Напоминание

Успешная практика внедрения образовательных программ


Автор: Тарасова Надежда Вениаминовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦДОД"Творчество"
Населённый пункт: п. Чернышевский Мирнинский район Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Успешная практика внедрения образовательных программ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Н.В.Тарасова МБОУ ДО ЦДОД «Творчество» п. Чернышевский Мирнинского района РС(Я)
Успешная практика внедрения образовательных программ для детей,

требующих особого внимания государства и общества.
В рамках образовательной инициативы Президента Российской Федерации « Наша новая школа» одним из приоритетных направлений является предшкольное образование. 1. Введение. Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками 2. Подготовка детей к школе – задача многогранная и актуальная. Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый. Однако и внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме:  К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определённых умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Этот подход получил в педагогике и психологии мощное развитие в связи с вопросом возможности обучения с более раннего возраста. В исследованиях этого направления установлено, что дети 5-6 лет имеют значительные интеллектуальные, физические и психические возможности, что позволяет накопить определенный багаж знаний, умений, навыков для обучения ребенка в школе.  Второй подход заключается в том, что у ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.  Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать генезис отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. Выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.) сформировались различные элементы учебной деятельности, т.е. психологическая готовность к школьному обучению. Проблемами готовности детей, поступающих в школу, занимались Л.А. Венгер, В.В.Холмовская, Д.Б.Эльконин и др. В школе за последние годы произошли серьезные преобразования, введены новые программы. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Таким образом, проблема готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной. Необходимость ее изучения вытекает из собственной работы школы в современных условиях:
 Во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу.  Во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ, разработок методистов-новаторов, существует возможность выбора обучения ребенка по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе.  В-третьих, в связи с изменением социальных условий многие дети имеют разный уровень готовности к обучению в школе в зависимости от того, посещали ли они детское дошкольное учреждение или воспитывались дома. 3. Учитывая актуальность данной проблемы, я определила тему исследования: «Успешное внедрение образовательной программы «АБВГД – йка», как эффективный способ подготовки детей к школе, требующий особого внимания государства и общества».
Цель

исследования
– выявить психолого-педагогические условия готовности ребенка к школьному обучению и определить роль и место, влияние образовательного учреждения на эту готовность.
Объект

исследования
– учебно-воспитательный процесс подготовки детей к обучению в школе.
Предмет исследования
– психолого-педагогические условия готовности дошкольников к школьному обучению. 4. В соответствии с целью, объектом, предметом исследования, определяются его основные задачи: 1) Рассмотреть сущность понятия «готовность к школьному обучению», выделить ее критерии. 2) Исследовать взаимосвязь семьи и студии «АБВГД-йка» в вопросе подготовки детей к школе. 3) Предложить рекомендации, позволяющие выявить уровень готовности к школьному обучению. В работе были использованы следующие методы: 1) анализ научно-педагогической и методической литературы; 2) педагогический эксперимент (наблюдение, беседы с детьми и их родителями, учителями); Работа имеет практическую значимость, которая выражается в создании условий, способствующих формированию высокого уровня готовности к школьному обучению. 5. Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка постепенно с момента рождения – в общении с взрослыми и сверстниками, в игре, посильном труде и дошкольном обучении. Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе. В чем же проявляется низкий уровень подготовленности к школьному обучению? 1) Ребенок с низким уровнем подготовленности к школе не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий режим работы класса.
2) У ребенка с низким уровнем подготовленности к школе слабо развиты связная речь и логическое мышление, он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное; у него нет привычки к элементарному контролю за собой. 3) Ребенок, плохо подготовленный к школе, часто мало инициативен, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству. Опыт показывает, что часто причиной низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций, приводит к снижению уровня развития ребенка. Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда пользуются возможностями для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом объясняется в неправильном понимании родителями сущности подготовки к школе. Практика показывает, что подготовленные к школе дети безболезненно вливаются в учебный процесс и успешно учатся в школе. Исходя из этой проблемы возникает необходимость работы студии «АБВГД – йка», как эффективный способ подготовки неорганизованных детей к школе, потому что детские сады поселка не в силах охватить всех детей предшкольного возраста, ввиду нехватки мест, а также желания родителей дать всестороннее развитие своему малышу для успешного вливания в дальнейшем в школьную жизнь. 6. Подготовка детей к школе в студии «АБВГД –йка» при ЦДОД «Творчество» включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (психологическое, физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальную подготовку к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе. Решение проблемы подготовки к школе на занятиях предполагает систематическую работу с детьми по четырем направлениям: 1. Подготовка к обучению грамоте. 2. Математическая подготовка. 3. Подготовка руки к письму. 4. ИЗО-деятельность (рис ова ние , аппликация, лепка, конструирование). Содержание работы на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя следующее: 1. Формирование у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам педагога). 2. Формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности). Это проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия.
3. Формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение с п о с о б о в а кт и в н о го в о зд е й с т в и я н а с в е р с т н и ко в к а к у ч а с т н и ко в о б щ е й деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе. 4. Формирование у детей навыков организованного поведения учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам. Все занятия проходят в игровой форме. Значение игр в подготовке к школе трудно переоценить. Сюжетно - ролевые игры оказывают широкое общеразвивающее влияние на личность будущего школьника, а игры с правилами, дидактические, непосредственно связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащегося. В играх происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. То есть, в игре происходит непосредственная подготовка ребенка к переходу на новую ступень обучения - поступлению в школу. Овладение детьми грамотой и математикой происходит в процессе специальных занятий, основной целью которых и является формирование у детей предпосылок к обучению письму и счету. Это сложная умственная деятельность, которая требует определенной зрелости многих психических функций ребенка. Сам процесс письма психологически и физиологически очень сложен; по этому проце сс овладения навыками письма и м е е т многокомпонентную психофизиологическую структуру. Подготовка руки к письму осуществляется как на интегрированных уроках, так и на специальных, путем систематических упражнений в специальных тетрадях для дошколят, разработанных с учетом ФГОС (автор – Гаврина С.Е., издательство РОСМЭН). На интегрированных занятиях лепки и развития речи из пластилина можно слепить буквы, составить слово и выполнить его звуковой анализ. А на интегрированных занятиях математики и рисования можно выполнить упражнения «Графический диктант», «Нарисуй предмет по точкам и разукрась его». Немаловажное значение имеют и пальчиковые игры, в которых ребенок повторяет движение учителя, вырабатывая умение управлять своими движениями и развивая мелкую моторику руки. Развивая пальцы, мы развиваем речь.
Большое внимание в студии уделяется ИЗО – деятельности; т.е. – творчеству. Основная цель на этих занятиях – это воспитание у детей эмоционально – положительного отношения к своему полученному результату. Такая деятельность имеет огромное значение в развитии творческого воображения ребенка, его ф а н т а з и и , худ ож е с т в е н н о го в к у с а , аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке свое рабочее место. Работая с красками, бумагой, картоном, клеенкой, н ож н и ц а м и , пластилином, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков. Они узнают такие способы обработки, как сгибание и складывание, приемы вырезания частей и декоративных элементов, учатся рисовать, лепить, разукрашивать, склеивать, скреплять поделки. Дети узнают, что материал, используемый в их работе, бывает не только всевозможных цветов, но и различным по фактуре: блестящим, глянцевым, матовым, гладким, шероховатым, тонким или толстым, мягким или твердым на ощупь, плотным или рыхлым на разрыв, послушным. Успех детей во многом зависит от налаженных взаимоотношений между педагогом, детьми, родителями. С момента поступления ребенка в студию разрешается родителям посещать занятия. В начале учебного года собирается родительское собрание, где родители знакомятся с программой курса, с задачами и предстоящими планами работы; выбирается р од и т е л ь с к и й комитет, который решает вопро сы организации совместных мероприятий и вопросы, решающие оздоровление и физического развития детей, как важный аргумент к подготовке к школе. В частности, обязательное посещение родителей с детьми плавательного бассейна. Такие методы сотрудничества очень эффективны. Семьи с детьми начинают дружить между собой, это положительно влияет на их воспитание и социализацию при дальнейшем обучении в школе.
6. Студия «АБВГД-йка» в ЦДОД «Творчество» функционирует с 1996 года и с каждым годом развивается и усовершенствуется. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СТУДИИ А также программа включает в себя новые направления, как исследовательская деятельность, предполагает подготовку наиболее способных учащихся к конкурсам проектной деятельности, олимпиадам, спартакиадам всех уровней. Традиционные конкурсы: районный конкурс исследовательских работ и проектов школьников «Первый шаг»; поселковая и районная интеллектуальная олимпиада среди детей дошкольного возраста «Умники и умницы»; спартакиада среди дошкольников ДОУ. Подготовку к заочным конкурсам районного, республиканского, всероссийского, международного уровня, где воспитанники занимают призовые места. Организация передвижной выставки рисунков и поделок в ДК пос. Чернышевский, в Доме инвалидов и престарелых, оформление в зале ЦДОД. 6. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ: участие в заключительной интеллектуальной олимпиаде «Эрудит», имеющий статус «Выпускной экзамен»; скрининг совместно с психологом МБОУ СОШ №3 (уровень подготовленности детей к школе); выпускной бал, где дошкольники демонстрируют свои творческие, музыкальные и другие таланты. 7. Сравнительная диагностика умений и навыков детей (по методике Малышевой А.Н.). начало учебного года конец учебного года начало учебного года конец учебного года Внимание процессу, а не результату Поощрение самостоятельности Дифференцированный подход Не оценивать Не навязывать свою идею Получение первого опыта- рефлексии
Как показывает практика, среди детей, посещавших студию «АБВГД – йка» ЦДОД «Творчество», многие учатся успешно. Таким образом, успешное внедрение образовательной программы «АБВГД – йка» помогает осуществить задачу всестороннего развития личности. Литература: Дронова, Т. Работаем по программе «Радуга»//Дошкольное воспитание. -2007г; Здравствуй, страна Знаний //Педагогический совет.-2001г; Калинина, Т.В. «АБВГДЕйка»: комплексная программа подготовки детей к школе// Издательство «Учитель» 2007г; Логинова, В. И. Программа развития и воспитания детей. – СПб.; Акцидент, 2009г; Научно-практический журнал предшкольной подготовки детей «Предшкольное образование» 2013г.


В раздел образования