Напоминание

А Ваш ребенок слышит?


Автор: Меновщикова Галина Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГОО "Кузбасский РЦППМС" отделение ГМР
Населённый пункт: г.Гурьевск
Наименование материала: статья
Тема: А Ваш ребенок слышит?
Раздел: дошкольное образование





Назад




А Ваш ребенок слышит? Здравствуйте, уважаемые читатели. Если среди вас есть родители детей дошкольного возраста, то эта статья вам очень пригодится. В ней я хочу рассказать о фонематическом слухе и о том, как важно своевременно обратить внимание на его недоразвитие. А если кто-нибудь из вас задал себе вопрос: что такое фонематический слух и зачем он нужен, то вот вам определение. Фонематический слух – это способность различать звуки речи и опознавать их в речевом потоке; это умение дифференцировать все звуки родного языка. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, чёткое и внятное произнесение слов. Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом в школе. Хочется обратить ваше внимание на то, что в первый класс дети приходят с разным уровнем подготовленности в области знания букв, чтения, письма, знакомства с книгами. У них различаются артикуляционные навыки, речевой слух, общеречевое развитие, память, внимание и т.п., но умение слышать, выделять речевые звуки, дифференцировать звуки на слух у каждого ребёнка должно быть сформировано на высоком уровне. Только при этом условии ваш ребёнок будет успешен в обучении чтению и письму. В противном случае у первоклассника на уроках появится ряд проблем: он не сможет отличать парные согласные (твёрдые - мягкие, глухие - звонкие), свистящие и шипящие звуки, будет путать звуки и буквы при обучении грамоте. При обучении чтению и письму ошибки станут более явными. Трудности в первую очередь будут связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. На письме появятся постоянные ошибки. И если в первом классе родители не обратят на это внимание, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера. Я имею в виду, что делая частые и систематические ошибки, ребёнок будет получать плохие оценки, отсюда к процессу обучения в школе у него сложится негативное отношение и через некоторое время он просто скажет: «Я не пойду в школу!». А ведь всех этих проблем и трудностей овладения грамотной письменной речью в большинстве случаев можно избежать, зная о значимости фонематического слуха. Поэтому, уважаемые родители, ваша задача всеми силами стимулировать и помогать развивать фонематический слух ребёнка с раннего возраста. Так как наиболее сензитивным (чувствительным) периодом к развитию фонематического слуха является возраст до 2 лет. В это время родители, которые много и правильно (без сюсюканья) разговаривают с ребенком, когда читают простые детские стихи, чистоговорки, понятные по смыслу малышу данного возраста, незаметно для себя развивают его фонематический слух. Существует множество специальных игр и упражнений, которые помогут вашему малышу сформировать фонематический слух. А пока, подводя итог всему вышесказанному, хочу ещё раз напомнить вам, что фонематический слух очень важен для правильного речевого развития. Им не стоит пренебрегать, если вы хотите, чтобы ребёнку было легко учиться в школе, чтобы он был общительным и популярным, а не стеснялся лишний раз высказать своё мнение. Помните: где внимание - там и энергия, что тренируется - то развивается. Успехов!


В раздел образования