Автор: Дьячковская Марианна Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ - Д/с "Одуванчик" с. Асыма Населённый пункт: с. Асыма Горный улус Республика Саха (Якутия) Наименование материала: проект Тема: Проект "Детско-родительский клуб "Теплые ладошки" Раздел: дошкольное образование
Особенности речевого развития детей во втором младшем дошкольном
возрасте
Возраст 3 лет характеризуется бурным развитием психики ребенка.
Активно развиваются память, мышление, внимание, эмоционально-волевые
процессы, воображение. Особенно активно в этом возрасте развивается речь.
Для
ребенка
в
3
года
на
передний
план
выходят
отношения
с
другими
людьми, знакомства, установление эмоциональных связей, в 3 года ребенок
уже
может
завязать
первые
дружеские
отношения
с
другими
детьми,
и
речевая активность играет в этом наиболее важную роль.
В
3
года
речь
ребенка
имеет
в
норме
следующие
характерные
особенности.
Активный
словарный
запас
составляет
примерно
700-1000
слов. Словарный запас ребенка состоит в основном из существительных и
глаголов, обозначающих предметы окружающего мира и действия, связанные
с
ними.
Кроме
этого,
ребенок
начинает
употреблять
прилагательные
(«Помидор какой?» - «Красный, вкусный»), местоимения («Я сам», «она/он
со мной дружит»), числительные (один, много). Ребенок хорошо знает свое
имя и фамилию, свой пол, сколько ему лет. Начинается разделение слов на
подгруппы
по
общим
признакам,
появляется
обобщающая
функция
речи
(например, «одежда»: колготки, штаны, кофта, футболка; «посуда»: стакан,
тарелка,
кувшин;
«птицы»:
ворона,
голубь,
воробей).
Дети
уже
могут
составлять предложения из 3-5 слов, могут излагать свои мысли, используя
простые
и
сложные
предложения,
умеют
составить
короткий
рассказ
повествовательного или описательного типа («Я сегодня гулял на участке, мы
играли
в
песочнице»,
«Я
сегодня
нарисовала
цветочек,
он
получился
большой,
красивый,
с
разными
листочками»).
Ребенок
может
правильно
выговаривать почти все звуки, но еще возникают трудности с произношением
шипящих звуков: [ж], [ш,] [щ], [ч], и сонорных: [л], [н], [р], [й]. В 3 года
ребенок
начинает
использовать
существительные
в
разных
падежах,
в
единственном
и
множественном
числе,
в
разных
родах.
Начинает
использовать
в
речи
уменьшительно-ласкательные
суффиксы
(мама
–
1
мамочка,
заяц
–
зайчик),
а
также
повелительное
наклонение
глаголов
(попрыгай, принеси, встань). Также характерной особенностью речи в этом
возрасте является «изобретение» новых слов (например, «рваность» - дырка,
«правдун» - говорящий правду и т. п.). Словотворчество означает, что ребенок
уже освоил модель построения слова и применяет это в своей повседневной
речи.
В целом, речь становится более развитой по сравнению с речью 2-
летнего ребенка, но все еще наблюдается множество искажений. Ребенок в 3
года может переставлять слоги в словах («певрый» вместо «первый»), или
даже совсем пропускать некоторые слоги («атабиль» вместо «автомобиль»),
или заменять звуки в словах на другие («босой» вместо «большой», «сапля»
вместо
«цапля»,
«волона»
вместо
«ворона»).
Дети
часто
путают
род
существительных («моя папа пришла»), падежные окончания («я потеряла
куклов»). Возникают трудности с выражением своих мыслей.
Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям нужно
обращать внимание на следующие стороны речи:
Звуковая культура речи;
Лексическая сторона речи;
Грамматическая сторона речи;
Развитие связной речи.
Каждая из сторон речи взаимосвязана с предыдущей и базируется на
ней.
Сначала
ребенок
учится
правильно
произносить
звуки,
развивает
артикуляционный
аппарат,
учится
правильно
ставить
интонацию
в
предложении.
Затем
расширяет
словарный
запас:
увеличивает
в
речи
количество
существительных,
глаголов,
прилагательных,
местоимений,
наречий. Затем учится правильно использовать в речи предлоги, род и падеж
существительных и прилагательных, единственное и множественное число,
наклонение
глаголов.
И
наконец,
ребенок
учится
правильно
строить
предложения, развивает связную диалогическую речь.
2
Нужно иметь ввиду, что «обучение за партой» в возрасте 3 лет не
принесет видимых результатов, но может даже снизить интерес к занятиям
или совсем отбить желание учиться. Занятия должны проходить в игровой
форме, так как в возрасте 3 лет игра – ведущая деятельность ребенка, которая
ведет за собой развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и речи.
Родители могут совершенствовать речь ребенка, следуя рекомендациям:
1)
Следует проводить с ребенком артикуляционную гимнастику, чтобы
подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков;
2)
Используйте пальчиковые игры, так как это хороший способ развить
мелкую моторику рук, а мелкая моторика тесно связана с развитием
речи;
3)
Старайтесь
разговаривать
с
ребенком
не
спеша,
четко
выговаривая
звуки и выразительно выделяя интонацию, так как речь взрослого –
пример для подражания;
4)
Проводите с ребенком игры, направленные на расширение словарного
запаса. Называйте как можно больше признаков предмета («яблочко
какое?»
-
«Вкусное,
красное,
круглое,
ароматное»),
действий
(«что
можно
делать
с
куклой?»
-
«Играть,
кормить,
гулять,
одевать»),
помогайте определять время года, время суток по соответствующим
признакам;
5)
Рассказывайте
ребенку
назначение
окружающих
предметов
(«автомобиль нужен, чтобы ездить в гости, на природу, в магазин»), их
детали, части тела животных;
6)
Четко
выделяйте
в
речи
окончания
слов,
через
которые
ребенок
осваивает
род
существительного,
его
падеж,
число,
наклонение
у
глаголов;
7)
Показывайте
ребенку
нюансы
использования
приставок
(пришел
–
ушел), предлогов – в, на, за, под и т. п.;
8)
Используйте разные способы образование новых слов по аналогии
(«Что нужно для хлеба? Хлебница. Тогда что нужно для салфетки?» -
3
«Салфетница»), развивайте языковое чутье ребенка («Этот кот белый.
Какое имя тогда ему можно дать?» - «Снежок, Белок», «А этот кот
черный, как его назовешь?» - «Черныш, Уголек»);
9)
Помогайте ребенку рассказывать сказку или рассказ, начиная фразу и
давая ему ее закончить («Расскажи сказку кукле. Посадил дед..» -
«Репку». «Выросла…» - «Репка большая пребольшая»);
10)
Не
забывайте
учить
ребенка
говорить
слова
вежливости
(здравствуйте, спасибо, пожалуйста).
Помните, что нужно заниматься, играть с ребенком только в хорошем
настроении, и такое совместное времяпровождение будет не только развивать
речь вашего ребенка, но и поможет вам стать еще ближе и роднее.
Список использованных источников:
1)
Алексеева
М.М.,
Яшина
Б.И.
Методика
развития
речи
и
обучения
родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред,
пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 400 с.
2)
Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка //
Вопросы психологии, 1966, № 6
3)
Любина
Г.О.
О
речевом
поведении
воспитателя
//
Дошкольное
воспитание. – 1996. - №.4.
4)
Лямина
Г.М.
Особенности
развития
речи
детей
дошкольного
возраста//Хрестоматия
по
теории
и
методике
развития
речи
детей
дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб.
заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000
5)
Ушакова О. С. Развитие речи детей 3-5 лет; Сфера - Москва, 2011. - 192
c.
6)
Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательствово
Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
4