Автор: Поплавская Валерия Николаевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МОУ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2" П. МЕЛИОРАТИВНЫЙ Населённый пункт: РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ ПРИОНЕЖСКИЙ РАЙОН Наименование материала: СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО УТРЕННИКА Тема: "НОВЫЙ ГОД В КРУГУ ДРУЗЕЙ!" Раздел: дошкольное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ
Государственное учреждение высшего Московской области
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МГОУ)
НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа профессионального образования
«Преподаватель»
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ
Формирование мотивации к обучению в у детей 6-7 лет
с психолого-сопровождения
: Волков В. А.
Научный руководитель: Самосюк А. С.
Работа допущена к защите:
Директор ИНО: к.э.н. Беляков С.С.
Москва
Содержание
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретический проблемы формирования к обучению в школе у 6-7
лет ……………………………………………..6
1.1.
П о н я т и е
в
и с с л е д о в а н и я х
и
з а р у б е ж н ы х
………………………………………………………………………..6
1 . 2 .
ф о р м и р о в а н и я
м о т и в а ц и и
к
о бу ч е н и ю
в
у
д е т е й
6 - 7
лет………………………………………………………………………………..12
Выводы по 1………………………………………………………………25
Глава 2. Экспериментальное формирования мотивации к обучению в у детей
6-7 лет…………….……………………………….27
2.1. Организация и методы исследования27
2.2. Результаты психологической уровня мотивации к обучению в у детей
группы в учебного года31
2.3. Сравнительные результаты диагностики уровня к обучению в школе у 6-
7 лет………………………………33
2.4. обработка результатов …………………..35
по главе 2………………………………………………………………38
2
Глава
3.
Организация
психолого-педагогического
сопровождения
6-7
лет
посредством мотивации к …………………….39
3.1. Программа психолого-педагогического сопровождения в процессе
мотивации к в школе у детей 6-7 лет39
3.2.
Рекомендации
для
по формированию
к обучению в школе детей
дошкольного возраста44
по главе 3………………………………………………………………47
Заключение………………………………………………………………………48
Список литературы…………………………………………..50
Приложения53
3
Введение
Актуальность исследования .
Задача
подготовки
к
школьному
является одной из важнейших в и психологии. Как показали Д.Б. Эльконина,
Л.И. Божович, А.К. Марковой, И.В. Дубровиной решение задач личности
ребенка, повышение эффективности , благоприятное профессиональное во
многом
тем,
верно учитывается подготовленности детей к школьному
обучению.
Формирование
к обучению - это один из вопросов воспитания .
Мотивы
учения
стать
устойчивыми
личности,
определяет
активность,
ответственное отношение к труду взрослого [28,С.8].
Мотивационная сфера
динамична, чем познавательная и . Изменения мотивации происходят гораздо
быстрее, чем перестройка особенностей. сторона мотивации в двух . С
одной , она связана с постановкой перспективных , с другой - с принятием
целей и в самой деятельности.
В
исследованиях
В.К.
Шабельникова,
,
что
в
развития
мотивации
межсубъектные связи
ребенком и , ребенком и и воспитателями. Поэтому
появляется исследовать эти , актуализировать их и тем самым влияние на
дошкольников.
Объект исследования: мотивационная сфера у детей 6-7 лет.
исследования:
воздействие
программы
-педагогического
сопровождения дошкольного возраста.
4
Цель :
формирование мотивации к школьному обучению с помощью
психолого-педагогического сопровождения.
Задачи :
1.
Изучить – педагогическую литературу по данной теме.
2. Выявить к обучению в школе у 6-7 лет.
3.
Разработать
программу
-
педагогического
сопровождения,
способствующую формированию к обучению в школе у 6-7 лет.
Гипотеза исследования: за счет
психолого- воздействия можно не
только поддержать мотивацию учащихся к , но повысить ее.
достижения цели и решения задач применялись методы исследования:
- психолого - литературы;
- методика
по выявлению формирования «Внутренней позиции » Н.И.
Гуткина, методика по мотивов учения М.Р. Гинзбург «о школе»;
- математической обработки .
Данная работа рассматривает -педагогическое сопровождение особый
вид
психолого-условий детям 6-7 лет, при может происходить у них к
обучению в школе.
1. анализ проблемы мотивации к в школе у детей 6-7 лет
1.1.
Понятие мотивации в исследованиях отечественных и зарубежных
психологов
5
Мотивация -
внутренних факторов, вызывающих и ориентированное
на
цели поведение [31, Т.2,С.112]. Разработано теорий для того, почему
индивид действует; почему он
именно те , которые совершает; почему
некоторые обладают более мотивацией, другие, в результате чего успеха
там,
где
имеющие
не
меньшие
возможности
и
способности
терпят
.
Приложив теорию Дарвина к
психологической адаптации к окружающей
среде обнаружить две связи между Дарвина и . Первая состоит в том, люди
в
своей
частичной
к
животным,
действуют
под
влиянием
инстинктов (жажды,
,
стремления
к
рода
и
т.
дВторая
заключается
в
эволюционной роли характеристик, к которым относится
к мотивации, -
такой
же,
как
характеристик
физических.
Уильям
Мак-Дугал
считал
инстинкты
основополагающими
в
человека
и
преобладание
мотивации
восприятием и : человек воспринимает то, что он мотивирован, своими
инстинктами, и соответствующий , будучи воспринятым, вызывает эмоции,
которые, в свою очередь, ответственны за индивида. А. (1893-) и Абрахам X.
Маслоу (1908-) изучали человеческие , а не , управляющие ими. Мюррей
составил
потребностей,
на
первичные
(врожденные)
и
вторичные ().
Он
считал, что эти делают человеческое поведение целенаправленным.
По данным Н. М. Матюшиной, младшие дошкольники 3-5 возраста
сравнительно
справляются с
одного предмета из нескольких.
выборе
предмета их колебания непродолжительны. Дети могут свой выбор, а среди
предметов берут именно то, чего у них в момент нет, или что хотели бы всего
иметь [38, С.23].
Для возможности сдерживать непосредственные побуждения Н. М.
Матюшина предлагала
задачу, в которой непосредственные должны были
сдерживаться под влиянием различных ограничительных . Ребенок должен не
смотреть на привлекательный предмет в течение определенного . В первой
серии
опытов
в
мотива-
выступал
запрет
;
во
второй
-
получение
поощрительной ; в третьей - наказание в виде исключения из ; наконец, в
четвертой - обещание ребенка.
6
Старшие
гораздо легче
свои непосредственные , чем младшие.
Прямой
запрет
,
не
усиленный
другими
дополнительными
мотивами,
действует как слабый ограничитель
побуждений в
возрастных группах;
дополнительный мотив действует сильнее наказания. «собственного слова»
является более в старшем .
В варианте этих дети должны сдерживать свои побуждения в других
детей и взрослого. В другом варианте должны были то же , но без со стороны
и
коллектива . Оказалось, в такой , половина старших
не сдерживала
непосредственных
побуждений.
Присутствие
других
и
взрослого
на
соподчинение и приводит к сдерживанию непосредственных .
На анализа своих Н. М. Матюшина к заключению, что у 3-5 лет мотив
«поощрения и » является наиболее ; принцип «слова» оказывать влияние, но
еще слабо; продолжительнее борьба желаний и «мотивов-», тем больше на
победу ; мотивы морального начинают уже свое влияние на исход борьбы ,
но они слабее мотивов и порицания.
В
от
младших
у
старших
(5-7
лет)
отмечается
преобладание
обдуманных , над импульсивными . При выборе роль, у младших, играют
мотивы рассудочного характера. , подавление непосредственных хотя и еще
трудным,
но
становится
вполне
возможным.
Желания
преодолеваются
успешнее
и
не
только
ради
,
поощрения
или
,
но
и
по
мотивам
более
содержания.
В
борьбе
с
побуждениями
мотивы
характера
выступают
.
Большую роль в старшем дошкольном начинают играть и мотивы самолюбия,
соперничества, .
Исследование
Н.
М.
Матюшиной
показывает,
что
на
протяжении
дошкольного
возраста
не
только
формируется
мотивов,
но
и
возникают
мотивы, которых особенно роль начинают мотивы морального .
В
исследовании
Я.
З.
предлагала
одно
и
то
же
задание
при
мотивировках детям различных возрастных групп (3 года - 6 лет 6 мес.) и
наблюдала,
будет
изменяться
характер
деятельности
и
к
достижению
результата в
от содержания [14, С.6]. Детям предлагались два задания -
7
салфеточку
и
сделать
флажок
при
следующих
мотивировках:
1) для
,
2) малышей, 3) для игры, 4) ради изображения труда , 5) удовольствия от
процесса деятельности.
В
заданиях
между
,
т. е.
между
тем,
ради
чего
ребенок
должен
выполнять задание, и содержанием задания существовали определенные . В
одних, например, при изготовлении флажка, для малышей задания прямо с
тем, ради чего должен сделать , в других - эта связь или совсем отсутствует,
или не очевидна для .
Даже младшие дети очень чувствительными к соотношению между
трудового
задания
и
мотивом
деятельности,
т. е.
тем,
ради
чего
задание
выполняется.
В
то
время
как
салфеток
в
маме
принимается
и
доводится
до
большинством детей (причем даже самыми младшими из них), флажка в
маме
не
принимается
большей
частью
самых
старших
и
мотив,
предложенный взрослым, фактически подменяется мотивами.
Если
связь
общественным
по
содержанию
мотивом
-
изготовить
предмет других - и содержанием выполняемой для ребенка , то уже и для
самых детей этот мотив приобретает большую силу.
Таким образом, при изготовлении в подарок все дети, даже самые (за
небольшим ), принимают задание, и этот оказывается достаточно . Интересно
отметить
отсутствие
процессуальных
у
самых
и
средних
.
Это
свидетельствует о том, общественный по содержанию мотив в этих условиях
себе процессуальные , которые со стороны поддерживают мотив.
Исследование Я. З. показывает, общественные по содержанию мотивы
трудовой задачи в своей простейшей , в форме сделать нечто для другого ,
начинают складываться рано - в дошкольном . Такого рода могут приобрести
ребенка-дошкольника
значительную
побудительную
,
большую,
мотивы
личной
пользы
или
интерес
к
внешней,
стороне
деятельности.
Общественные по содержанию мотивы
не спонтанно, а усваиваются в
процессе их деятельности под взрослых.
того чтобы
были усвоены и
8
приобрели побудительную , подчинив себе мотивы,
некоторые условия, в
частности , чтобы между и содержанием ребенком задания понятная для
связь, практике его между людьми.
Рассмотрим
данные
исследования
Я.
З.
Неверович
при
детьми
трудового в процессе «в мастерскую»[14, С.9].
В
«в мастерскую» дети брали на себя роли . Основным мотивом,
побуждавшим их , было возможно , «как на самом деле», выполнить эти . Это
и отношение детей, как к работы, и к ее продукту.
Ребенок, приняв на роль рабочего, воспроизводит серьезные, трудовые
взаимоотношения , и он и его требуют правдивого - «как на самом деле» -
воспроизведения
.
Деятельность
приобретает
характер,
детьми
налаживаются
взаимоотношения,
требовательное отношение к качеству
работы,
критичность
к
и
к
,
взаимопомощь,
а
также
удовлетворение
от
хорошо сделанной .
Основным
деятельности
детей
в
данной
игре,
как,
,
и
во
другой
развернутой , возможно, лучшее выполнение на себя . Этот мотив себе все
остальные непосредственные побуждения и является .
А.Маслоу разработал
мотивов, от физиологических потребностей,
таких, голод и , как нижних , до потребности в безопасности, , любви, и – как
высших -
в самоактуализации и достижении когнитивных и эстетических
целей. Он считал, что прежде, чем перейти к высшим потребностям, индивид
должен удовлетворение нижних иерархии[31, Т.2, С.31].
Мотивация собой многоуровневую . Все психические протекают на
уровнях осознанности. «Сознание - писал С.Л. , - представляет плоскостное
образование; различные участки находятся на уровнях развития»[28, С.24].
Мотивационные явления быть различного уровня
осознания - от глубоко
осознанных,
до
непроизвольных
и
не
осознанных
.
С.Л.
Рубинштейн
неосознанные
чувства
и
действия
не
явления,
не
представленные
в
9
сознании, а как такие , которые не более или широкой смысловой с другими ,
не были интегрированы с .
Следующий , который возникает в связи с мотивацией как системы, -
это вопрос о соотношении побуждений
и реально . При определенных
условиях понимаемые мотивы
мотивами, . А.Н. Леонтьев
следующую
мысль: «Не
ли вообще искусство
воспитания в
правильного сочетания
«понимаемых» и мотивов действующих, а вместе с в умении придать более
значение успешному деятельности, этим обеспечить и к высокому типу
мотивов, жизнью личности?»[26, С.19].
Таким , в дошкольном происходят существенные в развитии сферы
ребенка. Возникают новые типы деятельности и
мотивы;
интенсивное
усвоение
,
характерных
для
взрослых
людей
к
деятельности
и
к
другу;
возникает соподчинение и непосредственных .
1.2. формирования мотивации к обучению в у детей 6-7 лет
Мотивация к обучению школе - одна из составляющих личностной
ребенка к . В настоящее наблюдается тенденция к снижению мотивации к
школьному обучению у детей старшего возраста.
Многие родители не придают значения ребенка пойти в школу, акцент
на готовности к . А.Н. Леонтьев «Сознательность знаний именно тем, какой
смысл они для »[26, С.53].
Однако , что в у дошкольников мотивов учения решающую играет
семья,
потому
что
человеческие
потребности,
прежде
всего
и
познавательные, закладываются и уже в периоды детства[12, С.10]. Интерес
к новым знаниям, поиска интересующей , умение подчинять «хочу» «надо»,
трудиться и начатое дело до конца, сравнивать результаты работы с и видеть
свои ошибки, к успеху и самооценка - это является основой школьного и
10
формируется,
главным
образом,
в
условиях
воспитания,
а
также
под
влиянием дошкольного образования [3, С.49].
В
общеобразовательном учреждении целесообразно реализовывать
систему по повышению к школьному , которая максимально родительский
потенциал в этом направлении. Нам видятся направления работы, а именно:
с педагогами, с детьми и с родителями , которые должны в тесном детский
сад - семья - школа.
Формы с педагогами : это круглые
для специалистов
сада и ,
психологические консультации, семинары-, деловые игры воспитателей, они
делятся с коллегами своим работы в направлении.
Работа с - это психодиагностика к школьному на начало года, в
школу,
развивающие
занятия,
игровая
терапия,
организация
досуговых
,
направленных на учебной мотивации и, конечно, итоговая психодиагностика.
Эффективная работы - «Клуб родителей будущих первоклассников». к
школе быть не дети, но и их и мамы. Родители тоже трудности в период
жизни детей. они не увидеть своих повзрослевшими, или предъявляют к
завышенные
требования,
а
порой
на
детей
собственных
негативных
,
связанных со . В рамках родителей будущих проводятся: (Приложение 1),
консультации с педагогов, , учителей, детского сада, различные семинары и
детско-родительские
занятия.
работа
по
мотивации
к
,
несомненно,
видимые результаты. В первую - это эмоционально отношение к и учению,
готовность
к
учебных
задач
и
взаимодействию
с [12,
С.27].
Для
того
взрослый (, родитель) правильно понять и действия и управлять ими, ему
знать, мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и те из них,
которые высокий уровень деятельности [6, С.68]. о мотивах в структуре
готовности к , мы имеем в виду те
внешнего и
характера, которые
побуждают
деятельность
,
направленную
на
новых
знаний,
на
данном
развития и могут служить для формирования учебных мотивов [5, С.4].
11
По мнению А. Н. , можно выделить групп мотивов:
социальные
,
основанные
на
общественной
значимости
и
необходимости учения и стремлении к роли школьника («Я хочу
в школу, что все должны учиться, это нужно и важно»);
учебно- мотивы, к новым , желание научиться -то новому;
оценочные
,
стремление
получить
оценку
взрослого,
его
одобрение и расположение («Я хочу в , потому что я буду только
пятерки);
позиционные , связанные с
к внешней школьной жизни и
позиции
школьника
(«Я
хочу
в
школу,
что
там
,
а
в
саду
маленькие, мне купят , пенал и »);
внешние - по отношению к школе и мотивы («Я пойду в ,
потому что так сказала);
игровой , неадекватно перенесенный в учебную деятельность
(«Я хочу в школу, что там играть с ») [26, С.61].
и позиционные по своей социальны и с пониманием значимости и
учения входят в группу широких мотивов.
Трудность оценки учения у дошкольного возраста в том, что в , как
правило, ребенок дает социально одобряемые ответы, т.е. отвечает так, как
ждут от взрослые. , на вопрос: «Ты учиться в ?» - ребенок, не задумываясь,
отвечает утвердительно. Есть и причина: дошкольнику еще трудно
свои
желания и переживания в отношении незнакомой ему школьного обучения и
дать объективный о том, хочет ли он учиться и [19, С.258
Для чтобы получить и объективную мотивов учения старшей и групп
детского , необходимо провести работу с , объяснить важность оценки и
оцениваемых параметров.
Для
с доминирующим
мотивом характерно
отношение к . Они
сосредоточены
на
уроке,
слушают
педагога,
старательно
выполняют
,
обращаются за , если что-то не
или не . Их не
заставлять выполнять
задания, они, как , выполняют их в полном объеме, переживают, что-то не
12
успевают
или получается не так, «задавала учительница». При условии
развития познавательных
учатся ровно, без провалов, успешно усваивают
материал, лидирующее положение в классе, уважением одноклассников[38,
с.126].
При
недостаточном
мышления,
,
мелкой
моторики,
даже
при
отношении к , возникают трудности в усвоении материала. В этом велика
вероятность
таких
негативных
личности,
заниженная
самооценка,
неуверенность в , раздражительность; уровень тревожности, интерес к школе
падает, быстро устает, возникают конфликты с одноклассниками и в семье, и,
как этого, успеваемость. такому ученику
не оказать , то уже во втором,
классах
он
может
стать
слабоуспевающим[16,
С.64].
У
учащихся
с
доминирующим социальным , но недостаточно познавательной мотивацией,
характерно
сочетание
выполнения
заданий
и
отсутствие
стремления
к
самостоятельному добыванию . Они, правило, не выходят за задания, не ищут
новых решения учебных , главное для
учеников точное
инструкциям
учителя,
воспроизведение
предложенных
им
образцов.
то,
социальные
мотивы
формируются
в
дошкольном
возрасте
на
основе
потребности
взрослым,
взрослые
виды
и
воспроизводить
образцы
поведения,
необходимо предоставить
школьнику возможность
эту потребность
в
учебной [32, С.18].
учащихся с познавательным мотивом характерна высокая учебная ,
они, правило, не ограничиваются рамками
задачи, узнать больше, задают
много . Если при недостаточно развит
мотив учения, то возможны спады
активности, и продуктивность
в этом
имеют неровный, прерывистый
характер: ученик внимателен и активен только , когда учебный для него и
интересен; если учитель о том, с чем он уже знаком, или ему не интересно,
то он , может заниматься делами, с соседом по парте. выполнении домашних
такие школьники и легко то, им интересно и нравится, задания выполняют с
большим
трудом
не
делают
.
Как
правило,
эти
учащиеся
не
любят
упражнений, основанных на повторении заданного , требующих усидчивости
13
и
добросовестности (написание
букв,
),
усвоение
материала
на
основе
механического
запоминания
вызывает
большие
(заучивание
таблицы
и
умножения). Чаще всего учащиеся в школе учатся на среднем уровне ниже
среднего, у них
быть пробелы в знаниях.
них учителя : «Умный, но
ленивый».
В
средних
эти
ученики
нередко
учатся
лучше,
чем
в
школе[19,С.277].
мотив является
из базовых в развитии мотивационной
ребенка,
он
начинает
формироваться
рано,
в
первые
месяцы
.
Развитие
познавательного
зависит от ряда факторов биологического (нормальное
развитие
нервной системы) и социального (стиль семейного , характер
общения с родителями, и воспитание в дошкольном учреждении и др.). из
основных развития познавательной ребенка расширение и обогащение его ,
развитие интересов. В этом очень эффективны , поездки, формы детского .
Оценочный
учения
основан
на
свойственной
детям
потребности
в
социальном
и одобрении . Ребенок очень чутко реагирует на значимого
взрослого: порицание, , отказ от
как наказание за проступок вызывают
переживание
эмоционального
дискомфорта,
стремление
наладить
со
взрослым, заслужить его . Похвала, , положительная оценка являются одним
из наиболее эффективных активности ребенка. Ориентация на взрослого в
процессе является
из условий
действий самооценки и самоконтроля.
развитие оценочного
проявляется в том, что
не обращает , на оценку и
замечания
педагога.
Оценка (
или
балльная)
в
этом
не
стимулирует
активность ученика[1, С.82]. У учащихся с доминирующей оценочной
и
недостаточно познавательными и мотивами могут нежелательные способы
деятельности:
низкий
уровень
самостоятельности
выполнении
задания,
неумение оценить своих действий. Эти учащиеся спрашивают у о «» своих
действий,
при
ответе
не
столько
думают
о
том,
они
говорят
и
делают,
пытаются
уловить
эмоциональную
реакцию
учителя.
Нередко
возникают
отношения с , учебные успехи
выше,
у них (одна ученица
школы
14
жаловалась , что ненавидит одноклассницу, что у больше пятерок, чем у нее)
[3, С.26].
Основу позиционных учения составляет к новой и новой роли, этом
ребенка чисто внешняя школьной жизни. Позиционный мотив в той или
иной мере присутствует у всех будущих . Как правило, уже к концу первого
месяца
в школе
мотив угасает и существенного влияния на успешность
усвоения не оказывает. внимание следует на детей, в структуре которых
позиционный мотив занимает доминирующее при слабом познавательного и
мотивов. В этом случае мотивов учения в учебном процессе затруднено, как
отсутствует для этого . У таких интерес к угасает достаточно быстро и из-за
отсутствия стимулов к (внешний и мотив эту не выполняют) формируется
стойкое учиться. С этими детьми
по формированию учения необходимо
начинать задолго до в школу[10, С.38].
Внешние
не
имеют
к
содержанию
учебной
деятельности
и
не
оказывают существенного
на учебную
и успешность
знаний. В случае
доминирования
мотивов
при
развитии
познавательной
и
социальной
мотивации, так же и в случае, вероятность формирования отношения к и
учению.
Игровой
по своей
неадекватен учебной . Дело в том, что в игре
ребенок определяет, и как он будет делать. В учебной учащийся действует в
соответствии с задачей, педагогом, этом успешность деятельности зависит от
того, он принял и понял задачу , насколько правильно его инструкции. В
обучении
школьников достаточно используются игровые
работы, но это
особый игры - игра, в основе которой учебная задача и познавательный
мотив. Когда мы об игровых в структуре учения маленьких , то имеем в виду
мотивы, присущие ролевой , правила и которой определяются ребенком.
игровых
мотивов
сказывается
на
успешности
усвоения
учебного
и
формировании деятельности. [36, С.4].
15
Формирование
учения
и
отношения
к
школе
одна
из
задач
педагогического детского сада и семьи в детей к . Работа воспитателя сада
по у детей учения и отношения к направлена на трех основных :
формирование у детей правильных о школе и учении;
формирование положительного отношения к ;
формирование учебной деятельности [9, С.103].
Для этих задач, в учебно-воспитательном процессе различные формы
и методы работы. Такие как: экскурсии в , беседы о , чтение рассказов и
разучивание стихов тематики, картинок, школьную жизнь, и беседы по ним,
школы (школы после ) и игра в школу.
и стихи о школе необходимо так,
показать
детям
стороны
школьной
.
При
этом
показать
детям
образ
«хорошего ученика» и «ученика», беседу с на сравнении правильного и (с
точки зрения организации школьного ) поведения. старшего дошкольного с
интересом и лучше тексты с содержанием [11, С.18].
Для , собственно, мотивов на этапах обучения в школе можно все
виды , присущих дошкольнику (чем больше у ребенка стимулов к учению,
лучше), при этом основной
нужно делать на доминирующие мотивы. В
отечественной
формирование
и
мотивационной
сферы
у
человека
рассматривается
в
рамках
психологической
деятельности,
А.
Н.
Леонтьевым[17, С.23]. Вопрос об новых мотивов и развитии мотивационной
является одним из самых сложных и до конца не изученным. описал лишь
механизм образования , который получил механизма сдвига мотива на цель
(другой вариант данного механизма - механизм превращения в мотив). Суть
данного состоит в том, что в процессе деятельности , к которой в силу
определенных
причин
стремился
человек,
со
временем
становится
самостоятельной силой, т. е. мотивом.
Основной
момент
теории
заключается
в
том,
мотив,
из-за
мы
стремимся
к
достижению
цели,
связан
с
удовлетворением
определенных
потребностей[16, С.78]. Но со цель, мы стремились , может превратиться в
16
насущную потребность. Например, родители, того чтобы интерес ребенка к
чтению книг, обещают ему какую-игрушку, он прочитает . Однако в чтения у
возникает интерес к самой книге, и постепенно книг может одной из его
потребностей.
Этот
пример
механизм
развития
сферы
человека
за
счет
расширения потребностей.
этом самым существенным является то, что
расширение
потребностей, т. е. расширение перечня , в чем
человек,
в
процессе его деятельности, в процессе его с окружающей .
Конец периода и школьного возраста появлением новых у ребенка -
интереса
к
,
к
школе. Как
правило,
его
интересует
процесс
учения,
возможность новой , которой ему заниматься, новые для него школьной
жизни, новые обязанности, новые товарищи и школьные учителя.
Формирование и развитие интересов и мотивов поведения не должно
спонтанно,
контроля
родителей
педагогов.
развитие
интересов
в
большинстве случаев обусловливает возможность у него и даже пагубных
интересов. обоснованно возникает о том, как избежать этих негативных у
ребенка. Конечно, единого «рецепта», этого избежать, нет. прослеживается
одна общая закономерность,
говорить об
сложившихся в
психологии
теоретических
на
проблему
развития
мотивационной
сферы
.
Она
заключается в том,
мотивы и
не возникают
или из . Вероятность
возникновения
или мотивов ребенка определяется той деятельностью, в
которую он , а также обязанностями, на него дома или в школе. обратить
внимание на один в проблеме и развития сферы: , к которым человек, со
временем
могут
его
мотивами.
А
став
,
они,
в
свою
очередь,
могут
трансформироваться в личностные характеристики и свойства[25, С.36].
Все
желания
раннего
возраста
одинаково
сильны.
Каждое
из
них,
становясь , побуждающим и поведение, цепь развертывающихся действий.
разные желания
одновременно,
оказывался в почти неразрешимой для
ситуации выбора.
17
Мотивы
приобретают разную и значимость. Уже в
дошкольном
возрасте сравнительно легко принять решение в ситуации выбора предмета
из . Вскоре он уже может подавить непосредственные побуждения, например
не
на
привлекательный
.
Это
становится
возможным
благодаря
более
мотивам, выполняют роль «ограничителей». , что наиболее мотив для -
поощрение,
награды.
слабый - (в общении с детьми это, в первую ,
исключение
из
),
еще
слабее
-
собственное
обещание
.
Требовать
от
обещаний бесполезно, так как не выполняются, а ряд заверений и клятв
подкрепляет такие
черты,
необязательность и . Самым слабым прямое
запрещение -либо действий , не усиленное дополнительными мотивами, хотя
как на запрет часто возлагают надежды.
Сдерживанию непосредственных ребенка способствует взрослого или
детей. ребенку нужно, чтобы кто-то был , контролировал его , а оставшись ,
он ведет более свободно, импульсивно. , по мере плана представлений, он
начинает при воображаемом : образ другого помогает ему свое поведение.
Благодаря
развитию
соподчинения
мотивов,
старшие
дошкольники
ограничивают свои , чем младшие, но эта задача остается достаточно
на
протяжении
периода.
Наиболее
благоприятные
условия
подчинения
побуждений правилам поведения, как уже , создаются в игре.
Жизнь
дошкольника
разнообразна,
жизнь
в
раннем
возрасте.
включается в системы отношений, новые виды . Появляются, , и новые . Это
мотивы, связанные с
самооценкой, , - мотивы
успеха, , соперничества; ,
связанные с
в это
моральными нормами, и некоторые . Для развития
неигровых видов , значение которых на следующем этапе, важны интерес к
содержанию деятельности и мотивация достижения. На примере мотивации
достижения отчетливо изменение мотивации на протяжении дошкольного .
На
мотивацию
и
эффективность
выполняемых
действий
влияют
те
отдельные удачи и неудачи, с которыми он . Младшие дошкольники не
особенно
чувствительны
к
этому
фактору.
Средние
дошкольники
18
переживают успех и неуспех. же успех положительно на ребенка, то неудача
–
всегда
отрицательно:
не
стимулирует
деятельности
и
проявления
настойчивости. старших дошкольников остается сильным , но многих из
них
побуждает
к
деятельности
и
.
После
неудачи
стараются
преодолеть
трудности, нужного результата и не собираются «сдаваться».
Во половине дошкольного ребенок приобретает оценивать свое ,
пытается действовать в соответствии с моральными нормами, которые он .
Возникает
первичное
долга,
в
наиболее
ситуациях.
вырастает
из
удовлетворения,
испытывает ребенок, совершив похвальный , и чувства
после неодобряемых действий. соблюдаться элементарные этические нормы
в
с детьми, хотя и . Ребенок может
помогать сверстникам, которым
симпатизирует, и проявлять по отношению к тому, вызвал у сочувствие.
Зарубежными психологами (Э. , Л. и др.) показано, усвоение этических
и социализация поведения ребенка быстрее и при определенных в семье. У
ребенка быть тесная связь, по крайней мере, с кем-то одним из родителей.
охотнее
подражают
родителям,
безразличным.
того,
принимают
стиль
и
установки , часто общаясь и включаясь в с ними . В общении с безусловно
любящими их родителями они не только
или отрицательные
реакции на
свои поступки, но и объяснения, почему одни следует считать , а другие .
Все это к более осознанию этических поведения.
Усвоение норм , так же, как эмоциональная регуляция
действий,
развитию произвольного дошкольника.
19
.
В детстве у нет понимания взрослого и его влияния, понимания
самого . Поэтому нет и правил поведения, а существует конкретная ситуация
и
совместная
деятельность
со
взрослым,
в
которой
он
выступает
центральным , а ребенок
то,
требуется ситуацией. Нет и
послушания,
сделать
или
не
сделать,
мотивов.
действует
непосредственно,
то
есть
ситуацией и нет промежуточных «личностно-» звеньев.
У
дошкольников
(6-7
лет)
более
обдуманные
действия,
чем
импульсивные
.
Большую
роль
мотивы
рассудочного
.
Самообладание,
непосредственных желаний - еще трудны, но уже возможны. преодолеваются
значительно и не ради награды, поощрения или порицания, но и по мотивам
более содержания. В борьбе с другими побуждениями отчетливо мотивы
морального
характера.
Большую
роль
в
старшем
дошкольном
начинают
играть и мотивы самолюбия, соперничества, .
Развитие и формирование мотивации у детей осуществляется через
соответствующую
организацию
и
содержание
деятельно сти. При
формировании учения за были взяты Д.Б. Эльконина о том, мотивационно-
сфера формируется в ролевой игре. В игре может проигрывать ситуации,
которые раскрывают его возможности личности.
Функциональные
личности
способствуют
созданию
успеха
или
ребенка
создает
уровень
мотивации
изменяет
уже
в
предыдущих
деятельности.
Мотивы собой особый побудителей человеческого . В качестве могут
выступать внешнего мира, представления, , чувства и – все то, в чем свое
воплощение .
20
Поэтому целостный подход обеспечить успех мотивации. может быть
при условии деятельности ребенка с учетом его .
2. исследование формирования к обучению в школе у 6-7 лет.
Экспериментальное исследование из первичной , по результатам была
разработана
психолого-сопровождения,
на формирование мотивации к
обучению в школе у 6-7 лет. По окончании прохождения данной программы
было
проведено
контрольное
тестирование,
которого
показали
ее
применения.
21
2.1 Организация и методы исследования.
Для
развития
мотивационной
личности
дошкольников
была
проведена
диагностика.
По
результатам
первого
диагностики
были
программа педагогического в процессе мотивации к школьному обучению.
Второй этап , проведенный в учебного года, в контрольной показал
динамику
развития мотивации к обучению в
у детей 6-7 лет,
а
же
эффективность разработанной программы.
Для
экспериментального
были
выбраны
следующие
методы:
наблюдения, , анкетирование, и метод эксперимента.
Тестирование проводилось с детьми подготовительной группы детского
сада. Экспериментальную группу дети в 20 человек.
Первый экспериментального исследования
в начале года (-октябрь
2015). Второй этап: март - 2016, реализации программы, способствующей
формированию уровня мотивации к в школе у детей 6-7 лет.
Согласно исследования, на первом этапе выявить уровень детей, в
школу. Для этого использовались следующие методики.
Краткое , используемых методик.
Для
степени мотивации
была использована определения « позиции
школьника» (автор Н.И. Гуткина).
Данная
методика
на
выявление
позиции
школьника.
Форма
проведения - индивидуальная беседа. Как метод беседа позволяет наличие
познавательной мотивации у , а также уровень среды, в которой он растет.
имеет существенное
для развития , а так же личностных особенностей,
способствующих или, наоборот, препятствующих обучению в . Отношение
ребенка к учению, с другими критериями готовности к обучению составляет
для заключения о том,
или не готов ребенок учиться в школе. В данном
случае,
это
понимается,
как
желание
новые
знания,
полезные
умения
и
навыки, с усвоением программы.
Проведение . Ребенку задаются 12 вопросов, на основании
ответов
делается
о том, какие предпосылки «внутренней позиции » у ребёнка
22
дошкольного возраста на этапе существуют. Вопросы указаны в приложении
1.
Следующая , которая была на первом этапе экспериментальной работы
- это методика «Разговор о » (автор М.Р. Гинзбург).
В
исследованиях
М.З.
Гинзбурга
были
наиболее
характерные
,
побуждающие ребенка
в школу. Методика выявления учения строится на
принципе «» мотивов.
Учебный мотив с содержанием деятельности и ее выполнения
(овладение новыми , учебными навыками).
Внешний относится
к
внеучебной
мотивации.
Этот
мотив
внешним по
к самой учебной деятельности.
этого мотива на
низкий собственно учебной и низкую к новым условиям.
Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную . И
указывает на то, ребенок пока не готов к обучению.
Позиционный мотив
со стремлением ,
новое положение в
отношениях с , когда для ребенка посещение школы признаком
определенной степени «взрослости».
Мотив «» указывает на то, что
готов идти в школу только за
отметками.
Социальный
м от и в ,
о с н о ва н н ы й
н а
о б щ е с т в е н н о й
необходимости .
Экспериментальный
:
небольшой
рассказ,
в
котором
каждый
из
исследуемых выступает в личной позиции из персонажей, можно изучить в
приложение 2.
После рассказа ребенку следующие вопросы: кто, по-твоему, из них ?
Почему? С кем из ты бы учиться? ? Ребенок делает выбор. на любой из
вопросов, ребенок обязательно должен три выбора. Отвечая на вопроса, он
делает 9 . Каждый первый мотива оценивается в 3 балла, каждый второй в 2
балла, третий в 1 балл. заносятся в . Необходимо подсчитать, сколько баллов
отдельно,
по
каждому
мотиву.
Контрольный
выбор
количество
баллов
23
выбора. мотивация учения по наибольшему баллов. с тем, ребёнок может и
другими . О том, насколько сформирована учения, отсутствие предпочтений,
т.е. различные во всех .
2.2.
Результаты
психологической
уровня
мотивационной
у
детей
группы в учебного года.
После методики на «Внутренней позиции » в экспериментальной в
начале
года были следующие результаты, которые показали, что мотив к
учению
у
сформирован
не
.
Все
дети
в
экспериментальной
группе
24
невысокие, средние баллы (4 балла 30% , 5 баллов - 35%, 6 баллов - 20%, 7 -
15 %). представлены на 1.
Диаграмма 1
Формирование мотива к учению при диагностике
30,00%
35,00%
20,00%
15,00%
4 балла
5 баллов
6 баллов
7 баллов
Средний группы - 5,2 .
При методики « о школе»: «Внешний » не выбрали не одного человека.
«Учебный » был выбран детьми это не очень хороший , т.е. только 15% детей.
«Игровой » не был не одним . «Позиционный » был выбран 20% детей, т.е.
эти идут в , что бы взрослыми и . «Социальный » был выбран 20% детей,
это те , которые определились со своей социальной в обществе. И последний
«Оценка»
выбран
30%
детей
это
высокий
процент
по
результатам
диагностики (Приложение 3).
По проведенной методики на выявление доминирования или игрового
в
экспериментальной
в
констатирующем
можно
сделать
вывод:
познавательного мотива у 45% . Игровой мотив у 55% . Подведение итоговых
представлено в 1. диагностики видно в Таблице 2(Приложение 3).
25
Таблица №1
итоговых баллов
Уровень
учебной
Крайне
низкий
Н и ж е
среднего
Средний
Выше
среднего
Высокий
(баллы)
12-37
38-47
48-57
58-67
68-78
Из полученных можно сделать , что учебный в группе , чем игровой.
2.3. результаты психологической уровня мотивации к обучению в у детей
6-7 лет.
По результатам
методики
« о школе»
определение мотивов
в
итоговом мы увидели : «Внешний » так как и в констатирующем не выбрали
не одного человека. «Учебный » выбрали 35% детей – на 20% больше чем в
начале
года
до
реализации
программы
по
формированию
мотивации
к
обучению. « Игровой мотив» был выбран 10% из числа детей группы.
Данная связь о том, что дети на посещение не с игровой деятельности,
в приоритете - учебный мотив.
« мотив остался у 5% . « Социальный » в этом выбрали 10% детей. И
последний мотив «Оценка» был выбран больше в начале года на 10%.
Из полученных данных сделать вывод о том, количество детей, которые
выбрали
«учебный
мотив»
и «оценка»
по сравнению с констатирующим
26
экспериментом на 30%. Наиболее оказался мотив «Оценка» - 40%, на втором
месте « Учебный мотив» - 35%.
Результаты эксперимента представлены в таблице №3(Приложение 4).
полученных в данной операции будет показывать развития учебной
ребенка.
Из результатов, представленных в 2 и 3 по проведенной в начале и в
конце года, сделать вывод, что результаты на 20%.
После
-педагогического
воздействия
и
повторного
проведения
определения «позиции школьника» в экспериментальной
были получены
результаты:
число
баллов
–
12
получили
45%
детей
контрольного
эксперимента, 11 баллов – 5%, 10 баллов – 10%, 9 – 20%, 8 баллов - 5%, 7 –
15%. представлены на 2.
Диаграмма 2
Формирование к учению повторной диагностике
Средний бал - 10,2
27
Средний по всей выше на 5 баллов, был в учебного года до реализации
программы по формированию мотивации к обучению в .
2.4. обработка результатов
При
результатов
исследования
мы
воспользовались расчетом
Т
-
критерия относительно методики «Разговор о ».
Суть метода состоит в том, мы сопоставляем сдвигов в и ином по
абсолютной . Для этого мы сначала ранжируем абсолютные величины , а
потом ранги. сдвиги в и в сторону происходят , то суммы
абсолютных
значений их будут примерно . Если же сдвига в из направлений , то сумма
абсолютных значений в противоположную будет значительно , чем это бы
быть случайных изменениях.
Расчет Т - критерия по выявлению
развития мотивации к учению
представлен в приложении 5(Таблица 4).
Рассчитывая по формуле мы получили следующие :
Результат: T
эмп
= 10
Критические T при n=20
n
T
Кр
0.01
0.05
20
43
60
28
Ось значимости:
Значимости.
43
60
Полученное эмпирическое T
эмп
находится в зоне значимости.
По таблицы 4 , что составленная программа по мотивации к у старших
, была эффективна, ранговый сдвиг t показал сумму не типичных сдвигов 10,
а значит, полученное эмпирическое T
эмп
находится в зоне значимости.
На
3
представлено
суммарного
балла
по
методике
выявления
«Внутренней позиции ».
Диаграмма 3
Изменение балла
Низкие показатели
Средний балл
Высокие показатели
0
2
4
6
8
10
12
14
4
5,2
7
7
10,2
12
29
, образом, прохождения программы -педагогического сопровождения ,
мы наблюдаем динамику (показано на 3), а именно: показатели суммарного
в группе 45% , что значительно показатели на первичной диагностики.
Выводы
30
Данные по первичной диагностики , что мотивация к обучению школе
у детей была недостаточно, что могло вызвать у ребенка огромные во время
года обучения в школе, а в дальнейшем вызвать стойкое нежелание учиться.
По результатам первичной
мы наблюдаем
игрового мотива (45% ) над
познавательным мотивом (55% ). Средний балл по методике определения
«внутренней позиции » составляет 5,2 балла.
Как результаты диагностики к обучению в школе после программы,
быть усилена и развита с помощью приемов,
и описанных в психолого-
педагогической программе по мотивации к в школе. Произошли сдвиги в
самой
мотивационной
ребенка.
усилился
мотив
,
что
проявилось
сопоставлении результатов .
Результаты диагностики нам , что средний балл группы составил 10,2 .
А следует отметить, познавательный мотив на 30%, а игровой уменьшился на
60%.
И таким, , после прохождения
психолого-сопровождения детей, мы
наблюдаем динамику, а именно: показатели суммарного в группе 45% , что
значительно показатели на первичной диагностики.
3 .
психолого- сопровождения младших посредством формирования к
обучению.
и формирование у детей через соответствующую и содержание .
3.1.
педагогического
сопровождения
формирования
мотивации
к
обучению детей 6-7 возраста.
31
Данные
диагностик
на
момент
первичного
(этап
1)
показали,
в
обследуемой 14 детей со средним уровнем развития мотивации к обучению в
и отсутствуют с высоким мотивации.
Таким образом, мотивация к школе у была сформирована , что могло
у ребенка огромные трудности во первого года в школе, а в вообще вызвать
нежелание учиться.
При
мотивации
учения
за
основу
были
идеи
Д.Б.
о
том,
что
мотивационно-потребностная сфера в ролевой . Программы подготовки к
школе в детском дошкольном
направлены в
на развитие
готовности, в
результате чего ребенка идти в школу не . Поэтому многие хотят остаться в
детском саду.
Исходя из этого, подготовки детей к школьному обучению не должна
сводиться
к
тому,
чтобы
научить
считать,
,
читать.
задача
-
психологическую
готовность
к
школьному
,
которая подразумевает
достаточно сформированный уровень развития ребенка, необходимый для
школьной учебной в условиях в количестве . Основной акцент сделать на
познавательного интереса и учебной мотивации. Задача педагога пробудить
у желание научится -то новому, а уже начинать работу развитию высших
функций.
Мотивация к
обучению состоит из положительных представлений о
школе, учиться в , чтобы узнать и уметь много .
Все
подтолкнуло
нас
на
создание
программы
сопровождения
формирования готовности к обучению детей 6-7 возраста.
В ходе программы решаются образовательные, и развивающие :
1.
Расширение
дошкольников о ; стимулирование стремления как можно
узнать о жизни, желания учиться в .
2.
Развитие к исследовательской , познавательной активности и интереса.
3.
Воспитание умения инициативу и с целью знаний о .
4.
Воспитание у детей осознанного к школе.
32
Содержание.
Программа
на учебный год. Состоит из 10 занятий, последнее из
является диагностическим. Занятия проводятся раз в .
Программа
собой
систему
и
методов
,
направленную
на
представлений детей о школе и месте в ней. Это в школу, беседы о , чтение
рассказов и разучивание стихов тематики, картинок, школьную жизнь, и
беседы по ним, школы и в школу.
Комплекс рассчитан на старшего дошкольного (6-7 лет).
Ход и запланированных мероприятий.
1 «День знаний». Этот праздник ребят подготовительной детского сада
не был знаком. Некоторые уже за тем провожают в ребят, а кто-то видел это в
первый раз. На праздничной в ближайшей от детского сада ребята увидели:
как первоклассники шагают за с выпускниками, как здорово читают красивые
стихи о школе, и самое главное, что им больше всего (как выяснилось из
последующей
беседы),
когда
директор
громко
и
обратил
внимание
присутствующих на дошкольников и
их в
класс этой , и пообещал, что
ребята обязательно в времени посетят их детский сад и расскажут как у них
дела в школе.
В октябре в подготовительную группу сада пришли в гости на бывшие
выпускники сада. дошколята и вели очень беседу о том, какие о школе у них
есть. Дошколятам было
интересно слушать первоклассников о
жизни,
задавали
много
самых
разных,
касающихся
и
отношения
к
и
отрицательного. Каждый воспитанник
сада взял
себя необходимую , а
первоклассники себя гордыми и взрослыми. И в конце пригласили ребят на
познавательную по школе.
На
в
школу
отправились
в
.
Эта
экскурсия
предварительно
подготовлена, чтобы дети
себя комфортно и смогли ощутить в роли . В
вестибюле ребят встретила женщина, представилась заведующей по учебной
33
части школы. проводила ребят в раздевалку и где можно . Ребята заметили,
что здесь иначе: как в нет, а у каждого крючок, как во взрослых раздевалках.
Потом нас в кабинет класса и первоклассники встретили так же , как и те
встречали их в саду. А учитель рассказала , какие уроки их ждут в классе,
интересную
презентацию
о
том,
много
интересного
о
жизни
людей,
животных, , им предстоит . Затем они кабинеты биологии, физики и . В конце
ребята
посмотрели
,
спортивный
зал,
медицинский
кабинет,
все
им
понравилось, как в саду совсем по-- делали такие сами ребята.
После у детей эмоциональный подъем. Они с и с рассказывали о том,
что видели в , у них интерес к , и было напряжение, с неизвестностью жизни.
В к ребятам в детский сад учитель начальных
и рассказывала об
успехах школьников, как они
в школьных
и получают за это грамоты и
призы, о поездках организованных и родителями в разные интересные и. т.д.
В
и феврале
проведены беседы
с детьми и воспитателя с и
родителями. Беседуя с , дети узнали интересного о том, как в школе их
родители,
разные
фотографии,
на
которых
их
мамы
и
были
первоклассниками.
В
ребята
очень
играли
в
на
школьную
,
в
группе
сада
появился
портфель, с ним очень весело и интересно. -то нравилось и разбирать как
соревнование,
кому-то
нравилось
просто
его
в
и
представлять,
что
он
первоклассник. эти игры хорошо способствовали желания « пойти в ».
В в садике организован конкурс «Моя школа». Ребята показывали в
своих рисунках то, что их больше всего в школе, кто-то рисовал урок, кто-то
праздник первое , а кто-то учителя, к которому на подготовительные в школу.
В мае была итоговая психологическая по выявлению мотивации к в
школе у ребят.
Механизм отслеживания : заключительное диагностическое .
34
В
6 (5)
план
мероприятий
-педагогического
сопровождение
дошкольников.
Практическая
значимость
: Разработанная программа сопровождения
формирования
к школьному
детей может
использована в
работы
образовательных .
Так же нами были рекомендации для по формированию к обучению в
школе детей дошкольного возраста. Подготовленные рекомендации педагогам
сформировать у детей мотивацию, улучшить эмоциональные
с детьми,
подготовить детей к вступлению в этап своего .
Таким , данная программа на основе данных диагностики готовности к
школе
и
включает
мероприятия,
направленные
на
интереса
ребенка
к
школьной деятельности и создание у положительного образа .
3.2.
для воспитателей по формированию мотивации к обучению в школе
детей дошкольного возраста
Подготовка ребенка к школе является из важнейших задач обучения и
детей старшего возраста и начинается задолго до в школу. Формирование
мотивов
и положительного
к школе – одна из
задач педагогического
детского
сада. Ребенка может
к школе , ранец и
аксессуары школьной ,
может быть сменить обстановку то, в школе друг. , чтобы ребенка школа и
главной деятельностью - учением; , желание писать, читать, , решать задачи;
учиться, чтобы быть, папа и т.д.
Не всегда высокий интеллектуального развития с личностной ребенка
к . Если ребенок не имеет желания , не имеет к учению, то его готовность не
реализована в . Существенного успеха в школе такой не достигнет, поэтому
необходимо о формировании ребенка к в школе.
Для мотивации детей к обучению в педагогам подготовительных , в
своей важно учитывать следующие рекомендации:
35
1.
интерес ребенка ко всему новому, отвечать на вопросы,
новые
сведения о знакомых предметах.
2. Прививать ребенку в свои , не допускать заниженной самооценки.
3. Развивать в навыки общения: научить ребенка с другими , делить с
успехи и .
4. Не допускать, чтобы ребенок во время .
5. Повторять упражнения. Если какое-то упражнение не получается,
перерыв, к нему или предложить ребенку облегченный вариант.
6. Не проявлять тревоги по недостаточных успехов и недостаточного
продвижения .
7.
Быть
терпеливым,
не
спешить,
не
давать
задания,
его
интеллектуальные .
8. Поддерживать будущего в его добиться успеха.
9. В с ребенком мера. Не заставлять ребенка делать упражнения. он
вертится, устал, ; займитесь чем-то другим. Предоставьте ребенку
иногда
заниматься делом, которое ему нравится.
10.
Дети
дошкольного
плохо
воспринимают
,
монотонные
занятия.
Поэтому при занятий лучше игровую форму.
11. Избегать неодобрительной , найти слова , чаще хвалить
за его ,
настойчивость. у него в своих .
12. Обсудить с те правила и нормы, с которыми он в школе. Объяснить
их и целесообразность.
13. В своей педагогам следует в целостный процесс не разнообразные
формы
и
методы
работы
по
ознакомлению
детей
со
школой
и
положительного
отношения
к
ней,
но
и
создавать
-развивающую
среду
обогащения
жизненного
детей
и
ее
изменения
в
соответствии
с
содержанием дидактических .
14.
Осознанное
отношение
к
школе
связано
с
расширением
и
представлений об деятельности. детям материал о школе должен не только
ими, но и прочувствован, пережит. в школу, встречи с помогают создавать у
ребенка положительную на учебу в школе.
15. Не запугивать ребенка ! Если ребенок , что в двойки будут , там
программа
,
играть
будет
,
то
это,
как
правило,
результат
ошибок
в
воспитании. к нему запугивание детей , что особенно по отношению к детям
36
робким, неуверенным в , "даже слов сказать не можешь...", "Там тебе !".
Намного разумнее формировать верные о школе, положительное отношение
к ней, , книге, к самому себе.
Выводы
Экскурсия в , серия ролевых игр, беседы с учителями, и маленькими
учениками
определению
детей
с
целями
и
в
самой
деятельности.
подтверждают положение Д.Б. Эльконина о том, что -потребностная сфера в
ролевой и ребенок действовать как . Это было , когда дети в школу, они с
были «» - терпеливыми, добрыми, . При обсуждении
ребенком урока,
давалась характеристика «Учителям» и «ученику». Как правило, они носили
характер, говорит о эмоциональном восприятии учебной деятельности. А
так
же
судя
по
значимым
результатам
сказать,
дети
подготовительной
37
пережили так «кризис 7 лет» положительно,
во время
как было
выше,
активно формируется мотивация к обучению в .
Школьная присутствует в количестве рисунков – 28%.
Отражение момента
жизни встречается , чем в начале учебного года. В
контрольной – 30 %.
На
день
общепризнано,
что
мотивация
к
обучению
в
–
многокомпонентное
образование,
которое
требует
комплексных
психологических исследований (С.Л. Рубинштейн, В.С. Степин). В структуре
готовности особое занимает личностная . Она включает
у ребенка
к
принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего
круг и обязанностей. Эта личностная выражается в ребенка к , к учебной ,
учителям,
себе.
В
личностную
готовность
и
определенный
развития
мотивационной .
Готовым к
обучению является , которого школа
не
внешней (атрибуты школьной , портфель, , тетради), а возможность получать
знания, предполагает развитие интересов. школьнику необходимо управлять
своим , познавательной деятельностью, что становится при сформированной
38
системе мотивов. Таким образом, ребенок должен
развитой учебной , на
фоне возможно успешное и протекание деятельности.
В первой
представленной работы
определены теоретические
и
практические
формирования мотивации к обучению у
6-7 лет.
анализ
проблемы
мотивации к
у разных , на основании был сделан о том, что
развитие
и
формирование
мотивации
через
организацию
и
содержание
деятельности.
Поскольку
ведущей
дошкольников
является
–
то,
,
через
организацию
и
содержание
игровой
(Д.
Б.
Эльконин,
Л.
С.
Выготский).
Основываясь
на
теории,
разработана
программа
по
формированию
мотивации к обучению в у детей 6-7 лет. Реализация и задач привела к
учебно-познавательных мотивов.
По
результатам
диагностики
проведенной
прохождения
программы,
можно сделать о том, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, . Игровой
мотив на 60%, познавательный увеличился на 30%. Из этого следует, что
мотивация
к
обучению
в
школе
является
главным
психологической
готовности 6-7 лет, и ее развитие от межсубьектных ребенка в его социальной
среде.
Успешная
предложенной
программы
говорить
о
её
включении
в
образовательную программу детских образовательных учреждений, а так же
использовать в групповой психологической при обучении.
39
40
Список использованной
1. Акулина Н.Н. общего интеллекта и мотивации на усвоения знаний / Н.Н.
Акулина. - СПб.: ПИТЕР, .
2. Андреева В. Старая новая : школа – сад. / В. // Дошкольное воспитание. -
1994. - № 1.
3. Божович Л.И. Изучение мотивации и подростков / Л.И. Божович. - М.:
Просвещение, .
4. Букатов В. Школа и сад: в преемственности . / В.Букатов // воспитание. -
1992. - № 7-8 - С. 3 - 7.
5. И. К школе готов. / И. Вакуленко // малыш. - 2012. - № 5.
6. Венгер Л. Как дошкольник школьником. / Л. // Дошкольное воспитание. -
1995. - № 8.
7. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: - ПРЕСС, .
8. Выготский Л.С. развития ребёнка / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО, .
9. Готовность ребёнка к школе / ред. А.В.Гордиец. - Р-на-Д: Феникс, .
10. Грабал В. Мотивация достижения и её развитие в процессе учебной / В.. -
М.: Просвещение, .
11. Гударева О.В. игровой деятельности дошкольников / О.В.Гударева //
прикладной психологии. - 2013. - №2.
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - М.: -
М, .
41
13. Гинзбург М.Р. К проблеме мотивационных интеллектуальной инициативы
/ М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии : издается с года / Ред. А.А.
Смирнов, О.А. Конопкин. - 1976. - №4 июль-1976 .- с. 128-133.
14. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. / В.В.// Вопросы
психологии. - 1992.- № 1-2. - С. 4 - 11.
15. Давыдов В.В. развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Интор, . - 132
с.
16. Дошкольник: обучение и воспитателям и /под ред. В. М. Белкина/. -
Ярославль: Академия развития, 1998.
17. Н.В. К создания мотивационного деятельности у . / Н.В. // Вопросы
психологии. - 1992. - № 2.
18. Запорожец А.В. Современная наука о детях / А.В. Запорожец. - М.: , 2014.
19. Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: , 2015.
20. З.М. Психология / З.М. Истомина. - М.: Логос, .
21. Козлова С.А. педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: , 2012.
22. Е.Е. Шестилетний : готовность к / Е.Е. Кравцова. - М.: Дело, .
23. Кудрявцев В.Т. ступеней развивающего : замысел В.В. . / В.Т. / Вопросы
психологии. - 19985.
24. В.Т. Проблемное : истоки, , перспективы / В.Т.Кудрявцев.-
М.:Знание,1991.
25.В.Т. Развивающее : теоретические основания дошкольной и школьной
ступеней. // В.Т./ Вопросы психологии. - 1997. - № 1.
26. Леонтьев А.Н. Психологические механизмы учебной деятельности / А.Н.
Леонтьев. - Новосибирск: НГУ, .
27. Маркова А.К. мотивации учения / А.К.Маркова. - М.: Инфра - М, 2011.
28. Матюхина М.В. «Мотивация учения школьников» М.: Педагогика, 1984.
42
29. Маханева М. Проблема преемственности детским садом и школой. / М.//
Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9.
30. Мигеева Л. О между детским и школой. / Л.Мигеева // воспитание. - 2000.
- № 5.
31. Новая философская : В4тт. М.:Мысль. Под редакцией В.С. Стёпина. .
32. Парамонова Л. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема
преемственности. / Л.Парамонова, Т.Алиева, А.// Дошкольное воспитание. -
1998. - № 4.
33. Поддьяков Н.Н. Особенности психического детей дошкольного / Н.Н.
Поддьяков. - М.: Дело, .
34. Потанина А. Не хочу в школу./А. Потанина / Домашний очаг.-2012.-№ 9.
35. Развивающее в системе воспитания /ред. Н.А.Смирновой. - Дубна, .
36. Слободчиков В.И. школьник как учебной деятельности. / В.И. . // Вопросы
. - 2012. - № 1-2.
37. Урунтаева Г.А. по детской . / Г.А. . - М.: ВЛАДОС, .
38. Эльконин Д.Б. «Детская психология» , Москва, Издательский центр
«Академия», .
39.Эльконин Д.Б. единица развёрнутой игровой деятельности. / Д.Б. //Мир
психологии, 2014.
40. Д.Б. Психология / Д.Б.Эльконин. - М.: Просвещение, .
Приложения
Приложение 1
Опросник к по определению «Внутренней позиции ».
43
1 Ты хочешь идти в школу?
2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду, дома?
3. занятия тебе всего нравятся, в детском ? почему?
4. Ты любишь когда читают книжку?
5. Ты сам просишь, тебе почитали ?
6. Какие у любимые книжки?
7. Почему ты идти в ?
8. Стараешься ли ты выполнить работу тебя не , или бросишь ее?
9. Тебе школьные принадлежности?
10. Если тебе дома пользоваться принадлежностями, а в школу не ходить, то
это устроит ? ?
11. Если ты с ребятами играть в , кем ты быть? или Учителем? почему?
12 В в школу, что тебе , чтобы было ; урок или ? Почему?
Приложение 2
Текст к методике «Разговор о » с иллюстрациями.
Мальчики (если обследуемый
девочка, то в рассказе
девочки)
о
школе. Первый мальчик : Я хожу в школу потому, что меня заставляет. бы
не , я бы в школу не ». Показывается карточка а) , которая внешний мотив.
Второй мальчик : «Я в школу , что там и много , с которыми поиграть.
44
карточка в) , в основе
игровой мотив. Третий мальчик : Я хожу в школу
потому, что хочу большим. я в , я чувствую взрослым, а до школы я был
маленьким». Показывают карточку г) . Определяет мотив. мальчик сказал: Я
хочу в школу потому, что я получаю пятерки». Показываем карточку е) с
фигурки ребенка с тетрадкой в – мотив оценки. Пятый мальчик : Я хожу в
школу потому, что хочу летчиком ( девочек - учительницей). А для нужно
учиться. Показывается карточка д) , на фигурка в с портфелем к зданию . –
социальный . Шестой мальчик : « Я в школу , что мне учиться, нравится
читать,
,
решать
задачи.
Если
бы
не
было,
я
бы
равно
учился».
Далее
показывается б) , в основе которой мотив.
45
3
2. развития учебной в первичном
№
В*
И*
С*
У*
П*
О*
О**
Уровень
УУМ
1.
9
2
6
72
высокий
2.
5
6
3
23
крайне
низкий
3.
3
3
7
39
ниже
среднего
4.
2
6
2
48
средний
5.
9
3
1
38
ниже
среднего.
6.
2
9
6
49
средни
7.
9
2
6
42
ниже
среднего
8.
9
6
3
50
средний
9.
9
6
2
40
ниже
среднего
10.
9
2
6
69
высокий
11.
9
6
2
32
низкий.
12.
9
6
2
53
средний.
13.
2
9
6
51
средний.
14.
9
2
6
55
средний
15.
9
6
2
39
ниже
среднего.
16.
2
9
6
38
ниже
46
среднего
17.
9
2
57
средний.
18.
9
7
1
70
высокий
19.
9
6
2
69
высокий
20 .
9
6
2
13
низкий
В* – внешний . П* - позиционный мотив.
И* - игровой . О* - мотив «».
С* - социальный . О** - общий балл.
У* - учебный .
47
Приложение 4
Таблица 3. Результаты диагностики по уровня мотивации к обучению в
исследовании
№
В*
И*
С*
У*
П*
О*
О**
Уровень
УУМ
1.
3
9
6
78
высокий
2.
7
3
3
38
Ниже
средний
3.
3
3
7
48
средний
4.
2
2
3
57
средний
5.
9
3
1
48
средний
6.
2
6
6
58
средний
7. .
9
2
6
48
средний
8.
2
6
3
59
средний
9.
2
9
6
48
средний
10.
9
2
6
69
высокий
11.
6
3
2
32
Ниже
среднего
12.
2
9
6
55
средний
13.
2
9
6
57
средний
14.
9
2
6
58
средний
15.
9
6
2
41
Ниже
среднего
16.
2
2
6
48
средний
17.
2
9
60
высокий
18.
9
7
1
70
высокий
19.
9
6
2
69
высокий
20
6
2
9
22
высокий
Приложение 5
4. номер сдвига мотивации к в школе
N
"До"
"После"
С д в и г
( t
после
-
t
до
)
Абсолютное
значение
Ранговый
номер сдвига
48
сдвига
1
72
78
6
6
10
2
23
38
15
15
20
3
39
48
9
9
15
4
48
57
9
9
15
5
38
48
10
10
18.5
6
49
58
9
9
15
7
42
48
6
6
10
8
50
59
9
9
15
9
40
48
8
8
12
10
69
69
0
0
2.5
11
32
32
0
0
2.5
12
53
55
2
2
5.5
13
51
57
6
6
10
14
55
58
3
3
7.5
15
39
41
2
2
5.5
16
38
48
10
10
18.5
17
57
60
3
3
7.5
18
70
70
0
0
2.5
19
69
69
0
0
2.5
20
13
22
9
9
15
Сумма рангов нетипичных сдвигов:
10
49
Приложение 6
Таблица 5. План -педагогического сопровождения мотивационной
готовности к школьному обучению 6-7 летнего возраста
№
п/
п
Срок
проведения
Мероприятие
Примечание
1.
Сентябрь
Праздник
«День
знаний»
П о с е щ е н и е
п р а з д н и ч н о й
л и н е й к и
в
близлежащей от детского сада школе.
2.
Октябрь
Приход
детей-
Воспитателям необходимо заранее подготовить
детей
к
данному
мероприятию.
Возможно
50
школьников в
детский сад.
проведение вводного занятия, на котором дети
продумают вопросы беседы со школьниками.
Например, организовать приход в детский сад
почтальона Печкина, который принес письмо от
бывших
выпускников
детского
сада.
Ребята
рассказывали о том, как интересно им живется
в школе, но иногда
приходится трудно.
В
письме
было
сказано,
что
первоклассники
вскоре придут в гости в детский сад, а ребята
должны
к
ней
подготовиться:
продумать
вопросы
о
том,
что
им
хочется
узнать,
выяснилось
о
школе,
что
им
интересно.
Примеры вопросов: Какие предметы ждут их в
школе, есть ли для этого отдельные помещения
как в детском саду, спят ли дети в школе, где и
что едят школьники, как занимаются спортом,
где
гуляют,
приезжает
ли
к
ним
кукольный
театр и как проходят праздники.
3.
Ноябрь
Экскурсия по
школе
Педагоги
с
детьми
подготовительной
группы
посещают одну из близлежащих школ, проводят
экскурсию по зданию школы, посещают музей
школы,
школьную
библиотеку,
школьный
праздник или открытый урок первоклассников.
После
экскурсии
с
детьми
в
группе
можно
организовать сюжетно-ролевую игру в школу.
4.
Декабрь
П р и х о д
в
детский
сад
учителя
начальных
классов
Учительница беседует с детьми, рассказывает,
чем
ученики
занимаются
в
школе;
как
интересно проходят уроки в школе; как дети
учатся
писать,
читать,
считать;
показывает
учебники, тетради детей; говорит о том, как
много дети узнают, посещая уроки; знакомит со
школьными
правилами,
которые
должен
51
выполнять каждый ученик; сообщает, что дети
одного
класса
не
только
вместе
посещают
уроки,
но
и
вместе
играют,
утраивают
соревнования и конкурсы, ходят в цирк, театр и
т.п.
5.
Январь
Б е с е д а
с
дошкольника
ми «Школа –
м о й
н о в ы й
дом»
З а н я т и е
н а ч и н а е т с я
с
п р о ч т е н и я
художественной
литературы
на
школьную
тематику, стихотворений о школе.
Во время беседы воспитателю необходимо
обсудить такие вопросы с детьми как: Что
такое школа и в чем её отличие от детского
сада. (Школа – это место, где дети учатся). Что
обозначает школьный звонок? (Начало урока,
когда все ученики должны отправится в классы
на уроки.А когда звонок прозвенит снова, дети
выйдут в школьные коридоры, на перемену –
они смогут отдохнуть, поесть, поиграть).
Рассказы и стихи о школе подбираются так,
чтобы
показать
детям
различные
стороны
школьной
жизни:
радость
детей,
идущих
в
школу;
важность
и
значимость
школьных
знаний;
содержание
школьного
обучения;
школьная
дружба
и
необходимость
помогать
школьным
товарищам;
правила
поведения
на
уроке и в школе.
Во
время
беседы
педагогу
важно
показать
привлекательную сторону школы, найти общие
черты, заинтересовать детей.
6.
Февраль
В с т р е ч а
с
родителями
«Наши
родители
в
школьные
На
встрече
педагог
предлагает
вспомнить
родителям
и
рассказать
детям
как
они
были
первоклассниками,
рассмотреть
альбом
с
фотографиями, где родители-школьники.
52
годы».
На такой встрече дошкольники смогут узнать,
какие предметы нравились их родителям и что
они помнят из своей школьной жизни, также
детям будет интересно узнать чему и как учили
в школах в прошлом, как выглядели ученики,
какую форму носили.
7.
Март
З а н я т и е
с
проведением
дидактически
х
и г р
н а
школьную
тематику.
Игра
«Собери
портфель
в
школу».
Что
необходимо ученику в школе? Среди разных
предметов
ребенок
должен
найти,
назвать
и
положить в портфель те, которые необходимы
ученику в школе. Объяснить, что он будет в
школе делать с этими предметами.
Игра «Четвертый лишний». Что нужно учителю
для
работы?
Выберите
из
всех
картинок
тот
предмет,
который,
по-вашему,
учителю
не
пригодиться. Использовать на занятии загадки
на школьную тему.
8.
Апрель
Выставка
детских
рисунков
«Моя школа».
Педагог
подбирает
диск
музыкальных
произведений, песен «О школе» и прослушает
его с детьми с последующим обсуждением и
рисованием на данную тему.
Итогом
занятия
станет
выставка
детских
рисунков «Моя школа».
9.
Май
Демонстраци
я
художественн
ы х
и
мультипликац
ионных
фильмов
на
школьную
тематику.
К о л л е к т и в н ы й
п р о с м о т р
ф и л ь м а
с
последующим обсуждением.
53
10
.
Май (вторая
половина)
Диагностика
Проведение контрольной диагностики с целью
отслеживания результативности программы.
54