Автор: Надточиева Ольга Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 169" Населённый пункт: Новокузнецк Наименование материала: статья Тема: "Методика обучения пересказу" Раздел: дошкольное образование
«Методика обучения
пересказу»
(консультация для воспитателей.)
Дошкольное
детство
–
период,
когда
особое
внимание
уделяется
развитию у детей связной речи. Правильно организованный литературный
пересказ
окажет
неоценимую
помощь
в
работе
над
речевыми
навыками
дошкольников.
Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному
из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. К
сожалению,
в
методической
литературе
почти
не
уделяется
внимания
пересказу.
В
учебных
пособиях
рассматриваются
все
основные
вопросы
развития речи детей дошкольного возраста, при этом проблема обучения
пересказу освещается недостаточно.
Обучение пересказу – нелегкая задача, которая ставит перед педагогом
много вопросов:
Какие требования существуют к тексту для пересказа?
Какие литературные жанры целесообразно использовать на занятиях по
пересказу?
Каким по объему должно быть литературное произведение?
Какое
влияние
оказывают
содержание,
композиция,
язык
выбранного
произведения на качество детского пересказа?
Как должна строиться работа по обучению пересказу?
Какие приемы обучения пересказу необходимо использовать и в какой
возрастной группе?
Какое влияние занятия по пересказу оказывают на речевое и умственное
развитие ребенка?
Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому
существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа,
суть которых заключается в следующем:
- полноценное и доступное содержание;
- разнообразие жанров;
- четкая композиция;
- простой, но богатый язык;
- небольшой размер.
Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному,
развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость,
толерантность).
Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и
описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные:
короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои
особенности
и
свои
возможности
воспитательного
воздействия.
Стихотворение не годится для пересказа.
Анализ
пересказа
разнообразных
прозаических
текстов,
длинных
и
коротких, сложных и простых, демонстрирует, что дети по-разному передают
их
содержание.
Дошкольники
хорошо
пересказывают
литературное
произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания,
становится
им
близким,
даже
если
содержание
и
не
относится
к
их
непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать
тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые
могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом
работа
воображения
должна
опираться
на
имеющиеся
у
дошкольников
представления и простейшие понятия.
Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что
между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к
другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное
в произведении.
Язык произведений, которые мы читаем и предлагаем для пересказа
детям,
должен
быть
для
них
образцом.
Очень
хороши
в
этом
смысле
произведения
Л.Н.
Толстого,
К.Д.
Ушинского.
Рассказы
Л.Н.
Толстого
особенно подходят для пересказа еще и потому, что их язык усложняется
постепенно: текст рассказов для маленьких значительно проще, предложения
короче, чем в таких произведениях, как "Косточка", "Лев и собачка" и др.
Можно также использовать произведения Л. Воронковой, В. Осеевой, В.
Бианки, М. Пришвина.
Пересказывание повышает внимание детей к языку. Сначала они не
следят за тем, как они говорят, но позднее их интерес к своему языку и речи
сверстников начинает расти. Со временем после прослушивания пересказа
товарища дети начинают делать замечания не только по содержанию, но и по
языку. При чтении рассказа они отмечают выражение, которое им особенно
понравилось.
Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то
сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. Впоследствии,
как
показали
наблюдения,
они
стремятся
употреблять
новое
слово
при
пересказе и даже гордятся этим.
Очень
важно
обращать
внимание
на
грамматическую
структуру
выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще
недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные
обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Они не осознают, что
основное
внимание
надо
уделять
не
подбору
особых
грамматических
конструкций, а грамматически правильной речи.
Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные
дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.
В средней группе на первых занятиях можно использовать много раз
читанные детям русские, народные сказки «Теремок», «Козлятки и волк» (с
элементами настольного театра), «Кто сказал «мяу?» В. Сутеева (отрывки), а
далее
—
впервые
прочитанные
рассказы
Л.
Н.
Толстого,
состоящие
из
нескольких предложений («Сел дед пить чай»), и других писателей, а также
произведения, подобранные В. В. Гербовой. Для старшей и подготовительной
к
школе
групп
подбор
текстов
дан
в
«Хрестоматии
для
детей
старшего
дошкольного возраста» (М., 1976, 1981). В подготовительной к школе группе
можно
предлагать
детям
более
сложные
по
форме
бессюжетные,
описательные
произведения
(«Кот
Васька»
К.
Д.
Ушинского,
«Разлились
реки»
Г.
Скребицкого),
а
также
рассказы-миниатюры
или
отрывки
из
произведений
о
природе
поэтического
характера
(«Зеленые
бабочки»
Н.
Сладкова и др.).
Очень сложен для детей такой тип речи, как описание. Часто старшие
дошкольники начинают пересказ с завязки, опуская разного рода описания.
Это объясняется тем, что в памяти детей ярче сохраняется то, что сильнее
задело чувства. Это нисколько не противоречит тому, что дети, если в их
представлениях
есть
яркий
образ,
иногда
дополняют
свой
пересказ
описанием, которого может и не быть, например, в сказке. Кроме того, дети
старшего дошкольного возраста придумывают яркие описательные загадки
(например, "Ярко-красная, душистая, сладкая, в траве растет, сама в рот
просится"). Сравнивая знакомые предметы, дошкольники дают полноценные
описания не только при наличии предметов, но и по представлению.
При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего,
учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность.
При
этом
также
важно
помнить,
что
размер
произведения
влияет
на
восприятие,
усвояемость
и
качество
пересказа.
Относительно
этого
параметра произведения, отбираемого для пересказа, необходимо учитывать
следующее:
- если пересказ проводился уже в средней группе, то в старшей группе во
втором полугодии дети после вторичного прочтения педагогом произведения
могут
правильно,
последовательно
и
достаточно
полно
воспроизвести
длинный рассказ или сказку без дополнительных вопросов воспитателя;
-
в
начале
работы
качество
детских
пересказов
зависит
от
величины
произведения. Как показывает практика, из равноценных по сложности и
динамичности
произведений
более
короткие
дети
пересказывают
последовательнее, точнее и полнее, чем длинные.
Таким
образом,
работа
по
обучению
пересказу
должна
вестись
систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать
следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает
увереннее.
Нельзя
предлагать
детям
для
воспроизведения
длинные
и
сложные рассказы (например, "Тёма и Жучка" Н. Гарина или "Первая охота"
В.
Бианки).
Конечно
же,
некоторые
дети
могут
пересказать
их,
но,
как
правило, результаты не удовлетворяют ни ребенка, ни воспитателя. Итак,
занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:
1.
Вводная
часть.
Подготовка
детей
к
восприятию
нового
произведения,
главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей,
показ картинки и др.).
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы
обеспечить
свободное
художественное
восприятие.
Эти
два
этапа
опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4. Подготовительная беседа (разбор произведения).
Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик
образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные
определения,
сравнения,
фразеологизмы),
активная
подготовка
к
выразительному
пересказу
(работа
над
прямой
речью
действующих
лиц,
осмысление
интонаций,
ударений,
темпа,
особенно
в
важных
композиционных
моментах).
Все
эти
цели
решаются
в
единстве,
при
последовательном
анализе
текста
по
ходу
его
сюжета.
1-й
и
4-й
этапы
опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и
разобрано заранее, за 3—6 дней до пересказа, или если дети уже отлично
справляются с пересказом самостоятельно.
5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним
уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».
6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько
секунд).
7. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце
вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные
приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
На некоторых занятиях полезно сочетать два текста для пересказа: первый —
новый для детей, сравнительно легкий; второй — уже известный им, он
должен быть коротким. Это оживляет внимание детей.
Во
второй
половине
года,
когда
будет
накоплен
репертуар
для
пересказывания, можно провести занятия по пересказу знакомых сказок уже
по
выбору
самих
детей.
Воспитатель
называет
две
или
три
сказки
и
предлагает всем подумать, кто какую сказку хочет рассказать. Такое занятие
помогает формировать вкусы и интересы ребенка.
Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его
прочтения.
Дошкольников
необходимо
подготовить
к
этому
виду
деятельности.
Более
глубокому
осмыслению
текста
способствуют
беседа
после
чтения
рассказа,
его
иллюстрирование
перед
пересказом,
игра-
драматизация, дидактические игры. Например, игра-драматизация помогает
детям пережить и осмыслить литературное произведение, понять его образы
и в дальнейшем лучше его воспроизводить. Дидактические игры обучают
детей думать и выражать свои мысли и тем самым помогают правильно
воспринять и воспроизвести текст. Различают дидактические игры:
- способствующие формированию систематизированного круга простейших
понятий;
- направленные на сравнение предметов (по картинке и по представлению);
- направленные на описание;
-
игры-упражнения
для
уточнения
и
активизации
словаря
и
совершенствования грамматического строя речи.
В процессе беседы после чтения художественного произведения (до его
пересказа) педагоги, как правило, задают детям вспомогательные вопросы,
порой неправильно сформулированные. Чаще всего вопросы воспитателя
направлены главным образом на работу памяти, а не мышления. В этом
случае беседа не достигает цели. Лучше задавать такие вопросы, которые
помогают анализировать рассказ, осмысливать связь между фактами и делать
выводы.
Уже в работе с детьми средней группы можно широко применять беседу.
Во
время
беседы
дошкольники
с
помощью
взрослого
анализируют
произведение,
что
дает
возможность
одним
воспитанникам
проверить
и
углубить свое понимание, другим – уточнить понимание, третьим – понять
свои ошибки. Для дошкольников, которые неправильно поняли произведение,
одной беседы недостаточно, с ними надо работать дополнительно.
Коллективная беседа позволяет детям совместно пережить произведение,
обменяться мнениями, обдумать сказанное сверстниками, иногда поспорить и
при умелом руководстве воспитателя прийти к правильным выводам.
Важно, чтобы дошкольники не только осмыслили содержание произведения,
сумели хорошо его воспроизвести, но и поняли его идею, основные этапы
развития действия.
Воспитатель
должен
объяснить
детям
некоторые
незнакомые
слова,
имеющие значение для понимания текста, либо перед чтением, либо после
первого прочтения (если есть основание полагать, что дети сами не поймут
это слово из контекста).
Очень важно правильно организовать сам процесс пересказа. Ребенку
еще сложно самому воспроизводить услышанное, поэтому педагог должен
помочь ему сделать его рассказ как можно более стройным, логичным и
точным. Для этого следует использовать правильные и вовремя поставленные
вопросы.
Предложенный
в
начале
пересказа
вопрос
дает
возможность
неуверенному в себе ребенку войти в мир образов, вспомнить логический ход
сюжета.
Важно,
чтобы
дошкольники
не
только
осмыслили
содержание
произведения, сумели хорошо его воспроизвести, но и поняли его идею,
основные этапы развития действия.
Воспитатель
должен
объяснить
детям
некоторые
незнакомые
слова,
имеющие значение для понимания текста, либо перед чтением, либо после
первого прочтения (если есть основание полагать, что дети сами не поймут
это слово из контекста).
Очень важно правильно организовать сам процесс пересказа. Ребенку
еще сложно самому воспроизводить услышанное, поэтому педагог должен
помочь ему сделать его рассказ как можно более стройным, логичным и
точным. Для этого следует использовать правильные и вовремя поставленные
вопросы.
Предложенный
в
начале
пересказа
вопрос
дает
возможность
неуверенному в себе ребенку войти в мир образов, вспомнить логический ход
сюжета. Иногда при пересказе воспитателю стоит использовать подсказки.
Бывает,
что
ребенок
осмыслил
содержание
произведения,
установил
причинные связи событий, выявил взаимоотношения героев, обдумал свое
отношение к ним, последовательно и подробно стал воспроизводить текст, но
во время пересказа вдруг остановился и замолчал. Оказывается, он забыл
какое-то выражение, которое ему хочется передать без изменения, или же не
находит нужного слова. В таких случаях важно своевременно подсказать
ребенку слово, даже если он ни о чем не спрашивает.
Большое значение имеет внимание педагога, его интерес к тому, что и
как
пересказывают
дети.
Это,
во-первых,
вызывает
у
ребенка
желание
рассказать как можно лучше и, во-вторых, помогает выяснить, нуждается ли
он в помощи, какая нужна помощь, как руководить им в процессе пересказа.
Руководить можно, разумеется, не только при помощи определенных
педагогических
приемов:
соответствующий
тон
замечания
или
вопроса.
Иногда достаточно повторить последнюю сказанную ребенком фразу, чтобы
он
продолжил
свой
рассказ.
Такой
прием
помогает
рассеянным
детям.
Необходимо
поощрять
воспитанников,
особенно
при
воспроизведении
длинных рассказов. Одобрение делает ребенка более активным, внушает ему
веру в свои силы. Поощрять можно по-разному: улыбкой, кивком головы, а
иногда
и
одобрительным
словом.
Как
и
когда
выразить
поощрение,
воспитателю подскажет его педагогический опыт.
После
каждого
рассказа
рекомендуется
устраивать
совместное
обсуждение. Оно помогает детям старшего дошкольного возраста глубже
проникать
в
содержание
произведения
и
критически
относиться
к
собственному
пересказу,
вызывает
коллективные
переживания
и
способствует объединению детей. Конечно, в первое время всякое замечание
сверстников вызывает у ребенка недовольство, что часто может проявляться
внешне: он хмурится, иногда грозит кулаком тому, кто делает ему замечание.
Постепенно
старшие
дошкольники
начинают
понимать,
что
замечания
приносят пользу.
На
занятиях
по
пересказу
дети
упражняются
в
умении
слушать
и
анализировать
пересказы
своих
сверстников.
Благодаря
систематической
работе по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков
хорошо воспроизводить содержание текстов (рассказов, сказок) они начинают
глубоко переживать произведение, у них появляется потребность проникнуть
в его смысл, понять взаимоотношения героев, оценить их поведение, выявить
причинные
связи
событий.
У
детей
развивается
п ы тл и во с т ь ,
самостоятельность мысли, умение анализировать, делать выводы.
Бл а год а р я
р а з в и т и ю
л о г и ч е с ко й
п а м я т и
ф о рм и руе т с я
и
последовательность мышления. Если эта работа ведется систематически, то к
концу учебного года дошкольники становятся очень чуткими к нарушению
точности воспроизведения, а также к пропускам существенного. В тесной
связи с мышлением развивается речь детей, они активно овладевают родным
языком.
Словарный
запас
становится
богаче,
ведь
при
пересказе
дошкольники
стремятся
подобрать
более
точное
слово,
сравнение,
ярко
рисующее
образ.
Реже
встречаются
грамматические
ошибки
(меньше
неправильных
согласований
слов,
ошибок
в
окончании
существительных
множественного числа). Если ребенок и допускает неточности, то лишь в
словах, которые он редко употребляет в повседневной жизни.
В речи детей становится больше прилагательных, но деепричастий и
причастий они по-прежнему избегают. Постепенно уменьшается количество
ошибок в ударении.
Внимание детей постепенно становится более сосредоточенным,
устойчивым, развивается произвольное внимание. Дошкольники начинают
внимательно слушать пересказы сверстников, при обсуждении пересказов
большинство, а часто и все дети группы делают замечания, относящиеся к
содержанию или языку воспроизведения.
Работа по пересказу художественных произведений оказывает влияние и
на нравственное развитие детей
Требования к организации занятий по пересказу
- Необходимы четкая организация занятия и внимание педагога к каждому
ребенку.
- Произведения, предназначенные для пересказа, необходимо читать всей
группе, беседу проводить тоже со всей группой. Если текст оказался для этой
группы
детей
сложным
и
в
целом
недостаточно
разобран,
его
следует
поручить
пересказать
тому,
кто
хорошо
это
делает.
В
дальнейшем
воспитатель повторно может предложить всей группе пересказать текст, но
предварительно надо прочитать его еще раз.
- Количество участвующих в пересказе на одном занятии зависит от размера
произведения и от полноты пересказов (примерно 5–7 детей).
- На занятиях по пересказу следует добиваться, чтобы успехи делал каждый
ребенок. Часто можно видеть, что в беседе после прочтения произведения
принимают
участие
лишь
наиболее
развитые
воспитанники,
они
же
и
пересказывают. В результате 5–6 детей из всей группы (занятия проводятся
по подгруппам, а это общий итог) пересказывают хорошо, 8–10 – кое-как и
кое-что, а остальные не умеют передать последовательно ни одного текста.
Источник: А. М. Бородич, "Методика развития речи детей", М., 1981