"Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Автор: Горбунова Елена Олеговна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №84 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: Статья Тема: "Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного
возраста.
Самообслуживание
—
это
начало
трудового
воспитания
дошкольника.
Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение
для
психического
развития
ребенка
в
целом.
Овладение
навыками
самообслуживания
(умение
одеваться
и
раздеваться,
ухаживать
за
собой,
пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, и т. п.) напрямую
влияет
на
самооценку
ребенка,
является
важным
шагом
на
пути
к
его
независимости.
Младший дошкольный возраст – особый период в жизни ребёнка. В возрасте
3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим
поведением.
Значительно
повышается
активность,
а
стремление
к
самостоятельности становится основной характеристикой возраста. («Я сам!
Я хочу! Я умею! Я тоже буду.») Ребёнок начинает верить в свои возможности.
Уже
может
намечать
цель,
но
его
внимание
по-прежнему
остаётся
неустойчивым,
он
всё
так
же
быстро
отвлекается,
утомляется.
Особый
интерес ребёнок проявляет к людям, выполняющим какую-либо работу.
В программе второй младшей группы говорится, что нужно продолжать
формировать
простейшие
навыки
самообслуживания:
научить
их
есть
самостоятельно,
умываться,
одеваться
и
раздеваться.
Эти
требования
умещаются в программе в нескольких строках, но какую нужно вложить
кропотливую
работу,
чтобы
их
реализовать!
Необходимо
продумать
все
мелочи, знать каждого ребенка и его родителей.
В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение
имеют
условия.
И
здесь
важно
все:
удобная
одежда
и
обувь
детей,
оборудование.
Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу.
Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться,
нужно, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно
постоянно упражнять их в этой работе. По мере формирования навыков
можно
постепенно
переходить
от
показа
к
подробным
словесным
объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных
движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову
воспитателя. Позднее взрослый может придать своему объяснению более
общий характер: «Я сейчас посмотрю, кто правильно повесил одежду в
шкаф»; «Завяжи шарф хорошо, кто правильно повесил одежду в шкаф». Но
важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как
они выполняют эту работу. Мы добивались, чтобы дети поняли, что они
делают нужное для окружающих их взрослых и сверстников дело. Если
ребята
долго
одеваются,
у
них
сокращается
время
для
игр;
оставили
неубранными игрушки – няне трудно, неудобно мыть пол. Это позволяет
воспитывать
в
детях
заботливость,
чувство
ответственности,
стремление
делать всё хорошо, чтобы помочь другим.
Практика показывает, что при выполнении операций самообслуживания дети,
надевая
платье
или
убирая
игрушки,
делают
множество
лишних,
беспорядочных движений. Они тратят много энергии, а качество работы
остаётся
плохим.
Поэтому,
проверяя,
как
справляются
ребята
с
самообслуживанием, нужно учить их избегать лишних движений.
Оценивая
то,
как
ребёнок
умылся,
убрал
игрушки,
как
повесил
бельё,
недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно». Оценка трудовой
деятельности должна содержать в себе подчёркивание в данный момент
достижений ребёнка и того, что ещё плохо получается. Не следует хвалить
детей за то, что похвалы не заслуживает. Надо иметь в виду, что объективная
оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, стремление
работать лучше, умение преодолевать трудности, добиваться результата.
Основная
деятельность
маленьких
детей
—
игра.
Мы
старались
ее
организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в
самообслуживании. Для кукол сшили платья, связали кофточки с пуговицами.
Сначала в присутствии детей сами одевали кукол на прогулку, раздевали их,
укладывали
спать,
показывали
способы
застегивания
и
расстегивания
одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем
в
совместной
с
ребенком
игре
предлагали
ему
выполнить
то
или
иное
действие.
Для
того
чтобы
дети
научились
шнуровать
ботинки,
необходимо
было
развить мелкую мускулатуру рук. Для этого мы использовали дидактические
игры «Шнуровка», «Рамки и вкладыши», «Мозайка» и т. д. В уголок ряжения
мы
поместили
предметы,
использование
которых
заставляло
детей
упражняться в завязывании, застегивании (воротнички, переднички, кофты и
т.
п.).
Для
привлечения
внимание
детей
к
уголку
ряжения,
внесли
ярко
оформленный сундучок, сразу заинтересовавший их. Мы повесили большое
зеркало, чтобы дети могли видеть себя. Ряжение внесло много радости и
оживления. В игре они учились застегивать, завязывать.
При формировании навыков одевания и раздевания, прежде всего, мы учили
детей последовательно и рационально выполнять действия. В раздевалке мы
повесили иллюстрации с алгоритмом одевания и раздевания. Объясняли, что
прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с
носка;
прежде
чем
обуваться,
сандалии
надо
поставить
так,
чтобы
они
«смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы
правильно надеть футболку, свитер, нужно сначала определить, где у них
перед; куртку следует вначале разложить на скамейке, а потом надевать, и т.
д. Одновременно с объяснением показывали детям, как собрать гармошкой
гольфы
и
правильно
натянуть
их,
как
определить
перед
футболки
(по
рисунку, по вороту и т. п.) и как правильно надеть её. Все это помогло детям
быстрее
овладеть
необходимыми
навыками
одевания.
Постепенно
мы
перешли от непосредственной помощи к напоминанию, старались делать это
ненавязчиво,
чтобы
не
отвлекать
других
детей.
Например,
если
дети
неправильно надевали колготки, говорили им: «Проверьте и положите их на
колени
так,
чтобы
сверху
был
один
шов».
Обучая
детей
навыкам
самообслуживания,
не
забывали
о
таком
эффективном
приеме,
как
поощрение.
Мы учили самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы,
как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с детьми, показывали,
как правильно есть, как держать ложку, вилку, предлагали взять ложку так,
как
это
делает
воспитатель.
Использовали
игровые
приемы.
Например,
вносили в группу новую куклу, Петрушку, которые очень хотели научиться
правильно держать ложку, просили показать кукле Кате, как надо держать
ложку.
Проводили
серию
дидактических
игр:
«Угостим
куклу
чаем»,
«Накормим куклу» и др. Показывали детям небольшие спектакли, например:
«Как лисенок пошел на день рождения к зайчонку», «Как мишка учился
ложку держать». Мы постоянно уделяли внимание воспитанию культурных
привычек. Так, в начале года дети обедали за столами, покрытыми пластиком,
и если кто-нибудь из них был неаккуратен, это проходило незамеченным.
Несомненно, что при таком условии трудно воспитать аккуратность. Мы
стали
сервировать
стол
на
белоснежных
салфетках,
и
дети
сразу
же
подтянулись, старались не испачкать их, не крошить хлеб.
Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно. В первые дни мы
показывали и объясняли лишь самые простые действия (смочить руки водой,
потереть ладошки и тыльную часть рук). Обязательно использовали игровые
приемы: по просьбе воспитателя няня учила куклу Степашку мыть руки:
завернула рукава, включила воду тонкой струйкой и стала мыть руки с обеих
сторон, а воспитатель объяснял ее действия. Уже через два месяца у детей
образовались довольно прочные умения, что дало возможность усложнять
требования, например, учить их завёртывать рукава (сначала с помощью
взрослого).
По
мере
овладения
отдельными
детьми
этим
навыком
мы
привлекали
их
к
помощи
сверстникам,
предъявляли
более
высокие
требования
к
качеству
умывания.
Также
постепенно
мы
приучали
детей
правильно
пользоваться
полотенцем:
показывали,
как
нужно
держать
полотенце, как вытираться, поощряли тех, которые делают это правильно. По
окончании умывания мы обращали внимание детей на их внешний вид,
отмечали, что они стали чистые, аккуратные. В результате все дети без
напоминания шли мыть руки, самостоятельно засучивая рукава, правильно
пользовались мылом и водой, вытирали руки полотенцем.
Таким образом, использование показа, объяснения, игровых приёмов, чтение
художественной
литературы
обеспечивает
постепенное
формирование
навыков самообслуживания.
Выполнила: воспитатель Горбунова Елена Олеговна.