Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий в классе сольного пения


Автор: Мартынова Сюзанна Кареновна
Должность: преподаватель сольного пения
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа" муниципального образования город Армавир
Населённый пункт: город Армавир, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в классе сольного пения
Раздел: дополнительное образование





Назад





Использование здоровьесберегающих технологий

в классе сольного пения
Эпиграфом к моей статье станут следующие слова:
«Давайте пробовать,

учиться, использовать!»
Уже много лет я работаю над развитием творческих способностей моих обучающихся, используя при этом различные методы, технологии, приёмы. Сегодня я остановлюсь на
здоровьесберегающих технологиях.
Перед нами стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьсбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда. На уроках сольного пения необходимо использовать не только музыкально- педагогические методы обучения, но и музыкально-терапевтические. Именно катарсическое воздействие музыки позволит регулировать психоэмоциональное состояние слушателей, повысит их социальную активность, облегчить усвоение новых положительных установок и форм поведения. Восприятие музыки, ее исполнения и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый преподаватель, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало еще из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения
в 2003
году. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. В современной образовательной ситуации актуальным является вопрос определения возможностей уроков сольного пения как средства реализации здоровьесберегающих технологий.
Вокалотерапия
Большое внимание на уроках я уделяю воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос – это
своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит. Если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. Одно из
упражнений физ.вокализа:
1) потянитесь, поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову («столб достоинства»), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если младший школьник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие. Пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте можно определить термином «активная пауза». Главное качество певческого вдоха – бесшумность – при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечет за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры.
Примеры:
1. «дыхательная гимнастика» - упражнение «Часы», «Лошадка», «Насос» и др.; 2. распевание с закрытым ртом (диапазон – в пределах первой октавы); 3. распевание на слоги (диапазон – в пределах полутора октав); Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как антонимом вдоха. (Исполнение песни А. Абеляна «Петь приятно и удобно») После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
Логоритмика
Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Двигательные паузы просто жизненно необходимы для детей младшего школьного возраста. Кратковременные физические упражнения детей под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы младший школьник не только радовался движениям, но и получал пользу для позвоночника и всех мышц своего еще неокрепшего тела. (Исполнение, пластичекое интонирование песни А. Абеляна «Петь приятно и удобно»)

Ритмотерапия
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. (исполняются попевки-скороговорки)
Фольклорная арттерапия
В народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Диапазоны их охватывают примарные тоны детского голоса и складываются из достигнутых каждому ребенку секундовых, терцовых и квартовых интонаций. Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на точности интонирования. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие. Дыхание. голосовой аппарат. Все – кости рук, ног, мышцы, кровь – все до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально- творческие способности детей. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. (распевается элемент из русской народной песни)
Улыбкотерапия
Медики считают, что здоровье обучающихся станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей. В заключение хочу сказать, что большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов.


В раздел образования