имеющих трудности овладения навыками письма.
Проблемой
трудностей
овладения
детьми
навыками
письма
в
школе
занимаются в разных странах не одно десятилетие, так как
такие дети требуют
особого внимания. Естественно, они осложняют работу в классе, замедляют общий
темп, требуют индивидуального подхода. Им необходима специальная система
занятий дома. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить,
своевременная помощь в школе и дома позволят не осложнять и без того нелегкий
процесс
формирования
навыка
письма,
оградить
ребёнка
от
дополнительных
трудностей обучения.
Рассматривая
различные
виды
нарушений
письма
в
начальной
школе,
и
анализируя
причины
их
вызывающие,
ученые
выделяют
следующие
"группы
риска”,
т.е.
группы
детей,
у
которых
наиболее
вероятно
возникновение
этих
трудностей.
Одна из основных "групп риска" - более 30% детей - это дети, имеющие в
анамнезе (истории развития) патологию беременности и родов у мамы, родовые
травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания в возрасте до года.
Еще одна "группа риска” - это дети ослабленные, часто болеющие, физически
недостаточно развитые, и хотя уровень их интеллектуального развития может быть
очень
высок,
весь
комплекс
школьных
нагрузок
вызывает
столь
высокое
напряжение, что возникают серьезные школьные проблемы.
Значительная
часть
детей,
у
которых
проявляются
самые
различные
трудности при обучении - это дети с различными неврологическими нарушениями.
Большую "группу риска” составляют дети, у которых имеется задержка в
развитии тех или иных функций. Причем, задержки у этих детей, конечно же,
видны еще до школы, но не всегда родители принимают меры, чтобы своевременно
исправить положение.
Очень важно обратить внимание на тех детей, у которых есть задержка
речевого развития, особенно, если ребенок занимался с логопедом или посещал
речевую группу детского сада.
Особого внимания также будут требовать медлительные и леворукие дети.
Характер
нарушений
письма,
отмечающихся
у
детей
в
каждой
из
вышеприведенных групп, имеет свои особенности, но можно выделить в качестве
критериев плохого освоения навыка письма или трудностей обучения следующие
показатели:
Нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной
вариативности высоты, протяженности и наклона, в
несоблюдении пропорций и
соотношения частей букв. Если такие нарушения встречаются более, чем в 50 %
всех букв, то это и является нарушением почерка;
Неправильное начертание букв, либо неправильная траектория движения
при выполнении букв, "зеркальное" письмо;
Смешение и замена одних букв другими (б-п, д-т, r-к, з-с и т.п.), искажение
структуры слов;
Пропуски букв, недописывание слогов, слов, замена и удвоение слогов;
Очень медленный темп письма, низкая плотность работы;
Тремор (дрожание руки), который проявляется а дополнительных штрихах,
дрожащих линиях, а при сильном треморе - в "бисеринках” утолщений на линии
письма.
Трудность выполнения связных движений, "печатание” букв.
Все встречающиеся в письме нарушения можно разделить на три основные
группы по (по М.М. Безруких):
Нарушения
письма,
связанные
с
нарушениями
м о т о р и к и ,
пространственного
восприятия
и
зрительно-моторных
координаций.
Эти
нарушения в большей степени отражаются в почерке и определяют внешнюю
картину письма, качество почерка;
Нарушения письма, связанные с задержкой речевого развития ( наличие
нарушения
звукопроизношения,
недоразвития
фонематического,
слогового,
языкового
анализа
и
синтеза,
аграмматизмов)
Эти
нарушения
отражаются
в
заменах, пропусках, перестановках букв, слогов, слияниях и искажениях слов и
предложений.
Комплексные нарушения - сочетание нарушений первого и второго вида.
Очень важно помнить, что любые трудности в процессе обучения письму
необходимо заметить как можно раньше и, используя наиболее эффективные меры
коррекции,
постараться
их
скорректировать.
Иначе
неизбежна
задержка
формирования
навыка,
нарушение
этапности
и
даже
полная
невозможность
формирования навыка.
Чтобы добиться успешного решения этой проблемы, родителям необходимо
получить
консультацию
специалистов
(логопеда,
психолога,
обратиться
за
помощью к врачам - неврологу, психиатру), но этого мало.
Не менее важным
условием является систематическая ежедневная работа с детьми дома.
Для
достижения
желаемого
результата
следует
воспользоваться
нижеприведенными советами специалистов:
Выполнять разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких
движений рук: мозаика, вышивание, лепка и перебирание мелких деталей,
вязание и склеивание мелких деталей, можно нанизывать пуговицы, бусины
на нитку, можно раскрашивать небольшие поверхности картинок.
Часто среди трудностей обучения фигурирует так называемое ’ 'зеркальное”
письмо,
причиной
которого
является
неправильная
дифференцировка
пространственного
расположения отдельных
элементов
буквы
или
всей
буквы, связанная с понятием "правое-левое”. Поэтому на начальных этапах
нужно
уделять
достаточное
внимание
анализу
пространственного
расположения
элементов
буквы,
подробному
разбору
траектории
и
направлению движений руки, осознанности выполнения всех действий.
Большие по объему письменные задания, многократное переписывание могут
дать обратный эффект, т. к. эти дети пишут с большим напряжением, а,
значит,
быстро
устают.
Поэтому
лучше,
чтобы
задание
было
не
очень
большим по объему, не ограничивалось по времени, а основная задача была -
написать букву правильно.
Не
нужно
торопить
вашего
ученика,
дать
ему
возможность
писать
в
"большой" строке (микродвижения для этих детей просто непосильны) и
медленно.
Следует
помнить,
что
почерк
является
индикатором
функционального
состояния ребенка. У него может "вдруг” значительно испортиться почерк, а
этим "вдруг" может быть болезнь, утомление, психологическое напряжение и
многие другие причины.
Необходимо
выполнять
все
рекомендации
специалистов:
проводить
назначенное
лечение,
обеспечить
систематическое
посещение
занятий
логопеда, психолога.
Важно уделять внимание укреплению здоровья детей (массаж, гимнастика,
закаливание, соблюдение режима дня, прогулки на свежем воздухе) .
При проверке домашнего задания следует избегать отрицательных оценок.
Лучше подчеркнуть старание ребенка, похвалить, подбодрить, порадоваться
вместе с ним его маленьким победам.
Важно
прививать
любовь
к
родному
языку,
научить
ребенка
искать
интересные и смешные цитаты в читаемых книгах, разучивать веселые стихи,
играть в рифмы и другие словесные игры по дороге в гости, в магазине, в
любое свободное время.
Не стоит ограничивать любимые занятия (в кружке, в секции) из-за неудач в
школе, лишать любимого дела.
Необходимо
найти
причину
трудностей,
и
не
скрывая
ее
от
ребенка,
объяснить,
почему
что-то
не
получается,
и
что
нужно
сделать,
чтобы
исправить положение, пообещать свою поддержку. Подчеркнуть при этом,
что ваше отношение к ребенку не зависит от его неудач.
Как видите, проблема помощи ребенку при трудностях обучения совсем не
проста, но главное - знать, что почти все трудности преодолимы.
Сейчас выпускается большое количество детской литературы, по которой и
детям,
и
родителям
будет
легко
и
интересно
заниматься.
Ниже
приведён
примерный
перечень
пособий,
разработанных
и
рекомендуемых
известными
учёными-педагогами. Успехов вам!
Литература
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших
школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда /
Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.
— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).
Безрукова О.А. Грамматика русской речи. В 2 частях. – М.: Каисса, 2007. –
111 с.
Безруких М.М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности
при обучении письму. – М.: 2004.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным
недоразвитием
речи:
учеб.
пособие
/
В.К.
Воробьева.
—
М.:
ACT:
Астрель
:
Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей. В 2
частях. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 183 с.
Косинова Е. Уроки логопеда: тесты на развитие речи для детей от 2 до 7
лет.
Кривовязова Н. Д. Обучение связной речи: Учебно-методическое пособие.
– М.: НМЦентр, 2000.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику.
- 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005. – 96 с.
Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. – СПб.: Корона-Век,
2008.
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет. – Санкт-
Петербург: Корона. Век, 2011. – 80 с.
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет. – СПб.:
Корона. Век, 2011. – 80 с.
Парамонова Л.Г. Как воспитать гения: Упражнения для развития речи. –
М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 205 с.
Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М:
Лого-Эйдос, 2012.
Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Логопедическая энциклопедия для родителей
дошкольников и младших школьников. – М.: АСТ, Астрель, 2009.
Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников
//Логопедия сегодня. - 2011г. - №2. - С.26-30
Смирнова
Л.Н.,
Овчинников
С.Н.
Большая
книга
логопедических
игр.
Играем со звуками, словами и фразами. – М.: АСТ, Астрель,2010.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с
ОНР. Альбомы в 4 частях. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 32 с.
Тишина Л.А., Толпегина А.С. Формирование навыков краткого пересказа у
младших школьников с тяжелыми нарушениями речи//Школьный логопед. – 2010г.
- №. - С.67-73
Ткаченко
Т.А.
Учим
говорить
правильно.
Система
коррекции
общего
недоразвития
речи
у
детей
6
лет.
Пособие
для
воспитателей,
логопедов
и
родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112с.
Хватцев М.Е. Как воспитать гения: Логопедия: работа с дошкольниками. –
М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 258 с.
Ушакова
О.С.
Развитие
речи
дошкольников.
-
М.:
Изд-во
Института
Психотерапии, 2001. – 256 с.
Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться. – М.: 2000.
Школьник
Ю.К.
Логопедия:
пособие
по
автоматизации
свистящих,
шипящих и сонорных звуков. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 96 с.