Автор: Цурикова Ольга Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №12 "Дубок" Населённый пункт: город Южноуральск, Челябинская область Наименование материала: конспект непосредственно -образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию Тема: Моя малая Родина. Раздел: дошкольное образование
Цели:
- Познакомить с картой и символикой
- Формировать представление о малой Родине
- Уточнить и расширить знания о родном городе;
- Воспитывать любовь к родному краю.
Материалы и оборудование :
-
И л л ю с т р а ц и и
с т о л и ц ы
Р о с с и и ,
го р од о в
Ч е л я б и н с ко й
о б л а с т и ,
достопримечательности города Южноуральска и природы родного края.
- Запись гимна России, гимна Челябинской области и Южноуральска;
- картинки символик;
- запись песни «С чего начинается Родина?»
- Карта России,Челябинской области.
Ход занятия:
Звучит песня: «С чего начинается Родина?»
- О чем поется в песне? (о Родине)
- Сегодня мы с вами поговорим о Родине.
Основная часть. Беседа о Родине
- Скажите, что такое Родина?
( Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это
наш город. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это
место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в
далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши
предки).
- Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.
– А сейчас послушайте стихотворение о Родине:
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
- Родина – это страна, в которой мы живем. Как она называется? (Россия)
Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)
- Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А главный город
нашей страны? (Москва)
- Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия - ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
- В России много республик, регионов. Мы с вами живем на Урале. Наш край
разделяет Россию на две половины – Европу и Азию. И в каждой республике, регионе
много областей. Ребята, скажите, в какой области мы живем?
( В Челябинской) (показываю карту)
- Посмотрите – это карта Челябинской области. Как вы думаете, Челябинская
область большая или маленькая? (ответы детей)
- Наша область большая, в ней много городов, полей, лесов, рек, лугов. Какие
города Челябинской области вы знаете, назовите? (Челябинск, Южноуральск, Троицк,
Пласт…)
- Как называется главный город области? ( Челябинск)
- Ребята, в нашей области живут разные народы. Какие народы живущие у нас в
области вы знаете? (русские, татары, чуваши, мордва, казахи и т.д) Все они живут в
мире и согласии. И я предлагаю вам показать какие мы дружные.
Физминутка «Дружба»
По дороге мы идем. Дети шагают,
Путь далек, далек наш дом.
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим. садятся,
Посидим, отдохнем.
Потом дальше пойдем.
На лужайке поутру дети становятся в круг
Мы затеяли игру.
Раз, два, три, четыре расходятся, бегают,
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим, становятся в круг
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять
Будем в солнышко играть. Встают и идут дальше.
Мы — веселые лучи. Мы резвы и горячи.
- Ребята, а вы знаете, что у каждой страны, республики, области и у каждого
города есть свои символы? Какие? (герб, флаг, гимн)
- Посмотрите – это герб Челябинской области. Что изображено на нем? Как вы
думаете, почему именно верблюд? (ответы детей)
Через Челябинск проходили торговые пути на юг, в Казахстан, многие районы
Азии, где одним из основных транспортных средств был верблюд. Корабль пустыни,
как нарекли его в свое время, - выносливое и благородное животное, внушающее
почтение
и
показывающее
мудрость,
долголетие,
память,
верность,
терпение.
Историческая земельная корона указывает на статус Челябинской области как субъекта
Российской Федерации.
- Второй символ – это флаг. Государственный флаг – это лицо страны, символ
независимости.
- Какие цвета вы видите? (красный, желтый) А, что обозначают эти цвета, кто-
нибудь знает? (ответы детей)
Флаг Челябинской области – это красное прямоугольное полотнище с прямой
желтой полосой в нижней части флага, на которой в центре полотнища изображен
белый верблюд с желтым седлом и поклажей.
Красный цвет фона флага символизирует высокий уровень развития тяжелой
промышленности в регионе. Также символизм этого цвета перекликается с образами
силы,
мужества,
огня
и
красоты.
Желтая
полоса
отражает
образ
Уральских
гор,
которые на территории Челябинской области соединяют и в то же время разделяют
континент на Европу и Азию. Благородное и выносливое животное – белый верблюд –
олицетворяет чистоту, верность традициям, справедливость и выносливость.
- Третий символ – это гимн. Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы
детей)
-
Гимн
–
это
торжественная
песня.
Как
вы
думаете,
в
каких
случаях
он
исполняется?
–
Он
исполняется
в
особо
торжественных
случаях,
во
время
подъема
государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения
воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны
люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется
уважение к стране.
–Я предлагаю вам его послушать. (звучит гимн )
Ребята, Россия – это наша большая Родина. Но у каждого человека, и у каждого
из вас есть малая Родина. Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?
- Малая Родина – это уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где
находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
Малая Родина – островок земли,
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья –
Ласковая, малая Родина моя!
- Малая Родина – это наш город. Как он называется? (ответы детей)
-
В
самом
сердце
Челябинской
области
расположился
наш
городок
-
Южноуральск.
История
города
началась
со
строительства
в
этих
местах
Нижнеувельского
острога
и уходит к XVIII веку, когда вблизи этой территории казаки Исетского войска основали
Нижнеувельскую
крепость,
которая
была
призвана
связывать
Челябинскую
и
Троицкую крепости.
- У каждого города тоже есть свой герб. Посмотрите, это герб Южноуральска.
Что вы видите на гербе?
"В
красном
поле
с
левым
золотым
краем
синяя
оконечность,
окаймленная
золотом,
Поверх
всего
серебряная
скачущая
косуля
над
двумя
серебряными
опрокинутыми шашками на крест".
В гербе города красный цвет поля символизирует энергию, которая дает жизнь
городу и огонь, обжигающий фарфоровые изделия изумительной красоты и формы,
выпускаемые на многих предприятиях города, а также это символ тепла, активности,
мужества, праздника, красоты.
Южноуральский фарфор промышленного и бытового назначения, украшенный
росписями по мотивам уральского сказочного края, отражен в гербе города в виде
устремленной к совершенству серебряной косули.
Золотой
левый
край
щита
и
золотое
окаймление
оконечности
показывают
пересечение дорог, от которого началось строительство и развитие станицы Увельской,
а позже - города Южноуральска.
Серебряные шашки клинками вниз означают, что поселение основано казаками,
и пришли они на эту землю не воевать, а защищать и созидать.
Голубая оконечность отражает водохранилище, образованное на реке Увельке.
Также
голубой
цвет
символизирует
красоту,
честь,
славу,
преданность,
истину,
добродетель и чистое небо.
Серебро - символ чистоты, мудрости, благородства, мира, взаимосотрудничества.
Золото - символ прочности, величия, интеллекта, великодушия.
– Наш город очень красивый, зеленый, чистый. В нем много широких улиц,
красивых зданий, достопримечательностей. Южноуральцы гордятся своим городом.
Игра с мячом «Наш город какой?»
- Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш
город? Я вам задаю вопрос: наш город какой?
–
Наш
город
….
(красивый,
чистый,
зеленый,
современный,
любимый,
удивительный,
цветущий,
великолепный,
гостеприимный,
многонациональный,
прекрасный, замечательный).
- Вы любите наш город?(ответы детей)
- За что вы любите его? (Я люблю Южноуральск за то, что в нем есть….(школы,
скверы, парки, сады, дом, друзья) (дифференцированный подход для сильных детей)
Итог занятия .
- Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали о
Родине много нового. Правда?
(выкладываю на фланелеграфе модель Родины)
- А именно: ваша семья, ваш дом находится в городе Южноуральске.(красный
маленький круг)
- Город Южноуральск – на Урале в Челябинской области (желтый круг среднего
размера)
- А Челябинская область – в России (зеленый большой круг) .
- Молодцы, ребята!