Успешная практика внедрения образовательных программ
Автор: Тарасова Надежда Вениаминовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦДОД"Творчество" Населённый пункт: п. Чернышевский Мирнинский район Республика Саха(Якутия) Наименование материала: статья Тема: Успешная практика внедрения образовательных программ Раздел: дополнительное образование
Н.В.Тарасова
МБОУ ДО ЦДОД «Творчество»
п. Чернышевский
Мирнинского района РС(Я)
Успешная практика внедрения образовательных программ для детей,
требующих особого внимания государства и общества.
В
рамках
образовательной
инициативы
Президента
Российской
Федерации « Наша новая школа» одним из приоритетных направлений является
предшкольное образование.
1.
Введение.
Поступление
в
школу
–
это
начало
нового
этапа
в
жизни
ребенка,
вхождение
его
в
мир
знаний,
новых
прав
и
обязанностей,
сложных
и
разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками
2. Подготовка детей к школе – задача многогранная и актуальная.
Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи,
правда, исключительно важный и значимый. Однако и внутри этого аспекта
выделяют три основных подхода к этой проблеме:
К
первому
подходу
могут
быть
отнесены
все
исследования,
направленные на формирование у детей дошкольного возраста определённых
умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Этот подход получил в
педагогике и психологии мощное развитие в связи с вопросом возможности
обучения с более раннего возраста.
В исследованиях этого направления установлено, что дети 5-6 лет имеют
значительные интеллектуальные, физические и психические возможности, что
позволяет накопить определенный багаж знаний, умений, навыков для обучения
ребенка в школе.
Второй подход заключается в том, что у ребенка, поступающего в
школу,
должен
быть
определенный
уровень
познавательных
интересов,
готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность
этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.
Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать генезис
отдельных
компонентов
учебной
деятельности
и
выявить
пути
их
формирования на специально организованных учебных занятиях.
Выявлено,
что
у
детей,
проходивших
экспериментальное
обучение
(рисование,
лепка,
аппликация,
конструирование
и
др.)
сформировались
различные элементы учебной деятельности, т.е. психологическая готовность к
школьному обучению.
Проблемами готовности детей, поступающих в школу, занимались Л.А.
Венгер, В.В.Холмовская, Д.Б.Эльконин и др.
В
школе
за
последние
годы
произошли
серьезные
преобразования,
введены новые программы. Все более высокие требования предъявляются
к
детям, идущим в первый класс.
Таким образом, проблема готовности ребенка к школьному обучению
остается актуальной. Необходимость
ее изучения вытекает из собственной
работы школы в современных условиях:
Во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу.
Во-вторых,
в
результате
введения
в
начальную
школу
новых
программ, разработок методистов-новаторов, существует возможность выбора
обучения
ребенка
по
той
или
иной
программе
в
зависимости
от
уровня
подготовки к школе.
В-третьих, в связи с изменением социальных условий многие дети
имеют разный уровень готовности к обучению в школе в зависимости от того,
посещали ли они детское дошкольное учреждение или воспитывались дома.
3.
Учитывая
актуальность
данной
проблемы,
я
определила
тему
исследования: «Успешное внедрение образовательной программы
«АБВГД –
йка», как эффективный способ подготовки детей к школе, требующий особого
внимания государства и общества».
Цель
исследования
–
выявить
психолого-педагогические
условия
готовности ребенка к школьному обучению и определить роль и место, влияние
образовательного учреждения на эту готовность.
Объект
исследования
–
учебно-воспитательный
процесс
подготовки
детей к обучению в школе.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия готовности
дошкольников к школьному обучению.
4.
В
соответствии
с
целью,
объектом,
предметом
исследования,
определяются его основные задачи:
1) Рассмотреть сущность понятия «готовность к школьному обучению»,
выделить ее критерии.
2)
Исследовать взаимосвязь семьи и студии «АБВГД-йка» в вопросе
подготовки детей к школе.
3)
Предложить
рекомендации,
позволяющие
выявить
уровень
готовности к школьному обучению.
В работе были использованы следующие методы:
1) анализ научно-педагогической и методической литературы;
2)
педагогический
эксперимент
(наблюдение,
беседы
с
детьми
и
их
родителями, учителями);
Работа имеет практическую значимость, которая выражается в создании
условий,
способствующих
формированию
высокого
уровня
готовности
к
школьному обучению.
5.
Психолого-педагогическая
готовность
к
школьному
обучению
формируется
у
ребенка
постепенно
с
момента
рождения
–
в
общении
с
взрослыми и сверстниками, в игре, посильном труде и дошкольном обучении.
Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим
о его психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе.
В чем же проявляется низкий уровень подготовленности к школьному
обучению?
1) Ребенок с низким уровнем подготовленности к школе
не может
сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не может
включиться в общий режим работы класса.
2) У ребенка с низким уровнем подготовленности к школе слабо развиты
связная речь и логическое мышление, он не умеет задавать вопросы, сравнивать
предметы, явления, выделять главное; у него нет привычки к элементарному
контролю за собой.
3) Ребенок, плохо подготовленный к школе, часто мало инициативен,
тяготеет к шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству.
Опыт
показывает,
что
часто
причиной
низкой
успеваемости
является
педагогическая
запущенность
детей
в
недостаточно
благополучных
семьях.
Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций,
приводит
к
снижению
уровня
развития
ребенка.
Однако
и
в
достаточно
благополучных семьях не всегда пользуются возможностями для полноценной
подготовки
детей
к
школе.
Это
во
многом
объясняется
в
неправильном
понимании родителями сущности подготовки к школе.
Практика показывает, что подготовленные к школе дети безболезненно
вливаются в учебный процесс и успешно учатся в школе.
Исходя
из
этой
проблемы
возникает
необходимость
работы
студии
«АБВГД – йка», как эффективный способ подготовки неорганизованных детей к
школе,
потому
что
детские
сады
поселка
не
в
силах
охватить
всех
детей
предшкольного возраста, ввиду нехватки мест, а также желания родителей дать
всестороннее развитие своему малышу для успешного вливания в дальнейшем
в школьную жизнь.
6.
Подготовка
детей
к
школе
в
студии
«АБВГД
–йка»
при
ЦДОД
«Творчество» включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание
ребенка
(психологическое,
физическое,
умственное,
нравственное,
эстетическое) и специальную подготовку к усвоению тех предметов, которые он
будет изучать в школе. Решение проблемы подготовки к школе на занятиях
предполагает систематическую работу с детьми по четырем направлениям:
1. Подготовка к обучению грамоте.
2. Математическая подготовка.
3. Подготовка руки к письму.
4.
ИЗО-деятельность
(рис ова ние ,
аппликация, лепка, конструирование).
Содержание
работы
на
занятиях
по
формированию готовности к школе включает
в себя следующее:
1. Формирование у детей представления
о
занятиях
как
важной
деятельности
для
приобретения знаний. На основе этого представления у ребенка вырабатывается
активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к
словам педагога).
2.
Формирование
нравственно-волевых
качеств
(настойчивости,
ответственности,
самостоятельности,
старательности).
Это
проявляется
в
настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для
этого достаточные усилия.
3.
Формирование
у
ребенка
опыта
деятельности
в
коллективе
и
положительного
отношения
к
сверстникам,
осознание значимости собственного активного
участия
в
решении
общей
задачи;
усвоение
с п о с о б о в
а кт и в н о го
в о зд е й с т в и я
н а
с в е р с т н и ко в
к а к
у ч а с т н и ко в
о б щ е й
деятельности
(умение
оказать
помощь,
справедливо
оценивать
результаты
работы
сверстников,
тактично
отмечать
недостатки).
Для
этого
дети
должны
знать
о
моральных
нормах поведения в коллективе.
4. Формирование у детей навыков организованного поведения учебной
деятельности
в
условиях
коллектива.
Наличие
этих
навыков
оказывает
существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности
ребенка,
делает
его
более
самостоятельным
в
выборе
занятий,
игр,
деятельности по интересам. Все занятия проходят в игровой форме. Значение
игр
в
подготовке
к
школе
трудно
переоценить.
Сюжетно
-
ролевые
игры
оказывают
широкое
общеразвивающее
влияние
на
личность
будущего
школьника, а игры с правилами, дидактические, непосредственно связаны с
предстоящей
учебной
деятельностью
и
поведением
учащегося.
В
играх
происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и
действий,
в
значительной
степени
приближенных
к
будущей
учебной
деятельности. То есть, в игре происходит непосредственная подготовка ребенка
к переходу на новую ступень обучения - поступлению в школу.
Овладение
детьми
грамотой
и
математикой
происходит
в
процессе
специальных занятий, основной целью которых и является формирование у
детей
предпосылок
к
обучению
письму
и
счету.
Это
сложная
умственная
деятельность,
которая
требует
определенной
зрелости
многих
психических
функций ребенка. Сам процесс письма психологически и физиологически очень
сложен;
по этому
проце сс
овладения
навыками
письма
и м е е т
многокомпонентную психофизиологическую структуру.
Подготовка
руки
к
письму
осуществляется
как
на
интегрированных
уроках,
так
и
на
специальных,
путем
систематических
упражнений
в
специальных тетрадях для дошколят, разработанных с учетом ФГОС (автор –
Гаврина С.Е., издательство РОСМЭН).
На
интегрированных
занятиях
лепки
и
развития
речи
из
пластилина
можно слепить буквы, составить слово и выполнить его звуковой анализ. А на
интегрированных
занятиях
математики
и
рисования
можно
выполнить
упражнения «Графический диктант», «Нарисуй предмет по точкам и разукрась
его».
Немаловажное значение имеют и пальчиковые игры, в которых ребенок
повторяет
движение
учителя,
вырабатывая
умение
управлять
своими
движениями и развивая мелкую моторику руки. Развивая пальцы, мы развиваем
речь.
Большое внимание в студии уделяется
ИЗО
–
деятельности;
т.е.
–
творчеству.
Основная
цель
на
этих
занятиях
–
это
воспитание
у
детей
эмоционально
–
положительного
отношения
к
своему
полученному результату. Такая деятельность
имеет
огромное
значение
в
развитии
творческого
воображения
ребенка,
его
ф а н т а з и и ,
худ ож е с т в е н н о го
в к у с а ,
аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать
последовательность
операций,
активно
стремиться
к
получению
положительного результата, содержать в порядке свое рабочее место.
Работая
с
красками,
бумагой,
картоном,
клеенкой,
н ож н и ц а м и ,
пластилином,
дети
приобретают
целый
ряд
полезных
практических
умений
и
навыков.
Они
узнают
такие
способы
обработки, как сгибание и складывание,
приемы вырезания частей и декоративных
элементов,
учатся
рисовать,
лепить,
разукрашивать,
склеивать,
скреплять
поделки.
Дети
узнают,
что
материал,
используемый
в
их
работе,
бывает
не
только
всевозможных
цветов,
но
и
различным
по
фактуре:
блестящим,
глянцевым,
матовым,
гладким,
шероховатым, тонким или толстым, мягким или твердым на ощупь, плотным
или рыхлым на разрыв, послушным.
Успех детей во многом зависит от
налаженных
взаимоотношений
между
педагогом,
детьми,
родителями.
С
момента
поступления
ребенка
в
студию
разрешается родителям посещать занятия.
В
начале
учебного
года
собирается
родительское
собрание,
где
родители
знакомятся
с
программой
курса,
с
задачами
и
предстоящими
планами
работы;
выбирается
р од и т е л ь с к и й
комитет,
который
решает
вопро сы
организации совместных мероприятий и
вопросы, решающие оздоровление и физического развития детей, как важный
аргумент
к
подготовке
к
школе.
В
частности,
обязательное
посещение
родителей
с
детьми
плавательного
бассейна.
Такие
методы
сотрудничества
очень
эффективны.
Семьи
с
детьми
начинают
дружить
между
собой,
это
положительно
влияет
на
их
воспитание
и
социализацию
при
дальнейшем
обучении в школе.
6. Студия «АБВГД-йка» в ЦДОД «Творчество» функционирует с 1996 года
и с каждым годом развивается и усовершенствуется.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СТУДИИ
А
также
программа
включает
в
себя
новые
направления,
как
исследовательская деятельность, предполагает подготовку наиболее способных
учащихся
к
конкурсам
проектной
деятельности,
олимпиадам,
спартакиадам
всех уровней.
Традиционные
конкурсы:
районный
конкурс
исследовательских
работ
и
проектов школьников «Первый шаг»; поселковая и районная интеллектуальная
олимпиада среди детей дошкольного возраста «Умники и умницы»; спартакиада
среди дошкольников ДОУ.
Подготовку
к
заочным
конкурсам
районного,
республиканского,
всероссийского, международного уровня, где воспитанники занимают призовые
места. Организация передвижной выставки рисунков и поделок
в ДК пос.
Чернышевский, в Доме инвалидов и престарелых, оформление в зале ЦДОД.
6.
ФОРМЫ
ПОДВЕДЕНИЯ
ИТОГОВ:
участие
в
заключительной
интеллектуальной
олимпиаде
«Эрудит»,
имеющий
статус
«Выпускной
экзамен»;
скрининг
совместно
с
психологом
МБОУ
СОШ
№3
(уровень
подготовленности
детей
к
школе);
выпускной
бал,
где
дошкольники
демонстрируют свои творческие, музыкальные и другие таланты.
7. Сравнительная диагностика умений и навыков детей (по
методике
Малышевой А.Н.).
начало учебного года
конец учебного года
начало учебного года конец учебного года
Внимание процессу, а не
результату
Поощрение
самостоятельности
Дифференцированный
подход
Не оценивать
Не навязывать свою идею
Получение первого
опыта-
рефлексии
Как показывает практика, среди детей, посещавших студию «АБВГД –
йка» ЦДОД «Творчество», многие учатся успешно.
Таким
образом,
успешное
внедрение
образовательной
программы
«АБВГД – йка» помогает осуществить задачу всестороннего развития личности.
Литература:
Дронова, Т. Работаем по программе «Радуга»//Дошкольное воспитание.
-2007г;
Здравствуй, страна Знаний //Педагогический совет.-2001г;
Калинина, Т.В. «АБВГДЕйка»: комплексная программа подготовки детей
к школе// Издательство «Учитель» 2007г;
Логинова, В. И. Программа развития и воспитания детей. – СПб.;
Акцидент, 2009г;
Научно-практический
журнал
предшкольной
подготовки
детей
«Предшкольное образование» 2013г.