Автор: Прокопенко Галина Васильевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 66 Населённый пункт: г. Томск Наименование материала: Статья Тема: Развитие познавательной деятельности дошкольников Раздел: дошкольное образование
«Развитие познавательной деятельности дошкольников»
Особое значение для развития личности дошкольников имеет усвоение ими
представлений
о
взаимосвязи
природы
и
человека.
Овладение
способами
практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление
мировидения ребёнка, его личностный рост. Большую роль играет поисково-
познавательная
деятельность
дошкольников,
в
форме
экспериментальных
действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые
существенные связи с явлениями природы.
Такая работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности
детей и решение следующих задач:
1.
Формировать
у детей дошкольного возраста
способности видеть
многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
2.
Развивать собственного познавательного опыта;
3.
Поддерживать
у
детей
инициативу,
сообразительность,
пытливость,
критичность, самостоятельность.
Организация работы идёт по трём взаимосвязанным направлениям:
1.Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-
климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к
окружающей среде).
2. Неживая природа (воздух, вода, почва)
3. Человек (функционирования организма; рукотворный мир).
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному
поиску
причин,
способов
действий,
проявлению
творчества.
Дидактический
материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной
активности
ребёнка,
определяемой
им
самим,
и
активности,
стимулируемой
взрослым.
Собственная
активность
детей
связана
с
активностью,
идущей
от
взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся
достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает их как собственные [1, с.
104].
Такие
формы
педагогической
работы,
обеспечивают
личностно
ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как
партнёров), создавая атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку реализовать
свою познавательную активность. Дети дошкольного возраста, по природе своей
-
пытливые
исследователи
окружающего
мира.
Большое
значение
экспериментирование имеет для развития ребёнка и поэтому просто необходима
лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами. Это
даёт возможность:
1.
Работать с детьми малыми группами (по 6-8 человек) по интересам.
2.
Использовать материалы, которые часто не используются при большом
количестве детей.
3.
Не ограничивать ребёнка в деятельности из гигиенических соображений.
Совместная
деятельность
воспитателя
с
детьми
в
детской
лаборатории
организуется один раз в неделю, с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30
минут. Проводятся
эксперименты
небольшими подгруппами с учётом уровня
развития и познавательных интересов детей по 2-3 эксперимента (в зависимости от
сложности):
1. Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи).
2. Выдвижение предложений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
3. Проверка гипотез.
4. Подведение итогов, выводы.
5. Фиксация результатов.
6. Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются
различные стимулы:
1. Внешние стимулы (новизна, необычность объекта).
2. Тайна, сюрприз.
3. Мотив помощи.
4. Познавательный мотив (почему так?).
5. Ситуация выбора.
Работа в детской лаборатории начинается с экскурсии, во время
которой
дети
знакомятся
с
оборудованием,
правилами
поведения.
После
проведений экспериментов у детей особенно старшего дошкольного возраста,
возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.
Их
интересует,
как
выглядит
микроб,
отчего
бывает
ветер,
откуда
звук
в
телевизоре и многое другое.
Торопиться с ответом не надо, а способствовать
тому,
чтобы
дети
нашли
его
самостоятельно.
Дети
охотно
обращаются
за
помощью
к
энциклопедиям,
познавательной
литературе.
Овладение
д о ш ко л ь н и ка м и
р а з н и м и
с п о с о б а м и
п о з н а н и я ,
в
т ом
ч и с л е
и
экспериментированием,
способствует
развитию
активной,
самостоятельной,
творческой личности.
Детская лаборатория должна быть оснащена разнообразным оборудованием
и материалами для проведений экспериментов с детьми старшего дошкольного
возраста:
1. Увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы (на 3 минуты),
магниты, воронки.
2.
Прозрачные
и
непрозрачные
сосуды
разной
конфигурации
и
объёма:
пластиковые бутылки, стаканы, ведёрки, воронки.
3. Природные материалы: камни разного цвета, глина, песок, земля, уголь,
ракушки, шишки, скорлупа орехов, листья, веточки и многое другое.
4. Бросовый материал: пробки, проволока, кусочки кожи, меха, ткани.
5. Технические материалы: гайки, винтики, болтики, гвоздики.
6. Разные виды бумаги.
7. Красители: ягодный сироп, краски акварельные.
8. Медицинский материал: пипетки, колбы, пробирки, деревянные палочки,
вата, марля, резиновая груша.
9. Прочие материалы: зеркала, шары воздушные, мука, соль, крупы и многое
другое [3, с. 3]
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно
даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются
его
мыслительные
процессы,
так
как
постоянно
возникает
необходимость
совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Экспериментирование
включает
в
себя
активные
поиски
решения
задачи,
выдвижение
предположений,
реализацию
выдвинутой
гипотезы
в
действии
и
построение
доступных
выводов.
Детское
экспериментирование
является
хорошим средством интеллектуального развития дошкольников
Дети проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другим видам
деятельности, дети активны, исследовательский интерес к миру неживой природы
проявляют. Экспериментирование оказывает влияние на:
1. Повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения
и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать
проблемы, анализировать).
2. Речевое развитие (обогащение словарного запаса,
закрепление умения
грамматически
правильно
строить
свои
ответы
на
вопросы,
умение
задавать
вопросы).
3. Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности,
умения
сотрудничать
с
другими,
потребности
отстаивать
свою
точку
зрения,
согласовывать её с другими).
4. Знания детей о неживой природе.
Дети
получают
правильное
представление
об
окружающем
мире.
Такие
эксперименты помогают детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои
знания
в
неживой
природе.
Детское
экспериментирование
надо
начинать
с
дошкольного возраста. В процесс экспериментирования дошкольник, в силу его
природы,
может
войти
лишь
через
эмоциональный
заряд
детского
удивления,
загадок. Такая ситуация должна содержать в себе проблему, требующую проверки
опытным путем. Ребенка необходимо столкнуть с противоречием, лежащим в ее
основе. При этом противоречие должно быть представлено на языке, понятном
человеку этого возраста, и заключено в игровую оболочку [2, с. 10].
Литература
1.
Виноградова
Н.Ф.,
Куликова
Т.
А.
Дети,
взрослые
и
мир
вокруг
М.
«Просвещение» 1993 – 123 с.
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом М.2013 – 152 с.
3.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего
и старшего дошкольного возраста. Детство-пресс 2007 – 124 с.