Автор: Сорокина Светлана Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС ОВ "Ёлочка" Населённый пункт: г. Тарко-Сале Наименование материала: занятие по развитию речи Тема: рассказывание по картине "Проказницы" Раздел: дошкольное образование
РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ «ПРОКАЗНИЦЫ»
(комплексное занятие по развитию речи в средней группе)
Программное содержание.
Учить
детей
составлять
короткий
рассказ
по
сюжетной
картине
из
3-4
предложений.
Формировать навыки связной речи: воспитывать умение слушать рассказы
других детей, закрепить у детей умение отвечать на вопросы развернутыми
предложениями.
Обогащать
словарный
запас,
за
счет
словосочетаний
и
фраз
словесной
вежливости.
Развивать диалогическую и образную речь.
Закреплять
правильное
произношение,
работать
над
интонационной
выразительностью.
Воспитание
умения
вживаться
в
образ
сюжета,
передавая
характер
проблемной ситуации.
Подвести детей к пониманию данной проблемы и закрепить, чем это опасно
для их здоровья.
Воспитывать уважение к старшим, дружелюбное отношение друг к другу.
Методические приемы.
Проблемная ситуация;
Вопросы поучительного характера;
Вопросы поискового характера;
Хоровое повторение;
Индивидуальный рассказ;
Образец воспитателя;
Использование ТСО;
Использование элементов театрализации и игрового момента;
Моделирование;
Сюрпризный момент;
Художественное слово.
Словарная работа.
Проказницы, хрупкий, грациозный.
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы:
o
Сказка А.С.Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке».
o
Стихотворение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Рассматривание картины «Проказницы».
Беседа с детьми на тему «От шалости до беды – один шаг».
Материал и оборудование.
Картина «Проказницы»;
Технические средства;
Схемы;
Аквариум;
Игрушка «Старушка Шапокляк».
Ход:
Дети
вместе
с
воспитателем
входят
в
группу.
В
группе
висит
прозрачный
занавес.
Дети
наблюдают
ситуацию,
происходящую
за
занавесом, где находится старушка Шапокляк с двумя девочками.
Разговор за занавесом.
Шапокляк : Девчонки, посмотрите на своих кукол, какие на них старые
платья. А хотите, чтобы у них были самые красивые платья?
1 девочка: Конечно, хотим.
2 девочка : Но где их взять?
Шапокляк: А у вашей мамы есть красивое платье? Несите его скорее сюда.
1 девочка: Вот здорово, давай вырежем из маминого платья одежду для своих
кукол!
2 девочка: Давай! Бери ножницы!
Шапокляк : А я вам помогу!
1 девочка: Я хочу, чтобы у моей Барби было самое красивое платье.
2 девочка: А я еще цветочки вырежу.
А в это время по другую сторону занавеса воспитатель беседует с детьми.
Воспитатель:
Ребята,
посмотрите,
что
делают
девочки…
Да
они
же
проказничают! Разве можно без спроса брать мамино платье и резать его?
- Почему? (ответы детей).
- А можно ли брать ножницы без разрешения? Почему? (ответы детей).
- Ах, они проказницы! Как их можно еще по- другому назвать? (шалунишки).
- Давайте, об этом им скажем.
Дети проходят за занавес.
Дети: Ах вы, проказницы!
Воспитатель : Ребята, посмотрите, здесь не только девочки проказничают.
Им
старушка
Шапокляк
помогает.
Разве
можно
так
поступать?
(ответы
детей).
- Как вы думаете, мама их похвалит или нет? (ответы детей).
Шапокляк:
Похвалит,
похвалит.
Посмотрите,
какие
красивые
платья
получились!
Воспитатель : Наши ребята не проказники, они слушаются взрослых.
- Ребята, давайте дружно скажем об этом старушке Шапокляк.
Мы проказничать не будем,
Взрослых слушаться мы будем.
Воспитатель: Но у нас не только здесь девочки- проказницы! Обратите
внимание на эту картину. Я предлагаю вам всем присесть на стульчики, и ты
Шапокляк присаживайся и послушай, как будут отвечать наши дети.
-
Ребята
рассмотрите
внимательно
картину
и
дайте
название
(варианты
ответов детей). Эта картина называется «Проказницы».
Воспитатель (задает вопросы по картине):
- Как вы думаете, где происходит действие картины?
- Кто находится в ванной комнате?
- Эти девочки одного возраста или разного?
- Кем могут быть друг другу две девочки? Дайте имена девочкам.
- Для чего девочки пришли сюда?
- Что стоит на краю ванны?
- Что собираются сделать девочки?
- Для чего старшая девочка открыла кран?
- Во что девочки набирают воду?
- Где больше воды: в ванной или в аквариуме?
- Что может произойти с рыбкой, если аквариум наклонится?
- что может случиться с аквариумом в ванной комнате?
Правильно,
ребята.
Мы
с
вами
прекрасно
знаем,
что
он
может
разбиться – это очень опасно. (Обращаю их внимание на схемы).
- Где рыбке просторнее?
- Где рыбке безопаснее? Почему?
- Можно что-либо делать с домашними животными без разрешения
взрослых? Почему?
Молодцы, ребята, вы справились, ответили на все вопросы. А теперь
подумайте, соберитесь с мыслями и самостоятельно составьте рассказ
по этой картине.
Короткий рассказ по картине 2-3 детей.
Воспитатель : Молодцы, вы хорошо работали, а теперь послушайте мой
рассказ.
…Две сестрички Вера и Надя решили своей рыбке сделать море. Они
принесли
аквариум
в
ванную
комнату.
Старшая
сестричка
Вера
открыла кран и начала набирать воду, а Надя держала аквариум на
краю ванны. И вдруг раздался голос «Не выпускайте меня, я исполню
все ваши желания!» Девочки удивились, неужели рыбка оказалась
волшебной? Быстро выключив воду, сестрички сели на пол около
аквариума и стали думать, что бы им попросить у рыбки?...
Шапокляк : Ой, какие интересные рассказы получились у вас, ребята. Но у
меня для вас тоже есть сюрприз (Шапокляк предлагает детям подойти к
столу, на котором стоит аквариум с рыбкой, накрытый тканью).
Звучит тихая музыка.
Шапокляк :
Отгадайте,
ребята,
что
может
быть
круглым,
стеклянным,
прозрачным, хрупким? (аквариум). А кто живет в этом аквариуме?
Психогимнастика «Золотая рыбка».
Воспитатель : Ребята, эта рыбка не простая, она волшебная. Посмотрите,
как она сказочно красива. Ее чешуйки переливаются как золотые монетки.
Она легко и грациозно двигает своими плавниками. И она может выполнить
все ваши желания.
Дети загадывают желания.