Автор: Агеева Татьяна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ЦРР- д/с№66 "Яблонька" Населённый пункт: г.Щелково,Московская область Наименование материала: Конспект образовательной деятельности Тема: Времена года Раздел: дошкольное образование
Агеева Т.Н.
1
Цель: обобщение знаний у детей о временах года.
Задачи:
1.Образовательные:
-Уточнить и активизировать словарный запас по теме: «Времена года».
- Познакомить со старинными названиями месяцев года.
-Практиковать
в
употреблении
сложноподчиненных
предложений,
согласовании прилагательных существительными в роде, числе, падеже.
-Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
-Совершенствовать навык чтения.
2. Развивающие:
-Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
-Развивать связную речь.
-Развивать внимание, память, мышление, воображение у детей.
- Развивать общую и мелкую моторику.
3.Воспитательные:
-Воспитывать любовь к родной природе.
-Воспитывать чувство взаимопомощи, инициативность, умение работать в
коллективе.
Оборудование:
Костюм Буратино, портфель, мольберт, магнитная доска, магнитофон,
аудиозапись П.И. Чайковского из цикла «Времена года: май», сюжетные
картины «Времена года» (зима, весна, лето, осень),предметные картинки по
временам
года,
мяч,
карточки
со
словами
для
игры
«Прочитай
пословицу»,листы бумаги, цветные карандаши , буквы (Ш,К,О,Л,А).
Ход.
Мотивация. (Дети стоят на ковре).
-Ребята, к нам сегодня на занятие пришел гость. Кто это? (Входит
ребенок в костюме Буратино). Буратино.
-Здравствуй, Буратино! Ты чем-то расстроен?
2
Буратино : Здравствуйте, ребята! Я, как и вы, собираюсь в школу.
Мальвина подарила мне портфель, а я его потерял. Помогите мне его найти.
-Ребята, давайте поможем Буратино. Чтобы найти портфель Буратино,
нужно
собрать
слово
из
букв,
которые
были
на
нем
написаны.
Буквы
появятся,
если
мы
вспомним
все,
что
знаем
о
временах
года.
Ну
что,
попробуем?
Игра «Что за чем?»
Отгадайте загадки:
Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня …
(Зима)
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня…
(Весна)
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я …
(Лето)
Несу я урожаи,
3
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я …
(Осень)
-Давайте еще раз назовем, какие времена года мы знаем?
В
каждом
времени
года
3
месяца.
Назовите
весенние,
летние,
осенние, зимние месяцы.
А сейчас, я хочу проверить, какие вы внимательные.
Мяч в руки бери
И быстро говори.
Зима, а за ней…. Весна, а за ней… Лето, а за ним… и т.д.
(Педагог начинает фразу и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и заканчивает
фразу нужным словом).
Игра «Почему так называется».
Ребята, а вы знаете, что раньше у месяцев было другое название.
Например, январь- просинец, февраль- бокогрей, март- протальник, апрель-
снегогон, май- травень, июнь- хлеборост, июль- страдник, август- жнивень,
сентябрь- хмурень, октябрь- грязник, ноябрь- листогной, декабрь-студень.
Как вы думаете , откуда появились эти названия?(Ответы детей).С давних
времен человек следил за природой, подмечал те или иные явления, отмечал
сезонные изменения и подмечал характерные признаки, по которым можно
было предугадывать погоду. Так и появились такие названия у месяцев года.
Игра «Отгадай время года».
Дети подходят к магнитной доске.
Поэты написали очень много стихотворений о временах года.
Послушайте
стихотворение
и
отгадайте,
о
каком
времени
года
в
нем
говорится:
Апрель, апрель!
4
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.(Самуил Маршак «Круглый год»)
-Почему вы так решили? Что еще происходит весной?
(На магнитную доску педагог прикрепляет картину с изображением весны.
Дети вспоминают приметы времени года и составляют распространенные
предложения).
Кружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям,
И каждому кусту,
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету....(Л.Воронкова)
-Почему вы решили, что это зима? Что еще можно увидеть зимой?
(На магнитную доску педагог прикрепляет картину с изображением зимы
Дети составляют распространенные предложения и вспоминают приметы
зимы).
Земляника покраснела:
Повернется к солнцу боком –
Вся нальется алым соком.
В поле – красная гвоздика,
Красный клевер. Погляди-ка:
5
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом....(По М.Ивенсен)
-Почему вы решили, что это лето? Что еще можно увидеть летом?
(На магнитную доску педагог прикрепляет картину с изображением времени
года.
Дети
вспоминают
приметы
и
составляют
распространенные
предложения).
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли....(Е.Трутнева)
-Почему вы решили, что это осень? Что еще можно увидеть осенью?
(На магнитную доску педагог прикрепляет картину с изображением осени
Дети
вспоминают
приметы
и
составляют
распространенные
предложения).
А сейчас, какое у нас время года?
Ребята, посмотрите, мы правильно отгадали времена года и смогли
найти 1 букву с портфеля Буратино. Назовите ее. (О) Давайте искать дальше.
Игра «Разбери картинки по временам года».
Дети садятся за столы.
Посмотрите на картинки, которые лежат у вас на столах. Помогите их
разложить по своим местам. А делать мы будем так, например: Это лыжи. На
лыжах
катаются
зимой. (Дети составляют предложения и прикрепляют
предметные
картинки
рядом
с
сюжетной
картиной,
на
которой
изображено нужное время года).
Посмотрите на наши картины и назовите слова-признаки:
6
весна (какая?) ранняя ,…, лето (какое?)жаркое,…, зима (какая?)морозная,….,
осень (какая?)золотая,…. и т.д.
(Дети называют как можно больше имен прилагательных).
Молодцы, вы очень много вспомнили слов-признаков и у нас появилась
еще одна буква с портфеля Буратино.(А)
Игра «Исправь ошибки».
Дети сидят на ковре.
Буратино : Ребята, вы так много рассказали о временах года, я даже
кое-что записал.
-Буратино, давай прочитаем, что ты записал:
На улице холодно, потому что я надел теплую шапку.
Солнце пригревает сильнее, потому что растаяли сосульки.
Осень наступила, потому что опадают листья.
На улице жарко, потому что дети купаются.
Весна наступила, потому что проснулись медведи.
Стало холодно, потому что перелетные птицы улетели.
-Ребята,
правильно
записал
Буратино? (Дети
исправляют
ошибки,
правильно произносят предложения).
-Молодцы, вы исправили все ошибки, которые сделал Буратино и мы
смогли найти еще одну букву.(К)
Физминутка «Времена года».
П.И.Чайковский написал цикл музыкальных произведений «Времена
года». Послушайте, как он представил себе май.(Звучит аудиозапись).
Давайте послушаем музыку и поиграем, если я покажу
картинку, на которой изображена зима- вы кружитесь, как снежинки;
весна- поете, как птички :чив- чив;
лето- летаете, как бабочки;
осень- показываете, как падают листочки.
Игра «Отгадай пословицу».
( Дети подходят к магнитной доске).
7
-Пока мы с вами играли, в окошко залетели листочки с какими-то
записями. Чтобы понять, что здесь написано, нужно прочитать слова, начиная
со звездочки:
(Ребенок проводит пальчиком по линии от слова к слову и читает
слова пословицы).
Что
означает
эта
пословица?
(Приложение.
Рисунок
1. Остальные
пословицы оформлены аналогично.)
Шубка зимой не шутка.
Лето собирает, а зима поедает.
Увидел грача - весну встречай.
-Что означает эта пословица?
Молодцы, ребята, прочитали все пословицы! А вот и еще одна буква с
твоего портфеля , Буратино! (Л)
Игра «Нарисуй символ».
Ребята,
вы
очень
много
знаете
о
временах
года.
Давайте,
чтобы
Буратино, хорошо запомнил, нарисуем для него символы времен года. (Дети
садятся за столы ,придумывают и рисуют символы времен года).
-Почему
вы
выбрали
этот
символ? (Дети
объясняют,
почему
для
определенного
времени
года
они
нарисовали
такой
символ).
Держи
,
Буратино, ребята очень старались.
-Ребята, пока мы с вами рисовали ,появилась еще одна буква.(Ш)
Посмотрите на буквы. Какое слово можно составить из этих букв?(Дети
составляют на мольберте из найденных букв слово ШКОЛА и читают его).
Правильно , школа.
-В какое время года дети идут в школу?
Буратино, а вот и твой портфель. Теперь осенью, 1 сентября, ты ,как и
наши ребята, сможешь пойти в школу.
Буратино : Большое спасибо, ребята, за то, что вы мне помогли. Я так рад ,
что теперь смогу пойти в школу. До свидания, ребята!
Рефлексия.
8
-Чем мы сегодня занимались?
-Какие времена года вы знаете?
-Назовите весенние, осенние, зимние, летние месяцы?
-Когда все дети идут в школу?
Приложение.