Напоминание

Проект "Детско-родительский клуб "Теплые ладошки"


Автор: Дьячковская Марианна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - Д/с "Одуванчик" с. Асыма
Населённый пункт: с. Асыма Горный улус Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: проект
Тема: Проект "Детско-родительский клуб "Теплые ладошки"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Особенности речевого развития детей во втором младшем дошкольном

возрасте
Возраст 3 лет характеризуется бурным развитием психики ребенка. Активно развиваются память, мышление, внимание, эмоционально-волевые процессы, воображение. Особенно активно в этом возрасте развивается речь. Для ребенка в 3 года на передний план выходят отношения с другими людьми, знакомства, установление эмоциональных связей, в 3 года ребенок уже может завязать первые дружеские отношения с другими детьми, и речевая активность играет в этом наиболее важную роль. В 3 года речь ребенка имеет в норме следующие характерные особенности. Активный словарный запас составляет примерно 700-1000 слов. Словарный запас ребенка состоит в основном из существительных и глаголов, обозначающих предметы окружающего мира и действия, связанные с ними. Кроме этого, ребенок начинает употреблять прилагательные («Помидор какой?» - «Красный, вкусный»), местоимения («Я сам», «она/он со мной дружит»), числительные (один, много). Ребенок хорошо знает свое имя и фамилию, свой пол, сколько ему лет. Начинается разделение слов на подгруппы по общим признакам, появляется обобщающая функция речи (например, «одежда»: колготки, штаны, кофта, футболка; «посуда»: стакан, тарелка, кувшин; «птицы»: ворона, голубь, воробей). Дети уже могут составлять предложения из 3-5 слов, могут излагать свои мысли, используя простые и сложные предложения, умеют составить короткий рассказ повествовательного или описательного типа («Я сегодня гулял на участке, мы играли в песочнице», «Я сегодня нарисовала цветочек, он получился большой, красивый, с разными листочками»). Ребенок может правильно выговаривать почти все звуки, но еще возникают трудности с произношением шипящих звуков: [ж], [ш,] [щ], [ч], и сонорных: [л], [н], [р], [й]. В 3 года ребенок начинает использовать существительные в разных падежах, в единственном и множественном числе, в разных родах. Начинает использовать в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы (мама – 1
мамочка, заяц – зайчик), а также повелительное наклонение глаголов (попрыгай, принеси, встань). Также характерной особенностью речи в этом возрасте является «изобретение» новых слов (например, «рваность» - дырка, «правдун» - говорящий правду и т. п.). Словотворчество означает, что ребенок уже освоил модель построения слова и применяет это в своей повседневной речи. В целом, речь становится более развитой по сравнению с речью 2- летнего ребенка, но все еще наблюдается множество искажений. Ребенок в 3 года может переставлять слоги в словах («певрый» вместо «первый»), или даже совсем пропускать некоторые слоги («атабиль» вместо «автомобиль»), или заменять звуки в словах на другие («босой» вместо «большой», «сапля» вместо «цапля», «волона» вместо «ворона»). Дети часто путают род существительных («моя папа пришла»), падежные окончания («я потеряла куклов»). Возникают трудности с выражением своих мыслей. Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям нужно обращать внимание на следующие стороны речи:  Звуковая культура речи;  Лексическая сторона речи;  Грамматическая сторона речи;  Развитие связной речи. Каждая из сторон речи взаимосвязана с предыдущей и базируется на ней. Сначала ребенок учится правильно произносить звуки, развивает артикуляционный аппарат, учится правильно ставить интонацию в предложении. Затем расширяет словарный запас: увеличивает в речи количество существительных, глаголов, прилагательных, местоимений, наречий. Затем учится правильно использовать в речи предлоги, род и падеж существительных и прилагательных, единственное и множественное число, наклонение глаголов. И наконец, ребенок учится правильно строить предложения, развивает связную диалогическую речь. 2
Нужно иметь ввиду, что «обучение за партой» в возрасте 3 лет не принесет видимых результатов, но может даже снизить интерес к занятиям или совсем отбить желание учиться. Занятия должны проходить в игровой форме, так как в возрасте 3 лет игра – ведущая деятельность ребенка, которая ведет за собой развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и речи. Родители могут совершенствовать речь ребенка, следуя рекомендациям: 1) Следует проводить с ребенком артикуляционную гимнастику, чтобы подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков; 2) Используйте пальчиковые игры, так как это хороший способ развить мелкую моторику рук, а мелкая моторика тесно связана с развитием речи; 3) Старайтесь разговаривать с ребенком не спеша, четко выговаривая звуки и выразительно выделяя интонацию, так как речь взрослого – пример для подражания; 4) Проводите с ребенком игры, направленные на расширение словарного запаса. Называйте как можно больше признаков предмета («яблочко какое?» - «Вкусное, красное, круглое, ароматное»), действий («что можно делать с куклой?» - «Играть, кормить, гулять, одевать»), помогайте определять время года, время суток по соответствующим признакам; 5) Рассказывайте ребенку назначение окружающих предметов («автомобиль нужен, чтобы ездить в гости, на природу, в магазин»), их детали, части тела животных; 6) Четко выделяйте в речи окончания слов, через которые ребенок осваивает род существительного, его падеж, число, наклонение у глаголов; 7) Показывайте ребенку нюансы использования приставок (пришел – ушел), предлогов – в, на, за, под и т. п.; 8) Используйте разные способы образование новых слов по аналогии («Что нужно для хлеба? Хлебница. Тогда что нужно для салфетки?» - 3
«Салфетница»), развивайте языковое чутье ребенка («Этот кот белый. Какое имя тогда ему можно дать?» - «Снежок, Белок», «А этот кот черный, как его назовешь?» - «Черныш, Уголек»); 9) Помогайте ребенку рассказывать сказку или рассказ, начиная фразу и давая ему ее закончить («Расскажи сказку кукле. Посадил дед..» - «Репку». «Выросла…» - «Репка большая пребольшая»); 10) Не забывайте учить ребенка говорить слова вежливости (здравствуйте, спасибо, пожалуйста). Помните, что нужно заниматься, играть с ребенком только в хорошем настроении, и такое совместное времяпровождение будет не только развивать речь вашего ребенка, но и поможет вам стать еще ближе и роднее.
Список использованных источников:
1) Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. 2) Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1966, № 6 3) Любина Г.О. О речевом поведении воспитателя // Дошкольное воспитание. – 1996. - №.4. 4) Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000 5) Ушакова О. С. Развитие речи детей 3-5 лет; Сфера - Москва, 2011. - 192 c. 6) Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с. 4


В раздел образования