Напоминание

Практические рекомендации родителям младших школьников, имеющих трудности овладения навыками письма.


Автор: Цевелева Юлия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБУ АКЦ ППМС-помощи (центральная психолого-медико-педагогическая комиссия)
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: Практические рекомендации родителям младших школьников, имеющих трудности овладения навыками письма.
Раздел: дополнительное образование





Назад





Практические рекомендации родителям младших школьников,

имеющих трудности овладения навыками письма.
Проблемой трудностей овладения детьми навыками письма в школе занимаются в разных странах не одно десятилетие, так как такие дети требуют особого внимания. Естественно, они осложняют работу в классе, замедляют общий темп, требуют индивидуального подхода. Им необходима специальная система занятий дома. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь в школе и дома позволят не осложнять и без того нелегкий процесс формирования навыка письма, оградить ребёнка от дополнительных трудностей обучения. Рассматривая различные виды нарушений письма в начальной школе, и анализируя причины их вызывающие, ученые выделяют следующие "группы риска”, т.е. группы детей, у которых наиболее вероятно возникновение этих трудностей. Одна из основных "групп риска" - более 30% детей - это дети, имеющие в анамнезе (истории развития) патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания в возрасте до года. Еще одна "группа риска” - это дети ослабленные, часто болеющие, физически недостаточно развитые, и хотя уровень их интеллектуального развития может быть очень высок, весь комплекс школьных нагрузок вызывает столь высокое напряжение, что возникают серьезные школьные проблемы. Значительная часть детей, у которых проявляются самые различные трудности при обучении - это дети с различными неврологическими нарушениями. Большую "группу риска” составляют дети, у которых имеется задержка в развитии тех или иных функций. Причем, задержки у этих детей, конечно же, видны еще до школы, но не всегда родители принимают меры, чтобы своевременно исправить положение. Очень важно обратить внимание на тех детей, у которых есть задержка речевого развития, особенно, если ребенок занимался с логопедом или посещал речевую группу детского сада. Особого внимания также будут требовать медлительные и леворукие дети. Характер нарушений письма, отмечающихся у детей в каждой из вышеприведенных групп, имеет свои особенности, но можно выделить в качестве критериев плохого освоения навыка письма или трудностей обучения следующие показатели:  Нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной вариативности высоты, протяженности и наклона, в несоблюдении пропорций и соотношения частей букв. Если такие нарушения встречаются более, чем в 50 % всех букв, то это и является нарушением почерка;  Неправильное начертание букв, либо неправильная траектория движения при выполнении букв, "зеркальное" письмо;  Смешение и замена одних букв другими (б-п, д-т, r-к, з-с и т.п.), искажение структуры слов;  Пропуски букв, недописывание слогов, слов, замена и удвоение слогов;
 Очень медленный темп письма, низкая плотность работы;  Тремор (дрожание руки), который проявляется а дополнительных штрихах, дрожащих линиях, а при сильном треморе - в "бисеринках” утолщений на линии письма.  Трудность выполнения связных движений, "печатание” букв. Все встречающиеся в письме нарушения можно разделить на три основные группы по (по М.М. Безруких):  Нарушения письма, связанные с нарушениями м о т о р и к и , пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций. Эти нарушения в большей степени отражаются в почерке и определяют внешнюю картину письма, качество почерка;  Нарушения письма, связанные с задержкой речевого развития ( наличие нарушения звукопроизношения, недоразвития фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза, аграмматизмов) Эти нарушения отражаются в заменах, пропусках, перестановках букв, слогов, слияниях и искажениях слов и предложений.  Комплексные нарушения - сочетание нарушений первого и второго вида. Очень важно помнить, что любые трудности в процессе обучения письму необходимо заметить как можно раньше и, используя наиболее эффективные меры коррекции, постараться их скорректировать. Иначе неизбежна задержка формирования навыка, нарушение этапности и даже полная невозможность формирования навыка. Чтобы добиться успешного решения этой проблемы, родителям необходимо получить консультацию специалистов (логопеда, психолога, обратиться за помощью к врачам - неврологу, психиатру), но этого мало. Не менее важным условием является систематическая ежедневная работа с детьми дома. Для достижения желаемого результата следует воспользоваться нижеприведенными советами специалистов:  Выполнять разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика, вышивание, лепка и перебирание мелких деталей, вязание и склеивание мелких деталей, можно нанизывать пуговицы, бусины на нитку, можно раскрашивать небольшие поверхности картинок.  Часто среди трудностей обучения фигурирует так называемое

'зеркальное” письмо, причиной которого является неправильная дифференцировка пространственного расположения отдельных элементов буквы или всей буквы, связанная с понятием "правое-левое”. Поэтому на начальных этапах нужно уделять достаточное внимание анализу пространственного расположения элементов буквы, подробному разбору траектории и направлению движений руки, осознанности выполнения всех действий.  Большие по объему письменные задания, многократное переписывание могут дать обратный эффект, т. к. эти дети пишут с большим напряжением, а, значит, быстро устают. Поэтому лучше, чтобы задание было не очень большим по объему, не ограничивалось по времени, а основная задача была - написать букву правильно.
 Не нужно торопить вашего ученика, дать ему возможность писать в "большой" строке (микродвижения для этих детей просто непосильны) и медленно.  Следует помнить, что почерк является индикатором функционального состояния ребенка. У него может "вдруг” значительно испортиться почерк, а этим "вдруг" может быть болезнь, утомление, психологическое напряжение и многие другие причины.  Необходимо выполнять все рекомендации специалистов: проводить назначенное лечение, обеспечить систематическое посещение занятий логопеда, психолога.  Важно уделять внимание укреплению здоровья детей (массаж, гимнастика, закаливание, соблюдение режима дня, прогулки на свежем воздухе) .  При проверке домашнего задания следует избегать отрицательных оценок. Лучше подчеркнуть старание ребенка, похвалить, подбодрить, порадоваться вместе с ним его маленьким победам.  Важно прививать любовь к родному языку, научить ребенка искать интересные и смешные цитаты в читаемых книгах, разучивать веселые стихи, играть в рифмы и другие словесные игры по дороге в гости, в магазине, в любое свободное время.  Не стоит ограничивать любимые занятия (в кружке, в секции) из-за неудач в школе, лишать любимого дела.  Необходимо найти причину трудностей, и не скрывая ее от ребенка, объяснить, почему что-то не получается, и что нужно сделать, чтобы исправить положение, пообещать свою поддержку. Подчеркнуть при этом, что ваше отношение к ребенку не зависит от его неудач. Как видите, проблема помощи ребенку при трудностях обучения совсем не проста, но главное - знать, что почти все трудности преодолимы. Сейчас выпускается большое количество детской литературы, по которой и детям, и родителям будет легко и интересно заниматься. Ниже приведён примерный перечень пособий, разработанных и рекомендуемых известными учёными-педагогами. Успехов вам!
Литература
 Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).  Безрукова О.А. Грамматика русской речи. В 2 частях. – М.: Каисса, 2007. – 111 с.  Безруких М.М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М.: 2004.  Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
 Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей. В 2 частях. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 183 с.  Косинова Е. Уроки логопеда: тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет.  Кривовязова Н. Д. Обучение связной речи: Учебно-методическое пособие. – М.: НМЦентр, 2000.  Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005. – 96 с.  Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. – СПб.: Корона-Век, 2008.  Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет. – Санкт- Петербург: Корона. Век, 2011. – 80 с.  Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет. – СПб.: Корона. Век, 2011. – 80 с.  Парамонова Л.Г. Как воспитать гения: Упражнения для развития речи. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 205 с.  Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М: Лого-Эйдос, 2012.  Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Логопедическая энциклопедия для родителей дошкольников и младших школьников. – М.: АСТ, Астрель, 2009.  Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников //Логопедия сегодня. - 2011г. - №2. - С.26-30  Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Большая книга логопедических игр. Играем со звуками, словами и фразами. – М.: АСТ, Астрель,2010.  Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы в 4 частях. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 32 с.  Тишина Л.А., Толпегина А.С. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи//Школьный логопед. – 2010г. - №. - С.67-73  Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112с.  Хватцев М.Е. Как воспитать гения: Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 258 с.  Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.  Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться. – М.: 2000.  Школьник Ю.К. Логопедия: пособие по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 96 с.


В раздел образования