Напоминание

Применение средств информационно-коммуникационных технологий на уроках безопасности жизнедеятельности


Автор: Наплёков Сергей Михайлович
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский сельскохозяйственный техникум"
Населённый пункт: Село Дмитриевка, Белгородская область, Яковлевский район
Наименование материала: Доклад
Тема: Применение средств информационно-коммуникационных технологий на уроках безопасности жизнедеятельности
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Доклад





«Применение средств информационно-

коммуникационных технологий на уроках

безопасности жизнедеятельности»
( Из опыта работы )
Преподаватель-организатор ОБЖ

Наплёков Сергей Михайлович


Сегодня все большее пространство занимают современные информационные технологии, расширяется сфера их применения, в настоящее время увеличивается объем ежедневно накопленной информации. Студенты техникума получают из Интернет-источников мощный поток информации, воспринимают массу электронных игр, СМИ, рекламы. Преподавателю техникума необходимо использовать в обучении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) потому, что студенты, как правило, являются уверенными пользователями ПК. Мною средства ИКТ используются в учебной и внеклассной работе по безопасности жизнедеятельности. Целями использования элементов данной технологии является:  формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов, то есть общих компетенций, определяющих современное качество содержания образования;  подготовка молодого поколения к жизни и работе в информационном обществе;  повышение эффективности образовательного процесса по «Основам безопасности жизнедеятельности» путем внедрения средств информатизации и достижение 100% успеваемости в учебных группах по предмету. Задачи, решаемые с помощью технологии:  развивать у студентов навыки самоанализа, самоконтроля, самоорганизации;  организовать индивидуальную и групповую творческую работу студентов с учебным материалом, размещенным как на бумажных, так и на электронных носителях;  увеличить наглядность при рассмотрении учебного материала;  облегчить деятельность педагога, освободить его от рутинной работы. Необходимыми условиями для реализации технологии являются:  наличие в техникуме средств ИКТ и возможность использования их преподавателем ОБЖ;
 в л а д е н и е п р е п од а в ат е л е м О БЖ о с н о в а м и и н ф о р м а ц и о н н о - коммуникационных технологий;  смена роли преподавателя с позиций транслятора знания на позицию консультанта;  владение студентами определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности. Данные условия в техникуме имеются: компьютерный класс, имеются компьютеры в читальном зале библиотеки общежития. Рабочее место преподавателя оборудовано ПК, проектором, экраном. Компьютерная техника и оборудование используются как в учебное время, так и в организации внеклассной работы.

Применение ИКТ позволяет внести разнообразие в содержание учебного процесса по предмету:  видео - и анимационные фрагменты-демонстрации эпизодов чрезвычайных ситуаций, приемов оказания первой медицинской помощи, включаемые в презентации, всевозможные компьютерные программы по ОБЖ, сайты Internet;  материалы для тестового контроля;  комплекты практических работ с методическими указаниями;  комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов с помощью ПК;  включение в ход урока справочного материала; При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить учебный материал. Соотношение между словами преподавателя и информацией на экране может быть разным, и это определяют пояснения, которые дает преподаватель. Для решения дидактических задач данного этапа мы используем:  лекции-презентации - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить студентов с объектом или явлением, процессом. Мною они используются на уроках изучения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;  видеофрагменты фильмов. Например, тема «Терроризм» - демонстрация фрагмента фильма «Утро в Беслане»;  наглядное решение задачи (PowerPoint), например, на слайде представлена модель сейсмографа, где можно наглядно продемонстрировать его действие при различном колебании поверхности земли;  схемы (Excel) - составление схемы действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;  таблицы (Excel ) – составление таблицы «Виды химического оружия» . Творческими заданиями для студентов, как вариант, являются создание опорных конспектов, слайдов и кроссвордов к учебным темам, написание рефератов, докладов, подготовка информационных сообщений с иллюстрациями и их рецензирование, оформление буклетов с ситуационными рекомендациями, алгоритмов и правил действий при чрезвычайных ситуациях различного характера,
по оказанию доврачебной помощи пострадавшим. Работа над ними позволяет студентам не только глубже понять материал, но и сформировать дополнительные умения пользоваться компьютерными программами. Для учебно-методического обеспечения подготавливаю печатные раздаточные материалы (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы) для использования в учебной и внеурочной деятельности. Как показывает опыт, проверка уровня знаний с использованием тестовых заданий в электронной оболочке позволяет достаточно быстро и беспристрастно осуществлять контроль знаний студентов. Например, для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать следующие средства:  презентацию-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления, в конце указаны критерии оценивания работы (PowerPoint);  презентацию-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);  презентацию-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).  раздаточный материал: тестовые задания (Excel, Word); карточки (Word); кроссворды (Excel); самостоятельные работы (Word); контрольные работы (Word). Большое воспитательное значение имеет демонстрация художественных фильмов о современной армии, учениях, особенно в преддверии празднования Дня защитника Отечества, Великой Победы. Показ фильмов завершается беседой о героях, о впечатлении. Понравились студентам фильмы: «Звезда», «Судьба человека», «Туман», «Белый тигр», «В зоне особого внимания» и другие. В результате использования информационных технологий в процессе обучения наблюдаются следующие результаты: повышается качество знаний; растет рейтинг предмета; студенты проявляют больше осознанности в изучении предмета, становятся увереннее в оценках и выводах, охотнее участвуют в различных внеклассных мероприятиях. Таким образом, формируя прочные знания по БЖ, продвигаюсь в решении поставленной проблемы «Использование ИКТ в курсе преподавания БЖ» и наблюдаю положительные результаты. Стоить отметить, что освоение данного опыта требует большой работы с дополнительной литературой, умений использовать компьютерные технологии и программы в процессе обучения. Внедрение в традиционную схему «преподаватель – группа - студент» нового помощника – компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности студента и роль преподавателя. Главным итогом применения элементов данной технологии в учебном процессе считаю: возросший уровень самостоятельности и заинтересованности
студентов на уроке; положительное отношение к предмету БЖ, к преподавателю, друг к другу; развитие навыков работы с компьютерными программами, повышение качества содержания и оформления самостоятельных работ. Также можно сделать вывод, что новые информационные технологии позволяют всесторонне адаптировать содержание и технологии обучения к индивидуальным особенностям студентов. Список литературы 1.Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В.П.Беспалько. - М.: Изд-во МПСИ, 2008. – 352 с. 2.Хромов, Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях [Текст]: Методическое пособие / Н.И. Хромов. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 288 с.


В раздел образования