Автор: Меновщикова Галина Ивановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГОО "Кузбасский РЦППМС" отделение ГМР Населённый пункт: г.Гурьевск Наименование материала: статья Тема: А Ваш ребенок слышит? Раздел: дошкольное образование
А Ваш ребенок слышит?
Здравствуйте,
уважаемые
читатели.
Если
среди
вас
есть
родители
детей
дошкольного возраста, то эта статья вам очень пригодится. В ней я хочу рассказать о
фонематическом слухе и о том, как важно своевременно обратить внимание на его
недоразвитие. А если кто-нибудь из вас задал себе вопрос: что такое фонематический
слух и зачем он нужен, то вот вам определение.
Фонематический слух – это способность различать звуки речи и опознавать их в
речевом потоке; это умение дифференцировать все звуки родного языка.
Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование
звукопроизношения,
чёткое
и
внятное
произнесение
слов.
Сформированность
фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению
производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом в
школе.
Хочется обратить ваше внимание на то, что в первый класс дети приходят с
разным
уровнем
подготовленности
в
области
знания
букв,
чтения,
письма,
знакомства с книгами. У них различаются артикуляционные навыки, речевой слух,
общеречевое развитие, память,
внимание и т.п., но умение слышать, выделять
речевые звуки, дифференцировать звуки на слух у каждого ребёнка должно быть
сформировано на высоком уровне. Только при этом условии ваш ребёнок будет
успешен в обучении чтению и письму. В противном случае
у первоклассника на
уроках появится ряд проблем: он не сможет отличать парные согласные (твёрдые -
мягкие, глухие - звонкие), свистящие и шипящие звуки, будет путать звуки и буквы
при
обучении
грамоте.
При
обучении
чтению
и
письму
ошибки
станут
более
явными. Трудности в первую очередь будут связаны с путаницей звуков, сложностью
слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. На письме
появятся постоянные ошибки. И если в первом классе родители не обратят на это
внимание, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться
проблемы
психологического
характера.
Я
имею
в
виду,
что
делая
частые
и
систематические ошибки, ребёнок будет получать плохие оценки, отсюда к процессу
обучения в школе у него сложится негативное отношение и через некоторое время
он просто скажет: «Я не пойду в школу!».
А ведь всех этих проблем и трудностей овладения грамотной письменной речью в
большинстве случаев можно избежать, зная о значимости фонематического слуха.
Поэтому, уважаемые родители, ваша задача всеми силами стимулировать и
помогать
развивать
фонематический
слух
ребёнка
с
раннего
возраста.
Так
как
наиболее сензитивным (чувствительным) периодом к развитию фонематического
слуха является возраст до 2 лет. В это время родители, которые много и правильно
(без сюсюканья) разговаривают с ребенком,
когда читают простые детские стихи,
чистоговорки, понятные по смыслу малышу данного возраста, незаметно для себя
развивают его фонематический слух. Существует множество специальных игр и
упражнений,
которые
помогут
вашему
малышу
сформировать
фонематический
слух. А пока, подводя итог всему вышесказанному, хочу ещё раз напомнить вам, что
фонематический слух очень важен для правильного речевого развития. Им не стоит
пренебрегать, если вы хотите, чтобы ребёнку было легко учиться в школе, чтобы он
был общительным и популярным, а не стеснялся лишний раз высказать своё мнение.
Помните: где внимание - там и энергия, что тренируется - то развивается. Успехов!