Напоминание

Мультфильм и его роль в воспитании детей.


Автор: Терентьева Наталья Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ПГО "Детский сад№51"
Населённый пункт: г.Полевской
Наименование материала: Статья
Тема: Мультфильм и его роль в воспитании детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Мультфильм как вид современного искусства и его роль в

воспитании детей.
Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино — это вид современного искусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. Слово «анимация», ведущее свое происхождение от латинского anima — душа, означает «одушевление». Такое содержание покрывает самые разные технологии создания мультфильмов. Поэтому «анимация» постепенно вытесняет слово «мультипликация». По крайней мере, в языке профессионалов. Казалось бы, сочетание «анимационный фильм» хорошо встраивается в намеченный смысловой ряд и гораздо больше нравится аниматорам, чем слово «мультфильм». Однако последнее оказалось неистребимым и невытесняемым. Прежде всего, потому, что прочно «окопалось» в детском языке и к тому же произвело на свет уменьшительно-ласкательное «мультик». Мультипликация как вид современного искусства в детстве очень востребован. Искусство как составляющее пространства культуры позволяет человеку раскрывать себя, воплощать во внешних формах свою внутреннюю сущность, обогащать окружающий мир результатами своей творческой деятельности. Любой вид искусства - это сфера формирования культуры личности и область освоения культурного наследия во всех формах его проявления: национального, регионального, общечеловеческого, исторического. Детство - это период, в который активно формируется личность человека, а значит и будущее мира. Ребенок активно развивается, поэтому в основе воспитания, образования и обучения должен стоять вектор развития. При этом необходимо, чтобы развитие было всесторонним и полимодальным, т.е. реализующим интеллектуальную и эмоциональную, физическую и духовную, ассоциативно-образную и художественную, нравственную и патриотическую формы становления личности. Важно отметить, что любое искусство ориентировано в будущее. Сегодня в большинстве стран уже не существует таких детей, которые не знали бы, что такое мультфильмы, мультики. Представить себе быт современного человека в отрыве от таких достижений цивилизации, как телевидение, интернет, компьютер – уже невозможно. И рассуждать о том, как без всего этого обходились наши предки – абсолютно бессмысленно. Да и каждый взрослый до сих пор помнит свое нетерпение в ожидании маленького чуда — времени просмотра мультфильмов, где любимые герои жили в каком-то сказочном и увлекательном мире. Правда, если раньше телевидение вообще и мультипликация в частности воспринимались исключительно как благо цивилизации, то сегодня все чаще и чаще психологи, педагоги, а вслед за ними и родители задумываются о том, что мультфильмы, столь любимые нашими детьми, способны нанести серьезный ущерб их психике. Сегодняшний мир мультфильмов почти не имеет границ, что ставит множество вопросов перед взрослыми. Исходя из этого, всем нам очень хочется максимально оградить своих детей от отрицательного влияния массовой культуры, при этом используя все преимущества мультфильмов, как средства воспитания. Вопрос о том, влияют ли мультфильмы на детей, давно уже решен: влияют и еще как! На малышей, у которых пока нет собственного опыта и жизненной позиции, повлиять очень легко, тем более что яркие, динамичные и эмоциональные картинки мультфильмов обращаются напрямую к
зрительной памяти ребенка. Информация в виде мультфильма усваивается малышом «на ура!», вот почему качество этой информации должно тщательно контролироваться родителями. В добавок ко всему перечисленному, эффект мультфильма (как любого фильма и любой телевизионной передачи) усиливается ещё и за счёт светящегося экрана. Источник света обладает особой магией. Недаром в древности люди поклонялись огню и солнцу. Но, по большому счету, то, что дети рассматривают телевизор как центр дома, вполне правомочно. Ведь телевизор излучает свет. Раньше центром жилища была печь — наследница древних алтарей и жертвоприношений: в печи обитал огонь. Огонь был не только дарителем тепла и горячей еды, но и источником особых по своей силе зрительных ощущений. Психологи утверждают: на огонь человек может смотреть бесконечно — так завораживают его языки пламени. Так что чувства, которые человек испытывает, сидя перед теле- или киноэкраном, сродни архаическим переживаниям древнего человека, наблюдающего пляску костра и пытающегося рассмотреть в пламени вещие картины или образы духов. Но полностью лишать малышей излюбленного развлечения и запрещать им смотреть мультики вовсе необязательно! Ребенок, лишенный права просмотра мультфильмов, точно будет испытывать проблемы социализации во дворе или детском садике. Вашему малышу покажется комфортным в обществе взрослых людей, а вот взаимодействие со сверстниками может стать просто невыносимым! Дети не принимают тех, кто не знает «общепринятых» вещей. Просто будет достаточно относиться к выбору мультфильма осторожнее, чем к выбору книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Надо тщательно отбирать по-настоящему детские, добрые и веселые, поучительные и, что очень важно, ориентированные на наших детей, которых мы пытаемся вырастить в традиционных для нашей культуры ценностях. На первый взгляд может показаться, что это сильно сужает разнообразие и выбор мультфильмов, подходящих для просмотра, но это абсолютно не так! Мультфильмов так много… Как же сделать правильный выбор? Отличаются ли наши отечественные мультфильмы от зарубежной продукции? Конечно же! Посмотрите мультик, а потом попробуйте воспроизвести его сюжет. Наверняка, Вы легко это сделаете, посмотрев отечественный мультфильм, и порой с трудом современный (типа анимэ). Да, детям нравится заграничная продукция. Наши отечественные герои отошли на второй план. Такие добрые, на первый взгляд, мультфильмы как «Алладин», «Шрек», в которых, казалось бы, нет никакого подвоха со стороны производителей. Но, присмотревшись внимательно можно заметить, что образ женщины здесь представлен ярко. Если в наших советских мультфильмах половая принадлежность женщины прикрыта, не выставлена напоказ, их женские атрибуты в основном выражены через внутренние качества, духовность, то героини западных мультфильмов физиологичны. Обладают формами прекрасно развитых женщин, очень ярко выражено все то, что должно нравится взрослым мужчинам, а не маленьким детям, и они умело их используют, у них нет целомудрия - того, что отличает продукцию для детей от фильмов для взрослых. А ведь манеры поведения героев копируется детьми. В наших мультфильмах самая большая эротика - сомкнутые руки, поцелуи лишь обозначены, он сокровенен, тогда как западные герои откровенно заигрывают друг с другом, прикасаться к женщине можно как угодно, бесцеремонно, грубо. Например, как в
популярном мультфильме Шрек несет свою девушку на плече, заигрывает с ней. Подсознание схватывает такие моменты и в дальнейшем во взрослой жизни мальчик может считать нормой такое поведение по отношению к женщине. С точки зрения психологов (М.В. Башова, М. Аромаштам), эротику, взрослые стереотипы поведения в детских мультиках показывать нельзя. Это раньше положенного срока формирует в ребенке половое влечение, к которому эмоционально и физически ребенок еще не готов. До первого интереса ребенка к противоположному полу, ему необходима сказка, загадка. Только через романтику и робость перед противоположным полом мальчик может стать настоящим мужчиной, только скромная, целомудренная девушка, способна привлекать к себе настоящих мужчин. Детские стыдливость и стеснительность - одни из условий создания крепкой семьи в дальнейшем и продолжения рода в будущем. В западных мультфильмах редко встречается образ красивой мамы, с истинно женскими качествами, которая своим образом будет вдохновлять девочку ей подражать. Современные западные мультфильмы своими образами женщин-мам способны на подсознательном уровне отбить всякое желание у девочек в дальнейшем иметь детей. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. Оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим. За более чем полвека существования мультипликационной студии «Союзмультфильм» было выпущено огромное количество самых разных лент на любой вкус, каждая из которых – настоящий шедевр, не только с эстетической, но и с педагогической точки зрения, это добрые, несущие созидательные идеи мультфильмы- сказки для детей. Сказка по своей природе метафорична, она заставляет задуматься. Цепляясь за метафоры, ребенок достраивает свой мир, а для этого необходимо включить определенную часть мозга. Кроме того, сказка дает ребенку ответы на многие вопросы. Почти каждый отечественный мультфильм – это маленькая притча, где далеко не все лежит на поверхности. Многое остается как бы за кадром, заставляет задуматься, посмотреть иначе на себя и свои поступки. Здесь все события происходят в светлом, понимающем мире, несут в себе заряд тепла, любви, позитивной энергии. Каждый персонаж индивидуален и неповторим. Даже злые герои часто становятся добрее, потому что добро, участие, понимание, сопереживание - великая сила, способная и самого злого превратить в симпатичное и дружелюбное существо. Известно, что с распадом СССР, в мультипликации настал кризис. В силу экономических обстоятельств мультфильмы просто перестали сниматься, а когда открылся «железный занавес» в страну хлынул огромный поток зарубежной мультипликации разного качества. Наши мультфильмы подменили зарубежными
аналогами, в основном американского производства, чьи культурные ценности не соответствуют русскому национальному самосознанию. Замещение отечественных мультфильмов западными аналогами привело к разрушению естественного механизма национальной самоидентификации. Наиболее уязвимой частью населения в этом плане являются дети, родившиеся в постсоветский период, которые растут и развиваются в принципиально новом информационном пространстве. Проводимые наблюдения, интервью, анализ публикаций позволяет утверждать, что дети 90-х годов, воспитанные на американских мультфильмах, компьютерных играх, стремительно теряют связь с историей своей страны, своих предков. Это подрывает преемственность в сфере культурных и нравственных ценностей, понижает порог сопротивляемости инородной культуре. Современные психологи только несколько лет назад стали бить тревогу, по поводу того, какой негатив несут западные мультфильмы и как отрицательно это отражается на развитии всех сторон личности ребёнка. Они обеспокоены обилием на экране сцен жестокости, убийств и насилия. Можно привести много примеров того, что большинство западных мультфильмов: отупляют, развращают, развивают чувство агрессии в детях, подают им пример искаженных ценностей. Трудно не согласиться с тем, что мультфильмы оказывают огромное влияние на наших детей. У малышей еще нет жизненного опыта и необходимых знаний, весь мир они познают через зрительные образы и ощущения. И мультфильмы, языком этих самых зрительных образов, ярких и запоминающихся, усиленных музыкальным сопровождением, могут донести до детского сознания множество информации. Малыш, как губка, впитывает то, что видит по телевизору. Он еще не умеет отличить вымысел от реальности. Для него все герои абсолютно живые и настоящие. И именно их он будет копировать в своем поведении, интонациях, играх. Если до трёх лет у малыша преобладает наглядно-действенное мышление, то после трёх лет, оно постепенно сменяется наглядно-образным мышлением. Именно в этот сензитивный период, дети наиболее восприимчивы к визуальным образам и это именно тот момент, когда у ребёнка активно развиваются все сферы деятельности: творческая, эстетическая, речемыслительная. В процессе социализации ребёнок приобщается к социокультуре своего народа, у него закладываются духовные ценности и мотивы, которые в дальнейшем будут определять усвоение нравственных норм и формировать произвольное поведение, его национальное самосознание. Вот почему так важно, чтобы в этот период дошкольника окружали добрые мультфильмы, которые имеют и воспитательное значение, которые учат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и бабушку с дедушкой, покажут выход из многих непростых ситуаций, избавят от детских страхов. В таких мультфильмах маленький зритель найдет еще одно подтверждение того, что зло будет наказано, а добро всегда восторжествует. А яркие, образные и доступные, они близки сказке, игре и живому общению Мультфильм может многому научить ребенка, если он выбран с учетом возрастной психологии. Например, на коробках многих западных мультфильмов в других странах ставится маркировка «Для детей старше шести лет». К таким «взрослым» мультикам относятся, к примеру… «Том и Джерри», которых так часто показывают самым несмышленым малышам для того, чтобы занять их бесконечной сменой ярких
бессмысленных картинок. Результаты такого «раннего развития» могут быть огорчительны для мам и пап – ребенок оказывается, не способен отличить добро от зла, он безразличен к проявлениям страдания и физическому насилию, может запросто ударить другого человека или «помучить» домашнее животное. Проблема такого поведения в том, что границы допустимого у малышей еще очень нечетки, они легко стираются под действием информации извне. Для каждого ребёнка лучше подбирать мультики индивидуально, исходя из его характера и предпочтений в героях. Как и для каждого возраста, свои мультики. В два - три года малышу лучше всего подойдут мультики про колобка, теремок, курочку Рябу, небольшие по продолжительности и по сюжетной линии. В четыре года ребёнку уже можно предложить более серьёзные сюжеты, где учат добру, дружбе, помощи и состраданию. В этом помогут старые добрые мультфильмы про Чебурашку и крокодила Гену, Винни Пуха, Фунтика, Кота Леопольда, львёнка и черепаху, ёжика в тумане и так далее. В пять лет ребёнок уже может смотреть полнометражные мультфильмы, такие как «Двенадцать месяцев», «Король - лев», «Дюймовочка», «Аленький цветочек», «Конёк – Горбунок», «Красавица и чудовище» и другие похожие мультики. Хороший мультфильм для ребенка – незаменимый источник знаний, уникальный тренажер для детской фантазии, он может оказать родителям неоценимую помощь в воспитании ребенка. Уроки, которые в доступной и увлекательной форме преподносит малышу мультфильм, легко запоминаются и не выглядят нравоучениями, они наглядны и понятны. А уж если папа и мама найдут время обсудить с ребенком просмотренный мультик, поиграть в него, порисовать персонажей или попеть понравившиеся песенки из фильма, то польза от просмотра возрастет в несколько раз. Да и родители смогут больше узнать о собственном ребенке, что тоже немаловажно. Детство нужно прожить в сказке, чтобы став взрослым не забывать о чуде.


В раздел образования