необходимости в
специально организованном ознакомлении дошкольника с семьёй.
Если ребенок живёт в семье, он сможет познакомиться с этим
явлением в повседневной жизни. Но я с этим мнением не согласно,
так как в семье не дают углубленного представления о семье.
Современное общество нуждается в востановлении традиционных
ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду
семейного образа жизни. Результаты исследований, проведённых
философами, социологами,социальнми психологами и педагогами
последные годы, вызывают тревогу: всё чаще говорится о кризисе
семьи, а перспективы развития этого социального института
оцениваютсякрайне пессимистично. Всем известно о
демографических проблемах, существующих в российском
обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество не
только не полных, но и неблагополучных семей.
В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как
социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание
ребёнка. Дошкольное образовательное учреждение традиционно
оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе
взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. (инициатива).
НОД Познание «Моя семья»
И н т е г р а ц и я
о б р а з о в а т е л ь н ы х
о б л а с т е й : «Познание»
(формирование
целостной
картины
мира),
«Художественное
творчество»
(рисование),
«Социализация»,
«Коммуникация»,
«Физкультура», «Здоровье»
Виды
детской
деятельности :
игровая,
п р о д у к т и в н а я ,
коммуникативная.
Задачи :
1. уточнять и обобщать знания детей о семье, о том, кто такие
родные;
2. формировать представления о составе семьи, используя
фотографии членов семьи ребёнка;
3. совершенствовать умение составлять короткий рассказ о
своей семье,
4. развивать связную речь, познавательные интересы,
логическое мышление,
5. воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Содержание организованной деятельности детей
1.
Организационный
момент. Рассматривание
картин
«Моя
семья».
Задание: перечисли всех членов семьи, которых ты видишь на
картинках «Семья». Скажи, кто старше, кем работают, чем
увлекаются, как проводят свободное время и т.д.
2. Фотовыставка «Моя семья». Дети показывают фотографии
своей семьи, называют членов семьи и рассказывают небольшой
рассказ из своей жизни.
3. Игра «Скажи наоборот».
Дедушка старше, а папа …(моложе).
Мама моложе, а бабушка (старше).
Папа выше, а мама …(ниже).
Папа большой, а сын ... (маленький).
4. Беседа.
Воспитатель объясняет, что бабушка – это папина мама или мамина
мама; дедушка – это папин папа или мамин папа; ребёнок (мальчик)
для папы и мамы – это сын, девочка для родителей – дочь; мальчик
для сестры – брат; девочка для брата – сестра.
Воспитатель показывает картину с изображением семьи и просит
показать: брата, сестру, папину маму, папиного папу, дочь, сына.
5. Чтение стихотворений о маме и бабушке.
Так уютно в доме нашем,
Потому что есть ты, мама.
Вкусный суп у нас и каша
Ведь варила ты, их мама.
Буду у тебя учиться
я заботам и старанью.
Буду я, как ты, трудиться,
Подыматься утром рано. (Г.Гумер.)
Вопросы:
О ком стихотворение?
Что делает мама?
Почему вы любите своих мам?
С бабушкой мы буквы
В книжке разбираем,
С ней играем куклы,
В классики играем.
Важные секреты
Шепчем ей на ушко,
Потому что бабушка –
Лучшая подружка. ( С.Погореловский)
Вопросы:
О ком стихотворение?
Что делает бабушка?
Почему вы любите своих бабушек?
6.Физминутка .
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
7. Рефлексия. Дети рисуют портрет членов семьи цветными
карандашами
2.«Наш любимый детский сад».
Учить называть некоторых работников детского сада (воспитатели, няня, муз.
руководитель, заведующая, мед. сестра, ст. воспитатель) по имени, отчеству,
учить обращаться к ним на «вы».
- Знакомить детей с теми видами труда, трудовые действия и результаты
которых наглядны: («Медицинская сестра промыла царапину на руке, смазала
йодом, заклеила пластырем. Так царапина быстрее заживет»). Воспитывать
уважение к их труду.
Беседа «Наш любимый детский сад».
Цель : показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые,
которые заботятся о детях; обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского
сада (повара, медицинской сестры); воспитывать уважение к труду взрослых;
продолжать формировать положительное отношение к детскому саду;
воспитывать у детей доброе отношение детей к друг другу (называть друг
друга ласково, нежно, весело), развивать положительные эмоции у детей.
Предварительная работа : тематические экскурсии по детскому саду
(знакомство с трудом медсестры, прачки, повара); рассматривание
иллюстраций; чтение худ. литературы: «Бегемот, который боялся
прививок», «Детям о профессиях»; с/р игры: «Готовим вкусный обед»,
«Больница», «Семья», «Детский сад»; д/и «Кому, что нужно для работы»,
разрезное лото «Профессии».
В о п р о с ы:
– Как называется наш детский сад?
– Хорошо ли вам живется в детском саду?
– Есть ли у вас друзья в детском саду?
– Чем любите заниматься?
Игра «Расскажи, а мы отгадаем».
Детям показываются фотографии помещений детского сада (ясельная
группа, музыкальный зал, физкультурный зал, прачечная, кухня,
экологическая комната и др.). Дети по желанию или выбору воспитателя
должны, не называя, какое изображено помещение, рассказать о нем, а
остальные отгадывают.
3. «Моя малая родина»
* Беседа с детьми
Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников
о малой Родине – станице Сторожевой.
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это
место, где он родился, где прошло его детство (познание);
Развивающие:
развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух
читаемый текст (коммуникация, чтение художественной литературы);
обогащать словарный запас, формировать грамматический строй речи,
умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы
воспитателя.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине (социализация);
продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения
между детьми (социализация);
У каждого из нас есть и своя малая родина — тот уголок земли, где мы
родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится
наш родной дом. Для кого-то малая родина — небольшой поселок или
деревушка, для других —городская улица и зеленый дворик с качелями,
песочницей и деревянной горкой.
Словом, малая родина у каждого своя!
Послушайте стихотворение.
Малая родина
Малая родина —
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая, малая
Родина моя!
Вспомните, как называется село, где вы родились?
(Индивидуальный опрос детей).
Большинство из вас родились в нашем станице Сторожевой. И все мы живём
здесь. Это и есть наша малая родина.
Вы любите станицу?
За что вы его любите? Подумайте, чем оно примечательно?
Какие названия улиц вы знаете?
Дети, а как называются улицы, на которых вы живёте.
Я приглашаю вас немного поиграть. Встаём врассыпную, повторяем вместе со
мной.
«Мы по улице шагаем, (Шагают).
Выше ноги поднимаем. (Высоко колени, маршируют)
По сугробам не пойдём, (Жест рукой)
Мы его перешагнем (Шаг в сторону)
На скамейку мы присели, (Присесть)
Там конфет кулёчек съели. (Имитация руками)
А когда друзей встречали, ( Встать)
Мы руками им махали! (Машут рукой).
Вот как славно погуляли: (Шагают).
Друг за другом мы шагали! (Повернулись направо, шагают за воспитателем).
Раз-два, раз-два! (Шагают).
Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше
узнать о её истории, берегите её природу, храните её обычаи и традиции.
4. Широка страна моя родная. Расширять представления о родной стране, В
старше группе детям объясняют, что наша страна называется Российская
Федерация (Россия, показывают на карте всю Россию, моря, озера, реки, леса,
отдельные города. Следует познакомить детей с Москвой- столицей России.
- рассказать детям о России, ее символике (герб,флаг)
Дошкольников подводят к выводу: любить Родину - это прежде всего знать
свою страну, гордиться ею, болеть за выступление наших спортсменов и тд.
Необходимо познакомить с детей с флагом, гербом и мелодией гимна России,
рассказать о истории их создания.
Продолжать расширять представления детей о Российской армии, рассказать о
трудной, но почетной обязанности защищать Родину .
Расск
азывая дошкольникам о нашей стране, о ее гражданах, необходимо показать
патриотизм русских людей, их миролюбии.