Напоминание

Мастер-класс с использованием арт-терапевтических технологий в работе с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста на тему "Сказочное путешествие"


Автор: Мамасуева Юлия Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 21 п.Северный Белгородского района Белгородской области"
Населённый пункт: Белгородская область, п.Северный
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Мастер-класс с использованием арт-терапевтических технологий в работе с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста на тему "Сказочное путешествие"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Мастер – класс с использованием арттерапевтических методов

в работе с детьми ОВЗ и инвалидов старшего дошкольного

возраста на тему «Сказочное путешествие».
Подготовила: Педагог-психолог Мамасуева Ю.Н. Цель: самовыражение, расширение личностного опыта, самопознание, гармонизация личности. Раскрытие потенциальных возможностей детей, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Задачи: 1) Развитие творческого воображения и фантазии; 2) развитие вариативности и оригинальности мышления; 3) развитие коммуникативных навыков; 1.
Просмотр видеозаписи. Приветствие
. Звучит аудиозапись из мультфильма «Мария Мирабелла». Дети входят в сказочную комнату, осматривают ее. Психолог предлагает детям встать в круг. Психолог: «Наше занятие мы начнем с приветствия. Возьмемся за руки. Поднимем руки вверх и скажем вместе, улыбаясь друг другу: «Здравствуйте, друзья!»
2. «НА ЧТО ПОХОЖЕ ИМЯ?»
Сейчас мы по кругу будем передавать воздушный шарик, и каждый, называя свое имя, придумывает и говорит, на что оно похоже. Например: – Меня зовут Юля. Моё имя похоже на юлу…..и т.д. (присели на стульчики). 3.
Психолог
: « Мне очень приятно видеть вас в нашем зале. Сегодня он необычный, он сказочный. Наша комната – это дверь в другой, необыкновенный, удивительный мир, в котором полно чудес. Войти в этот сказочный мир могут те дети, которые любят путешествовать, фантазировать, мечтать! И сейчас мы посмотрим видеоролик, вспомним наши любимые сказки. Психолог: Ребята, герои из каких сказок были показаны в ролике?...
Психолог:
Вы готовы отправиться со мной в путешествие по сказкам? (на мониторе звездное небо с планетами, звучит музыка).
Где-то далеко-далеко, совсем в другой Галактике (как, кстати, называется наша Галактика? Млечный путь), находится Планета Чудес. И там, на этой планете, за диковинными горами, за чудесными лесами, за волшебными морями, в Тридевятом царстве, Тридесятом государстве находится чудесная страна – мир сказки. Кто побывал там однажды, уже никогда не сможет забыть эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова. У каждого из нас есть своя маленькая чудесная страна. Чтобы попасть в эту чудесную страну, вам нужно посмотреть в это «волшебное зеркало», а затем закрыть глаза, чтобы отвлечься от предметов, которые нас окружают, и представить себе сказочный мир». (Дети берут маленькие зеркала, в течение 30 с смотрят в него, а затем закрывают глаза)…
Психолог
: (звучит музыка) «Сначала вам может показаться, что вы ничего не видите, кругом темно. Присмотритесь. Сильно-сильно зажмурьте глаза, теперь расслабьте их. Еще раз сильно-сильно сожмите веки, вот вы уже начинаете различать какие-то пятна. А теперь включите свою фантазию. Потому, что если сильно захотеть, можно увидеть многое. Вы начинаете различать зубчатые башни, высокие стены, дремучий лес, огромную долину с необычными цветами, освещенную ярким солнцем. Попробуйте приблизить к себе это изображение, затем отдалить его, дополните его всем тем, что придет вам на ум. А теперь сделайте глубокий вдох, выдох и откройте глаза. Теперь ваши глазки настроены на сказочное царство(на мониторе сказочное изображение). Какое слово вам приходит на ум, когда вы слышите слово «сказка»? 4.
Рисуем «Волшебный круг»

Психолог:
" Сегодня мы с вами соприкоснемся с волшебством, создадим нечто такое, что с очень давних времен считалось людьми особенным. А для начала скажите мне, пожалуйста, что объединяет эти фотографии, какой формы изображены предметы на них? ( Детям демонстрируются фотографии, на которых изображены разные предметы имеющие форму круга.) Ответы детей. Психолог: - "Замечательно, вы все правильно рассказали, а знаете ли вы, что круг по праву считается одной из самых добрых фигур? в нем нет острых углов, он напоминает собой Солнце - символ жизни, удачи и счастья. с древних времен люди, изображая круг, наделяли
его особой силой." И сейчас мы с вами это проверим-создадим свой волшебный круг. -"Я предлагаю вам взять каждому вырезанный из бумаги круг и нарисовать внутри него рисунок, посвященный чему-то доброму, радостному." (садятся за столы). Пока дети рисуют, играет спокойная музыка. Обсуждение рисунков: -Почему решил (а) нарисовать именно это? - Понравилось ли рисовать? Довольны ли результатом? -Хотели бы что-то изменить (перерисовать) или оставить все как есть? Ответы детей. 5.
Упражнение с су-джоком
. «Су-джок». Этот шарик непростой, - (любуемся шариком на левой ладошке) Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью) Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально) И ладошки согревать. Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально) Сильней на шарик нажимаем. Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки) Сильней на шарик нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке) В руку правую возьмём, В кулачок его сожмём. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке) В руку левую возьмём, В кулачок его сожмём. (Выполняем движения в соответствии с текстом) Мы положим шар на стол И посмотрим на ладошки, И похлопаем немножко, Потрясём свои ладошки.
6. «Волшебный поезд».
Психолог: А сейчас для того, чтобы перемещаться по Планете чудес мы с вами сделаем волшебный поезд. Для этого каждый из вас возьмет сказочную губку и построит волшебный вагон. В этом нам помогут волшебные краски, губки и вода. Я сделаю первый вагон…..Вот наш поезд готов, но чтобы он мог ехать, ему необходимы…колеса. Рисуем
колеса. А теперь каждый из вас расскажет, кто будет ехать в его вагоне. В моем вагоне будет ехать бабушка, которая очень спешит к своим внучатам и везет им гостинцы – целую корзину ароматных яблок и вкусный вишневый пирог…..Наш поезд отправился в путь. И что же мы встречаем в начале своего пути…?
7.

Психолог:
Итак, первая станция называется «
Волшебные вещи».

«
Дети рассматривают картинки с изображением сказочных атрибутов: волшебная палочка, скатерть самобранка, сапоги- скороходы, шапка-невидимка, цветик-семицветик, ковер самолет и др. Каждый ребенок выбирает один волшебный предмет, а затем представляет, что он превратился в эту волшебную вещь. Затем каждая «сказочная вещь» рассказывает о себе, отвечая на вопросы педагога: - что волшебного вы умеете делать? - с кем из сказочных героев вы дружите? - какое настроение у вас бывает чаще всего? - какое ваше самое заветное желание?
8.

Психолог
: Так как, мы с вами находимся в необычной, сказочной стране, то и рисунки у нас тоже будут необычными. Наш поезд подошел к станции, которая называется
«Каракули».
Сейчас вы возьмете кисти и произвольно, не задумываясь над тем, что вы рисуете изобразите разнообразные «каракули», вот как сделаю это я…. Ну это же не простые каракули, необычные, в них кто-то спрятался, давайте внимательно посмотрим и скажем кто, что видит, на что или на кого по его мнению похожа, например, это изображение, какой образ напоминает… Какие вы молодцы, как хорошо умеете фантазировать.
9.

Психолог:
Следующая станция называется
«Станция дружбы».
Вы делитесь на пары. Я одному из вашей пары завязываю глаза, другой берет его руку и его рукой начинает рисовать какой-нибудь предмет, можно сказочный, тот у кого глаза закрыты- не сопротивляется, у него рука полностью подчиняется рисующему, а потом тот у кого были закрыты глаза должен назвать (угадать предмет, который рисовал его друг), (звучит музыка).
ФИЗМИНУТКА. «ДОЖДИК», «ПРУЖИНКА», «ОБЛАЧКО»,

«ДРОВОСЕК».

10. Психолог:
( звучит тревожная музыка). Ребята мы с вами попали на следующую станцию. Она называется
«Заколдованный замок».
Злой волшебник сделал так, что все предметы стали невидимыми, и
чтобы расколдовать эти предметы надо с ними совершить невидимые действия. У нас здесь есть небольшая подсказка – заколдованные изображены на картинках. Например: - поиграть с невидимым мячиком; побросать мячики друг другу; - полистать невидимую книгу; - поиграть на невидимом барабане; - поднять невидимое тяжелое ведро с водой, поставить его на скамейку; - примерьте невидимую шляпу; - съесть невидимый пирожок и т.д.
11.

Психолог:
Следующая станция называется
«Волшебная печать»
. Вы возьмете лист бумаги, свернете его пополам и на одной стороне листа нанесете произвольно несколько больших мазков, потом свернете лист и пропечатаете нанесенное изображение. Потом вы обменяетесь своими волшебными печатями и попробуете найти образ, который получился. 12.
Психолог:
И вот мы с вами подошли к последней станции, которая называется
«Сказочный бал».
В одном королевстве был объявлен бал, на который пришли многие сказочные герои. Сейчас c помощью волшебной палочки мы будем превращаться в разных сказочных персонажей…, а в каких – вы должны угадать сами, с помощью музыки, под которую вы будете танцевать. Итааак…, сказочный бал объявляю открытым (звучит музыка). В персонажа из какой сказки мы превращаемся….(из сказки «Бременские музыканты».) и т.д. Психолог: Спасибо Планете чудес за красивое путешествие. Сейчас вы все закроете глаза. Представите, как на нашем волшебном поезде мы возвращаемся домой, проезжая чудесные долины, высокие горы, красивые поля и луга… Делаем глубокий вдох, выдох, открываем глаза.
Психолог:
Наша Планета чудес приготовила нам сюрприз – подарила волшебные, разноцветные
камешки
, из которых вы можете выложить любой предмет…, а может быть кто-то хочет выложить свое имя..., пофантазируйте…. (звучит музыка).
Всем желаю радости, добра и много удивительных, сказочных

событий в вашей жизни. Всем большое спасибо!


В раздел образования