Тема урока: Явление электромагнитной индукции.
Место урока в системе уроков: Раздел - 3 «Электродинамика», тема – 4
«Электромагнитная индукция», урок – 1 «Явление электромагнитной индукции».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Педагогическая цель: создать условия для формирования у обучающихся
представления о явлении электромагнитной индукции, способствовать воспитанию
у обучающихся потребности углублять и расширять знания о явлении
электромагнитной индукции.
Используемые педагогические технологии: технология развития критического
мышления, ИКТ.
Методы обучения: словесный, наглядный, метод демонстраций.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.
Учебно-методическое обеспечение урока:
мультимедийная техника
презентация
оборудование:
две
катушки,
сердечник,
магнит
полосовой,
провода,
ЛИП,
ключ, реостат, гальванометр от амперметра;
лист самооценки обучающегося.
Планируемые результаты:
предметные
метапредметные
личностные
познаватель
ные
коммуникативн
ые
регулятивн
ые
Научатся:
понимать
сущность
я в л е н и я
электромагнитной
индукции.
Получат
возможность
научиться:
проявлять
сообразительность
п р и
о т в е т а х
н а
вопросы,
доброжелательно
о б щ а т ь с я
и
проявлять
уважение
к мнению других.
Понимать и
объяснять
физическое
явление
электромагнит-
ной индукции.
Подбирать
адекватные
с р е д с т в а
д л я
выражения
своих
мыслей.
Высказыват
ь
предположения
н а
о с н о в е
наблюдений,
оценивать свои
д е й с т в и я
в
соответствии
с
поставленной
задачей.
Убедятся в
возможности
познания
природы;
совершенст
ву-ют
собствен-ные
з н а н и я
в
процессе
наблюдения
за
опытами.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ
Этап
урока
В
ре-
мя
Деятельность
преподавателя
Деятельнос
ть обучающихся
Формируемые УУД
позна
ва-
тельн
ые
регулят
ив-
ные
коммун
и-
кативные,
личност-
ные
1.
Организацион
ный этап.
Цель:
мотивация
обучающихся на
успешную работу,
положительная
психологическая
установка на урок.
2
мин
Приветствие.
Вступительное слово учителя.
Выдача листов самооценки.
Эпиграф:
«Ничто не может быть
выше той радости, которую
доставляет нам изучение
природы. Тайны её
непостижимо глубоки; однако
нам, людям, дано все дальше
и дальше проникать в них
своим взором»
Иоганн Гёте
Готовятся
к
уроку,
настраиваются
на
успешную
работу.
-
Волевая
саморегуля-
ция.
Планир
о-вание
учебного
сотрудни-
че ства
с
преподава-
т е л е м
и
студента-
ми.
2.
Мотивация к
учебной
деятельности.
Цель:
постановка
цели и задач урока.
2
мин
Мы продолжаем изучение
р а з д е л а
ф и з и к и
«Электродинамика». Изучили
темы
«Электрический
ток»,
«Магнитное поле». Ответьте на
вопрос: какова
связь между
эле кт рич е с ким
током
и
магнитным полем?
(см. Приложение-1)
Как
вы
думаете,
какова
цель
нашего
урока?
Что
бы
вам хотелось узнать?
Выдвигают
предположения о
т е м е
у р о к а ,
обсуждают их и
формулируют
тему
Делаю
т
выводы
о
т е м е
урока
Самост
оя-тельное
определе-
н и е
т е м ы
у р о к а
н а
основе
созданной
учебной
ситуации.
Участ
во-вать
в
коллектив
-ном
обсужде-
нии
проблемы,
интересо-
ваться
чужим
мнением и
высказы-
вать
свое
собствен-
ное
3.
Актуализация
знаний.
Цель:
актуализировать
опорные
знания и умения,
мыслительные
операции,
необходимые для
восприятия нового
материала.
6
мин
Организует
повторение
знаний, проводит
беседу
с
учащимися, обсуждая ответы
н а
в о п р о с ы .
С о з д а н и е
кластера.
Вопросы:
1 ) Ч т о
я в л я е т с я
источником
электрического
поля?
2)Как называется силовая
характеристика
электрического поля?
3 ) Ка ко й
бу к в о й
о н а
обозначается?
4)Её единица измерения?
5 ) С и л о в ы е
л и н и и
э л е к т р и ч е с к о г о
п о л я
замкнуты?
6 )
Н а зо в и т е
в т о р у ю
характеристику
электрического поля.
7)
Какой
буквой
она
обозначается?
8) Её единица измерения?
9 ) Ч т о
я в л я е т с я
источником магнитного поля?
10)Как называется силовая
Участвуют
в
б е с е д е с
препо-
давателем, отве
чают на вопро-
с ы ,
с о з д а ю т
кластер,
заполняют
таблицу
№1
в
индивидуаль-
ном
листе
(см.
Приложение
–
2)
Поиск
и выделе-
ние
необходи-
мой ин-
формации
Осозна
ние
того, чт
о
уже ос
вое-но и что
ещё по
дле-жит
усвое-нию,
а
также
качество и
уровень
усвоения
Осозн
а-вать
неполноту
знаний,
проявлять
интерес
к
новому
содержа-
нию.
характеристика
магнитного
поля?
11)Какой
буквой
она
обозначается?
12)Её единица измерения?
1 3 ) С и л о в ы е
л и н и и
магнитного поля замкнуты?
14)
Назовите
вторую
характеристику
магнитного
поля.
15)
Какой
буквой
она
обозначается?
1 6 )
Е ё
е д и н и ц а
измерения?
Посмотрите, остались ещё
белые пятна, а это значит, что
мы этого пока не знаем и в
результате изучения темы нам
предстоит это узнать.
4.
Изучение
нового материала.
Цель:
экспериментальн
ое обоснование
темы занятия,
определе-ние сути
изучаемо-го
явления с опорой на
эксперимент.
2
5
мин
Вопрос:
какое
оборудование
мне
нужно
для
того,
чтобы
с
помощью
магнитного
поля
получить ток?
Демонстрация
опытов
Фарадея:
1 ) д в и же н и е
м а г н и т а
относительно катушки;
2)движе ние
кат у ш к и
относительно магнита;
3 ) з а м ы к а н и е
и
размыкание
цепи
одной
из
катушек;
4)перемещение
катушек
относительно друг друга.
Опыты внешне разные, но
что их объединяет?
Свое
открытие
Фарадей
назвал
элект ромагнитная
индукция.
Давайте
вместе
составим
определение
этого
явления,
ответив
на
три
вопроса:
1)появляется
Что?;
2)Где?; 3)Когда?
Обратите
внимание
на
о т к л о н е н и е
с т р е л к и
гальванометра.
Как
вы
думаете, какая
задача
будет
стоять
перед
нами на следующем уроке?
Отвечают
на вопросы.
Наблюдают
опыты. Делают
выводы.
Записывают
определение
в
тетрадь.
Самост
оя-тельно
произво-
дить
переработ-
ку
информа-
ции,
получен-
н о й
в
результате
экспери-
мента.
Высказы
-вать
предположе
- н и я
н а
основе
наблюдений
Подбир
ать
адекват-
ные
средства
для
выра-
жения
своих
мыслей;
высказы-
вать
свою
точку
зрения;
слушать и
слышать
других.
5.
Первичная
проверка
понимания.
Цель:
проверить
понимание сути
изученного явления
(с опорой на
эксперимент).
1
мин
Демонстрация
опыта
с
двумя
магнитами
и
двумя
катушками:
№1-разомкнутой
и №2-замкнутой.
Вопросы:
1)когда магниты покоятся
относительно
катушек,
в
какой катушке возникает ток?
2 )
к о г д а
м а г н и т ы
д в иж у т с я
о т н о с и т е л ь н о
катушек,
в
какой
катушке
возникает ток?
Наблюдают
опыты.
Отвечают
на вопросы.
Анал
изи-руют,
доказыва-
ют,
аргу-
ментиру-
ют
свою
точку
зрения.
Высказы
-вать
предположе
- н и я
н а
основе
наблююде-
ний,
коррект
и-ровка
своих
рассужде-
ний.
Подбир
ать
адекват-
ные
средства
для
выра-
жения
своих
мыслей;
высказы-
вать
свою
точку
зрения;
слушать и
слышать
других.
6.
5
Игра «Истина – ложь»
Заполняют
Строит
Осознава
Уметь
Первичное
закрепление.
Цель:
применение
полученных знаний
для выполнения
задания.
мин
Осуществляет контроль за
выполнением работы.
т а б л и ц у
№ 2
(см.
Приложение - 3)
ь логичес-
кие
рассужде-
ния.
ть
то,
что
уже усвоено
и
что
еще
подлежит
усвоению.
находить
ответы
на
вопросы,
используя
информа-
цию,
получен-
н у ю
н а
уроке.
7.
Домашнее
задание.
1
мин
Формулирует
домашнее
задание. Дает комментарий к
домашнему заданию.
Записывают
домашнее
задание:§157,
составить
конспект.
Извлек
ать
информа-
ц и ю
и з
источни-
ков,
вла-
деть прие-
мами
отбора
материала
Оценива
т ь
с в о и
дейст-вия
в
соот-
ветствии
с
поставлен-
ной задачей.
Орган
иза-ция
своей
учебной
деятель-
ности.
8.
Рефлексия
(подведение
итогов занятия)
Цель:
обеспечить
осмысление
процесса и
результатов
деятельности.
3
мин
Быстро пробежал урок,
давайте подведем итог.
Закончите предложения:
-Для меня стало новым...
-Я узнал...
-Я понял, что могу...
-Мне понравилось...
-Меня удивило...
Заполните таблицу №2.
Заканчивают
предложения,
высказывая
свои мысли.
Заполняют
таблицу
№3
в
личном листе.
-
оценива
-ние
качества
с в о е й
и
общей
учебной
деятель-
ности.
Умени
е
выражать
свои
мысли.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Магнитное поле
Электрическое поле
Магнитное поле
Электростати-ческое
поле
3
2
5
9
10
12
16
1
14
6
11
15
13
Приложение – 3
Лист самооценки обучающегося.
Таблица №1.
№
вопр
оса
знал
ответ
вспом
нил
после
того,
как
сказали
ответ
не
знал
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Игра «Истина – Ложь»
№
вопроса
Истина
(1)
Ложь
(0)
1
2
3
4
5
Утверждения:
1.
Индукционный ток в опытах Фарадея возникал, когда в катушке неподвижно
находился постоянный магнит.
2.
Магнитное поле порождается движущимися зарядами.
3.
Отклонение магнитной стрелки вблизи проводника с током объясняется
явлением электромагнитной индукции.
4.
Фарадей установил, что индукционный ток возникает всегда, когда изменяется
магнитное поле.
5.
Сила индукционного тока не зависит от способа изменения магнитного
потока.
Таблица №2.
4
7
8