Напоминание

Педагогические условия формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Юдина Любовь Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №414
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Публикация
Тема: Педагогические условия формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Педагогические условия формирования интереса к художественной литературе у

детей старшего дошкольного возраста.
Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. По словам Е.А. Флериной, они дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок [22, с. 341]. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений [22]. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом силой воздействия художественного образа. По мнению А.В. Запорожца, эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы [1, с. 342]. Е.А. Флерина называла характерной чертой в о с п р и я т и я х у д о ж е с т в е н н о г о п р о и з в е д е н и я д е т ь м и единство
«чувствующего»
и
«мыслящего»
[1, с. 342]. В методике обучение восприятия художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий,
«мысленным»
действием с эффектом личного участия [1]. В соответствии с
«Программой воспитания в детском саду»
педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача. Перед занятием воспитатели готовят наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям). Но прежде чем читать детям, воспитатель должен сам проанализировать произведение: определить идейную направленность рассказа или стихотворения, уяснить соответствие содержания и формы, выделить сюжетно-логические, смысловые части, общее настроение, понять, что хотел сказать автор в каждой из них. Правильно воспринятый замысел писателя, художественные образы помогут выразительно прочитать книгу. Для выразительного преподнесения текста необходимо владеть и некоторыми техническими приемами: уметь регулировать дыхание, тембр голоса, его силу, следить за четкостью дикции, за правильностью ударений. Важно интонационно разнообразить чтение, уметь через эмоциональную окраску голоса передавать смысловое значение, свое отношение к изображенным событиям. Только выразительное чтение способствует полноценному восприятию произведения ребенком, побуждает его к рассуждениям, к оценке содержания, персонажей, их действий. Это следует поддержать беседой, вопросами о том, что понравилось, почему, что запомнилось и т. д. Такие беседы, по мнению Л.П. Федоренко, направляют внимание детей на осмысление содержания, поэтичности, красоты литературного языка, подводя к тому, что дети могут самостоятельно охарактеризовать образы, мотивированно оценить их, настроиться на сопереживание с героями, творчески отнестись к прочитанному [20].
Ребенка необходимо подготавливать к восприятию произведения. Для этого воспитатель проводит различные предваряющие беседы, в которых он обращается к личному опыту каждого слушателя, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. В предваряющей беседе, по словам Н.С. Карпинской, которую можно провести во время прогулки, на экскурсии, дети узнают о фактах, явлениях, событиях, положенных в основу сюжета произведения [7]. Чтобы чтение и рассказывание было обучающим необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели лицо воспитателя, а не только слушать голос. Потому одна из задач научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети по утверждению З.П. Васильцовой, получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Потому воспитатель, читая по книжке, должен научиться смотреть не только в текст, но и время от времени на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение [3]. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение
«с листа»
, без подготовки. Поэтому, как отмечает Г.М. Лямина, перед занятием воспитатель производит интонационный разбор произведения (
«дикторские

прочтения»
) и тренируется в чтении вслух[11]. На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений обязательно: дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Уже в младшем возрасте, по мнению Л.П. Федоренко, у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами[20]. По утверждению Е.А. Флериной, для первичного чтения детям дошкольного возраста выбирается произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в течение конкретного занятия в данной возрастной группе. Произведения больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2-3 занятия, читаются только в старшей и подготовительной к школе группах [22]. Чтение и рассказывание художественных произведений, по словам Ф.А. Сохина, проводится в детском саду по строго определенному плану (примерно один раз в неделю в каждой возрастной группе), в котором учитываются общественно-политические события, а также время года [17]. Часть программных произведений, по мнению Л.П. Федоренко, дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть – уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам [12]. Одна из важных задач – формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности [12]. Нужно также стараться воспитывать у детей, по утверждению Л.М. Гурович, избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о
прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой [6]. Показывая иллюстрации, воспитатель одновременно комментирует их текстом стихотворения (рассказа и т.д.). Это усиливает восприятие и способствует лучшему запоминанию. Вместо иллюстраций после чтения можно показать диафильм. Занятия по ознакомлению с художественными произведениями, по мнению Н.Г. Смольников, можно включать в комплексный план, предусматривающий к тому же занятия по изобразительной деятельности и творческое рассказывание детей. Так, русской народной сказке
«Снегурочка»
можно посвятить три разных занятия: первое – рассказывание сказки воспитателем, беседа (анализ произведения, творческие упражнения, придумывание тематических загадок, упражнения для совершенствования грамматической правильности речи детей); второе – изобразительная деятельность (дети рисуют самостоятельно на тему сказки
«Снегурочка»
); третье — творческое рассказывание (придумывание своей сказки по мотивам
«Снегурочки»
) [16]. По мнению Н.С. Карпинской, более углубленному восприятию содержания рассказов, сказок способствуют диафильмы. Особенно велика их роль при ознакомлении детей с произведениями историко-революционного содержания. Диафильмы дают возможность почувствовать атмосферу времени. А это очень важно, так как у дошкольников еще не развито чувство исторической перспективы, им трудно представить себе прошлое, связать исторические события с каким-то определенным периодом [7]. В детском саду широко применяются повторные занятия для лучшего усвоения и запоминания литературного материала. В этом случае также используются диафильмы. Например, воспитатель рассказывает русскую народную сказку
«Хаврошечка»
, беседует с детьми, помогая им уяснить содержание. Через некоторое время сказка прочитывается снова уже с показом диафильма. Знакомые герои оживают на экране, хорошо запоминается их облик, поступки, речь. Сказочные поэтические обороты речи, сравнения, метафоры значительно обогащают речь ребенка, делают ее образной и выразительной[7]. По утверждению Н.Г. Смольникова, обучая детей выразительному чтению, подготовке их к драматизации помогает прослушивание в грамзаписи стихотворений, исполняемых мастерами искусств [16]. Большую помощь в работе с детьми оказывает магнитофон. Педагог может использовать его в целях ознакомления детей с записанными на пленку рассказами, стихотворениями, инсценировками или для проведения анализа художественно-речевой деятельности, прослушивая записи детского исполнения. Это дает возможность детям самим оценить придуманные ими сказки, загадки, выделить лучшие. Кроме того, магнитофонные записи занятий (по пересказу, выразительному чтению наизусть) и развлечений, по мнению Л.М. Гурович, дают возможность сделать вывод об эффективности методики работы по развитию речи или, наоборот, отметить недостатки ее, помогают проследить постепенный рост художественно-речевого развития ребенка (если сравнить записи детских суждений о какой-либо сказке, пересказа или собственного творчества, сделанные в начале и конце года) [6]. Итак, активизации восприятия произведений художественной литературы способствуют следующие методы, которые применяет воспитатель в своей педагогической работе с художественной литературой:
 беседа, предваряющая знакомство ребенка с прозой, поэзией, фольклором;  выразительное чтение или рассказывание, создающее эмоциональный контакт воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств героев, заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;  беседа, помогающая эстетически воспринять произведение в единстве его содержания и формы, и анализ;  применение сюжетных репродукций, книжных иллюстраций, технических средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова на дошкольников. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Васильцова, З. П. Мудрые заповеди народной педагогики / З. П. Васильцова. – Москва: Просвещение, 1988. – 78 с. 2. Гурович, Л.
«Открыть

перед

ребенком

мир

словесного

искусства»
: п о программе
«Детство»
/ Л. Гурович, В. Пирадова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8. – С. 10-16. 3. Гурович, Л. М. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович. – 3-е изд. – Москва: Детство-Пресс, 2004. – 128 с. 4. Запорожец, А. В. Психология действия / А. В. Запорожец; сост. А. И. Назаров; предисл. Л. А. Венгера, В. П. Зинченко; коммент. В. П. Зинченко, В. В. Давыдова. – Москва: Моск. психол. -соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 732 с. 5. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская. – Москва: Педагогика, 2002. – 400 с. 6. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва: Академия, 2000. – С. 139-144. 7. Смольникова, Н. Г. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва: Академия, 2000. – С.150-153. 8. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника / Ф. А. Сохин // Вопросы психологии. – 1989. – № 4. – С. 9. Флерина, Е. А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва: Академия, 2000. – С. 189-191. 10. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста // История советской дошкольной педагогики: хрестоматия / Сост. Е. А. Гребенщикова, А. А. Лебеденко. – Москва: Просвещение, 1980. – С. 303-307.


В раздел образования