Автор: Чекурин Олег Алексеевич Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: СОГБПОУ "Сафоновский индустриально-технологический техникум" Населённый пункт: г. Сафоново, Смоленской области Наименование материала: Методическая разработка творческого часа Тема: "РОССИЯ-ВСЕ ЧЕМ Я ЖИВУ" Раздел: среднее профессиональное
Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Сафоновский индустриально-технологический техникум»
ТВОРЧЕСКИЙ ЧАС
на тему:
«РОССИЯ-ВСЕ ЧЕМ Я ЖИВУ»
Разработал: мастер п/о
Чекурин Олег Алексеевич
Сафоново 2016г.
Тема: «Россия-все чем я живу».
Цель: воспитывать
у обучающихся чувство патриотизма и любви к России;
чувство гордости за свое Отечество, за людей, которые его защищали.
Форма проведения: беседа
Оборудование: подборка цитат, магнитофон с записями, портреты выдающихся
людей, карта Смоленской области, книжная выставка, ПК, презентация.
План:
1.Вступитальное слово педагога;
2.Беседа с обучающимися;
3.Чтение стихов;
4.Заключительное слово педагога;
5.Поведение итогов творческого часа.
Ход мероприятия:
Вступительное слово:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проводим творческий час, тема
которого, « Россия - все, чем я живу».
На
нашем
творческом
часе
мы
попытаемся
понять,
что
же
такое
патриотизм, любовь к Родине, что может объединить людей или сделать их
непримиримыми врагами, какие черты характера отличаю русского человека от
других
.
Педагог :
для
того,
чтобы
стать
патриотом
не
обязательно
быть
героем,
достаточно любить свою родину такой, какая она есть, ведь другой не будет.
Патриотизм - это состояние души и духа. Это осознание своей исторической,
культурной, национальной принадлежности.
Родина. От Калининграда до Курильской гряды, от Балтики до Черного моря
раскинулись
ее
просторы.
Окиньте
их
мысленно
взором
-
и
перед
вами
откроются картины, полные благородного величия и чарующей красоты. Голубые
горы
и
раздольные
реки,
могучие
заводы
и
колосящиеся
поля,
невиданные
стройки и космические корабли. Все это - наша Родина.
Чтец: ( Алексей Мишин)
Ты вся как есть передо мной,
С тугими ливнями, с ветрами
Со вспышкой звезд над городами,
С крестьянской сложною судьбой.
В тебе и нежность и терпенье,
И радость утренних забот,
Твой каждый новый поворот-
Моих раздумий обновленье.
Тебе, как матери, не лгу,
Ты мне открыла к песне двери.
Могу в себя я не поверить,
В тебя не верить не могу.
Педагог : Да, все мы жители замечательной богатой страны. Наша Родина -
Россия.
Россия, Русь, Родина, Родимый Край, Родная сторона, Отчий дом -
самые дорогие слова для русского человека.
«Русь-златая», «Деревянная»,
«Полевая», «Буйственная», заснеженная. Это «Край дождей и непогоды» и край
«Разливов грозных тихих внешних сил».
Чтец: С.Есенин
О край дождей и непогоды,
Кочующая тишина,
Ковригой хлебною над сводом
Надломлена твоя луна.
За перепаханною нивой
Малиновая лебеда.
На ветке облака, как слива
Златится спелая звезда.
Опять дорогой верстовою,
Наперекор твоей беде,
Бреду и чую яровое
По голубеющей воде.
Клубит и пляшет дым болотный
Но и в кошме певучей тьмы
Неизреченностью животной
Напоены твои холмы.
Педагог: Великий художник Васнецов писал: «Плох тот народ, который не
помнит,
не
ценит
и
не
любит
своей
истории». На
протяжении
всех
лет
существования нашей страны, зарубежные деятели различных стран называли в
своих выступлениях и публикациях Россию великой страной.
-Как вы считаете, а что создает величие нашего государства? (беседа с
учащимися).
ПЕДАГОГ
: Главным богатством нашей страны является ее народ со своими
традициями и чертами русского человека. Многие наши соотечественники по
праву
пользуются
славой
во
всем
мире.
Вот
некоторые
имена: ПетрI,
А.С.Пушкин,
В.
Шукшин,
Калашников,
Сахаров,
Солженицын,
Глинка,
Исаковский.
Так уже повелось, что всех людей, проживающих на территории нашей
страны, называют русскими, независимо от национальной принадлежности.
-Что же отличает русского человека? Давайте попытаемся назвать несколько
черт характера, присущих именно русским. (записать на доске отрицательные и
положительные черты).
Среди названных нами характеристик присутствуют и положительные и
отрицательные качества. Несмотря на наличие отрицательных качеств, в годины
тяжелых испытаний для страны, русский народ находит в себе силы, чтобы
справится с ними. Русские люди всегда были верны своей родине.
Н.Ножкин
В мирный век и в годы испытаний
С нею мы и сердцем и душой.
Да, не знаю страха россияне,
Защищая свой родимый дом.
-Давайте вспомним, а какие испытания выпали на долю нашей страны?
ПЕДАГОГ : Это гражданская война, когда по разные стороны линии фронта
находились
жители
одного
государства,
это
репрессии
1937года,
Великая
Отечественная война 1941-1945 годов.
(минута молчания)
Педагог: Не
всякая
идея
способствует
объединению
нации,
всего
народа.
Различия в убеждениях способны провоцировать военные конфликты.
-Задайте себе вопрос «Что может способствовать объединению людей?»
Конечно же, это любовь к ближнему, любовь к семье, к своей истории, к своим
корням.
Любовь
между
детьми
и
родителями,
между
юношей
и
девушкой,
любовь к своей Родине!
Наш сегодняшний творческий час посвящен Родине, но говоря о Родине
нельзя забывать малую Родину - нашу Смоленщину.
Чтец: А. Мишин
Мой край - березы часты, часты.
Мой дом - рябины да стрехи
На две республики горласто
Кричат в деревне петухи.
Мои леса, мои делянки
За окоем - густая рожь.
Голубоглазые славянки
Светлы, как рощицы берез.
Бела черемуха над речкой,
И поле гречки до холмов.
Утрами белые колечки
Плывут над трубами домов.
Меня здесь росы оросили,
И я гляжу, не нагляжусь
В тебя, мой свет, моя Россия,
И радость светлая и грусть.
Педагог :
Древняя,
героическая
Смоленская
земля.
Немало
видала
она
за
многовековую историю различных чужеземных врагов. И всегда грудью вставала
на защиту сердца России – Москвы. В борьбе с врагами Смоленск стяжал себе
славу ключ – города, города – стража.
Чтец: А. Бодренков
Тогда еще не было русской державы
Дымились леса на заре.
И прежде чем встали московские главы,
Смоленск возвели на Днепре.
Не раз было небу от пламени жарко
Ключ-город в осаде пылал.
Не раз и не два заслонял он собою
Просторы великой страны.
И прежде чем быть Бородинскому бою,
Был бой у Смоленской стены.
От каждого камня здесь мужеством веет,
Дней наших и дней страны.
И если ты хочешь быть духом сильнее,
Побудь у Смоленской стены.
Педагог:
Смоленская земля дала Родине плеяду выдающихся деятелей науки,
литературы, искусства: основоположника классической музыки
М.И.Глинку,
путешественника Н.М.Пржевальского, А.Н.Энгельгарда, скульптора Коненкова,
поэтов
Исаковского, Твардовского, Рыленкова, авиаконструктора Лавочкина.
Смоленщина
-
родина
адмирала
Нахимова,
Маршала
Тухачевского,
первооткрывателя космоса Ю.А. Гагарина, полководца Кутузова. (обучающимся
демонстрируются портреты выдающихся людей).
В июле 1941 года развернулось Смоленское сражение. В огне Смоленского
сражения
в
боях
под
Ельней
родилась
Советская
гвардия
-
цвет
армии.
Командиром гвардейской дивизии стал наш земляк генерал И .Н. Руссиянов.
ЧТЕЦ:
Вдруг стало светло и тревожно,
Когда прочитал я Указ…
Представить никак невозможно
Гвардейского лета без Вас.
Без Вас, генерал Руссиянов,
Без храбрых, суровых солдат.
Давнишние ожили раны:
До времени раны молчат.
Гвардейская жизнь - не парады,-
Бои, переходы, броски.
Как поздно приходят награды,
Как рано седеют виски!
О, время! Оно справедливо,
Все ставит, как есть, на места.
Известно, что хлебная нива
Седым пустырям - нечета.
На свете чудес не бывает,
Во всем разобраться дано.
Из добрых семян вырастает
Отборное жизни зерно.
Не щедры словами Указы,
Но судьбы, какие встают!
Я слышу знакомую фразу:
« Героя зазря не дают ».
У Ельни под гром канонады
В бессмертье входили полки…
Как поздно приходят награды,
Как рано седеют виски.
В
1978
году
нашему
земляку,
генерал-лейтенанту
И.Н.
Руссиянову
было
присвоено звание Героя Советского Союза.
Заключительное слово педагога : За каждым подвигом, совершенным в любое
время (в мирное или военное), стоит любовь к Родине, к своему Отечеству.
Хотелось бы пожелать вам любить Россию, любить ее такой, какая она есть,
гордиться, чтить традиции русского народа! Жить Россиею.
Чтец:
Родину и мать не выбирают,-
Родина с рождения одна.
И тому, кто Родину теряет
До могилы грезится она.
Нет ее предателям прощенья,
Нет забвенья верным сыновьям.
Нет святей ее благословенья
В час сопротивления врагам.
В мирный век и годы испытаний
С нею мы и сердцем и душой.
Да, не знаю страха Россияне
Защищая свой родимый дом.
Над раздольем русским, в горной сини
И плывут и тают облака.
А березы шепчут о России,
Как шептали в древние века.
И текут привольно наши реки.
Так цвети и здравствуй, край Родной!
Мы с тобой до смерти и навеки
Нераздельной связаны судьбой.
(Подведение итогов творческого часа)
Литература
1. Алфимов Е. П. «На Черной речке тишина...» / Е. П. Алфимов //Смоляне –
Пушкину. – Смоленск, 1999. – С. 69 – 70.
2.
Есенина
С.А.
Сборник
стихов
в
6
томах,
тт.1-4
М.,
«
Художественная
литература»,
2013г./
Е
С.А
Есенин
Сборник
стихов
в
6
томах,
тт.1-4
М.,
« Художественная литература», 2013г.
3. Мишин А.В. « Поздние грозы»: Стихотворения.- М.: Сов. Россия,1988.-192с./
А.В. Мишин « Поздние грозы»: Стихотворения.- М.: Сов. Россия,1988.-192с.
4. Мишин А. В. Земля любви моей: стихи/ А. В. Мишин. – Смоленск: Моск.
Рабочий, Смоленск. отд., 1983. – 80 с.
5. Мишин А. В. Песни полей: стихи/ А. В. Мишин.– М.:Сов. писатель,2015.–88 с.
6. Фирсов В. И. На памяти моего поколения: из ненаписанной поэмы / В. И.
Фирсов //Смоляне. – М.: Современник, 1980. – С. 340 – 350.
7. Журналы «Профтехобразование» 2008 год
8. Журналы «Профтехобразование» 2015 год