Напоминание

"Стихи как память о войне" ( поэзия Великой Отечественной Войны и послевоенного времени)


Автор: Бочарникова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ АО "АГКПТ"
Населённый пункт: город Астрахань, Астраханская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Стихи как память о войне" ( поэзия Великой Отечественной Войны и послевоенного времени)
Раздел: полное образование





Назад




Открытый урок по литературе «Стихи как память о войне (Поэзия Великой Отечественной войны и послевоенного времени )» (Урок-конференция) Преподаватель: Бочарникова О.Н.

Открытый урок

Тема: «Стихи как память о войне.»

(Поэзия Великой Отечественной войны и послевоенного времени)

Оформление:
выставка книг и сборников стихотворений о Великой Отечественной войне; запись песен о войне, газеты со стихами, стенд с фотографиями солдат.
эпиграф:

"Если б нам не помогала память, мы бы жить, наверно, не смогли»
Доска: Тема урока: «Стихи как память о войне». 1.Константин Симонов . П. Коган 1915- 1918-1942 2.А. Т. Твардовский М. Кульчицкий 1919-1943 3.О. Берггольц Н. Майоров 1910-1975 1919-1942 4. Вл. Чугунов М. Джалиль 1911-1943 1906-1944 К. Мамонтов 1911- 5. Юлия Друнина Вл. Высоцкий Э. Асадов -1991 1937-
Цели:
узнать о значении литературы в годы Великой Отечественной войны; познакомиться с творчеством молодых поэтов-фронтовиков, услышать их стихи; выяснить, в чем причина постоянного внимания современных поэтов к событиям Великой Отечественной войны; развивать навык устного ответа, логического мышления, умение выразительного чтения стихотворений; воспитывать любовь к литературному наследию, к родине, развивать чувство патриотизма.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Слово учителя:
Мы проводим урок - конференцию на тему «Стихи как память о войне», на которой присутствуют корреспонденты ...., а также гости. На вопросы, интересующие корреспондентов, ответят «специалисты-исследователи» поэзии Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Разрешите представить вам «исследователей» творчества молодых поэтов, погибших во время войны. Здесь вы видите поклонников и «исследователей» творчества Юлии Друниной, Эдуарда Асадова и Владимира Высоцкого. И, наконец, «исследователи» поэзии Белгородчины. Эпиграфом к уроку взяты слова Если б нам не помогала память... Мы бы жить, наверно, не смогли. Мы по ходу урока еще обратимся к нему. Откройте тетради, запишите тему урока и эпиграф.
/В это время тихо звучит песня Лебедева-Кумача «Священная война». После припева

музыка смолкает/

Слово учителя.
Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. Память о событиях Великой Отечественной войны, изменивших ход истории, не уходит. Русские люди совершали подвиги. О них написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, поэзия - это «голос героической души русского народа». Время войны - тяжёлое время. Год приравнивался к десятилетию мирной жизни. Поэтому и поэзия, глубоко выразившая то время, - это поэзия особой насыщенности.
/продолжает звучать песня «Священная война»/.
Эта песня заставляет вспомнить, что война - это страшное испытание для нашей литературы. Поэты и писатели с честью выполняли свой патриотический долг. Журналистами, командирами, корреспондентами, простыми солдатами прошагали войну вместе со своим народом литераторы. Сейчас с вопросами в пресс-центр обратятся корреспонденты.
- Сколько же писателей и поэтов было на фронте? Назовите их имена.
1. Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. 2. Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдат. 3. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар, молодые поэты - Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров. «Они ушли не долюбив, не докурив последней папиросы.»
- Какую роль играла в те суровые военные годы поэзия?
4. Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли
мужество защитников. 5. Стихи Твардовского, Серова, Берггольц, Тихонова, Ахматовой и их товарищей были рождены войной, потрясшей до основания жизнь народа, заставившей каждого задуматься о себе, о Родине, о прошлом, настоящем и будущем. 6. Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь, усеянным розами даже в дни побед, но и не чернила его. Она говорила о нём правду, она изображала судьбу человека. Была победной там, где была победа, и была скорбной, где была скорбь. 7. Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить! 8. Это была яркая, сильная и многоплановая поэзия!
- Какие стихи о войне взволновали вас? Прочитайте их. Коротко расскажите об

авторе.
1. Константин Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины.» (Посвящено А. Суркову). 2. А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины».
Слово учителя:
- Каким чувством проникнуто данное стихотворение? /чувством вины, тревоги/ - Чем мы должны оплатить этот долг? /Памятью перу 3. Ольга Берггольц. Прославленная поэтесса блокадного Ленинграда. В 1939 году была арестована и около года провела в тюрьме, где из неб зверскими методами пытались выколотить признание в несуществующих преступлениях. Это не удалось, и через некоторое время её освободили. Всё творчество Берггольц сполна оплачено её трагической и мужественной жизнью, а жизнь эта неразрывно соединена с судьбой России. « Третья зона, дачный полустанок.» В этом стихотворении за каждым образом чувствуется бездонное, жизненное пространство. Изобразительные средства полностью соответствуют своей задаче. Уместны редкие, но выразительные восклицания, эпитеты, метафоры. Учитель. В ходе войны были созданы самые разнообразные произведения песенного жанра. В песне военных лет замечательно выразились полнота и многообразие духовного мира советского человека. Алексей Сурков в 1941 году написал ставшую одной из самых известных песен тех лет, задушевную, глубоко лирическую - «В землянке».
/звучит песня «В землянке».
9. Эти строки из письма к жене Софье Крэвс с фронта, которые автор вначале и не собирался публиковать, стали любимой песней фронтовиков. Её подлинный драматизм и лирическая грусть звучали непреклонной верой в торжество любви и жизни над самой смертью.
- Какая же тема поэзии военных лет, по-вашему, стала центральной? Кто главный

герой этой поэзии?

10. Центральной, определяющей темой поэзии Великой Отечественной войны стала тема любви к Родине, призыв к ее защите. 11. Герои поэзии военных лет - это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, - все ,кто боролся фашизмом. 12. А главное - это люди разных национальностей и разных возрастов, выдержавшие тяжёлые и суровые испытания, выпавшие на их долю. Учитель: Хочу отметить, что в стихотворениях, песнях, очерках, написанных в самые первые недели войны, уже звучала уверенность в победе. /Песня «Нам нужна одна Победа!» исполняют ученики/. Многие поэты не вернулись с фронта. Они отдали свою жизнь за наше счастливое будущее. - Хотелось бы узнать о молодых лириках огненных лет, о тех, у которых все еще было впереди. 13. Павел Коган писал о своем поколении, из юности шагнувшем в войну: Мое поколение - это зубы сожми и работай, Мое поколение - это пулю прими и рухни. Многие и погибли на войне, пуля оборвала их песню. Среди тех были поэты, писатели. 14. Николай Майоров... погиб в бою на Смоленщине в 1942 году. О своем героическом поколении писал: Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете, как миф. О людях, что ушли не долюбив, Не докурив последней папиросы. 15. 15. Не до ордена. Была бы Родина С ежедневными Бородино. Это строки из стихотворения Михаила Кульчицкого, павшего в дни Сталинградской битвы. В нем сомкнулись прошлое и будущее, героика вчерашнего дня и мечта, устремленная в завтра. Война ж, совсем не фейерверк, А просто - трудная работа, Когда черна от пота ,вверх Скользит по пахоте пехота.
16. Особо хочется сказать о молодом татарском поэте, имя которого Муса Джалиль, о его « Моабитских тетрадях», - цикле стихов, написанных в фашистском застенке Моабитской тюрьмеы в Берлине. Муса Джалиль был казнен в 1944 году. У нас в стране его считали пропавшим без вести. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений, написанных в заточении. Поэзия М. Джалиля - это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли. Одним из самых сильных является стихотворение «Мой Иваныч». Это был ключ ко всем другим стихам моабитских тетрадей: Пел я весеннюю свежесть кочуя, Пел я, вступая за Родину в бой. Вот и последнюю песню пишу я, Видя топор палача над собой. Песня меня научила свободе, Песня борцом умереть мне велит Жизнь моя песней звенела в народе, Смерть моя песней борьбы прозвучит.
Слово учителя:
Чем волнуют эти стихотворения - правда, редкая, почти рискованная простота рассказа, однако выливающаяся в интонацию, которая добирается до самой души. Прошло много лет после окончания войны. Почему же Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме?
/отвечают учащиеся/

Слово учителя:
Мне кажется, что мы не должны забывать об этом никогда. Это память о войне, которую поэты выражают в стихах. Войны оставляют горький и глубокий след в народе. Война для бойцов стала работой, бытом. Подвиг павших нам не забыть. Современный поэт Дворянский написал так: Не дымятся дали, пыль черна от слез, Ни одной медали дед мой не принес. Только в этом самом нет его вины, Потому что сам он не пришел с войны. Стихи о войне - это школа мужества. И нам легко поставить себя на место этих людей: они - почти наши ровесники, ведь на фронт уходили со школьной скамьи. Кроме того, война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют
ответственных решений. Это испытание духа, нравственности, совести. А значит, эта поэзия несет в себе нравственное начало. Это наша с вами память и мы не должны этого забыть. Домашнее задание: написать мини- сочинение на тему «Войны не знали мы, но всё же...».


В раздел образования