Напоминание

"ЙОГА В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Маркелова Любовь Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 85"
Населённый пункт: Стерлитамак
Наименование материала: ПРОЕКТ
Тема: "ЙОГА В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
ПРОЕКТ "ЙОГА В

ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

ДОШКОЛЬНИКОВ"
Подготовила: Маркелова Любовь Владимировна, Инструктор по физической культуре
2016


Аннотация
В последнее время отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению з д о р о в ь я и ф и з и ч е с к о г о р а з в и т и я д е т е й . В настоящее время профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей является одним из приоритетных направлений работы ДОУ. Создавшиеся жизненные условия, нарушения экологической обстановки побудили к созданию данного проекта, который основан на применении инновационных технологий с включением нетрадиционной формы оздоровления – хатха - йога. Йога помогает ребенку стать гармонически развитой личностью, так как это не только определенные позы (асаны), но и основы нравственного поведения. Принципы правдивости, чистоты, сдержанности, практикуемые в йоге, закрепляют в сознании детей общечеловеческие ценности, развивая их физически, умственно и эмоционально. Проект позволяет решать физкультурно – оздоровительные задачи поэтапно, в игровой форме, с учетом возраста детей, в тесной взаимосвязи всех участников проекта, повышая педагогическую компетентность каждого участника; решаются задачи разных направлений «Познавательно - речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое», «Социально – личностное развитие». Йога формирует предпосылки к успешному освоению народных подвижных игр, содействуют укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности растущего организма. Родители и просто жители города через СМИ узнают о нетрадиционных формах оздоровления. Проект способствуетповышению качества образования в детском саду, семье; использование инновационных оздоровительных технологий. Проект представлен на Совете педагогов в 2014 году «Пути оптимизации здоровья дошкольников», на родительском собрании « Здоровый ребенок - счастливый ребенок». Обобщен и транслирован опыт работы на конкурсах, периодической печати, размещены статьи на сайте. Награжден Сертификатом Всероссийского конкурса инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Тип проекта:
- коллективный - творческий - оздоровительный
- открытый
Участники проекта:
- воспитатель - дети - родители - музыкальный руководитель - медсестра - администрация МАДОУ «Д/с № 85»
Ресурсы проекта:
1. Состояние и содержание здания и помещений дошкольного учреждения в соответствии с СанПиНом. 2. Наличие необходимого оснащения медицинского кабинета. 3. Физкультурно-оздоровительная среда в ДОУ: физкультурный зал, мини-центры «Здоровье» в возрастных группах, спортивная площадка на территории ДОУ. 4. Материалы системы деятельности в ДОУ по здоровьесбережению детей дошкольного возраста. 5. Школьный стадион 6. Березовая роща 7. Ледовый дворец «Арена» 8. Детская городская поликлиника
Образовательная область:
«Здоровье», «Физическая культура» Продолжительность: долгосрочный, 1 год Реализация проекта направлена на достижение целей и задач направлений: «Физическое развитие», «Познавательно – речевое р а зв ит ие » , «Художественно – эстетическое развитие», «Социально - личностное развитие», способствующих оздоровлению детей, формированию культуры ребенка, его коммуникативных навыков, всестороннему развитию свободной творческой личности воспитанника.

Постановка проблемы:
Какие нетрадиционные способы, формы оздоровления использовать для осознания родителями, детьми, педагогами важности здорового образа жизни и создания в дошкольном учреждении системы по здоровьесбережению?
Гипотеза:
Если установить тесное эффективное сотрудничество педагогов, членов МАДОУ с семьей посредством привлечения родителей к проектной деятельности по здоровьесбережению с включением нетрадиционных форм оздоровления, то взаимодействие будет способствовать положительным результатам в сохранении и укреплении здоровья и физическом развитии детей, приобщения детей и взрослых к здоровому образу жизни.
Цель:
создать условия для оздоровления и всестороннего развития детей на основе нетрадиционных форм оздоровления – упражнений хатха – йога.
Задачи:Оздоровительные:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; 2. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики. 3.Улучшение показателей физической подготовленности детей, совершенствование физических качеств. 3. Формирование правильной осанки.
Образовательные:
1. Ознакомление детей с терминами: физические качества, выносливость, равновесие, гибкость, сила; 2. Формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; 3. Расширение кругозора, уточнение представлений о своем теле, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни; 4.Формирование физической культуры как составной части целостной культуры личности.

Воспитательные:
1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни. 2. Развитие уверенности, смелости, чувства взаимовыручки. 3. Развивать эстетический вкус.
Задачи и участие педагогов в реализации проекта:
· Составить план проекта и осуществить его реализацию в разных видах детской деятельности; · Оказывать детям помощь в выявление проблемы, в поиске ее решения; · Консультация и презентация «Дыхательно - звуковые упражнения и элементы йоги в физическом развитии ребенка»
Роль родителей в реализации проекта:
· Газета «Нетрадиционные формы оздоровления» · Буклет «Как мы дышим» · Папка передвижка «Лечебные точки»» · Презентация «Игры наших бабушек и дедушек» · Плакаты, фотовыставки «Мы за здоровый образ жизни»» · «Семейное художественное творчество «Изготовление индивидуальных ковриков для занятий по йоге» · Анкетирование
Прогнозируемые результаты:
1. Снижение заболеваемость детей нетрадиционными формами оздоровления. 2. Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5 – 7 лет. 3. Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.
4. Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей. 5. Родители и просто жители через СМИ узнают о нетрадиционных формах оздоровления.
Продукт проекта:
· Для детей: рисунки, поделки, оформление стенда «Стань спортсменом» · Для педагогов: презентация проекта, конспекты мероприятий, образец планирования, публикации, конкурсы. · Для родителей: материалы для консультации - папки передвижки, образцы совместного творчества, авторские работы родителей для спортивного зала, для стенда и выставок.
Первый этап (диагностико- прогностический)
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей. · Анализ научно-методической литературы; · Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий; · Разработка программы «Здоровый ребёнок»; · Оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитие детей; · Подбор необходимого литературного материала и его анализ, иллюстрации с изображением комплекса упражнений поз (асан) хатха – йоги, дыхательно - звуковых упражнений, подбор методической и детской литературы. · Беседа с родителями о необходимости занятий йогой для здоровья детей и развития физических качеств: гибкость, равновесие, выносливость, координация. Анкетирование родителей. · Обсуждение с педагогами и другим персоналом МАДОУ решения данной проблеме
Второй этап (практический)

Цель:
Введение здоровьесберегающей технологии с включением йоги в воспитательно - образовательный процесс ДОУ.
Создание системы физкультурной работы с детьми.
Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики; · Проведение двигательных разминок между занятиями;
· Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке; · Организация динамического часа в конце прогулки; · Организация оздоровительного бега в конце прогулки; · Гимнастика после дневного сна; · Коррекционная работа с детьми по развитию движений; · Организация занимательной двигательной деятельно сти различного типа; пальчиковые игры и упражнения; · Самостоятельная, двигательная деятельность детей; · Организация досугов, праздников; · Проведение «Дня здоровья», в летнее время «Недели здоровья» · Организация кружковой работы: «Хатха - йога»; · Организация работы с семьёй.
Календарный план реализации мероприятий

проекта

(в аспекте

Хатха - Йоги)
Участники образовател ьного процесса процесса/ объекты и формы взаимодейст вия СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ Воспитател и Реализация 1 этапа проекта Подбор методическ ой и детской литературы Неделя здоровь я Мониторинг физического развития детей Семинар по физическому воспитанию «Сам себе я помогу» Консультаци я «Дыхательн ая гимнастика» Родительски й уголок «Дыхательн ая гимнастика» , Практикум для воспитателей «Дыхательно -звуковая гимнастика» Открытый показ гимнастики с элементами йоги и дыхательно- звуковых
упражнений .Консультация в родительский уголок «Виды нарушений осанки», «Профилактика нарушений осанки» Дети Рассматрив ание иллюстрац ий с изображен ием комплекса упражнени й поз (асан) хатха – йоги, дыхательно - звуковых упражнени й, подбор методическ ой и детской литературы . Экскурсия на школьный стадион Подготовка связок и суставов к выполнению упражнений. Самомассаж. Комплекс статических упражнений. Релаксация на полу «Волшебный сон». Обыгрывание сказки «Курочка ряба». Русские народные подвижные игры. Экскурси я к Ледовому дворцу «Арена». Встреча с тренерами. Статические упражнения, разминка. Асаны: «Мостик», «Орел», поза «Бриллиант а». «Кузнечик», «Бегун», «Божествен ная поза», импровизац ия - «Путешеств ие в осенний лес». Заняти е с детьми на тему «Система органов чувств», «Развитие слуха у животных и человека» Асаны: «Кривое дерево», поза «Лев», «Орёл». Статические упражнения, Релаксация. Сказки народов тайги и тундры. Подвижные игры народов Севера.Физкуль турное занятие с детьми «Мой позвоночник». Обследова ние детей, распределе Контроль за распределение м нагрузки на Консультаци я «Как укрепить Практикум для родителей по
Старшая медицинска я сестра ДОУ ние по подгруппа м по состоянию здоровья. Консультац ия для воспитател ей «Подход к организаци и работы с часто болеющим и детьми» занятиях по физическому развитию иммунитет детей» Составление графика заболеваемо сти ароматерапии. Музыкальн ый руководител ь Занятия по ритмике. Подбор музыки к комплекса м гимнастики по Йоге. Интегрированн ое, открытое занятие в подготовительн ой группе: «Золотые правила Хатха - йоги» Мини- практикум «Музыкотер апия в жизни детей» Консультация. «Музыка перед сном» Физкуль турно- оздоровительн ый досуг «Как я буду заботиться о своём здоровье». Родители Рекомендац ии родителям «Как быть здоровым душой и телом». Участие в создание обходимой развивающ ей среды - оборудов Родительское собрание: «О здоровье всерьёз» Анкетирование «Обеспечение здоровья и ЗОЖ». Консуль тация в родительский уголок «Виды нарушений осанки», Практикум для родителей «Нетрадици онные средства оздоровлени я». Информаци я в родительски й уголок «Дыхательн Родительский всеобуч с применением наглядной информации «Лечебные точки»
ания для спортивны х занятий в группе, на территории детского сада («дорожки здоровья», индивидуа льные коврики и т.д.) «Профилактика нарушений осанки» ая гимнастика» Администра тивно -методическ ая служба Организац ия углублённо го обследован ия детей врачами. Анализ развития двигательн о-игровой среды. Совет педагогов «Пути оптимизации дошкольников» Анкетирование родителей. Контроль: «Организац ия питания» Подготовка к проведению городского семинара по физическому воспитанию Участники образовате льного процесса/о
ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛ

Ь

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

бъекты и формы взаимодейс твия Воспитате ли Неделя здоровья Корригиру ющее физкульту рное занятие с использова нием тренажёро в. Физкульту рный досуг в старших группах на тему «Здравству й, доктор Айболит!» Спортивн ый праздник к 23 -февраля с участием родителей. День открытых дверей »Профилак тическая гимнастика с элементами йоги». Практику м для родителе й «Оздоров ление после сна» - корригир ующая гимнасти ка с элемента ми йоги. Совет педагогов «Летняя оздоровите льная работа в ДОУ». Поход (подготови тельная группа) Дети Разминка, статически е упражнени я, асаны: «Кривое дерево», поза «Лев», «Орёл». Самомасса ж. Сказки народов тайги и Упражнен ия для укреплени я мышц лица, глаз. Занятие с детьми «Роль зрения в жизни человека. Как видят мир животные Правила хорошего тона, статические упражнения , поза «Лотос», «Аист». Сказка «Гуси- лебеди». Дыхательно -звуковые упражнения Профила ктика простудн ых заболева ний, точечный массаж. Статичес кие упражнен ия, поза «Расслаб ления на
тундры. Подвижны е игры народов Севера. Корригиру ющее физкульту рное занятие с использова нием тренажёро в. ». Расслабле ние в позе «Кучера». Статическ ие упражнени я, поза «Змеи», «Верблюда ». Морское путешеств ие. Подвижны е игры народов юга. . Занятие с детьми по теме «Внутренни е органы», «Скелет и мышцы» Показатель ные выступлени я для родителей полу», поза «Лотоса» , статическ ие упражнен ия. «Пробуж дение березки». Подвижн ые игры народов Востока Май. Монитор инг Проверка ловкости, гибкости координа ции, равновес ия. Подвижн ые игры народов мира. Показате льные выступле ния для воспитат елей. Старшая медицинск Контроль за физическо й Судейство на празднике Контроль за физической нагрузкой в средней и Монитор инг по заболевае Совет педагогов Отчёт,
ая сестра ДОУ нагрузкой детей в старшей и подготовит ельной группах спорта. младшей группах мости график заболеваем ости за 1 полугодие. Поход. Рекоменда ции по организаци и летней оздоровите льной работы Музыкальн ый руководите ль Подбор музыкальн ого материала для проведени я оздоровит ельных празднико в и досугов Спортивн ый праздник «Маслени ца». Выступлен ие детей подготовит ельной группы «Мы- акробаты и циркачи» (с элеметами йоги) Динамичес кий час »Путешеств ие на планету Туами» (с применение м дыхательно -звуковых упражнени й и элементов йоги) Концерт для родителе й с практиче ским показом упражнен ий йоги «Акробат ика для Бобика» Совет педагогов. Составлен ие плана музыкальн о- оздоровите льных мероприят ий в летний период. Поход Родители Выставка литератур ы по теме «Хатха - йога в детском саду». Участие в спортивно м празднике. День открытых дверей: просмотр занятий и режимных моментов. Изготовл ение выносног о материал а для прогулки Поход подготовит ельной группы
Администр ативно- методическ ая служба Консульта ция: «Оздоровл ение игрой» «Оформле ние блюд» (в системе Хатха - йоги) Судейство на спортивны х праздника х День открытых дверей на тему: «Дежурство по здоровью».
Третий этап (обобщающий)
Цель: Совершенствование результатов проекта. 1. Защита проекта 2. Мастер – класс для педагогов. 3. Мастер – класс для родителей «Дыхательно - звуковые упражнения и элементы йоги для дошкольника»
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

:
1. Созданы методические пособия, видеофильм о реализации проекта 2. Обобщен и транслирован опыт работы на конкурсах, семинарах, периодической печати. 3. Награждена Сертификатом Всероссийском конкурса инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
4. Произошли изменения в предметно – развивающей среде ДОУ: обновлены мини-центры в возрастных группах нетрадиционным оборудованием, игровыми атрибутами, картотеками и пособиями. 5. Повысилась эффективность взаимодействия родителей и педагогов ДОУ. 88% родителей являются активными участниками, помощниками во всех совместных мероприятиях, проектах, конкурсах. 6. Повышается уровень физической подготовленности и двигательной активности детей. 7. Повысился индекс здоровья, снизился процент заболеваемости.
Перспективы реализации проекта
- после того как опыт реализации проекта будет распространён среди жителей и других образовательных учреждений, возможно у других учреждений появиться желание реализовать подобный проект в детском саду, либо при содействии администрации отдела образования будет запущена программа нетрадиционных форм оздоровления по всем образовательным учреждениям города.


В раздел образования