Автор: Несмачная Анастасия Павловна Должность: студентка Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Курский государственный университет" Населённый пункт: г. Курск Наименование материала: статья Тема: Трудности воспитания в современной семье Раздел: полное образование
Статья на тему: Трудности воспитания в современной семье
Автор: Несмачная Анастасия Павловна
студентка 3 курса ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
В
настоящее
время
существует
множество социальных институтов,
которые выполняют воспитательную функцию. Это формальные институты
(детский сад, школа, танцевальный коллектив, спортивная команда, вокальная
студия, театральный кружок и пр.) и неформальные, к которым относится,
например,группа друзей. Все большее воздействие на детей оказывают средства
массовой информации (фильмы, теле- и радиопередачи, статьи журналов и т.д.),
а
также виртуальное общение в социальных сетях.
Но,
несмотря
на все
разнообразие институтов воспитания, основную роль в становлении личности
всегда играл и продолжает играть институт семьи. Семья – это первый социум,
с которым сталкивается человек, она окружает ребенка с самых первых дней его
жизни. По мере взросления роль других институтов воспитанияувеличивается,
однако именно в окружении членов своей семьи ребенок проводит большую
часть
своей
жизни.
Роль
семьи
в формировании
личности
невозможно
переоценить. То, что ребёнок, взрослея и развиваясь, почерпнет в семье, станет
прочной основой, базой его личностных качеств, мировоззренческих взглядов,
ценностных ориентиров. Вот почему так важно, чтобы семейное воспитание
было максимально полезно для ребенка.
Сегодня многие аспекты современной жизни стремительно меняются, и
далеко
не
все
эти
изменения
являются положительными.
Экономическая,
политическая, социальная, духовная – все эти сферы жизни общества имеют
определённое
влияние
на
институт
семьи,
поэтому даже
незначительные
изменения немедленно находят своё отражение в е ё жизни, более или менее
существенно меняявоспитательную функцию.
Далее мы рассмотрим некоторые тенденции, существующие в жизни
современного обще ства
и выясним каким
образом
они влияют
на
функционировании институтов брака и семьи, в частности, на реализацию ими
социализирующей
и
воспитательной
функции. Одной
из
главных
проблем
современного
общества
является кризис институтасемьи
и брака, коренным
образом меняются семейные устои, в частности, отношение к разводу. Опросы
показывают, что развод становится все более морально приемлемым не только в
России,
но
и
в
большинстве
стран
мира.
Например,
опрос
ВЦИОМ,
проведённый
в
2013
году
с
целью
изучить
отношение
россиян
к
разводу,
показал, что в 1990
году отношение лишь 5% процентов россиян к разводу
было терпимое, а вот в 2013 году этот показатель увеличился до 11%. Что
касается людей, отрицательно оценивающих возможность разрушить брак, то
их
количество уменьшилось, соответственно с 13% до 10%. Это изменение
отношения к институту семьи влечёт за собой увеличение количества разводов,
и соответственно – рост числа детей, воспитывающихся в неполных семьях,
чаще
всего одной матерью. Однако не следует забывать, что развод – это не
сиюминутное событие, необходимо учитывать то,
что ему предшествует . В
качестве основных причин разводов можно выделить нарушение гармоничных
семейных отношений, бытовые трудности, нежелание супругов уступать друг
другу, психологическая несовместимость.
Вне всяких сомнений, нездоровая
психологическая атмосфера в семье оказывает крайне негативное влияние на
ребёнка. Нередко дети оказываются включёнными в конфликт родителей, перед
ними стоит необходимость стать на чью-либо сторону, и поэтому ребёнок
находится в состоянии подавленности, боясь потерять любовь одного из них.
Как правило, после развода эмоционально-психологическая связь ребёнка с
одним из родителей обрывается, и из-за этого у него может появиться чувство
ненужности, состояние постоянной тревожности, низкаясамооценка.
Очень часто дети из неполных семей учатся хуже других, среди них чаще
наблюдается
склонность
к
девиантному
поведению.
Все
это
является
следствием дефектов воспитания и недостатка родительского внимания, ведь
родитель,
стараясь
обеспечить
свою
семью
всем
необходимым,
зачастую
вынужден много работать, жертвуя временем, которое можно было бы провести
со
своим
ребёнком. В
этой
ситуации
родительскую
любовь
и
внимание
заменяют в лучшем случае ближайшие родственники, няни, детский сад, а в
худшем
–
дворовая
компания,
виртуальное
общение
в
интернете,
компьютерные игры. Эти факторы могут оказать резко негативное влияние на
формирующуюся
личность: коллектив
сверстников
может
привить
ребёнкуасоциальные
формы
поведения,
а
злоупотребление
социальными
сетями
отрывает
его
от
реальной
жизни,
мешает
усвоению
им
навыков
межличностного общения. Вот почему так важно присутствие в жизни ребёнка
родителей,
которые
полноценно
и
целенаправленно
воспитывают
в
нем
положительные
личностные
качества,
прививают
общепринятые
нормы
и
ценности,
способствуют
активной
социализации,
уменьшая
тем
самым
отрицательное воздействие вышеуказанных факторов.
На
процесс
воспитания
в
семье,
несомненно,
оказывают
огромное
влияние
экономические
проблемы.
На
сегодняшний
день
экономическая
ситуация в России существенно ухудшилась, что уже негативно сказалось на
развитии семьи, на снижении уровня жизни. В данной ситуации родители,
стараясь дать своим детям самое лучшее и понимая, что они не смогут этого
сделать
по
причине
недостатка
материальных
средств,
становятся
неуверенными в себе, впадают в депрессию. Напротив, в семьях с высоким
уровнем дохода родители
могут позволить купить своим детям все, что те
пожелают, полагая, что это сделает их счастливыми.
Однако родительская
любовь и забота проявляются не только в материальных ценностях, а, что более
важно, в ежедневном живом общении, психологическом контакте.
Еще
один
важный
фактор,
который влияет
на институт семьи – это
технический прогресс.Многие родители на сегодняшний день не представляют
себе жизнь без телевизоров, компьютеров, телефонов, планшетов, ведь с их
помощью можно сэкономить время, выделить его для себя.
Кроме того,
существует множество обучающих программ для детей с учетом их возраста,
интересов.
С
их
помошью
ребёнок
лучше
усвоит
информацию,
п р е п од н е с е н н у ю
в
б ол е е
и н т е р е с н о й ,
н а гл я д н о й
ф о рме ,
ч е м
объясненнуюродителем с помощью подручных средств. Однако сегодня многие
мамы и папы злоупотребляют развивающей функцией гаджетов и даже не
замечают, что телевизор, планшет или компьютер разделяют их с ребёнком,
ослабляя взаимную
эмоциональную связь. А ведь так важно, особенно в
младшем возрасте, чтобы ребёнок и его родители проводили как можно больше
времени вместе. И если родители
все-таки считают нужным и полезным
обеспечивать развитие их малыша посредством цифровых технологий, то им
необходимо по возможности всегда быть вместе с ребёнком, пока он играет в
игру
на
планшете
или
смотрит
телевизионную
передачу,
комментировать
происходящее на экране, задавать вопросы на данную тему. Такой подход не
только обеспечит лучшее усвоение ребёнком новой информации, но и укрепит
его отношения с родителем, а также научит рационально ориентироваться в
виртуальном мире.
Что касается детей школьного возраста и подростков, то всем известно,
что они любят проводить свой досуг, играя в компьютерные игры. Однако
невозможно отрицать тот факт, что подобное времяпровождение очень опасно:
даже для взрослого человека игромания является болезнью, не говоря уже о
подростке, психика которого только формируется. К сожалению, в последние
годы из СМИ мы узнаем об ужасающих случаях подобной зависимости у
детей и подростков, и невозможно отрицать, что именно попустительство со
стороны
родителей
стоит
у
истоков
данной
проблемы.
Чтобы
избежать
опасного влияния компьютерных технологий на становление личности ребёнка,
родители должны с самого раннего детства следить за тем, сколько времени их
чадо
проводит
в
виртуальном
пространстве,
и,
в
зависимости
от
возраста
ребёнка,
устанавливать
ежедневные
временные
лимиты.
Кроме
того,
очень
важно
узнать
о
том,
что
ещё
интересует
ребёнка,
и
найти
ему
занятие
соответственно увлечениям: вокал, танцы, плавание, баскетбол... Это не только
разнообразит его жизнь, подарит новые впечатления и эмоции, расширит круг
его знакомств, но и разовьёт формирующуюся личность с совершенно разных
сторон: физически, эстетически, интеллектуально...
Все вышеперечисленные факторы являются объективными по отношению
к семье и процессу воспитания детей в ней. Однако сегодня меняются не только
внешние
факторы,
но
и
внутренние,
субъективные,
такие
как
уровень
педагогической
культуры
родителей.
Анализ
воспитательного
потенциала
современной
семьи
показывает,
что
за
последнее
время
этот
уровень
существенно
снизился.
Сегодня
родители
часто
неспособны
создать
благоприятные условия для гармоничного и всестороннего развития личности
ребенка,
недостаток
знаний
по
детской
психологии
мешает
им
правильно
интерпретировать
поступки
их
детей,
понимать
их
причину,
а
недостаток
знаний по педагогике – правильно строить воспитательный процесс. Ощутимые
последствия
низкой
педагогической
культуры
родителей
могут
проявиться
значительно
позже:
взрослея,
ребёнок
может
испытывать
трудности
при
формировании
отношений
с
окружающими
и
самореализации,
и
даже
совершать
асоциальные
поступки.
К
сожалению,
на
сегодняшний
день
не
существует
единой
системы
формирования
педагогической
культуры
родителей,
поэтому
очень
важно,
чтобы
люди,
готовясь
стать
родителями,
сознательно
стремились
познать
все
тонкости
воспитания
детей,
освоить
различные
технологии,
применение
которых
позволит
им
воспитать
самодостаточную
личность,
способную
здраво
мыслить
и
рационально
функционировать в окружающем её социуме.
Однако, несмотря на наличие этих актуальных проблем, семья остаётся
главным
институтом
воспитания
подрастающего
поколения,
её
роль
в
формировании фундамента личности неоценима, и родители ни в коем случае
не должны забывать, что именно на их плечах лежит ответственность за то,
каким
вырастет
их
ребёнок
и
насколько
хорошо
он
будет
выполнять
закреплённые за ним социальные роли. Поэтому, несмотря на все трудности
воспитания
детей
на
современном
этапе,
отец
и
мать
должны
стараться
укреплять семейные узы между ними и их детьми, поддерживать здоровую и
гармоничную
атмосферу
в
доме
и
непрерывно
пополнять
свои
знания
и
совершенствовать свои умения в нелегком деле воспитания детей.