Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми ЗПР.


Автор: Астафьева Елена Евгеньевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "Детский сад № 305"
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми ЗПР.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-

развивающей работе педагога-психолога с детьми ЗПР.
Педагог-психолог Астафьева Е.Е. муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 305, Тракторозаводской район Волгоград» Создание в дошкольном образовательном учреждении психологически комфортной среды, необходимой для всестороннего развития детей, имеющих задержку психического развития, является приоритетным направлением в работе педагога-психолога. ДОУ № 305 посещают дети с задержкой психического развития. Обследование наших воспитанников позволяют обнаружить ряд закономерностей в отставании развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения. Образ действий детей данной категории отличается повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, раздражительностью, заторможенностью. Нарушена произвольная регуляция поведения. Дети не способны к волевым усилиям. На занятии снижена работоспособность. Частые соматические заболевания являются следствием нестабильной центральной нервной системы. Наши дети очень уязвимы, им сложно переносить умственные и эмоциональные нагрузки. Некомплектность и неразвитость структурных компонентов коммуникации у наших детей приводит к трудностям общения с окружающими сверстниками и взрослыми. Изменения в системе дошкольного образования нашли отражение и в содержании коррекционно-развивающего обучения. В программах стали предлагаться здоровьесберегающие технологии: сборник сказкотерапевтических занятий Е.Л. Набойкиной, новые игры с пальчиками Г.А. Османовой и др.
В коррекции познавательной и эмоциональной сферы детей с ЗПР мы используем здоровьесберегающие технологии такие как: сказкотерапия, песочная терапия, коммуникативные игры, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, мышечная релаксация. Сказкотепевтические занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста два раза в неделю, по 25-30 минут. Подгруппа состоит из 6 человек. Занятия строятся на коррекционно-развивающих играх, в основу которых положены сказки, предложенные Е.Л. Набойкиной в сборнике «Сказки и игры с особыми детьми». Нами были изучены теоретическая и практическая части пособия. На основании этого мы спланировали сетку занятий так, чтобы тема сказки совпадала с лексической темой в логопедических группах. Это способствует качественному усвоению детьми ЗПР данного материала. Главной задачей занятий является социальная адаптация воспитанников. Не остается без внимания и когнитивный механизм, включающий все психические процессы, связанный с познанием, далее эмоциональный, включающий различные эмоциональные состояния и поведенческий, осуществляющий связь адаптации с социумом [3, с.7] . Сказку рассказывает педагог-психолог, а дети ему помогают, либо это групповое рассказывание, где рассказчиком является ребенок, а остальные воспитанники повторяют за ним. Интерес для детей представляется в том, что они, с помощью психолога выбирают один из сюжетов сказки, надевают костюмы и проигрывают фрагмент сказки. Взрослый является в данном случае организатором и помощником. Музыкальное сопровождение на сказкотерапевтических занятиях используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий для повышения эмоционального настроя, снятия напряжения и умению расслабиться в конце занятия.
Развивая эмоциональную сферу у воспитанников, мы используем кинетический песок. В связи с трудностью усвоения детьми данной категории преодолевать ситуативные эмоции, управлять чувствами, эта технология помогает раскрыться ребенку, снять барьер мышечных зажимов, научиться выплескивать злость безопасным способом, как для самого ребенка, так и для окружающих или побороть свой страх, неуверенность. Занятия проходят в логопедической группе первого года обучения по 20 минут, 2 раза в неделю. Целесообразно брать подгруппу воспитанников по 6 человек. Необычный состав кинетического песка привлекает внимание детей и способствует усвоению новых знаний. Как выше было сказано, у детей с задержкой психического развития возникают большие проблемы в коммуникативной сфере. С целью развития навыков общения у воспитанников мы проводим коммуникативные игры, которые строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят этюды, игры разной степени подвижности, совместное рисование, составление коллажа. При групповой работе количество участников составляет от 4 до 10 человек: воспитанники логопедической группы, второй год обучения. Игры организуются как отдельное занятие или они являются частью занятия, в зависимости от актуальных задач, определяемых педагогом-психологом, и проводятся два раза в неделю продолжительностью 25-30 минут. Для того чтобы дети ЗПР могли продуктивно познавать новое и закреплять пройденный материал с интересом, на занятии по развитию эмоциональной сферы мы применяем элементы психогимнастики Е.А. Алябьева [4, с.15-81] и М.И. Чистяковой, такие как мимические и пантомимические этюды, игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Применение психогимнастики целесообразно проводить в середине и конце образовательного процесса с воспитанниками логопедических групп первого и второго года обучения.
Всем известно, что для детей с речевыми проблемами важно развивать мелкую моторику. Мы не являемся исключением и в своей практике широко используем пальчиковую гимнастику [6, c.92-148] которая проводится с детьми в любой удобный отрезок времени как в подгрупповой форме, так и индивидуально. Игры и упражнения подбираются психологом по лексическим темам логопедической группы. Проведение мышечной релаксации по Джекобсону, предоставленной в сборнике А.А. Алексеевой «Психологические проблемы детей дошкольного возраста» позволяет детям переключить внимание и отдохнуть. Данная методика [2, с. 259] предполагает напряжение групп мышц с последующим расслаблением и используется для снятия эмоционального напряжения в конце занятий с детьми первого и второго года обучения в логопедических группах. Для наглядности и концентрации внимания детей, психолог показывает картинку или игрушку по названию упражнения, а затем показывает движения и проговаривает задание. Музыкальное сопровождение и удобные, эстетически оформленные подушки «Ясный месяц» позволяют детям ощутить необычную атмосферу и успокоиться. Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога – психолога является эффективным комплексом в преодолении нарушений развития познавательной и эмоциональной сферы и предупреждении возможных вторичных задержек в развитии психических процессов у детей с ЗПР.
Используемая литература: 1. О.А. Романович Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет/Система работы с родителями. Планирование. Мастер- класс: Учитель, Волгоград 2013.- 233 с. 2. Е.Е. Алексеева Психологические проблемы детей дошкольного возраста/Как помочь ребенку: Речь, СПб 2008.- 277 с. 3. Е.Л. Набойкина Сказки и игры с «особым» ребенком : Речь, СПб 2006.- 140 с. 4. Е.А. Алябьева Психогимнастика в детском саду: М. 2005.- 87 с. 5. М.И. Чистякова Психогимнастика: М. 1990.- 95 с. 6. Г.А. Османова Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики/Картотека пальчиковых игр: КАРО, СПб. 2010.- 157 с.


В раздел образования