Напоминание

Воздух-невидимка


Автор: Березкина Светлана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Десткий сад №5 "Норильчонок"
Населённый пункт: Город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Конспект
Тема: Воздух-невидимка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по экологии в старшей группе «Воздух –невидимка» (опыты) Программные задачи: Познакомить детей с воздухом, его свойствами и ролью в жизни человека. Упражнять в умении делать выводы по результатам и фиксировать с помощью условных обозначений. Формировать умении быть наблюдательным и установить причинно-следственные связи отражающие в речи. Поощрять желание выполнить исследовательскую деятельность и наблюдательность. Материал: пустые стаканчики и стаканчики с водой, мисочка с водой, соломинки для коктейля на каждого ребенка. Кусочек поролона, парашют из полиэтилена с привязанным к нему пластилиновым шариком, пластилиновый шарик без парашюта, мыльные пузыри; на каждого ребенка по чистому листку бумаги и карандашу. Обстановка организации: Ход занятия: -Ребята, давайте поиграем в игру ,которая называется «Земля, вода, воздух». Уточним: « -Как вы должны сесть? - Какие слова произносит водящий? -Что или кого должен назвать игрок? (Правила игры такие, садимся все в круг. Водящий (выбираем по считалке) ходит перед нами и, указывая на каждого по очереди, произносит: «Вода, земля, воздух.» В любой момент он может остановиться. Если водящий остановился на слове «Вода», указывая на кого-то из вас, тот на которого он указал, должен назвать рыбу, пресмыкающееся или животное, живущее в воде. Если названо «Земля» - нужно назвать того, кто живёт на земле. Если названо «Воздух» - того, кто летает. ) Играют 3-4 раза. - Пройдите за столы. -Я загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем. Ты без него не сможешь жить Ни есть, ни пить, ни говорить. И даже, честно говоря, Разжечь не сможешь ты огня. -Правильно! И это тоже воздух! -Сегодня мы с вами будем говорить об объекте – воздух. - Сейчас, представьте, что вы исследователи, которые будут выявлять свойство воздуха. -Перед исследователями стоит такая задача: постараться с помощью опытов обнаружить воздух, доказать, а затем зафиксировать, в дневнике ученных – наблюдателей. - Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? Чем человек дышит?(Воздух) -Правильно, человек вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. -А как вы думаете, если воздух в этой комнате? Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас). - Почему мы его не видим? Почему называем его невидимкой? (Воздух – легкий, прозрачный, через него все видно, бесцветный ). - А что еще бывает прозрачным? (вода, стекло, лед, целлофановый пакет, линзы…) -Воздух прячется от всех, он невидим, но мы с вами сейчас проведём несколько опытов, которые помогут нам раскрыть его тайны. - Итак, начинаем. -Ребята, посмотрите, что у меня в руках?(пакет) -А как вы думаете, есть ли в нем что-нибудь? (нет) -Давайте проверим. Зажимаю пакет, он надувается. Что внутри? (Подвожу детей к тому, что там есть воздух). -Ребята, посмотрите, что стоит на столе?(стакан, миска с водой) - Как вы думаете есть ли в стакане что-нибудь ?(варианты детей)
-Чтобы убедиться в правоте или ошибочности мнения. Я беру стакан, переворачиваю его вверх дном и медленно опускаю в миску с водой, держать стакан нужно очень ровно. Попадает ли вода в стакан? (нет) -Почему нет? (варианты ответов детей) - А у меня к вам следующий вопрос. Как вы думаете, если мы прикрепим на дно стакана кусок поролона, он станет мокрым? (варианты детей) -А сейчас мы с вами это проверим. Беру стакан, переворачиваю его вверх дном и медленно опускаю в миску с водой, держать стакан нужно очень ровно. Опустили. Теперь резко поднимаем стакан. Потрогайте, какой поролон? (сухой) -Молодцы! Давайте сделаем с вами вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может. Мы его не видим, потому что он прозрачный, невидимый. -Хорошо .Мы с вами- исследователи, а они записывают. Подумайте, как бы вы это зарисовали? (варианты детей) -Я предлагаю такую форму моделей, т.е условных обозначений, чтобы зафиксировать результат опыта. -А как вы думаете, если я опущу в воду стакан и немного его наклоню, что произойдет? -Давай с вами проверим. Я беру стаканчик опускаю в емкость с водой, но держу его не прямо, а немного наклонив. Что появилось в воде? (пузыри) -Откуда они взялись? (варианты детей)Ведь стакан был пустой, в нём не было. - Давайте сделаем с вами вывод на основе выводов: Воздух выходит из стакана, и при погружении его место занимает вода. А почему многие думали, что в стакане ничего нет? Давайте зарисуем результаты этого опыта. -Следующий опыт. Ребята, что стоит у вас на столах? ( стакан наполненный водой, трубочка для коктейля) -Хорошо. Давайте возьмем трубочку подуем аккуратно в стакан с водой и посмотрите, что выходит через трубочку? (пузырьки) -А откуда они берутся?(варианты детей)
-Молодцы! Давайте сделаем с вами вывод: Воздух легкий, он находится внутри нас, поэтому он выходит в виде пузырьков. Предлагаю зарисовать это в дневник. - Ребята, посмотрите (я надуваю мыльные пузыри). Как вы думаете, что находится внутри пузырьков? (варианты детей) -Правильно. Сделаем вывод: Мыльные пузыри легкие, прозрачные, внутри них-воздух. Предлагаю зарисовать. -Следующий опыт. Посмотрите, что у меня лежит на столе? (перо и шарик) -Как вы думаете, а с помощью воздуха можно двигать предметы?(варианты детей) -Сейчас мы это проверим. (Имя) подойди попробуй подуть на перышко. Что произошло? -Перышко улетело. А теперь (имя) подует на шарик, что произошло с шариком? -Давайте сделаем с вами вывод: Воздух приводит в движение различные предметы. Давайте зафиксируем в дневник. -Молодцы! Исследователи хорошо сегодня поработали. -Сегодня мы с вами узнали о свойствах воздуха. Посмотрите на условные обозначения и скажите, какими свойствами обладает воздух?


В раздел образования