Педагогические условия формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Юдина Любовь Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №414 Населённый пункт: Казань Наименование материала: Публикация Тема: Педагогические условия формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Педагогические условия формирования интереса к художественной литературе у
детей старшего дошкольного возраста.
Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. По словам Е.А.
Флериной, они дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми
оперирует ребенок [22, с. 341]. Средствами художественного слова еще до школы, до
усвоения
грамматических
правил
ребенок
осваивает
грамматические
нормы
языка
в
единстве
с
его
лексикой.
Из
книги
ребенок
изучает
много
новых
слов,
образных
выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература
помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры,
эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь,
служит развитию художественного восприятия литературных произведений [22].
Воспитательная
функция
литературы
осуществляется
особым,
присущим
только
искусству
способом
силой
воздействия
художественного
образа.
По
мнению
А.В.
Запорожца,
эстетическое
восприятие
действительности
представляет
собой
сложную
психическую
деятельность,
сочетающую
в
себе
как
интеллектуальные,
так
и
эмоционально-волевые мотивы [1, с. 342]. Е.А. Флерина называла характерной чертой
в о с п р и я т и я
х у д о ж е с т в е н н о г о
п р о и з в е д е н и я
д е т ь м и
единство «чувствующего» и «мыслящего» [1, с. 342]. В методике обучение восприятия
художественного
произведения
рассматривается
как
активный
волевой
процесс
с
воображаемым
перенесением
на
себя
событий, «мысленным» действием
с
эффектом
личного участия [1].
В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» педагоги должны знакомить
детей
в
каждой
возрастной
группе
с
большим
количеством
произведений
детской
художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений,
правильное их понимание — важная задача.
Перед
занятием
воспитатели
готовят
наглядный
материал,
который
предполагается
использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книжек, с
иллюстрациями для раздачи детям).
Но прежде чем читать детям, воспитатель должен сам проанализировать произведение:
определить идейную направленность рассказа или стихотворения, уяснить соответствие
содержания
и
формы,
выделить
сюжетно-логические,
смысловые
части,
общее
настроение, понять, что хотел сказать автор в каждой из них. Правильно воспринятый
замысел писателя, художественные образы помогут выразительно прочитать книгу.
Для
выразительного
преподнесения
текста
необходимо
владеть
и
некоторыми
техническими приемами: уметь регулировать дыхание, тембр голоса, его силу, следить за
четкостью
дикции,
за
правильностью
ударений.
Важно
интонационно
разнообразить
чтение, уметь через эмоциональную окраску голоса передавать смысловое значение, свое
отношение
к
изображенным
событиям.
Только
выразительное
чтение
способствует
полноценному восприятию произведения ребенком, побуждает его к рассуждениям, к
оценке
содержания,
персонажей,
их
действий.
Это
следует
поддержать
беседой,
вопросами о том, что понравилось, почему, что запомнилось и т. д. Такие беседы, по
мнению
Л.П.
Федоренко,
направляют
внимание
детей
на
осмысление
содержания,
поэтичности,
красоты
литературного
языка,
подводя
к
тому,
что
дети
могут
самостоятельно
охарактеризовать
образы,
мотивированно
оценить
их,
настроиться
на
сопереживание с героями, творчески отнестись к прочитанному [20].
Ребенка необходимо подготавливать к восприятию произведения. Для этого воспитатель
проводит различные предваряющие беседы, в которых он обращается к личному опыту
каждого
слушателя,
вызывает
в
его
памяти
соответствующие
ассоциации.
В
предваряющей беседе, по словам Н.С. Карпинской, которую можно провести во время
прогулки, на экскурсии, дети узнают о фактах, явлениях, событиях, положенных в основу
сюжета произведения [7].
Чтобы чтение и рассказывание было обучающим необходимо соблюдать правило, чтобы
дети видели лицо воспитателя, а не только слушать голос. Потому одна из задач научить
детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети по
утверждению
З.П.
Васильцовой,
получают
способность
запоминать
ее
содержание
и
форму,
усваивать
нормы
литературной
речи.
Потому
воспитатель,
читая
по
книжке,
должен научиться смотреть не только в текст, но и время от времени на лица детей,
встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение [3]. Умение
посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых
тренировок,
но
даже
самый
опытный
чтец
не
может
читать
новое
для
него
произведение «с листа» , без подготовки. Поэтому, как отмечает Г.М. Лямина, перед
занятием воспитатель производит интонационный разбор произведения ( «дикторские
прочтения» ) и тренируется в чтении вслух[11].
На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже
слышали раньше. Многократное чтение произведений обязательно: дети любят слушать
уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных
переживаний
не
обедняет
восприятия,
но
ведет
к
лучшему
усвоению
языка
и,
следовательно,
к
более
глубокому
осмысливанию
событий,
поступков
героев.
Уже
в
младшем возрасте, по мнению Л.П. Федоренко, у детей появляются любимые персонажи,
дорогие
для
них
произведения,
и
потому
их
радует
каждая
встреча
с
этими
персонажами[20].
По утверждению Е.А. Флериной, для первичного чтения детям дошкольного возраста
выбирается произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в
течение
конкретного
занятия
в
данной
возрастной
группе.
Произведения
больших
размеров, работа над которыми рассчитана на 2-3 занятия, читаются только в старшей и
подготовительной к школе группах [22].
Чтение
и
рассказывание
художественных
произведений,
по
словам
Ф.А.
Сохина,
проводится в детском саду по строго определенному плану (примерно один раз в неделю в
каждой возрастной группе), в котором учитываются общественно-политические события,
а также время года [17].
Часть программных произведений, по мнению Л.П. Федоренко, дети должны выучить
наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть – уметь передавать близко к
тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в
инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам [12].
Одна из важных задач – формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и
театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности [12].
Нужно
также
стараться
воспитывать
у
детей,
по
утверждению
Л.М.
Гурович,
избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в
мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать
навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о
прочитанном,
внимательно
рассматривать
иллюстрации,
соотносить
их
со
знакомым
текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой [6].
Показывая
иллюстрации,
воспитатель
одновременно
комментирует
их
текстом
стихотворения (рассказа
и
т.д.).
Это
усиливает
восприятие
и
способствует
лучшему
запоминанию. Вместо иллюстраций после чтения можно показать диафильм.
Занятия
по
ознакомлению
с
художественными
произведениями,
по
мнению
Н.Г.
Смольников,
можно
включать
в
комплексный
план,
предусматривающий
к
тому
же
занятия по изобразительной деятельности и творческое рассказывание детей. Так, русской
народной
сказке «Снегурочка» можно
посвятить
три
разных
занятия:
первое
–
рассказывание
сказки
воспитателем,
беседа (анализ
произведения,
творческие
упражнения, придумывание тематических загадок, упражнения для совершенствования
грамматической правильности речи детей); второе – изобразительная деятельность (дети
рисуют
самостоятельно
на
тему
сказки «Снегурочка» );
третье
—
творческое
рассказывание (придумывание своей сказки по мотивам «Снегурочки» ) [16].
По мнению Н.С. Карпинской, более углубленному восприятию содержания рассказов,
сказок способствуют диафильмы. Особенно велика их роль при ознакомлении детей с
произведениями историко-революционного содержания. Диафильмы дают возможность
почувствовать атмосферу времени. А это очень важно, так как у дошкольников еще не
развито чувство исторической перспективы, им трудно представить себе прошлое, связать
исторические события с каким-то определенным периодом [7].
В
детском
саду
широко
применяются
повторные
занятия
для
лучшего
усвоения
и
запоминания литературного материала. В этом случае также используются диафильмы.
Например, воспитатель рассказывает русскую народную сказку «Хаврошечка» , беседует с
детьми, помогая им уяснить содержание. Через некоторое время сказка прочитывается
снова уже с показом диафильма. Знакомые герои оживают на экране, хорошо запоминается
их облик, поступки, речь. Сказочные поэтические обороты речи, сравнения, метафоры
значительно обогащают речь ребенка, делают ее образной и выразительной[7].
По утверждению Н.Г. Смольникова, обучая детей выразительному чтению, подготовке их
к
драматизации
помогает
прослушивание
в
грамзаписи
стихотворений,
исполняемых
мастерами искусств [16].
Большую помощь в работе с детьми оказывает магнитофон. Педагог может использовать
его в целях ознакомления детей с записанными на пленку рассказами, стихотворениями,
инсценировками
или
для
проведения
анализа
художественно-речевой
деятельности,
прослушивая записи детского исполнения. Это дает возможность детям самим оценить
придуманные ими сказки, загадки, выделить лучшие. Кроме того, магнитофонные записи
занятий (по пересказу, выразительному чтению наизусть) и развлечений, по мнению Л.М.
Гурович,
дают
возможность
сделать
вывод
об
эффективности
методики
работы
по
развитию речи или, наоборот, отметить недостатки ее, помогают проследить постепенный
рост художественно-речевого развития ребенка (если сравнить записи детских суждений
о какой-либо сказке, пересказа или собственного творчества, сделанные в начале и конце
года) [6].
Итак, активизации восприятия произведений художественной литературы способствуют
следующие методы, которые применяет воспитатель в своей педагогической работе с
художественной литературой:
беседа, предваряющая знакомство ребенка с прозой, поэзией, фольклором;
выразительное
чтение
или
рассказывание,
создающее
эмоциональный
контакт
воспитателя
с
детьми,
вызывающее
у
них
сопереживание
чувств
героев,
заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;
беседа,
помогающая
эстетически
воспринять
произведение
в
единстве
его
содержания и формы, и анализ;
применение сюжетных репродукций, книжных иллюстраций, технических средств,
дополняющих и усиливающих воздействие слова на дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Васильцова, З. П. Мудрые заповеди народной педагогики / З. П. Васильцова. –
Москва: Просвещение, 1988. – 78 с.
2.
Гурович,
Л. «Открыть
перед
ребенком
мир
словесного
искусства» :
п о
программе «Детство» / Л. Гурович, В. Пирадова // Дошкольное воспитание. –
2004. – № 8. – С. 10-16.
3.
Гурович, Л. М. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада / Л. М.
Гурович. – 3-е изд. – Москва: Детство-Пресс, 2004. – 128 с.
4.
Запорожец, А. В. Психология действия / А. В. Запорожец; сост. А. И. Назаров;
предисл. Л. А. Венгера, В. П. Зинченко; коммент.
В. П. Зинченко, В. В. Давыдова. – Москва: Моск. психол. -соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК,
2000. – 732 с.
5. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская. –
Москва: Педагогика, 2002. – 400 с.
6. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия
по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева,
В. И. Яшина. – Москва: Академия, 2000. – С. 139-144.
7.
Смольникова,
Н.
Г.
Развитие
структуры
связного
высказывания
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
//
Хрестоматия
по
теории
и
методике
развития
речи
детей
дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва: Академия, 2000. –
С.150-153.
8. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника / Ф. А.
Сохин // Вопросы психологии. – 1989. – № 4. – С.
9. Флерина, Е. А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и
методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И.
Яшина. – Москва: Академия, 2000. – С. 189-191.
10. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста // История
советской
дошкольной
педагогики:
хрестоматия
/
Сост.
Е.
А.
Гребенщикова,
А.
А.
Лебеденко. – Москва: Просвещение, 1980. – С. 303-307.