Применение средств информационно-коммуникационных технологий на уроках безопасности жизнедеятельности
Автор: Наплёков Сергей Михайлович Должность: преподаватель-организатор обж Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский сельскохозяйственный техникум" Населённый пункт: Село Дмитриевка, Белгородская область, Яковлевский район Наименование материала: Доклад Тема: Применение средств информационно-коммуникационных технологий на уроках безопасности жизнедеятельности Раздел: среднее профессиональное
безопасности жизнедеятельности»
(
Из опыта работы
)
Преподаватель-организатор ОБЖ
Наплёков Сергей Михайлович
Сегодня
все
большее
пространство
занимают
современные
информационные технологии, расширяется сфера их применения, в настоящее
время увеличивается объем ежедневно
накопленной информации. Студенты
техникума получают
из
Интернет-источников
мощный
поток
информации,
воспринимают массу электронных игр, СМИ, рекламы. Преподавателю техникума
необходимо
использовать
в
обучении
информационно-коммуникационные
технологии
(ИКТ)
потому,
что
студенты,
как
правило,
являются
уверенными
пользователями ПК.
Мною
средства
ИКТ
используются
в
учебной
и
внеклассной
работе
по
безопасности жизнедеятельности.
Целями использования элементов данной технологии является:
формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков,
а также опыта
самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов, то есть
общих
компетенций, определяющих современное качество содержания образования;
подготовка
молодого
поколения
к
жизни
и
работе
в
информационном
обществе;
повышение
эффективности
образовательного
процесса
по
«Основам
безопасности жизнедеятельности» путем внедрения средств информатизации
и достижение 100% успеваемости в учебных группах по предмету.
Задачи, решаемые с помощью технологии:
развивать у студентов навыки самоанализа, самоконтроля, самоорганизации;
организовать индивидуальную и групповую творческую работу студентов с
учебным материалом, размещенным как на бумажных, так и на электронных
носителях;
увеличить наглядность при рассмотрении учебного материала;
облегчить деятельность педагога, освободить его от рутинной работы.
Необходимыми условиями для реализации технологии являются:
наличие
в
техникуме
средств
ИКТ
и
возможность
использования
их
преподавателем ОБЖ;
в л а д е н и е
п р е п од а в ат е л е м
О БЖ
о с н о в а м и
и н ф о р м а ц и о н н о -
коммуникационных технологий;
смена
роли
преподавателя
с
позиций
транслятора
знания
на
позицию
консультанта;
владение
студентами
определенным
уровнем
предметных
знаний
и
информационной компетентности.
Данные условия в техникуме имеются: компьютерный класс, имеются
компьютеры в
читальном зале библиотеки общежития. Рабочее место преподавателя
оборудовано ПК,
проектором, экраном. Компьютерная техника и оборудование используются как
в учебное время, так и в организации внеклассной работы.
Применение ИКТ позволяет внести разнообразие в содержание учебного
процесса по предмету:
видео - и анимационные фрагменты-демонстрации эпизодов чрезвычайных
ситуаций, приемов оказания первой медицинской помощи, включаемые в
презентации,
всевозможные
компьютерные
программы
по
ОБЖ,
сайты
Internet;
материалы для тестового контроля;
комплекты практических работ с методическими указаниями;
комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами
решений и возможностью проверки результатов с помощью ПК;
включение в ход урока справочного материала;
При
изучении
нового
материала
наглядное
изображение
является
зрительной
опорой,
которая
помогает
наиболее
полно
усвоить
учебный
материал. Соотношение между словами преподавателя и информацией на
экране
может
быть
разным,
и
это
определяют
пояснения,
которые
дает
преподаватель.
Для решения дидактических задач данного этапа мы используем:
лекции-презентации
-
демонстрация
слайдов,
содержащих
иллюстрации,
тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения,
систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с
целью познакомить студентов с объектом или явлением, процессом. Мною
они используются на уроках изучения чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
видеофрагменты
фильмов.
Например,
тема
«Терроризм»
-
демонстрация
фрагмента фильма «Утро в Беслане»;
наглядное решение задачи (PowerPoint), например, на слайде представлена
модель сейсмографа, где можно наглядно продемонстрировать его действие
при различном колебании поверхности земли;
схемы
(Excel)
-
составление
схемы
действий
при
возникновении
чрезвычайных ситуаций;
таблицы (Excel ) – составление таблицы «Виды химического оружия» .
Творческими
заданиями
для
студентов,
как
вариант,
являются
создание
опорных
конспектов,
слайдов
и
кроссвордов
к
учебным
темам,
написание
рефератов, докладов, подготовка информационных сообщений с иллюстрациями и
их
рецензирование,
оформление
буклетов
с
ситуационными
рекомендациями,
алгоритмов и правил действий при чрезвычайных ситуациях различного характера,
по оказанию доврачебной помощи пострадавшим. Работа над ними позволяет
студентам не только глубже понять материал, но и сформировать дополнительные
умения пользоваться компьютерными программами.
Для
учебно-методического
обеспечения
подготавливаю
печатные
раздаточные
материалы
(контрольные,
самостоятельные
работы,
дидактические
карточки для индивидуальной работы) для использования в учебной и внеурочной
деятельности.
Как показывает опыт, проверка уровня знаний с использованием тестовых
заданий в электронной оболочке позволяет достаточно быстро и беспристрастно
осуществлять контроль знаний студентов. Например, для решения дидактической
задачи
этапа
проверки
домашнего
задания
можно
использовать
следующие
средства:
презентацию-контроль
-
для
организации
самопроверки,
взаимопроверки
домашнего
задания
или
заданий
для
первичного
закрепления,
в
конце
указаны критерии оценивания работы (PowerPoint);
презентацию-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты
ответа,
с
помощью
анимации
отмечается
правильный
ответ
или
отбрасываются неверные (PowerPoint);
презентацию-тест
с
гиперссылками
-
содержит
формулировку
задания
и
варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с
информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора
осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный,
происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).
раздаточный материал: тестовые задания (Excel, Word); карточки (Word);
кроссворды (Excel); самостоятельные работы (Word); контрольные работы
(Word).
Большое
воспитательное
значение
имеет
демонстрация
художественных
фильмов о
современной армии, учениях, особенно в преддверии празднования Дня защитника
Отечества, Великой Победы. Показ фильмов завершается беседой о героях, о
впечатлении. Понравились
студентам фильмы: «Звезда», «Судьба человека», «Туман», «Белый тигр», «В зоне
особого внимания» и другие.
В
результате
использования
информационных
технологий
в
процессе
обучения наблюдаются
следующие
результаты:
повышается
качество
знаний;
растет рейтинг предмета; студенты проявляют больше осознанности в изучении
предмета,
становятся
увереннее
в
оценках
и
выводах,
охотнее
участвуют
в
различных внеклассных мероприятиях.
Таким образом, формируя прочные знания по БЖ, продвигаюсь в решении
поставленной
проблемы
«Использование
ИКТ
в
курсе
преподавания
БЖ»
и
наблюдаю положительные результаты. Стоить отметить, что освоение данного
опыта
требует
большой
работы
с
дополнительной
литературой,
умений
использовать
компьютерные
технологии
и
программы
в
процессе
обучения.
Внедрение
в
традиционную
схему
«преподаватель
–
группа - студент» нового
помощника – компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально
меняет характер учебной деятельности студента и роль преподавателя.
Главным
итогом
применения
элементов
данной
технологии
в
учебном
процессе считаю: возросший уровень самостоятельности и заинтересованности
студентов на уроке; положительное отношение к предмету БЖ, к преподавателю,
друг
к
другу;
развитие
навыков
работы
с
компьютерными
программами,
повышение качества содержания и оформления самостоятельных работ. Также
можно
сделать
вывод,
что
новые
информационные
технологии
позволяют
всесторонне адаптировать содержание и технологии обучения к индивидуальным
особенностям студентов.
Список литературы
1.Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика
третьего тысячелетия) [Текст] / В.П.Беспалько. - М.: Изд-во МПСИ, 2008. – 352 с.
2.Хромов,
Н.И. Преподавание
ОБЖ
в
школе
и
средних
специальных
образовательных учреждениях [Текст]: Методическое пособие / Н.И. Хромов. - М.:
Айрис-пресс, 2008. - 288 с.