Здоровье сберегающие технологии. Кинезиология в детском саду
Автор: Мацалюк Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка детский сад №32" Населённый пункт: Иркутская область, город Братск Наименование материала: Статья Тема: Здоровье сберегающие технологии. Кинезиология в детском саду Раздел: дошкольное образование
Т.В.Мацалюк
МБДОУ «ЦРР Д/с№32»
г. Братск
Здоровьесберегающие технологии. Кинезиология в детском саду.
Специалисты утверждают, что определенными движениями
прокладывается путь к развитию головного мозга, состоящего из двух
полушарий, взаимодействующих между собой. Гармоничное развитие правой
и левой частей мозга способствует высокому уровню интеллекта. И тут тоже
приходит на помощь кинезиология. Упражнения для дошкольников
способствуют умственному развитию детей и раскрытию их талантов и
способностей. Чтобы дети лучше занимались, им необходимо больше
двигаться. Доказано, что разговорные навыки завязаны на мелкой моторике
пальцев: если человеку связать пальцы, он обучаться будет в десятки раз
медленнее. Кроме того, современные методики обучения говорят о том, что
новую информацию легче понять и запомнить, воздействуя на разные каналы
восприятия: картинка, звук, тактильные ощущения, вкус, осязание и
движение.
Кинезиология дает возможность эффективнее усваивать информацию,
успешно
овладевать
даже
самыми
сложными
интеллектуальными
действиями.
Что же такое кинезиология. Кинезиология происходит от греческого
слова «кинезис», что обозначает движение, и «логос» - наука т. е. наука о
движении,
а
если
быть
точнее,
то Кинезиология
–
наука
о
развитии
умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И
именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу
головного
мозга,
отвечающего
за
развитие
психических
процессов
и
интеллекта.
Развитие
интеллекта
напрямую
зависит
от
сформированости
полушарий головного мозга, их взаимодействий.
Применение
кинезиологических
упражнений
позволяют
улучшить
у
дошкольников
память,
внимание,
речь,
пространственные
представления,
мелкую
и
крупную
моторику,
снизить
утомляемость,
повысить
работоспособность к произвольному контролю.
Основная
цель
кинезиологии :
Развитие
межполушарного
взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
В России кинезиология впервые появилась в 1988 г. Сейчас её используют в
своей работе в учреждениях психологической помощи в 15 крупных городах
страны (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Уфа, Орехово-Зуево и др.). Все
педагоги,
использующие
кинезиологическую
практику,
отмечают
необыкновенные успехи у людей всех возрастов.
Огромная
польза
и
привлекательность
кинезиотерапии
состоит
в
её
простоте и практичности.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и
творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших
полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте
необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Еще одним положительным моментом от проведения кинезиологических
занятий является то, что они дают не только быстрый, но и накапливающийся
эффект, развивая при этом логическое мышление и повышая умственную
деятельность в целом. Существует основное требование к использованию
кинезиологических
методов.
Это
точное
выполнение
всех
приемов
и
движений. Прежде, чем обучать ребенка, педагог должен сам сначала освоить
все упражнения, а затем уже выполнять их с детьми, постепенно увеличивая
время и сложность от занятия к занятию.
Все
движения
комплексов
кинезиологии
воздействуют
на
различные
системы управления организмом. Все их можно разделить на три блока:
1.
Упражнения,
увеличивающие
тонус
коры
головного
мозга
(дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.)
Цель: повышение энергетики коры головного мозга.
2.Упражнения,
улучшающие
возможности
приёма
и
переработки
информации движения конечностями перекрёстно-латерального характера).
Цель:
восстановление
нарушенных
межполушарных
связей
и
функциональной асимметрии мозга.
3.Упражнения,
улучшающие
контроль
и
регуляцию
деятельности
(движения и позы перекрёстного характера).
Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга,
установление
баланса
между
правым
и
левым
полем
человека,
снятие
эмоционального стресса.
Желательно, чтоб каждый дошкольник почувствовал и осознал изменения,
происходящие с ним. Для этого оптимально проводить занятия с небольшой
подгруппой детей или индивидуально
Результативность
занятий
зависит
от
систематической
и
кропотливой
работы.
С
каждым
днём
задания
могут
усложняться,
объём
заданий
увеличиваться,
наращиваться
темп
выполнения
заданий.
Происходит
расширение
зоны
ближайшего
развития
подростка
и
переход
её
в
зону
актуального развития.
Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и
психофизиологических
качеств,
на
сохранение
здоровья
детей,
и
профилактику отклонений в развитии.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-
15 до 20-35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность
занятий
по
одному
комплексу
упражнений
–
45-60
дней.
Рекомендуется
реализовать кинезиологический цикл:
комплекс
упражнений
для
развития
межполушарных
связей
(6-8
недель). Перерыв (2 недели).
комплекс упражнений для развития правого полушария (6-8 недель).
Перерыв (2 недели).
комплекс упражнений для развития левого полушария (6-8 недель).
Прежде, чем обучать ребенка, педагог должен сам сначала освоить все
упражнения, а затем уже выполнять их с детьми, постепенно увеличивая
время и сложность от занятия к занятию.
Список использованной литературы:
1. Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. – М.:
Частное
Образовательное
Учреждение
Психологической
Помощи
«Восхождение», 1997г.
2. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И.
Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двинамай-июнь).
3. Кинезиология, или природная мудрость тела Н. В. Любимова. - СПб. :
Невский проспект, 20с.
4. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб:
КАРО, 2007. - С.14
5.
Сиротюк
А.
Л.
Коррекция
проблем
обучения
и
развития
методом
кинезиологии. - М.: Аркти, 2003. – 156 с.
6. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.— М: ТЦ
Сфера, 2008.48 с.