Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми ЗПР.
Автор: Астафьева Елена Евгеньевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МОУ "Детский сад № 305" Населённый пункт: г.Волгоград Наименование материала: Статья Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми ЗПР. Раздел: дошкольное образование
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-
развивающей работе педагога-психолога с детьми ЗПР.
Педагог-психолог Астафьева Е.Е.
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 305, Тракторозаводской район Волгоград»
Создание в дошкольном образовательном учреждении психологически
комфортной среды, необходимой для всестороннего развития детей,
имеющих задержку психического развития, является приоритетным
направлением в работе педагога-психолога.
ДОУ № 305 посещают дети с задержкой психического развития.
Обследование наших воспитанников позволяют обнаружить ряд
закономерностей в отставании развития психических процессов:
мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения. Образ действий
детей данной категории отличается повышенной возбудимостью,
эмоциональной неустойчивостью, раздражительностью,
заторможенностью. Нарушена произвольная регуляция поведения. Дети не
способны к волевым усилиям. На занятии снижена работоспособность.
Частые соматические заболевания являются следствием нестабильной
центральной нервной системы. Наши дети очень уязвимы, им сложно
переносить умственные и эмоциональные нагрузки. Некомплектность и
неразвитость структурных компонентов коммуникации у наших детей
приводит к трудностям общения с окружающими сверстниками и
взрослыми.
Изменения в системе дошкольного образования нашли отражение и в
содержании коррекционно-развивающего обучения. В программах стали
предлагаться здоровьесберегающие технологии: сборник
сказкотерапевтических занятий Е.Л. Набойкиной, новые игры с
пальчиками Г.А. Османовой и др.
В коррекции познавательной и эмоциональной сферы детей с ЗПР мы
используем здоровьесберегающие технологии такие как: сказкотерапия,
песочная терапия, коммуникативные игры, психогимнастика, пальчиковая
гимнастика, мышечная релаксация.
Сказкотепевтические занятия проводятся с детьми старшего дошкольного
возраста два раза в неделю, по 25-30 минут. Подгруппа состоит из 6
человек. Занятия строятся на коррекционно-развивающих играх, в основу
которых положены сказки, предложенные Е.Л. Набойкиной в сборнике
«Сказки и игры с особыми детьми». Нами были изучены теоретическая и
практическая части пособия. На основании этого мы спланировали сетку
занятий так, чтобы тема сказки совпадала с лексической темой в
логопедических группах. Это способствует качественному усвоению
детьми ЗПР данного материала. Главной задачей занятий является
социальная адаптация воспитанников. Не остается без внимания и
когнитивный механизм, включающий все психические процессы,
связанный с познанием, далее эмоциональный, включающий различные
эмоциональные состояния и поведенческий, осуществляющий связь
адаптации с социумом [3, с.7] .
Сказку рассказывает педагог-психолог, а дети ему помогают, либо это
групповое рассказывание, где рассказчиком является ребенок, а остальные
воспитанники повторяют за ним. Интерес для детей представляется в том,
что они, с помощью психолога выбирают один из сюжетов сказки,
надевают костюмы и проигрывают фрагмент сказки. Взрослый является в
данном случае организатором и помощником. Музыкальное
сопровождение на сказкотерапевтических занятиях используется в качестве
вспомогательного средства, как часть других технологий для повышения
эмоционального настроя, снятия напряжения и умению расслабиться в
конце занятия.
Развивая эмоциональную сферу у воспитанников, мы используем
кинетический песок. В связи с трудностью усвоения детьми данной
категории преодолевать ситуативные эмоции, управлять чувствами, эта
технология помогает раскрыться ребенку, снять барьер мышечных
зажимов, научиться выплескивать злость безопасным способом, как для
самого ребенка, так и для окружающих или побороть свой страх,
неуверенность. Занятия проходят в логопедической группе первого года
обучения по 20 минут, 2 раза в неделю. Целесообразно брать подгруппу
воспитанников по 6 человек. Необычный состав кинетического песка
привлекает внимание детей и способствует усвоению новых знаний.
Как выше было сказано, у детей с задержкой психического развития
возникают большие проблемы в коммуникативной сфере. С целью
развития навыков общения у воспитанников мы проводим
коммуникативные игры, которые строятся по определенной схеме и
состоят из нескольких частей. В них входят этюды, игры разной степени
подвижности, совместное рисование, составление коллажа. При
групповой работе количество участников составляет от 4 до 10 человек:
воспитанники логопедической группы, второй год обучения. Игры
организуются как отдельное занятие или они являются частью занятия, в
зависимости от актуальных задач, определяемых педагогом-психологом, и
проводятся два раза в неделю продолжительностью 25-30 минут.
Для того чтобы дети ЗПР могли продуктивно познавать новое и
закреплять пройденный материал с интересом, на занятии по развитию
эмоциональной сферы мы применяем элементы психогимнастики Е.А.
Алябьева [4, с.15-81] и М.И. Чистяковой, такие как мимические и
пантомимические этюды, игры на выражение отдельных качеств характера
и эмоций. Применение психогимнастики целесообразно проводить в
середине и конце образовательного процесса с воспитанниками
логопедических групп первого и второго года обучения.
Всем известно, что для детей с речевыми проблемами важно развивать
мелкую моторику. Мы не являемся исключением и в своей практике
широко используем пальчиковую гимнастику [6, c.92-148] которая
проводится с детьми в любой удобный отрезок времени как в
подгрупповой форме, так и индивидуально. Игры и упражнения
подбираются психологом по лексическим темам логопедической группы.
Проведение мышечной релаксации по Джекобсону, предоставленной в
сборнике А.А. Алексеевой «Психологические проблемы детей
дошкольного возраста» позволяет детям переключить внимание и
отдохнуть. Данная методика [2, с. 259] предполагает напряжение групп
мышц с последующим расслаблением и используется для снятия
эмоционального напряжения в конце занятий с детьми первого и второго
года обучения в логопедических группах. Для наглядности и концентрации
внимания детей, психолог показывает картинку или игрушку по названию
упражнения, а затем показывает движения и проговаривает задание.
Музыкальное сопровождение и удобные, эстетически оформленные
подушки «Ясный месяц» позволяют детям ощутить необычную атмосферу
и успокоиться.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в
работе педагога – психолога является эффективным комплексом в
преодолении нарушений развития познавательной и эмоциональной сферы
и предупреждении возможных вторичных задержек в развитии
психических процессов у детей с ЗПР.
Используемая литература:
1.
О.А. Романович Преодоление задержки психоречевого развития у
детей 4-7 лет/Система работы с родителями. Планирование. Мастер-
класс: Учитель, Волгоград 2013.- 233 с.
2.
Е.Е. Алексеева Психологические проблемы детей дошкольного
возраста/Как помочь ребенку: Речь, СПб 2008.- 277 с.
3.
Е.Л. Набойкина Сказки и игры с «особым» ребенком : Речь, СПб
2006.- 140 с.
4.
Е.А. Алябьева Психогимнастика в детском саду: М. 2005.- 87 с.
5.
М.И. Чистякова Психогимнастика: М. 1990.- 95 с.
6.
Г.А. Османова Новые игры с пальчиками для развития мелкой
моторики/Картотека пальчиковых игр: КАРО, СПб. 2010.- 157
с.