Напоминание

"НОВЫЙ ГОД В КРУГУ ДРУЗЕЙ!"


Автор: Поплавская Валерия Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МОУ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2" П. МЕЛИОРАТИВНЫЙ
Населённый пункт: РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ ПРИОНЕЖСКИЙ РАЙОН
Наименование материала: СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО УТРЕННИКА
Тема: "НОВЫЙ ГОД В КРУГУ ДРУЗЕЙ!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ Государственное учреждение высшего Московской области МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ) НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Программа профессионального образования «Преподаватель» ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ Формирование мотивации к обучению в у детей 6-7 лет с психолого-сопровождения : Волков В. А. Научный руководитель: Самосюк А. С.
Работа допущена к защите: Директор ИНО: к.э.н. Беляков С.С. Москва Содержание Введение………………………………………………………………………….4 Глава 1. Теоретический проблемы формирования к обучению в школе у 6-7 лет ……………………………………………..6 1.1. П о н я т и е в и с с л е д о в а н и я х и з а р у б е ж н ы х ………………………………………………………………………..6 1 . 2 . ф о р м и р о в а н и я м о т и в а ц и и к о бу ч е н и ю в у д е т е й 6 - 7 лет………………………………………………………………………………..12 Выводы по 1………………………………………………………………25 Глава 2. Экспериментальное формирования мотивации к обучению в у детей 6-7 лет…………….……………………………….27 2.1. Организация и методы исследования27 2.2. Результаты психологической уровня мотивации к обучению в у детей группы в учебного года31 2.3. Сравнительные результаты диагностики уровня к обучению в школе у 6- 7 лет………………………………33 2.4. обработка результатов …………………..35 по главе 2………………………………………………………………38 2
Глава 3. Организация психолого-педагогического сопровождения 6-7 лет посредством мотивации к …………………….39 3.1. Программа психолого-педагогического сопровождения в процессе мотивации к в школе у детей 6-7 лет39 3.2. Рекомендации для по формированию к обучению в школе детей дошкольного возраста44 по главе 3………………………………………………………………47 Заключение………………………………………………………………………48 Список литературы…………………………………………..50 Приложения53 3

Введение

Актуальность исследования
. Задача подготовки к школьному является одной из важнейших в и психологии. Как показали Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.К. Марковой, И.В. Дубровиной решение задач личности ребенка, повышение эффективности , благоприятное профессиональное во многом тем, верно учитывается подготовленности детей к школьному обучению. Формирование к обучению - это один из вопросов воспитания . Мотивы учения стать устойчивыми личности, определяет активность, ответственное отношение к труду взрослого [28,С.8]. Мотивационная сфера динамична, чем познавательная и . Изменения мотивации происходят гораздо быстрее, чем перестройка особенностей. сторона мотивации в двух . С одной , она связана с постановкой перспективных , с другой - с принятием целей и в самой деятельности. В исследованиях В.К. Шабельникова, , что в развития мотивации межсубъектные связи ребенком и , ребенком и и воспитателями. Поэтому появляется исследовать эти , актуализировать их и тем самым влияние на дошкольников.
Объект
исследования: мотивационная сфера у детей 6-7 лет. исследования: воздействие программы -педагогического сопровождения дошкольного возраста. 4

Цель
: формирование мотивации к школьному обучению с помощью психолого-педагогического сопровождения.
Задачи
: 1. Изучить – педагогическую литературу по данной теме. 2. Выявить к обучению в школе у 6-7 лет. 3. Разработать программу - педагогического сопровождения, способствующую формированию к обучению в школе у 6-7 лет.
Гипотеза
исследования: за счет психолого- воздействия можно не только поддержать мотивацию учащихся к , но повысить ее. достижения цели и решения задач применялись
методы
исследования: - психолого - литературы; - методика по выявлению формирования «Внутренней позиции » Н.И. Гуткина, методика по мотивов учения М.Р. Гинзбург «о школе»; - математической обработки . Данная работа рассматривает -педагогическое сопровождение особый вид психолого-условий детям 6-7 лет, при может происходить у них к обучению в школе.
1. анализ проблемы мотивации к в школе у детей 6-7 лет

1.1.

Понятие мотивации в исследованиях отечественных и зарубежных

психологов
5
Мотивация - внутренних факторов, вызывающих и ориентированное на цели поведение [31, Т.2,С.112]. Разработано теорий для того, почему индивид действует; почему он именно те , которые совершает; почему некоторые обладают более мотивацией, другие, в результате чего успеха там, где имеющие не меньшие возможности и способности терпят . Приложив теорию Дарвина к психологической адаптации к окружающей среде обнаружить две связи между Дарвина и . Первая состоит в том, люди в своей частичной к животным, действуют под влиянием инстинктов (жажды, , стремления к рода и т. дВторая заключается в эволюционной роли характеристик, к которым относится к мотивации, - такой же, как характеристик физических. Уильям Мак-Дугал считал инстинкты основополагающими в человека и преобладание мотивации восприятием и : человек воспринимает то, что он мотивирован, своими инстинктами, и соответствующий , будучи воспринятым, вызывает эмоции, которые, в свою очередь, ответственны за индивида. А. (1893-) и Абрахам X. Маслоу (1908-) изучали человеческие , а не , управляющие ими. Мюррей составил потребностей, на первичные (врожденные) и вторичные (). Он считал, что эти делают человеческое поведение целенаправленным. По данным Н. М. Матюшиной, младшие дошкольники 3-5 возраста сравнительно справляются с одного предмета из нескольких. выборе предмета их колебания непродолжительны. Дети могут свой выбор, а среди предметов берут именно то, чего у них в момент нет, или что хотели бы всего иметь [38, С.23]. Для возможности сдерживать непосредственные побуждения Н. М. Матюшина предлагала задачу, в которой непосредственные должны были сдерживаться под влиянием различных ограничительных . Ребенок должен не смотреть на привлекательный предмет в течение определенного . В первой серии опытов в мотива- выступал запрет ; во второй - получение поощрительной ; в третьей - наказание в виде исключения из ; наконец, в четвертой - обещание ребенка. 6
Старшие гораздо легче свои непосредственные , чем младшие. Прямой запрет , не усиленный другими дополнительными мотивами, действует как слабый ограничитель побуждений в возрастных группах; дополнительный мотив действует сильнее наказания. «собственного слова» является более в старшем . В варианте этих дети должны сдерживать свои побуждения в других детей и взрослого. В другом варианте должны были то же , но без со стороны и коллектива . Оказалось, в такой , половина старших не сдерживала непосредственных побуждений. Присутствие других и взрослого на соподчинение и приводит к сдерживанию непосредственных . На анализа своих Н. М. Матюшина к заключению, что у 3-5 лет мотив «поощрения и » является наиболее ; принцип «слова» оказывать влияние, но еще слабо; продолжительнее борьба желаний и «мотивов-», тем больше на победу ; мотивы морального начинают уже свое влияние на исход борьбы , но они слабее мотивов и порицания. В от младших у старших (5-7 лет) отмечается преобладание обдуманных , над импульсивными . При выборе роль, у младших, играют мотивы рассудочного характера. , подавление непосредственных хотя и еще трудным, но становится вполне возможным. Желания преодолеваются успешнее и не только ради , поощрения или , но и по мотивам более содержания. В борьбе с побуждениями мотивы характера выступают . Большую роль в старшем дошкольном начинают играть и мотивы самолюбия, соперничества, . Исследование Н. М. Матюшиной показывает, что на протяжении дошкольного возраста не только формируется мотивов, но и возникают мотивы, которых особенно роль начинают мотивы морального . В исследовании Я. З. предлагала одно и то же задание при мотивировках детям различных возрастных групп (3 года - 6 лет 6 мес.) и наблюдала, будет изменяться характер деятельности и к достижению результата в от содержания [14, С.6]. Детям предлагались два задания - 7
салфеточку и сделать флажок при следующих мотивировках: 1) для , 2) малышей, 3) для игры, 4) ради изображения труда , 5) удовольствия от процесса деятельности. В заданиях между , т. е. между тем, ради чего ребенок должен выполнять задание, и содержанием задания существовали определенные . В одних, например, при изготовлении флажка, для малышей задания прямо с тем, ради чего должен сделать , в других - эта связь или совсем отсутствует, или не очевидна для . Даже младшие дети очень чувствительными к соотношению между трудового задания и мотивом деятельности, т. е. тем, ради чего задание выполняется. В то время как салфеток в маме принимается и доводится до большинством детей (причем даже самыми младшими из них), флажка в маме не принимается большей частью самых старших и мотив, предложенный взрослым, фактически подменяется мотивами. Если связь общественным по содержанию мотивом - изготовить предмет других - и содержанием выполняемой для ребенка , то уже и для самых детей этот мотив приобретает большую силу. Таким образом, при изготовлении в подарок все дети, даже самые (за небольшим ), принимают задание, и этот оказывается достаточно . Интересно отметить отсутствие процессуальных у самых и средних . Это свидетельствует о том, общественный по содержанию мотив в этих условиях себе процессуальные , которые со стороны поддерживают мотив. Исследование Я. З. показывает, общественные по содержанию мотивы трудовой задачи в своей простейшей , в форме сделать нечто для другого , начинают складываться рано - в дошкольном . Такого рода могут приобрести ребенка-дошкольника значительную побудительную , большую, мотивы личной пользы или интерес к внешней, стороне деятельности. Общественные по содержанию мотивы не спонтанно, а усваиваются в процессе их деятельности под взрослых. того чтобы были усвоены и 8
приобрели побудительную , подчинив себе мотивы, некоторые условия, в частности , чтобы между и содержанием ребенком задания понятная для связь, практике его между людьми. Рассмотрим данные исследования Я. З. Неверович при детьми трудового в процессе «в мастерскую»[14, С.9]. В «в мастерскую» дети брали на себя роли . Основным мотивом, побуждавшим их , было возможно , «как на самом деле», выполнить эти . Это и отношение детей, как к работы, и к ее продукту. Ребенок, приняв на роль рабочего, воспроизводит серьезные, трудовые взаимоотношения , и он и его требуют правдивого - «как на самом деле» - воспроизведения . Деятельность приобретает характер, детьми налаживаются взаимоотношения, требовательное отношение к качеству работы, критичность к и к , взаимопомощь, а также удовлетворение от хорошо сделанной . Основным деятельности детей в данной игре, как, , и во другой развернутой , возможно, лучшее выполнение на себя . Этот мотив себе все остальные непосредственные побуждения и является . А.Маслоу разработал мотивов, от физиологических потребностей, таких, голод и , как нижних , до потребности в безопасности, , любви, и – как высших - в самоактуализации и достижении когнитивных и эстетических целей. Он считал, что прежде, чем перейти к высшим потребностям, индивид должен удовлетворение нижних иерархии[31, Т.2, С.31]. Мотивация собой многоуровневую . Все психические протекают на уровнях осознанности. «Сознание - писал С.Л. , - представляет плоскостное образование; различные участки находятся на уровнях развития»[28, С.24]. Мотивационные явления быть различного уровня осознания - от глубоко осознанных, до непроизвольных и не осознанных . С.Л. Рубинштейн неосознанные чувства и действия не явления, не представленные в 9
сознании, а как такие , которые не более или широкой смысловой с другими , не были интегрированы с . Следующий , который возникает в связи с мотивацией как системы, - это вопрос о соотношении побуждений и реально . При определенных условиях понимаемые мотивы мотивами, . А.Н. Леонтьев следующую мысль: «Не ли вообще искусство воспитания в правильного сочетания «понимаемых» и мотивов действующих, а вместе с в умении придать более значение успешному деятельности, этим обеспечить и к высокому типу мотивов, жизнью личности?»[26, С.19]. Таким , в дошкольном происходят существенные в развитии сферы ребенка. Возникают новые типы деятельности и мотивы; интенсивное усвоение , характерных для взрослых людей к деятельности и к другу; возникает соподчинение и непосредственных .
1.2. формирования мотивации к обучению в у детей 6-7 лет
Мотивация к обучению школе - одна из составляющих личностной ребенка к . В настоящее наблюдается тенденция к снижению мотивации к школьному обучению у детей старшего возраста. Многие родители не придают значения ребенка пойти в школу, акцент на готовности к . А.Н. Леонтьев «Сознательность знаний именно тем, какой смысл они для »[26, С.53]. Однако , что в у дошкольников мотивов учения решающую играет семья, потому что человеческие потребности, прежде всего и познавательные, закладываются и уже в периоды детства[12, С.10]. Интерес к новым знаниям, поиска интересующей , умение подчинять «хочу» «надо», трудиться и начатое дело до конца, сравнивать результаты работы с и видеть свои ошибки, к успеху и самооценка - это является основой школьного и 10
формируется, главным образом, в условиях воспитания, а также под влиянием дошкольного образования [3, С.49]. В общеобразовательном учреждении целесообразно реализовывать систему по повышению к школьному , которая максимально родительский потенциал в этом направлении. Нам видятся направления работы, а именно: с педагогами, с детьми и с родителями , которые должны в тесном детский сад - семья - школа. Формы с педагогами : это круглые для специалистов сада и , психологические консультации, семинары-, деловые игры воспитателей, они делятся с коллегами своим работы в направлении. Работа с - это психодиагностика к школьному на начало года, в школу, развивающие занятия, игровая терапия, организация досуговых , направленных на учебной мотивации и, конечно, итоговая психодиагностика. Эффективная работы - «Клуб родителей будущих первоклассников». к школе быть не дети, но и их и мамы. Родители тоже трудности в период жизни детей. они не увидеть своих повзрослевшими, или предъявляют к завышенные требования, а порой на детей собственных негативных , связанных со . В рамках родителей будущих проводятся: (Приложение 1), консультации с педагогов, , учителей, детского сада, различные семинары и детско-родительские занятия. работа по мотивации к , несомненно, видимые результаты. В первую - это эмоционально отношение к и учению, готовность к учебных задач и взаимодействию с [12, С.27]. Для того взрослый (, родитель) правильно понять и действия и управлять ими, ему знать, мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и те из них, которые высокий уровень деятельности [6, С.68]. о мотивах в структуре готовности к , мы имеем в виду те внешнего и характера, которые побуждают деятельность , направленную на новых знаний, на данном развития и могут служить для формирования учебных мотивов [5, С.4]. 11
По мнению А. Н. , можно выделить групп мотивов:  социальные , основанные на общественной значимости и необходимости учения и стремлении к роли школьника («Я хочу в школу, что все должны учиться, это нужно и важно»);  учебно- мотивы, к новым , желание научиться -то новому;  оценочные , стремление получить оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в , потому что я буду только пятерки);  позиционные , связанные с к внешней школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, что там , а в саду маленькие, мне купят , пенал и »);  внешние - по отношению к школе и мотивы («Я пойду в , потому что так сказала);  игровой , неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, что там играть с ») [26, С.61]. и позиционные по своей социальны и с пониманием значимости и учения входят в группу широких мотивов. Трудность оценки учения у дошкольного возраста в том, что в , как правило, ребенок дает социально одобряемые ответы, т.е. отвечает так, как ждут от взрослые. , на вопрос: «Ты учиться в ?» - ребенок, не задумываясь, отвечает утвердительно. Есть и причина: дошкольнику еще трудно свои желания и переживания в отношении незнакомой ему школьного обучения и дать объективный о том, хочет ли он учиться и [19, С.258 Для чтобы получить и объективную мотивов учения старшей и групп детского , необходимо провести работу с , объяснить важность оценки и оцениваемых параметров. Для с доминирующим мотивом характерно отношение к . Они сосредоточены на уроке, слушают педагога, старательно выполняют , обращаются за , если что-то не или не . Их не заставлять выполнять задания, они, как , выполняют их в полном объеме, переживают, что-то не 12
успевают или получается не так, «задавала учительница». При условии развития познавательных учатся ровно, без провалов, успешно усваивают материал, лидирующее положение в классе, уважением одноклассников[38, с.126]. При недостаточном мышления, , мелкой моторики, даже при отношении к , возникают трудности в усвоении материала. В этом велика вероятность таких негативных личности, заниженная самооценка, неуверенность в , раздражительность; уровень тревожности, интерес к школе падает, быстро устает, возникают конфликты с одноклассниками и в семье, и, как этого, успеваемость. такому ученику не оказать , то уже во втором, классах он может стать слабоуспевающим[16, С.64]. У учащихся с доминирующим социальным , но недостаточно познавательной мотивацией, характерно сочетание выполнения заданий и отсутствие стремления к самостоятельному добыванию . Они, правило, не выходят за задания, не ищут новых решения учебных , главное для учеников точное инструкциям учителя, воспроизведение предложенных им образцов. то, социальные мотивы формируются в дошкольном возрасте на основе потребности взрослым, взрослые виды и воспроизводить образцы поведения, необходимо предоставить школьнику возможность эту потребность в учебной [32, С.18]. учащихся с познавательным мотивом характерна высокая учебная , они, правило, не ограничиваются рамками задачи, узнать больше, задают много . Если при недостаточно развит мотив учения, то возможны спады активности, и продуктивность в этом имеют неровный, прерывистый характер: ученик внимателен и активен только , когда учебный для него и интересен; если учитель о том, с чем он уже знаком, или ему не интересно, то он , может заниматься делами, с соседом по парте. выполнении домашних такие школьники и легко то, им интересно и нравится, задания выполняют с большим трудом не делают . Как правило, эти учащиеся не любят упражнений, основанных на повторении заданного , требующих усидчивости 13
и добросовестности (написание букв, ), усвоение материала на основе механического запоминания вызывает большие (заучивание таблицы и умножения). Чаще всего учащиеся в школе учатся на среднем уровне ниже среднего, у них быть пробелы в знаниях. них учителя : «Умный, но ленивый». В средних эти ученики нередко учатся лучше, чем в школе[19,С.277]. мотив является из базовых в развитии мотивационной ребенка, он начинает формироваться рано, в первые месяцы . Развитие познавательного зависит от ряда факторов биологического (нормальное развитие нервной системы) и социального (стиль семейного , характер общения с родителями, и воспитание в дошкольном учреждении и др.). из основных развития познавательной ребенка расширение и обогащение его , развитие интересов. В этом очень эффективны , поездки, формы детского . Оценочный учения основан на свойственной детям потребности в социальном и одобрении . Ребенок очень чутко реагирует на значимого взрослого: порицание, , отказ от как наказание за проступок вызывают переживание эмоционального дискомфорта, стремление наладить со взрослым, заслужить его . Похвала, , положительная оценка являются одним из наиболее эффективных активности ребенка. Ориентация на взрослого в процессе является из условий действий самооценки и самоконтроля. развитие оценочного проявляется в том, что не обращает , на оценку и замечания педагога. Оценка ( или балльная) в этом не стимулирует активность ученика[1, С.82]. У учащихся с доминирующей оценочной и недостаточно познавательными и мотивами могут нежелательные способы деятельности: низкий уровень самостоятельности выполнении задания, неумение оценить своих действий. Эти учащиеся спрашивают у о «» своих действий, при ответе не столько думают о том, они говорят и делают, пытаются уловить эмоциональную реакцию учителя. Нередко возникают отношения с , учебные успехи выше, у них (одна ученица школы 14
жаловалась , что ненавидит одноклассницу, что у больше пятерок, чем у нее) [3, С.26]. Основу позиционных учения составляет к новой и новой роли, этом ребенка чисто внешняя школьной жизни. Позиционный мотив в той или иной мере присутствует у всех будущих . Как правило, уже к концу первого месяца в школе мотив угасает и существенного влияния на успешность усвоения не оказывает. внимание следует на детей, в структуре которых позиционный мотив занимает доминирующее при слабом познавательного и мотивов. В этом случае мотивов учения в учебном процессе затруднено, как отсутствует для этого . У таких интерес к угасает достаточно быстро и из-за отсутствия стимулов к (внешний и мотив эту не выполняют) формируется стойкое учиться. С этими детьми по формированию учения необходимо начинать задолго до в школу[10, С.38]. Внешние не имеют к содержанию учебной деятельности и не оказывают существенного на учебную и успешность знаний. В случае доминирования мотивов при развитии познавательной и социальной мотивации, так же и в случае, вероятность формирования отношения к и учению. Игровой по своей неадекватен учебной . Дело в том, что в игре ребенок определяет, и как он будет делать. В учебной учащийся действует в соответствии с задачей, педагогом, этом успешность деятельности зависит от того, он принял и понял задачу , насколько правильно его инструкции. В обучении школьников достаточно используются игровые работы, но это особый игры - игра, в основе которой учебная задача и познавательный мотив. Когда мы об игровых в структуре учения маленьких , то имеем в виду мотивы, присущие ролевой , правила и которой определяются ребенком. игровых мотивов сказывается на успешности усвоения учебного и формировании деятельности. [36, С.4]. 15
Формирование учения и отношения к школе одна из задач педагогического детского сада и семьи в детей к . Работа воспитателя сада по у детей учения и отношения к направлена на трех основных :  формирование у детей правильных о школе и учении;  формирование положительного отношения к ;  формирование учебной деятельности [9, С.103]. Для этих задач, в учебно-воспитательном процессе различные формы и методы работы. Такие как: экскурсии в , беседы о , чтение рассказов и разучивание стихов тематики, картинок, школьную жизнь, и беседы по ним, школы (школы после ) и игра в школу. и стихи о школе необходимо так, показать детям стороны школьной . При этом показать детям образ «хорошего ученика» и «ученика», беседу с на сравнении правильного и (с точки зрения организации школьного ) поведения. старшего дошкольного с интересом и лучше тексты с содержанием [11, С.18]. Для , собственно, мотивов на этапах обучения в школе можно все виды , присущих дошкольнику (чем больше у ребенка стимулов к учению, лучше), при этом основной нужно делать на доминирующие мотивы. В отечественной формирование и мотивационной сферы у человека рассматривается в рамках психологической деятельности, А. Н. Леонтьевым[17, С.23]. Вопрос об новых мотивов и развитии мотивационной является одним из самых сложных и до конца не изученным. описал лишь механизм образования , который получил механизма сдвига мотива на цель (другой вариант данного механизма - механизм превращения в мотив). Суть данного состоит в том, что в процессе деятельности , к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем становится самостоятельной силой, т. е. мотивом. Основной момент теории заключается в том, мотив, из-за мы стремимся к достижению цели, связан с удовлетворением определенных потребностей[16, С.78]. Но со цель, мы стремились , может превратиться в 16
насущную потребность. Например, родители, того чтобы интерес ребенка к чтению книг, обещают ему какую-игрушку, он прочитает . Однако в чтения у возникает интерес к самой книге, и постепенно книг может одной из его потребностей. Этот пример механизм развития сферы человека за счет расширения потребностей. этом самым существенным является то, что расширение потребностей, т. е. расширение перечня , в чем человек, в процессе его деятельности, в процессе его с окружающей . Конец периода и школьного возраста появлением новых у ребенка - интереса к , к школе. Как правило, его интересует процесс учения, возможность новой , которой ему заниматься, новые для него школьной жизни, новые обязанности, новые товарищи и школьные учителя. Формирование и развитие интересов и мотивов поведения не должно спонтанно, контроля родителей педагогов. развитие интересов в большинстве случаев обусловливает возможность у него и даже пагубных интересов. обоснованно возникает о том, как избежать этих негативных у ребенка. Конечно, единого «рецепта», этого избежать, нет. прослеживается одна общая закономерность, говорить об сложившихся в психологии теоретических на проблему развития мотивационной сферы . Она заключается в том, мотивы и не возникают или из . Вероятность возникновения или мотивов ребенка определяется той деятельностью, в которую он , а также обязанностями, на него дома или в школе. обратить внимание на один в проблеме и развития сферы: , к которым человек, со временем могут его мотивами. А став , они, в свою очередь, могут трансформироваться в личностные характеристики и свойства[25, С.36]. Все желания раннего возраста одинаково сильны. Каждое из них, становясь , побуждающим и поведение, цепь развертывающихся действий. разные желания одновременно, оказывался в почти неразрешимой для ситуации выбора. 17
Мотивы приобретают разную и значимость. Уже в дошкольном возрасте сравнительно легко принять решение в ситуации выбора предмета из . Вскоре он уже может подавить непосредственные побуждения, например не на привлекательный . Это становится возможным благодаря более мотивам, выполняют роль «ограничителей». , что наиболее мотив для - поощрение, награды. слабый - (в общении с детьми это, в первую , исключение из ), еще слабее - собственное обещание . Требовать от обещаний бесполезно, так как не выполняются, а ряд заверений и клятв подкрепляет такие черты, необязательность и . Самым слабым прямое запрещение -либо действий , не усиленное дополнительными мотивами, хотя как на запрет часто возлагают надежды. Сдерживанию непосредственных ребенка способствует взрослого или детей. ребенку нужно, чтобы кто-то был , контролировал его , а оставшись , он ведет более свободно, импульсивно. , по мере плана представлений, он начинает при воображаемом : образ другого помогает ему свое поведение. Благодаря развитию соподчинения мотивов, старшие дошкольники ограничивают свои , чем младшие, но эта задача остается достаточно на протяжении периода. Наиболее благоприятные условия подчинения побуждений правилам поведения, как уже , создаются в игре. Жизнь дошкольника разнообразна, жизнь в раннем возрасте. включается в системы отношений, новые виды . Появляются, , и новые . Это мотивы, связанные с самооценкой, , - мотивы успеха, , соперничества; , связанные с в это моральными нормами, и некоторые . Для развития неигровых видов , значение которых на следующем этапе, важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения. На примере мотивации достижения отчетливо изменение мотивации на протяжении дошкольного . На мотивацию и эффективность выполняемых действий влияют те отдельные удачи и неудачи, с которыми он . Младшие дошкольники не особенно чувствительны к этому фактору. Средние дошкольники 18
переживают успех и неуспех. же успех положительно на ребенка, то неудача – всегда отрицательно: не стимулирует деятельности и проявления настойчивости. старших дошкольников остается сильным , но многих из них побуждает к деятельности и . После неудачи стараются преодолеть трудности, нужного результата и не собираются «сдаваться». Во половине дошкольного ребенок приобретает оценивать свое , пытается действовать в соответствии с моральными нормами, которые он . Возникает первичное долга, в наиболее ситуациях. вырастает из удовлетворения, испытывает ребенок, совершив похвальный , и чувства после неодобряемых действий. соблюдаться элементарные этические нормы в с детьми, хотя и . Ребенок может помогать сверстникам, которым симпатизирует, и проявлять по отношению к тому, вызвал у сочувствие. Зарубежными психологами (Э. , Л. и др.) показано, усвоение этических и социализация поведения ребенка быстрее и при определенных в семье. У ребенка быть тесная связь, по крайней мере, с кем-то одним из родителей. охотнее подражают родителям, безразличным. того, принимают стиль и установки , часто общаясь и включаясь в с ними . В общении с безусловно любящими их родителями они не только или отрицательные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни следует считать , а другие . Все это к более осознанию этических поведения. Усвоение норм , так же, как эмоциональная регуляция действий, развитию произвольного дошкольника. 19

.
В детстве у нет понимания взрослого и его влияния, понимания самого . Поэтому нет и правил поведения, а существует конкретная ситуация и совместная деятельность со взрослым, в которой он выступает центральным , а ребенок то, требуется ситуацией. Нет и послушания, сделать или не сделать, мотивов. действует непосредственно, то есть ситуацией и нет промежуточных «личностно-» звеньев. У дошкольников (6-7 лет) более обдуманные действия, чем импульсивные . Большую роль мотивы рассудочного . Самообладание, непосредственных желаний - еще трудны, но уже возможны. преодолеваются значительно и не ради награды, поощрения или порицания, но и по мотивам более содержания. В борьбе с другими побуждениями отчетливо мотивы морального характера. Большую роль в старшем дошкольном начинают играть и мотивы самолюбия, соперничества, . Развитие и формирование мотивации у детей осуществляется через соответствующую организацию и содержание деятельно сти. При формировании учения за были взяты Д.Б. Эльконина о том, мотивационно- сфера формируется в ролевой игре. В игре может проигрывать ситуации, которые раскрывают его возможности личности. Функциональные личности способствуют созданию успеха или ребенка создает уровень мотивации изменяет уже в предыдущих деятельности. Мотивы собой особый побудителей человеческого . В качестве могут выступать внешнего мира, представления, , чувства и – все то, в чем свое воплощение . 20
Поэтому целостный подход обеспечить успех мотивации. может быть при условии деятельности ребенка с учетом его .
2. исследование формирования к обучению в школе у 6-7 лет.
Экспериментальное исследование из первичной , по результатам была разработана психолого-сопровождения, на формирование мотивации к обучению в школе у 6-7 лет. По окончании прохождения данной программы было проведено контрольное тестирование, которого показали ее применения. 21

2.1 Организация и методы исследования.
Для развития мотивационной личности дошкольников была проведена диагностика. По результатам первого диагностики были программа педагогического в процессе мотивации к школьному обучению. Второй этап , проведенный в учебного года, в контрольной показал динамику развития мотивации к обучению в у детей 6-7 лет, а же эффективность разработанной программы. Для экспериментального были выбраны следующие методы: наблюдения, , анкетирование, и метод эксперимента. Тестирование проводилось с детьми подготовительной группы детского сада. Экспериментальную группу дети в 20 человек. Первый экспериментального исследования в начале года (-октябрь 2015). Второй этап: март - 2016, реализации программы, способствующей формированию уровня мотивации к в школе у детей 6-7 лет. Согласно исследования, на первом этапе выявить уровень детей, в школу. Для этого использовались следующие методики. Краткое , используемых методик. Для степени мотивации была использована определения « позиции школьника» (автор Н.И. Гуткина). Данная методика на выявление позиции школьника. Форма проведения - индивидуальная беседа. Как метод беседа позволяет наличие познавательной мотивации у , а также уровень среды, в которой он растет. имеет существенное для развития , а так же личностных особенностей, способствующих или, наоборот, препятствующих обучению в . Отношение ребенка к учению, с другими критериями готовности к обучению составляет для заключения о том, или не готов ребенок учиться в школе. В данном случае, это понимается, как желание новые знания, полезные умения и навыки, с усвоением программы. Проведение . Ребенку задаются 12 вопросов, на основании ответов делается о том, какие предпосылки «внутренней позиции » у ребёнка 22
дошкольного возраста на этапе существуют. Вопросы указаны в приложении 1. Следующая , которая была на первом этапе экспериментальной работы - это методика «Разговор о » (автор М.Р. Гинзбург). В исследованиях М.З. Гинзбурга были наиболее характерные , побуждающие ребенка в школу. Методика выявления учения строится на принципе «» мотивов.  Учебный мотив с содержанием деятельности и ее выполнения (овладение новыми , учебными навыками).  Внешний относится к внеучебной мотивации. Этот мотив внешним по к самой учебной деятельности. этого мотива на низкий собственно учебной и низкую к новым условиям.  Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную . И указывает на то, ребенок пока не готов к обучению.  Позиционный мотив со стремлением , новое положение в отношениях с , когда для ребенка посещение школы признаком определенной степени «взрослости».  Мотив «» указывает на то, что готов идти в школу только за отметками.  Социальный м от и в , о с н о ва н н ы й н а о б щ е с т в е н н о й необходимости . Экспериментальный : небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых выступает в личной позиции из персонажей, можно изучить в приложение 2. После рассказа ребенку следующие вопросы: кто, по-твоему, из них ? Почему? С кем из ты бы учиться? ? Ребенок делает выбор. на любой из вопросов, ребенок обязательно должен три выбора. Отвечая на вопроса, он делает 9 . Каждый первый мотива оценивается в 3 балла, каждый второй в 2 балла, третий в 1 балл. заносятся в . Необходимо подсчитать, сколько баллов отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор количество баллов 23
выбора. мотивация учения по наибольшему баллов. с тем, ребёнок может и другими . О том, насколько сформирована учения, отсутствие предпочтений, т.е. различные во всех .
2.2.

Результаты

психологической

уровня

мотивационной

у

детей

группы в учебного года.
После методики на «Внутренней позиции » в экспериментальной в начале года были следующие результаты, которые показали, что мотив к учению у сформирован не . Все дети в экспериментальной группе 24
невысокие, средние баллы (4 балла 30% , 5 баллов - 35%, 6 баллов - 20%, 7 - 15 %). представлены на 1. Диаграмма 1 Формирование мотива к учению при диагностике 30,00% 35,00% 20,00% 15,00% 4 балла 5 баллов 6 баллов 7 баллов Средний группы - 5,2 . При методики « о школе»: «Внешний » не выбрали не одного человека. «Учебный » был выбран детьми это не очень хороший , т.е. только 15% детей. «Игровой » не был не одним . «Позиционный » был выбран 20% детей, т.е. эти идут в , что бы взрослыми и . «Социальный » был выбран 20% детей, это те , которые определились со своей социальной в обществе. И последний «Оценка» выбран 30% детей это высокий процент по результатам диагностики (Приложение 3). По проведенной методики на выявление доминирования или игрового в экспериментальной в констатирующем можно сделать вывод: познавательного мотива у 45% . Игровой мотив у 55% . Подведение итоговых представлено в 1. диагностики видно в Таблице 2(Приложение 3). 25
Таблица №1 итоговых баллов Уровень учебной Крайне низкий Н и ж е среднего Средний Выше среднего Высокий (баллы) 12-37 38-47 48-57 58-67 68-78 Из полученных можно сделать , что учебный в группе , чем игровой.
2.3. результаты психологической уровня мотивации к обучению в у детей

6-7 лет.
По результатам методики « о школе» определение мотивов в итоговом мы увидели : «Внешний » так как и в констатирующем не выбрали не одного человека. «Учебный » выбрали 35% детей – на 20% больше чем в начале года до реализации программы по формированию мотивации к обучению. « Игровой мотив» был выбран 10% из числа детей группы. Данная связь о том, что дети на посещение не с игровой деятельности, в приоритете - учебный мотив. « мотив остался у 5% . « Социальный » в этом выбрали 10% детей. И последний мотив «Оценка» был выбран больше в начале года на 10%. Из полученных данных сделать вывод о том, количество детей, которые выбрали «учебный мотив» и «оценка» по сравнению с констатирующим 26
экспериментом на 30%. Наиболее оказался мотив «Оценка» - 40%, на втором месте « Учебный мотив» - 35%. Результаты эксперимента представлены в таблице №3(Приложение 4). полученных в данной операции будет показывать развития учебной ребенка. Из результатов, представленных в 2 и 3 по проведенной в начале и в конце года, сделать вывод, что результаты на 20%. После -педагогического воздействия и повторного проведения определения «позиции школьника» в экспериментальной были получены результаты: число баллов – 12 получили 45% детей контрольного эксперимента, 11 баллов – 5%, 10 баллов – 10%, 9 – 20%, 8 баллов - 5%, 7 – 15%. представлены на 2. Диаграмма 2 Формирование к учению повторной диагностике Средний бал - 10,2 27
Средний по всей выше на 5 баллов, был в учебного года до реализации программы по формированию мотивации к обучению в .
2.4. обработка результатов
При результатов исследования мы воспользовались расчетом Т - критерия относительно методики «Разговор о ». Суть метода состоит в том, мы сопоставляем сдвигов в и ином по абсолютной . Для этого мы сначала ранжируем абсолютные величины , а потом ранги. сдвиги в и в сторону происходят , то суммы абсолютных значений их будут примерно . Если же сдвига в из направлений , то сумма абсолютных значений в противоположную будет значительно , чем это бы быть случайных изменениях. Расчет Т - критерия по выявлению развития мотивации к учению представлен в приложении 5(Таблица 4). Рассчитывая по формуле мы получили следующие : Результат: T эмп = 10 Критические T при n=20 n T Кр 0.01 0.05 20 43 60 28
Ось значимости: Значимости. 43 60 Полученное эмпирическое T эмп находится в зоне значимости. По таблицы 4 , что составленная программа по мотивации к у старших , была эффективна, ранговый сдвиг t показал сумму не типичных сдвигов 10, а значит, полученное эмпирическое T эмп находится в зоне значимости. На 3 представлено суммарного балла по методике выявления «Внутренней позиции ». Диаграмма 3 Изменение балла
Низкие показатели

Средний балл

Высокие показатели
0 2 4 6 8 10 12 14
4

5,2

7

7

10,2

12
29
, образом, прохождения программы -педагогического сопровождения , мы наблюдаем динамику (показано на 3), а именно: показатели суммарного в группе 45% , что значительно показатели на первичной диагностики.
Выводы
30
Данные по первичной диагностики , что мотивация к обучению школе у детей была недостаточно, что могло вызвать у ребенка огромные во время года обучения в школе, а в дальнейшем вызвать стойкое нежелание учиться. По результатам первичной мы наблюдаем игрового мотива (45% ) над познавательным мотивом (55% ). Средний балл по методике определения «внутренней позиции » составляет 5,2 балла. Как результаты диагностики к обучению в школе после программы, быть усилена и развита с помощью приемов, и описанных в психолого- педагогической программе по мотивации к в школе. Произошли сдвиги в самой мотивационной ребенка. усилился мотив , что проявилось сопоставлении результатов . Результаты диагностики нам , что средний балл группы составил 10,2 . А следует отметить, познавательный мотив на 30%, а игровой уменьшился на 60%. И таким, , после прохождения психолого-сопровождения детей, мы наблюдаем динамику, а именно: показатели суммарного в группе 45% , что значительно показатели на первичной диагностики.
3 .

психолого- сопровождения младших посредством формирования к

обучению.
и формирование у детей через соответствующую и содержание .
3.1.

педагогического

сопровождения

формирования

мотивации

к

обучению детей 6-7 возраста.
31
Данные диагностик на момент первичного (этап 1) показали, в обследуемой 14 детей со средним уровнем развития мотивации к обучению в и отсутствуют с высоким мотивации. Таким образом, мотивация к школе у была сформирована , что могло у ребенка огромные трудности во первого года в школе, а в вообще вызвать нежелание учиться. При мотивации учения за основу были идеи Д.Б. о том, что мотивационно-потребностная сфера в ролевой . Программы подготовки к школе в детском дошкольном направлены в на развитие готовности, в результате чего ребенка идти в школу не . Поэтому многие хотят остаться в детском саду. Исходя из этого, подготовки детей к школьному обучению не должна сводиться к тому, чтобы научить считать, , читать. задача - психологическую готовность к школьному , которая подразумевает достаточно сформированный уровень развития ребенка, необходимый для школьной учебной в условиях в количестве . Основной акцент сделать на познавательного интереса и учебной мотивации. Задача педагога пробудить у желание научится -то новому, а уже начинать работу развитию высших функций. Мотивация к обучению состоит из положительных представлений о школе, учиться в , чтобы узнать и уметь много . Все подтолкнуло нас на создание программы сопровождения формирования готовности к обучению детей 6-7 возраста. В ходе программы решаются образовательные, и развивающие : 1. Расширение дошкольников о ; стимулирование стремления как можно узнать о жизни, желания учиться в . 2. Развитие к исследовательской , познавательной активности и интереса. 3. Воспитание умения инициативу и с целью знаний о . 4. Воспитание у детей осознанного к школе. 32
Содержание. Программа на учебный год. Состоит из 10 занятий, последнее из является диагностическим. Занятия проводятся раз в . Программа собой систему и методов , направленную на представлений детей о школе и месте в ней. Это в школу, беседы о , чтение рассказов и разучивание стихов тематики, картинок, школьную жизнь, и беседы по ним, школы и в школу. Комплекс рассчитан на старшего дошкольного (6-7 лет). Ход и запланированных мероприятий. 1 «День знаний». Этот праздник ребят подготовительной детского сада не был знаком. Некоторые уже за тем провожают в ребят, а кто-то видел это в первый раз. На праздничной в ближайшей от детского сада ребята увидели: как первоклассники шагают за с выпускниками, как здорово читают красивые стихи о школе, и самое главное, что им больше всего (как выяснилось из последующей беседы), когда директор громко и обратил внимание присутствующих на дошкольников и их в класс этой , и пообещал, что ребята обязательно в времени посетят их детский сад и расскажут как у них дела в школе. В октябре в подготовительную группу сада пришли в гости на бывшие выпускники сада. дошколята и вели очень беседу о том, какие о школе у них есть. Дошколятам было интересно слушать первоклассников о жизни, задавали много самых разных, касающихся и отношения к и отрицательного. Каждый воспитанник сада взял себя необходимую , а первоклассники себя гордыми и взрослыми. И в конце пригласили ребят на познавательную по школе. На в школу отправились в . Эта экскурсия предварительно подготовлена, чтобы дети себя комфортно и смогли ощутить в роли . В вестибюле ребят встретила женщина, представилась заведующей по учебной 33
части школы. проводила ребят в раздевалку и где можно . Ребята заметили, что здесь иначе: как в нет, а у каждого крючок, как во взрослых раздевалках. Потом нас в кабинет класса и первоклассники встретили так же , как и те встречали их в саду. А учитель рассказала , какие уроки их ждут в классе, интересную презентацию о том, много интересного о жизни людей, животных, , им предстоит . Затем они кабинеты биологии, физики и . В конце ребята посмотрели , спортивный зал, медицинский кабинет, все им понравилось, как в саду совсем по-- делали такие сами ребята. После у детей эмоциональный подъем. Они с и с рассказывали о том, что видели в , у них интерес к , и было напряжение, с неизвестностью жизни. В к ребятам в детский сад учитель начальных и рассказывала об успехах школьников, как они в школьных и получают за это грамоты и призы, о поездках организованных и родителями в разные интересные и. т.д. В и феврале проведены беседы с детьми и воспитателя с и родителями. Беседуя с , дети узнали интересного о том, как в школе их родители, разные фотографии, на которых их мамы и были первоклассниками. В ребята очень играли в на школьную , в группе сада появился портфель, с ним очень весело и интересно. -то нравилось и разбирать как соревнование, кому-то нравилось просто его в и представлять, что он первоклассник. эти игры хорошо способствовали желания « пойти в ». В в садике организован конкурс «Моя школа». Ребята показывали в своих рисунках то, что их больше всего в школе, кто-то рисовал урок, кто-то праздник первое , а кто-то учителя, к которому на подготовительные в школу. В мае была итоговая психологическая по выявлению мотивации к в школе у ребят. Механизм отслеживания : заключительное диагностическое . 34
В 6 (5) план мероприятий -педагогического сопровождение дошкольников. Практическая значимость : Разработанная программа сопровождения формирования к школьному детей может использована в работы образовательных . Так же нами были рекомендации для по формированию к обучению в школе детей дошкольного возраста. Подготовленные рекомендации педагогам сформировать у детей мотивацию, улучшить эмоциональные с детьми, подготовить детей к вступлению в этап своего . Таким , данная программа на основе данных диагностики готовности к школе и включает мероприятия, направленные на интереса ребенка к школьной деятельности и создание у положительного образа .
3.2.

для воспитателей по формированию мотивации к обучению в школе

детей дошкольного возраста
Подготовка ребенка к школе является из важнейших задач обучения и детей старшего возраста и начинается задолго до в школу. Формирование мотивов и положительного к школе – одна из задач педагогического детского сада. Ребенка может к школе , ранец и аксессуары школьной , может быть сменить обстановку то, в школе друг. , чтобы ребенка школа и главной деятельностью - учением; , желание писать, читать, , решать задачи; учиться, чтобы быть, папа и т.д. Не всегда высокий интеллектуального развития с личностной ребенка к . Если ребенок не имеет желания , не имеет к учению, то его готовность не реализована в . Существенного успеха в школе такой не достигнет, поэтому необходимо о формировании ребенка к в школе. Для мотивации детей к обучению в педагогам подготовительных , в своей важно учитывать следующие рекомендации: 35
1. интерес ребенка ко всему новому, отвечать на вопросы, новые сведения о знакомых предметах. 2. Прививать ребенку в свои , не допускать заниженной самооценки. 3. Развивать в навыки общения: научить ребенка с другими , делить с успехи и . 4. Не допускать, чтобы ребенок во время . 5. Повторять упражнения. Если какое-то упражнение не получается, перерыв, к нему или предложить ребенку облегченный вариант. 6. Не проявлять тревоги по недостаточных успехов и недостаточного продвижения . 7. Быть терпеливым, не спешить, не давать задания, его интеллектуальные . 8. Поддерживать будущего в его добиться успеха. 9. В с ребенком мера. Не заставлять ребенка делать упражнения. он вертится, устал, ; займитесь чем-то другим. Предоставьте ребенку иногда заниматься делом, которое ему нравится. 10. Дети дошкольного плохо воспринимают , монотонные занятия. Поэтому при занятий лучше игровую форму. 11. Избегать неодобрительной , найти слова , чаще хвалить за его , настойчивость. у него в своих . 12. Обсудить с те правила и нормы, с которыми он в школе. Объяснить их и целесообразность. 13. В своей педагогам следует в целостный процесс не разнообразные формы и методы работы по ознакомлению детей со школой и положительного отношения к ней, но и создавать -развивающую среду обогащения жизненного детей и ее изменения в соответствии с содержанием дидактических . 14. Осознанное отношение к школе связано с расширением и представлений об деятельности. детям материал о школе должен не только ими, но и прочувствован, пережит. в школу, встречи с помогают создавать у ребенка положительную на учебу в школе. 15. Не запугивать ребенка ! Если ребенок , что в двойки будут , там программа , играть будет , то это, как правило, результат ошибок в воспитании. к нему запугивание детей , что особенно по отношению к детям 36
робким, неуверенным в , "даже слов сказать не можешь...", "Там тебе !". Намного разумнее формировать верные о школе, положительное отношение к ней, , книге, к самому себе.
Выводы
Экскурсия в , серия ролевых игр, беседы с учителями, и маленькими учениками определению детей с целями и в самой деятельности. подтверждают положение Д.Б. Эльконина о том, что -потребностная сфера в ролевой и ребенок действовать как . Это было , когда дети в школу, они с были «» - терпеливыми, добрыми, . При обсуждении ребенком урока, давалась характеристика «Учителям» и «ученику». Как правило, они носили характер, говорит о эмоциональном восприятии учебной деятельности. А так же судя по значимым результатам сказать, дети подготовительной 37
пережили так «кризис 7 лет» положительно, во время как было выше, активно формируется мотивация к обучению в . Школьная присутствует в количестве рисунков – 28%. Отражение момента жизни встречается , чем в начале учебного года. В контрольной – 30 %. На день общепризнано, что мотивация к обучению в – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований (С.Л. Рубинштейн, В.С. Степин). В структуре готовности особое занимает личностная . Она включает у ребенка к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг и обязанностей. Эта личностная выражается в ребенка к , к учебной , учителям, себе. В личностную готовность и определенный развития мотивационной . Готовым к обучению является , которого школа не внешней (атрибуты школьной , портфель, , тетради), а возможность получать знания, предполагает развитие интересов. школьнику необходимо управлять своим , познавательной деятельностью, что становится при сформированной 38
системе мотивов. Таким образом, ребенок должен развитой учебной , на фоне возможно успешное и протекание деятельности. В первой представленной работы определены теоретические и практические формирования мотивации к обучению у 6-7 лет. анализ проблемы мотивации к у разных , на основании был сделан о том, что развитие и формирование мотивации через организацию и содержание деятельности. Поскольку ведущей дошкольников является – то, , через организацию и содержание игровой (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский). Основываясь на теории, разработана программа по формированию мотивации к обучению в у детей 6-7 лет. Реализация и задач привела к учебно-познавательных мотивов. По результатам диагностики проведенной прохождения программы, можно сделать о том, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, . Игровой мотив на 60%, познавательный увеличился на 30%. Из этого следует, что мотивация к обучению в школе является главным психологической готовности 6-7 лет, и ее развитие от межсубьектных ребенка в его социальной среде. Успешная предложенной программы говорить о её включении в образовательную программу детских образовательных учреждений, а так же использовать в групповой психологической при обучении. 39
40

Список использованной
1. Акулина Н.Н. общего интеллекта и мотивации на усвоения знаний / Н.Н. Акулина. - СПб.: ПИТЕР, . 2. Андреева В. Старая новая : школа – сад. / В. // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1. 3. Божович Л.И. Изучение мотивации и подростков / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, . 4. Букатов В. Школа и сад: в преемственности . / В.Букатов // воспитание. - 1992. - № 7-8 - С. 3 - 7. 5. И. К школе готов. / И. Вакуленко // малыш. - 2012. - № 5. 6. Венгер Л. Как дошкольник школьником. / Л. // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 8. 7. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: - ПРЕСС, . 8. Выготский Л.С. развития ребёнка / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО, . 9. Готовность ребёнка к школе / ред. А.В.Гордиец. - Р-на-Д: Феникс, . 10. Грабал В. Мотивация достижения и её развитие в процессе учебной / В.. - М.: Просвещение, . 11. Гударева О.В. игровой деятельности дошкольников / О.В.Гударева // прикладной психологии. - 2013. - №2. 12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - М.: - М, . 41
13. Гинзбург М.Р. К проблеме мотивационных интеллектуальной инициативы / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии : издается с года / Ред. А.А. Смирнов, О.А. Конопкин. - 1976. - №4 июль-1976 .- с. 128-133. 14. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. / В.В.// Вопросы психологии. - 1992.- № 1-2. - С. 4 - 11. 15. Давыдов В.В. развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Интор, . - 132 с. 16. Дошкольник: обучение и воспитателям и /под ред. В. М. Белкина/. - Ярославль: Академия развития, 1998. 17. Н.В. К создания мотивационного деятельности у . / Н.В. // Вопросы психологии. - 1992. - № 2. 18. Запорожец А.В. Современная наука о детях / А.В. Запорожец. - М.: , 2014. 19. Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: , 2015. 20. З.М. Психология / З.М. Истомина. - М.: Логос, . 21. Козлова С.А. педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: , 2012. 22. Е.Е. Шестилетний : готовность к / Е.Е. Кравцова. - М.: Дело, . 23. Кудрявцев В.Т. ступеней развивающего : замысел В.В. . / В.Т. / Вопросы психологии. - 19985. 24. В.Т. Проблемное : истоки, , перспективы / В.Т.Кудрявцев.- М.:Знание,1991. 25.В.Т. Развивающее : теоретические основания дошкольной и школьной ступеней. // В.Т./ Вопросы психологии. - 1997. - № 1. 26. Леонтьев А.Н. Психологические механизмы учебной деятельности / А.Н. Леонтьев. - Новосибирск: НГУ, . 27. Маркова А.К. мотивации учения / А.К.Маркова. - М.: Инфра - М, 2011. 28. Матюхина М.В. «Мотивация учения школьников» М.: Педагогика, 1984. 42
29. Маханева М. Проблема преемственности детским садом и школой. / М.// Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9. 30. Мигеева Л. О между детским и школой. / Л.Мигеева // воспитание. - 2000. - № 5. 31. Новая философская : В4тт. М.:Мысль. Под редакцией В.С. Стёпина. . 32. Парамонова Л. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности. / Л.Парамонова, Т.Алиева, А.// Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4. 33. Поддьяков Н.Н. Особенности психического детей дошкольного / Н.Н. Поддьяков. - М.: Дело, . 34. Потанина А. Не хочу в школу./А. Потанина / Домашний очаг.-2012.-№ 9. 35. Развивающее в системе воспитания /ред. Н.А.Смирновой. - Дубна, . 36. Слободчиков В.И. школьник как учебной деятельности. / В.И. . // Вопросы . - 2012. - № 1-2. 37. Урунтаева Г.А. по детской . / Г.А. . - М.: ВЛАДОС, . 38. Эльконин Д.Б. «Детская психология» , Москва, Издательский центр «Академия», . 39.Эльконин Д.Б. единица развёрнутой игровой деятельности. / Д.Б. //Мир психологии, 2014. 40. Д.Б. Психология / Д.Б.Эльконин. - М.: Просвещение, .
Приложения
Приложение 1 Опросник к по определению «Внутренней позиции ». 43
1 Ты хочешь идти в школу? 2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду, дома? 3. занятия тебе всего нравятся, в детском ? почему? 4. Ты любишь когда читают книжку? 5. Ты сам просишь, тебе почитали ? 6. Какие у любимые книжки? 7. Почему ты идти в ? 8. Стараешься ли ты выполнить работу тебя не , или бросишь ее? 9. Тебе школьные принадлежности? 10. Если тебе дома пользоваться принадлежностями, а в школу не ходить, то это устроит ? ? 11. Если ты с ребятами играть в , кем ты быть? или Учителем? почему? 12 В в школу, что тебе , чтобы было ; урок или ? Почему? Приложение 2 Текст к методике «Разговор о » с иллюстрациями. Мальчики (если обследуемый девочка, то в рассказе девочки) о школе. Первый мальчик : Я хожу в школу потому, что меня заставляет. бы не , я бы в школу не ». Показывается карточка
а)
, которая
внешний мотив.
Второй мальчик : «Я в школу , что там и много , с которыми поиграть. 44
карточка
в)
, в основе
игровой мотив.
Третий мальчик : Я хожу в школу потому, что хочу большим. я в , я чувствую взрослым, а до школы я был маленьким». Показывают карточку
г)
. Определяет
мотив.
мальчик сказал: Я хочу в школу потому, что я получаю пятерки». Показываем карточку
е)
с фигурки ребенка с тетрадкой в –
мотив оценки.
Пятый мальчик : Я хожу в школу потому, что хочу летчиком ( девочек - учительницей). А для нужно учиться. Показывается карточка
д)
, на фигурка в с портфелем к зданию . –
социальный
. Шестой мальчик : « Я в школу , что мне учиться, нравится читать, , решать задачи. Если бы не было, я бы равно учился». Далее показывается
б)
, в основе которой
мотив.
45
3 2. развития учебной в первичном № В* И* С* У* П* О* О** Уровень УУМ 1. 9 2 6 72 высокий 2. 5 6 3 23 крайне низкий 3. 3 3 7 39 ниже среднего 4. 2 6 2 48 средний 5. 9 3 1 38 ниже среднего. 6. 2 9 6 49 средни 7. 9 2 6 42 ниже среднего 8. 9 6 3 50 средний 9. 9 6 2 40 ниже среднего 10. 9 2 6 69 высокий 11. 9 6 2 32 низкий. 12. 9 6 2 53 средний. 13. 2 9 6 51 средний. 14. 9 2 6 55 средний 15. 9 6 2 39 ниже среднего. 16. 2 9 6 38 ниже 46
среднего 17. 9 2 57 средний. 18. 9 7 1 70 высокий 19. 9 6 2 69 высокий 20 . 9 6 2 13 низкий В* – внешний . П* - позиционный мотив. И* - игровой . О* - мотив «». С* - социальный . О** - общий балл. У* - учебный . 47
Приложение 4 Таблица 3. Результаты диагностики по уровня мотивации к обучению в исследовании № В* И* С* У* П* О* О** Уровень УУМ 1. 3 9 6 78 высокий 2. 7 3 3 38 Ниже средний 3. 3 3 7 48 средний 4. 2 2 3 57 средний 5. 9 3 1 48 средний 6. 2 6 6 58 средний 7. . 9 2 6 48 средний 8. 2 6 3 59 средний 9. 2 9 6 48 средний 10. 9 2 6 69 высокий 11. 6 3 2 32 Ниже среднего 12. 2 9 6 55 средний 13. 2 9 6 57 средний 14. 9 2 6 58 средний 15. 9 6 2 41 Ниже среднего 16. 2 2 6 48 средний 17. 2 9 60 высокий 18. 9 7 1 70 высокий 19. 9 6 2 69 высокий 20 6 2 9 22 высокий Приложение 5 4. номер сдвига мотивации к в школе N "До" "После" С д в и г ( t после - t до ) Абсолютное значение Ранговый номер сдвига 48
сдвига 1 72 78 6 6 10 2 23 38 15 15 20 3 39 48 9 9 15 4 48 57 9 9 15 5 38 48 10 10 18.5 6 49 58 9 9 15 7 42 48 6 6 10 8 50 59 9 9 15 9 40 48 8 8 12 10 69 69 0 0 2.5 11 32 32 0 0 2.5 12 53 55 2 2 5.5 13 51 57 6 6 10 14 55 58 3 3 7.5 15 39 41 2 2 5.5 16 38 48 10 10 18.5 17 57 60 3 3 7.5 18 70 70 0 0 2.5 19 69 69 0 0 2.5 20 13 22 9 9 15 Сумма рангов нетипичных сдвигов: 10 49
Приложение 6 Таблица 5. План -педагогического сопровождения мотивационной готовности к школьному обучению 6-7 летнего возраста № п/ п Срок проведения Мероприятие Примечание 1. Сентябрь Праздник «День знаний» П о с е щ е н и е п р а з д н и ч н о й л и н е й к и в близлежащей от детского сада школе. 2. Октябрь Приход детей- Воспитателям необходимо заранее подготовить детей к данному мероприятию. Возможно 50
школьников в детский сад. проведение вводного занятия, на котором дети продумают вопросы беседы со школьниками. Например, организовать приход в детский сад почтальона Печкина, который принес письмо от бывших выпускников детского сада. Ребята рассказывали о том, как интересно им живется в школе, но иногда приходится трудно. В письме было сказано, что первоклассники вскоре придут в гости в детский сад, а ребята должны к ней подготовиться: продумать вопросы о том, что им хочется узнать, выяснилось о школе, что им интересно. Примеры вопросов: Какие предметы ждут их в школе, есть ли для этого отдельные помещения как в детском саду, спят ли дети в школе, где и что едят школьники, как занимаются спортом, где гуляют, приезжает ли к ним кукольный театр и как проходят праздники. 3. Ноябрь Экскурсия по школе Педагоги с детьми подготовительной группы посещают одну из близлежащих школ, проводят экскурсию по зданию школы, посещают музей школы, школьную библиотеку, школьный праздник или открытый урок первоклассников. После экскурсии с детьми в группе можно организовать сюжетно-ролевую игру в школу. 4. Декабрь П р и х о д в детский сад учителя начальных классов Учительница беседует с детьми, рассказывает, чем ученики занимаются в школе; как интересно проходят уроки в школе; как дети учатся писать, читать, считать; показывает учебники, тетради детей; говорит о том, как много дети узнают, посещая уроки; знакомит со школьными правилами, которые должен 51
выполнять каждый ученик; сообщает, что дети одного класса не только вместе посещают уроки, но и вместе играют, утраивают соревнования и конкурсы, ходят в цирк, театр и т.п. 5. Январь Б е с е д а с дошкольника ми «Школа – м о й н о в ы й дом» З а н я т и е н а ч и н а е т с я с п р о ч т е н и я художественной литературы на школьную тематику, стихотворений о школе. Во время беседы воспитателю необходимо обсудить такие вопросы с детьми как: Что такое школа и в чем её отличие от детского сада. (Школа – это место, где дети учатся). Что обозначает школьный звонок? (Начало урока, когда все ученики должны отправится в классы на уроки.А когда звонок прозвенит снова, дети выйдут в школьные коридоры, на перемену – они смогут отдохнуть, поесть, поиграть). Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. Во время беседы педагогу важно показать привлекательную сторону школы, найти общие черты, заинтересовать детей. 6. Февраль В с т р е ч а с родителями «Наши родители в школьные На встрече педагог предлагает вспомнить родителям и рассказать детям как они были первоклассниками, рассмотреть альбом с фотографиями, где родители-школьники. 52
годы». На такой встрече дошкольники смогут узнать, какие предметы нравились их родителям и что они помнят из своей школьной жизни, также детям будет интересно узнать чему и как учили в школах в прошлом, как выглядели ученики, какую форму носили. 7. Март З а н я т и е с проведением дидактически х и г р н а школьную тематику. Игра «Собери портфель в школу». Что необходимо ученику в школе? Среди разных предметов ребенок должен найти, назвать и положить в портфель те, которые необходимы ученику в школе. Объяснить, что он будет в школе делать с этими предметами. Игра «Четвертый лишний». Что нужно учителю для работы? Выберите из всех картинок тот предмет, который, по-вашему, учителю не пригодиться. Использовать на занятии загадки на школьную тему. 8. Апрель Выставка детских рисунков «Моя школа». Педагог подбирает диск музыкальных произведений, песен «О школе» и прослушает его с детьми с последующим обсуждением и рисованием на данную тему. Итогом занятия станет выставка детских рисунков «Моя школа». 9. Май Демонстраци я художественн ы х и мультипликац ионных фильмов на школьную тематику. К о л л е к т и в н ы й п р о с м о т р ф и л ь м а с последующим обсуждением. 53
10 . Май (вторая половина) Диагностика Проведение контрольной диагностики с целью отслеживания результативности программы. 54


В раздел образования