Мастер-класс с использованием арт-терапевтических технологий в работе с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста на тему "Сказочное путешествие"
Автор: Мамасуева Юлия Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 21 п.Северный Белгородского района Белгородской области" Населённый пункт: Белгородская область, п.Северный Наименование материала: мастер-класс Тема: Мастер-класс с использованием арт-терапевтических технологий в работе с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста на тему "Сказочное путешествие" Раздел: дошкольное образование
Мастер – класс с использованием арттерапевтических методов
в работе с детьми ОВЗ и инвалидов старшего дошкольного
возраста на тему «Сказочное путешествие».
Подготовила: Педагог-психолог Мамасуева Ю.Н.
Цель: самовыражение, расширение личностного опыта, самопознание,
гармонизация личности. Раскрытие потенциальных возможностей детей,
предполагает большую степень свободы, является эффективным методом
работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные
переживания, связанные с процессом творчества.
Задачи:
1) Развитие творческого воображения и фантазии;
2) развитие вариативности и оригинальности мышления;
3) развитие коммуникативных навыков;
1.
Просмотр видеозаписи. Приветствие
. Звучит аудиозапись из
мультфильма «Мария Мирабелла». Дети входят в сказочную
комнату, осматривают ее. Психолог предлагает детям встать в круг.
Психолог: «Наше занятие мы начнем с приветствия. Возьмемся за руки.
Поднимем руки вверх и скажем вместе, улыбаясь друг другу: «Здравствуйте,
друзья!»
2. «НА ЧТО ПОХОЖЕ ИМЯ?»
Сейчас мы по кругу будем передавать воздушный шарик, и каждый,
называя свое имя, придумывает и говорит, на что оно похоже.
Например:
– Меня зовут Юля. Моё имя похоже на юлу…..и т.д. (присели на
стульчики).
3.
Психолог
: « Мне очень приятно видеть вас в нашем зале. Сегодня
он необычный, он сказочный. Наша комната – это дверь в другой,
необыкновенный, удивительный мир, в котором полно чудес. Войти
в этот сказочный мир могут те дети, которые любят путешествовать,
фантазировать, мечтать! И сейчас мы посмотрим видеоролик,
вспомним наши любимые сказки.
Психолог: Ребята, герои из каких сказок были показаны в ролике?...
Психолог: Вы готовы отправиться со мной в путешествие по сказкам?
(на мониторе звездное небо с планетами, звучит музыка).
Где-то далеко-далеко, совсем в другой Галактике (как, кстати,
называется наша Галактика? Млечный путь), находится Планета
Чудес. И там, на этой планете, за диковинными горами, за чудесными
лесами, за волшебными морями, в Тридевятом царстве, Тридесятом
государстве находится чудесная страна – мир сказки. Кто побывал там
однажды, уже никогда не сможет забыть эту волшебную страну и будет
стремиться туда снова и снова. У каждого из нас есть своя маленькая
чудесная страна. Чтобы попасть в эту чудесную страну, вам нужно
посмотреть в это «волшебное зеркало», а затем закрыть глаза, чтобы
отвлечься от предметов, которые нас окружают, и представить себе
сказочный мир».
(Дети берут маленькие зеркала, в течение 30 с смотрят в него, а
затем закрывают глаза)…
Психолог : (звучит музыка) «Сначала вам может показаться, что вы
ничего не видите, кругом темно. Присмотритесь. Сильно-сильно
зажмурьте глаза, теперь расслабьте их. Еще раз сильно-сильно сожмите
веки, вот вы уже начинаете различать какие-то пятна. А теперь
включите свою фантазию. Потому, что если сильно захотеть, можно
увидеть многое. Вы начинаете различать зубчатые башни, высокие
стены, дремучий лес, огромную долину с необычными цветами,
освещенную ярким солнцем. Попробуйте приблизить к себе это
изображение, затем отдалить его, дополните его всем тем, что придет
вам на ум. А теперь сделайте глубокий вдох, выдох и откройте глаза.
Теперь ваши глазки настроены на сказочное царство(на мониторе
сказочное изображение).
Какое слово вам приходит на ум, когда вы слышите слово «сказка»?
4.
Рисуем «Волшебный круг»
Психолог:
" Сегодня мы с вами соприкоснемся с волшебством, создадим нечто
такое, что с очень давних времен считалось людьми особенным. А
для начала скажите мне, пожалуйста, что объединяет эти
фотографии, какой формы изображены предметы на них? ( Детям
демонстрируются фотографии, на которых изображены разные
предметы имеющие форму круга.)
Ответы детей.
Психолог: - "Замечательно, вы все правильно рассказали, а знаете ли
вы, что круг по праву считается одной из самых добрых фигур? в
нем нет острых углов, он напоминает собой Солнце - символ жизни,
удачи и счастья. с древних времен люди, изображая круг, наделяли
его особой силой."
И сейчас мы с вами это проверим-создадим свой волшебный круг.
-"Я предлагаю вам взять каждому вырезанный из бумаги круг и
нарисовать внутри него рисунок, посвященный чему-то доброму,
радостному." (садятся за столы).
Пока дети рисуют, играет спокойная музыка.
Обсуждение рисунков:
-Почему решил (а) нарисовать именно это?
- Понравилось ли рисовать? Довольны ли результатом?
-Хотели бы что-то изменить (перерисовать) или оставить все как
есть?
Ответы детей.
5.
Упражнение с су-джоком .
«Су-джок». Этот шарик непростой, - (любуемся шариком на левой
ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
6. «Волшебный поезд».
Психолог: А сейчас для того, чтобы перемещаться по Планете чудес мы
с вами сделаем волшебный поезд. Для этого каждый из вас возьмет
сказочную губку и построит волшебный вагон. В этом нам помогут
волшебные краски, губки и вода. Я сделаю первый вагон…..Вот наш
поезд готов, но чтобы он мог ехать, ему необходимы…колеса. Рисуем
колеса. А теперь каждый из вас расскажет, кто будет ехать в его вагоне.
В моем вагоне будет ехать бабушка, которая очень спешит к своим
внучатам и везет им гостинцы – целую корзину ароматных яблок и
вкусный вишневый пирог…..Наш поезд отправился в путь. И что же
мы встречаем в начале своего пути…?
7.
Психолог: Итак, первая станция называется « Волшебные вещи».
« Дети рассматривают картинки с изображением сказочных
атрибутов: волшебная палочка, скатерть самобранка, сапоги-
скороходы, шапка-невидимка, цветик-семицветик, ковер самолет и
др. Каждый ребенок выбирает один волшебный предмет, а затем
представляет, что он превратился в эту волшебную вещь. Затем
каждая «сказочная вещь» рассказывает о себе, отвечая на вопросы
педагога:
- что волшебного вы умеете делать?
- с кем из сказочных героев вы дружите?
- какое настроение у вас бывает чаще всего?
- какое ваше самое заветное желание?
8.
Психолог : Так как, мы с вами находимся в необычной, сказочной
стране, то и рисунки у нас тоже будут необычными. Наш поезд
подошел к станции, которая называется «Каракули». Сейчас вы
возьмете кисти и произвольно, не задумываясь над тем, что вы
рисуете изобразите разнообразные «каракули», вот как сделаю это
я…. Ну это же не простые каракули, необычные, в них кто-то
спрятался, давайте внимательно посмотрим и скажем кто, что видит,
на что или на кого по его мнению похожа, например, это
изображение, какой образ напоминает… Какие вы молодцы, как
хорошо умеете фантазировать.
9.
Психолог: Следующая станция называется «Станция дружбы». Вы
делитесь на пары. Я одному из вашей пары завязываю глаза, другой
берет его руку и его рукой начинает рисовать какой-нибудь предмет,
можно сказочный, тот у кого глаза закрыты- не сопротивляется, у
него рука полностью подчиняется рисующему, а потом тот у кого
были закрыты глаза должен назвать (угадать предмет, который
рисовал его друг), (звучит музыка).
ФИЗМИНУТКА. «ДОЖДИК», «ПРУЖИНКА», «ОБЛАЧКО»,
«ДРОВОСЕК».
10. Психолог: ( звучит тревожная музыка). Ребята мы с вами попали
на следующую станцию. Она называется «Заколдованный замок».
Злой волшебник сделал так, что все предметы стали невидимыми, и
чтобы расколдовать эти предметы надо с ними совершить
невидимые действия. У нас здесь есть небольшая подсказка –
заколдованные изображены на картинках. Например:
- поиграть с невидимым мячиком; побросать мячики друг другу;
- полистать невидимую книгу;
- поиграть на невидимом барабане;
- поднять невидимое тяжелое ведро с водой, поставить его на скамейку;
- примерьте невидимую шляпу;
- съесть невидимый пирожок и т.д.
11.
Психолог: Следующая станция называется «Волшебная печать» .
Вы возьмете лист бумаги, свернете его пополам и на одной стороне
листа нанесете произвольно несколько больших мазков, потом
свернете лист и пропечатаете нанесенное изображение. Потом вы
обменяетесь своими волшебными печатями и попробуете найти
образ, который получился.
12. Психолог: И вот мы с вами подошли к последней станции, которая
называется «Сказочный бал». В одном королевстве был объявлен бал,
на который пришли многие сказочные герои. Сейчас c помощью
волшебной палочки мы будем превращаться в разных сказочных
персонажей…, а в каких – вы должны угадать сами, с помощью
музыки, под которую вы будете танцевать. Итааак…, сказочный бал
объявляю открытым (звучит музыка). В персонажа из какой сказки мы
превращаемся….(из сказки «Бременские музыканты».) и т.д.
Психолог: Спасибо Планете чудес за красивое путешествие. Сейчас вы
все закроете глаза. Представите, как на нашем волшебном поезде мы
возвращаемся домой, проезжая чудесные долины, высокие горы,
красивые поля и луга… Делаем глубокий вдох, выдох, открываем глаза.
Психолог: Наша Планета чудес приготовила нам сюрприз – подарила
волшебные, разноцветные камешки , из которых вы можете выложить
любой предмет…, а может быть кто-то хочет выложить свое имя...,
пофантазируйте…. (звучит музыка).
Всем желаю радости, добра и много удивительных, сказочных