Автор: Шаханова Людмила Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: Мадоу Радость д/с 98 Населённый пункт: Свердловская область город Нижний Тагил Наименование материала: Конспект Тема: Итоговое занятие по математике Раздел: дошкольное образование
вава
План-конспект занятия по математике (младшая группа) по теме:
Итоговое занятие по математике в первой младшей
группе «Путешествие на паровозике»
Итоговое занятие по математике в первой младшей группе «Путешествие на паровозике»
Программное содержание:
Обобщить и систематизировать у детей полученные знания. Закреплять знания о геометрических формах.
Продолжать учить обследованию предмета по признакам - форме, цвету, размеру, закреплять умение быстро
находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета, соотносить форму объемного предмета с
формой изображения предмета на картинке. Совершенствовать тактильные ощущения. Тренировать в
различении цветов на основе соотнесения их при наложении и обозначение результата словами «такой», «не
такой». Закреплять понятия «справа», «слева».
Воспитывать интерес к математике, уважительного отношения детей к друг другу.
Материалы и оборудование: Стулья по количеству детей с изображениями геометрических фигур,
геометрические тела по количеству детей: шар, куб, геометрические фигуры разного цвета и размера для д\и
«Чудесный мешочек», пенек, цветы и бабочки для д\и «Цветок для бабочки», кукла Машенька, юбочки с
заплатками для д\и «Зашьем юбочки».
Конспект занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправляемся покататься, а на чем мы поедем, отгадайте сами.
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой,
Ведет всех за собой.
Ответ детей: поезд.
Воспитатель: А чтобы узнать где чьё место, нужно взять у мекня геометрическую фигуру и найти на стуле
изображение вашей фигуры, это ваше место. Не напутайте, ребята. Предмет должен соответствовать не только
форме, но и цвету. Рассаживайтесь по вагончикам, мы отправляемся, в путь, а чтобы нам не было скучно давайте
повторим песенку паровозика.
Во время чтения кондуктор проверяет билеты (собирает фигуры)
Паровоз кричит дуду!
Я иду, иду, иду,
А колеса стучат
вава
А колеса говорят
Тук - тук - тук, тук, тук
Так - так - так, так, так
Воспитатель: Давайте посмотрим, что мы видим слева и справа от нас. Соня, скажи, пожалуйста, что ты видишь
слева. (поляну с цветами)
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая полянка. Давайте немного разомнемся, встаньте так, чтобы вам было
удобно, и повторяйте за мной.
Облака бегут по небу (дети встают на носочки, поднимают руки вверх
Высоко, высоко
Убегают поезда (разводят руки в стороны)
Далеко, далеко.
Земляничная полянка (поворачивают корпус в права и влево)
От деревни близко.
Чтобы ягодку сорвать, (наклоняются «срывая ягодки»)
Поклонись ей низко.
А на поляне, посмотрите, сколько бабочек налетело. Как вы думает, что делают бабочки на поляне.
Дети: Собирают нектар.
Воспитатель : Ребята, давайте поможем бабочкам найти цветы такого же цвета как и бабочка.
Воспитатель: Артем, а что ты видишь справа.
Ой, а что это на пенечке за мешочек, может сюрпризы? Давайте попробуем угадать, что в нем? Отпусти Кириллл
ручку в мешочек, и скажи, не вынимая руки, что ты нашел в мешочке. (Игра «Чудесный мешочек».)
Ответы детей: круг, квадрат, треугольник, Воспитатель уточнять цвет каждой фигуры.
Пальчиковая гимнастика
ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ
Раз, два, три, четыре, пять,
вышли пальчики гулять .
(взрослый держит перед собой кулачок ребенка)
Этот пальчик в лес пошел,
(разгибает мизинчик)
этот пальчик гриб нашел
(разгибает безымянный пальчик)
этот резал,
(разгибает средний пальчик)
этот ел,
(разгибает указательный пальчик)
вава
ну, а этот лишь глядел!
(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)
Воспитатель: Оглянитесь назад, кто это за нами наблюдает?
Дети: Машенька
Воспитатель: А как вы думаете, из какой она сказки?
Дети : Маша и медведь
Воспитатель: Посмотрите, она, наверное, бродила по лесу, и порвала свои юбочки. Мы ведь сможем помочь?
Вам нужно «починить» одежду , подобрав заплатки, подходящие по расцветке и форме. Саша, скажи, что у тебя
за одежка? Какого цвета? Какой формы заплатку ты подобрала? Ответы детей
Воспитатель: Маша благодарит вас и дарит угощение.
Воспитатель: Дети, так незаметно пролетело время. Отправляемся в обратный путь. Занимайте места, в нашем
поезде. Вот и кончилась наша, прогулка на поезде. Вам она понравилась? Давайте на прощанье споем песенку
паровозика.
Паровоз кричит ду -ду!
Я иду, иду, иду,
А колеса стучат
А колеса говорят
Тук - тук - тук, тук, тук
Так - так - так, так, так
вава
вава
вава
вава
вава
Конспект открытого занятия по математике в первой
младшей группе.
Тема « Большой – маленький, один – много»
.
Цель: Обучать умению сравнивать предметы по величине методом
зрительного соотнесения; сортировать предметы двух различающихся
размеров; закрепить понятие « один – много»;
Используемый материал: игрушка зайчик, большие и маленькие
кубики, домик большой, маленький
Ход занятия.
В: Ребятки, к нам в гости кто-то пришел! Но чтобы узнать, кто, же это,
надо отгадать про него загадку:
Прыг да прыг, скок да скок,
Длинные ушки, белый бок.
Р: ответы детей.
вава
В: правильно, ребята, посмотрите, а вот и зайка, да только он не с
пустыми лапами, он что-то везет в машине, что это?
Р: кубики
В: правильно, только вот зачем, давайте спросим?
(спрашиваем у зайчика)
З: хотел я домик построить из кубиков для зайчат: для больших зайчиков
из больших кубиков, для маленьких из маленьких кубиков, но вдруг
прибежали медвежата и перемешали все кубики, и я теперь не могу их
разобрать и мне так грустно.
В: не грусти, зайка, мы тебе поможем, правда, ребята? Мы разберем
кубики и поможем тебе, давай вези сюда свой грузовик.
В: смотрите, ребята, у меня на этом столе стоит большой домик, а на
этом – маленький. Куда мы будем складывать большие кубики? А куда –
маленькие?
(Ответы детей)
Детям предлагается разложить кубики по размеру, закрепляется понятие
« один – много».
В: ну, как, зайчик, справились мы с задачей? Да, ребята молодцы!
Ребятки, а давайте покажем зайке, как мы умеем танцевать, вставайте в
кружок.
Физминутка « Зайка беленький сидит»:
Зайка беленький сидит, и ушами шевелит
Вот так, вот так, он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть,
Вот так, вот так, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, зайке надо поскакать,
Вот так, вот так, зайке надо поскакать.
вава
Зайку мишка напугал, зайка прыг и ускакал.
В: ребятки, зайчика наверно зайчата заждались, надо его провожать,
только, как он повезет кубики, они же опять могут перемешаться.
--Предположения детей.
В: смотрите, ребята, у меня есть еще машина. Какая она? Большая или
маленькая? Правильно, маленькая, а какие кубики мы туда положим?
Правильно, маленькие. А в большую? Молодцы! Давайте поможем
зайчику разложить кубики по машинам.
Дети раскладывают кубики и прощаются с зайчиком
вава
Конспект занятия по
математике
В первой младшей группе
На тему: «Волшебный
сундучок»
Задачи: продолжать учить различать и называть геометрические фигуры, основные признаки
предметов, цвет, форму, величину. Учить устанавливать соответствие между множествами,
счёту до четырёх. Продолжать осваивать умение различать правую и левую руки, составлять
из частей целое. Развивать память, воображение.
Материалы: сундук, кукла, бабочка, собачка, ключи, образцы бус, набор геометрических
фигур, полянки с цветами, разрезные картинки.
Ход занятия
Раздаётся стук в дверь. Звучит музыка.
Воспитатель : Ребятки вы слышали? Кто-то постучал нам в дверь. Вы хотите узнать кто там?
Дети:Да.
Воспитатель:Я тогда схожу и посмотрю (воспитатель вносит сундук и три ключа).
Посмотрите, дети, какой прекрасный сундучок стоит возле нашей двери. Это наверно
волшебница проходила мимо и оставила его. Давайте его откроем. Посмотрите, какой
большой замок, но у нас есть три ключа. Какой они формы?
Дети: Треугольник, квадрат, круг.
Проводится игра: Найди, какой же?
Замок сундучка и ключи имеют определённую геометрическую форму. Дети подбирают
каждый ключик. Выбор определяется путём приложения или фигуры на изображение.
Правильно выполненное задание позволяет открыть замок.
В сундучке будет кукла.
Воспитатель: Посмотрите, кто оказался в этом сундучке. Это кукла Даша. Она большая или
маленькая?
Дети: Большая.
вава
Воспитатель: Посмотрите она весёлая или грустная?
Дети:Грустная.
Воспитатель: Давайте узнаем, что с ней случилось. Она собиралась к нам в гости. Надела
красивое платье и разноцветные бусы. Но по дороге верёвочка разорвалась, и бусинки
рассыпались. Давайте поможем их собрать.
Проводится игра “Собери бусы”.
Воспитатель показывает детям часть нитки бус и говорит, что они рассыпались. Их нужно
собрать, используя для них круги: большие и маленькие двух цветов. У каждого ребенка
набор геометрических фигур и образец (начало нитки бус, круги чередуются по цвету и
величине). Ребенок собирает так как показано в начале нитки, отбирая фигуры по размеру и
цвету. Готовые бусы одевают кукле.
Воспитатель: Посмотрите, дети, какая сейчас стала кукла? Почему?
Дети: Веселая. Потому что собрали бусы.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще есть в волшебном сундучке ( достает бабочки).
Посмотрите дети, какие красивые разноцветные бабочки. Какого они цвета?
Дети: Красные, синие, белые, желтые.
Воспитатель: Хотите поиграть с ними?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Какое сейчас у нас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А что делают бабочки зимой ?
Дети: Спят.
Воспитатель: А наши бабочки из волшебного сундучка. В ваших руках они сейчас оживут и
полетят на полянки, искать красивые цветочки, такого же цвета, как они сами. Возьмите
бабочек в правую руку.
Проводится игра “Бабочки”.
Звучит музыка.
Дети выполняют соответствующие игровые движения. Музыка заканчивается, бабочки
садятся на цветочки.
Воспитатель: Рассматривает детьми полянку с красными цветами. Сколько цветов на поляне?
Давайте посчитаем.
Дети: Один, два, три, четыре.
Воспитатель: Давайте посчитаем сколько бабочек? (Спросить одного ребенка)
Дети: Один, два, три, четыре.
Воспитатель: Что из этого следует? Что бабочек столько, сколько и цветов.
Одинаковое количество, поровну.
Рассматривает другую полянку. Сколько цветов?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Сколько бабочек?
Дети: Три.
Воспитатель: Чего у нас больше? Цветов или бабочек?
Дети: Цветов.
вава
Воспитатель: На сколько?
Дети: На один.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что без бабочки остается один цветок.
Звучит музыка, и дети с бабочками бегут на свои места.
Воспитатель: Вы слышите, ребята, в нашем сундучке кто-то лает? Давайте посмотрим.
И достает собачку.
Воспитатель: Дети, кто это?
Дети: Собачка.
Воспитатель: Давайте с ней познакомимся и спросим, почему она лает.
Дети: Собачка, как тебя зовут?
Собачка: Дружок.
Дети: Почему ты лаешь?
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, почему она лает?
Дети: Голодная, злая, заблудилась и т.д.
Воспитатель: Она заблудилась и потеряла свой домик. Как называется домик для собаки?
Дети: Будка, конура.
Воспитатель: Поможем ей найти?
Дети: Да.
Проводится игра “Разрезные картинки”.
Дети составляют картинки из 4 частей. У одного из детей картинка с изображением будки.
Воспитатель кладет части картинки в сундук и достает оттуда целую картинку.
Воспитатель: Посмотри, Дружок, какую будку мы тебе нашли. Это твоя?
Собачка: Да, моя. Спасибо вам, ребята.
Воспитатель: Давайте, ребятки, попрощаемся с собачкой. Мы помогли ей найти домик,
составляли картинки из частей.
Дети: До свидания, Дружок.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с Дашей. Мы помогли ей собрать бусы. Бусинки были
разные: большая красная, маленькая синяя и т. д.
Дети: До свидания, Даша.
Воспитатель: Давайте, ребята, попрощаемся с бабочками. Мы с вами сегодня узнали, что на
полянке было больше синих цветов, чем синих бабочек на один, а красных цветов и бабочек
поровну.
Дети: До свидания, бабочки.
Воспитатель: Я закрою наш сундучок и поставлю его около двери. Когда волшебница пойдет
обратно, она его возьмет.
Звучит музыка. Воспитатель относит сундучок.
вава
Конспект открытого интегрированного НОД по математике и развитию речи в 1
младшей группе.
Провели воспитатели ясельной группы Новикова П.Б. и Семикова Ю.В.
«В гости к медвежатам»
Программное содержание:
1. Учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному
обозначению.
2. Развивать представления о геометрических фигурах.
3. Закреплять знание у детей цвета и формы.
4. Формировать умение выделять и объединять предметы по одному (общему)
признаку.
5. Развивать воображение, память, образное мышление.
6.
Развивать речевую активность; развивать умение отвечать на простейшие
вопросы воспитателя полными предложениями.
7. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в
окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
Демонстрационный материал.
вава
Две ширмы: на одной изображен большой, на другой – маленький дом, два
игрушечных медведя, геометрические фигуры: круги, квадраты (зеленого,
синего и желтого цвета), обручи желтого, зеленого и синего цвета, две машины
– большая и маленькая, кубики и шары: большие и маленькие (желтого,
зеленого и синего цвета).
Ход занятия:
Воспитатели. Сегодня мы пойдем в гости к нашим друзьям, а к кому вы сейчас
узнаете.
Эти звери любят мёд,
Ловят рыбу, как мальчишки,
Спят в берлоге в Новый Год
Бурые, смешные … (мишки).
Воспитатель. Правильно, это мишки, чтобы к ним дойти нам нужно будет пойти
по дорожке.
Проводится игра «Мишка косолапый».
Воспитатели. Шли мы, шли и пришли к домикам наших друзей - мишкам.
Посмотрите какие домики у медвежат. Одинаковые ли они? (Нет один большой,
другой маленький). А медвежата? (один большой, другой маленький)
Воспитатели. Как вы думаете в каком домике живет большой Миша, (в большом
доме). А в каком живет маленький Мишка (в маленьком домике).
Ставлю игрушки рядом с соответствующими домиками.
Воспитатели. Что-то наши друзья медвежата сегодня грустные, давайте узнаем.
Что случилось. Ребята, им нужна наша помощь. Их друг Торопыжка, прислал им
игрушки, вот они, но они все перепутались и теперь они не знают где чьи
игрушки (показываю игрушки: 2 машины, кубики, шары разного размера и
цвета). Поможем?
вава
Показываю игрушки и спрашиваю:
Воспитатели. Что это? Правильно шарик.
А какой он большой или маленький?
А какого цвета маленький шарик? А как вы думаете, кому его нужно положить?
Большому мишке или маленькому?
Воспитатели. Ребята, какие вы молодцы, мишки говорят вам спасибо за помощь.
А за это они хотят вам подарить вам свои игрушки – геометрические фигуры.
Загадываю загадки
Он похож на колесо,
А еще на букву О.
По дороге катится
И в ромашке прячется.
Нрав его совсем не крут.
Догадались? Это - (круг)
Обвожу рукой круг, предлагаю детям нарисовать круг рукой в воздух.
Из него мы строим дом.
И окошко в доме том.
За него в обед садимся,
В час досуга веселимся.
Ему каждый в доме рад.
Кто же он? Наш друг - (квадрат)
Обвожу рукой квадрат, предлагаю детям нарисовать квадрат в воздухе.
вава
Воспитатели. А вы хотите поиграть с этими фигурами? Игра «Найди домик».
На полянке лежат обручи – домики, какого они цвета? (синий, желтый,
зеленый). А рядом круги, какого они цвета? (сини, зеленые, желтые). Вам нужно
будет найти для кругов домики по цвету.
Пока играет музыка дети берут круги и находят для них домики.
Ребята, вам понравилось играть? (дети делятся своими впечатлениями). Что
делали, чем занимались? (искали домики для фигур по цвету, подбирали по
размеру игрушки).
В конце дети получают в подарок воздушные шарики.
Конспект занятия
по математике в первой младшей группе
«Зайчики на лужайке»
Цель.
Учить выделять один предмет из группы, составлять группу из отдельных
предметов. Активизировать словарь (один, много, мало, ни одного). Упражнять в
определении формы предмета.
Материал.
Фигурки утят (четыре желтых, один белый) – для фланелеграфа. Салфетка.
Игрушечная утка. Шапочка-маска лисы. Флаконы и банки различных размеров с
крышками. Игрушечный заяц, шапочка – маска зайца – на каждого ребёнка.
Ход занятия
На столе-полянке выставлены игрушечные зайцы, накрытые салфеткой.
Воспитатель . Кто-то играет с нами в прятки. Давайте посмотрим. (Снимает
салфетку.) Так кто же играет с нами в прятки? (Зайчики.) Сколько зайчиков?
вава
(Много.) Да здесь много зайчиков. Святослав, возьми одного зайчика. Сколько
зайчиков ты взял? (Одного.) И ты, Даша, возьми одного зайчика. Сколько у тебя
зайчиков? (Один.) На полянке остается всё меньше зайчиков.
Аналогично проводится работа с остальными детьми.
Воспитатель . На полянке не осталось ни одного зайчика. Сколько зайчиков на
полянке? (Нет ни одного.)
Предлагает рассмотреть зайчиков, затем ещё раз спрашивает, сколько у каждого
зайчиков. Дети отвечают.
Воспитатель . У Вовы один зайчик. У Вани один зайчик. У Маши один зайчик.
На
полянке
нет
ни
одного
зайчика.
(Повторяют
предложение
все
вместе.)
Зайчики поиграли с вами и хотят вернуться на полянку.
Предлагает детям поочередно поставить игрушки на полянку, задает каждому
ребёнку вопрос: «Сколько зайчиков ты поставил на полянку? »
Воспитатель. Ваня принёс зайчика, Даша принесла зайчика, Лера принесла
зайчика. Зайчиков становится всё больше и больше. Много стало зайчиков на
полянке.
Сколько
зайчиков
на
полянке?
(Много.)
Все
принесли
по
одному
зайчику, и их на полянке стало много. А у вас сколько зайчиков? (Совсем нет.
Нет ни одного)
А теперь мы поиграем. Вы будете зайчиками (надевает детям шапочки-маски, а
я буду лисичкой (надевает шапочку-маску).
Проводится игра «Лисичка и зайчики».
Воспитатель, стоя в кругу, поёт, дети выполняют движения по показу.
По лесной лужайке разбежались зайки.
Вот какие зайки, зайки – побегайки.
(Бегают по комнате.)
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки, зайки – побегайки.
(Приседают вокруг воспитателя, имитируют движения обеими руками.)
Вот бежит лисичка – рыжая сестричка,
Ищет, где же зайки, зайки – побегайки.
(Приседают, закрывают лица руками.)
Нет зайчиков.
Игра повторяется.
Воспитатель : (выставляет фланелеграф с фигурками утят). Посмотрите, кто
пришёл
купаться
на
пруд?
(Утята.)
Рассмотрите
их.
Утята
разные
или
вава
одинаковые? (Разные.) Чем они различаются? (Все утята желтые, а один белый.)
Каких утят много – желтых или белых? (Желтых.) А каких утят мало? (Белых.)
Сколько белых утят? (Один.) Утята плавали, купались, но их позвала мама –
утка:
«Кря-кря-кря!
»
И
утята
пошли
за
мамой.
(Убирает
фигурки
с
фланелеграфа.) Сколько утят осталось на пруду? (Ни одного.)
Воспитатель выставляет банки и флаконы и выкладывает крышки.
Воспитатель . Посмотрите-ка, приходил мишка-шалунишка и снял крышки с
банок. Давайте найдём для каждой банки крышку.
Дети
поочерёдно
подходят
к
столу
и
закрывают
банку
(флакон)
соответствующей крышкой.
Воспитатель. Молодцы! Мы сегодня весело играли и дружно считали. Вам
было интересно? (Да.) И мне тоже было интересно!