"Организация проектной деятельности в начальной школе"
Автор: Омельченко Алла Владимировна Должность: учитель наальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3 Населённый пункт: город Салехард Наименование материала: статья Тема: "Организация проектной деятельности в начальной школе" Раздел: начальное образование
Организация проектной деятельности в начальной школе
Номинация «Организация воспитательной работы и досуга»
В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного
стандарта второго поколения наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника
учиться
и
применять
полученные
знания,
умения
и
навыки
в
реальной
жизни.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
направлен
на
развитие
у
учащихся таких компетентностей, которые способствовали бы
самореализации его
личного потенциала. То есть школьник, обладая правом являться субъектом образования,
кроме
знаний,
должен
овладеть
универсальными
учебными
действиями,
которые
определят его готовность к жизни в современном обществе. В широком смысле термин
«универсальные
учебные
действия»
означает
саморазвитие
и
самосовершенствование
путём
сознательного
и
активного
присвоения
нового
социального
опыта.
И
новый
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
общего
образования
ориентирует
учителя
именно
на
формирование
таких
образовательных
достижений
школьника.
Одна из задач модернизации образования заключается в обновлении форм, методов
для повышения качества обучения. Современная «общеобразовательная школа должна
формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые
компетенции, определяющие современное качество содержания образования»
1
.
Одним
из
ведущих
методов
современной
педагогики
является
метод
проектов,
который в силу своих особенностей позволяет реализовать проекты группами или парами,
и
направлен
не
только
на
получение
знаний,
но
и
на
формирование
ключевых
компетентностей, одной из которых является коммуникативная компетентность.
Ежегодно во время весенних каникул учащиеся начальных классов муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №
3» погружаются в проекты. В работе над проектом участвуют разноуровневые группы,
формирование групп происходит путём жеребьёвки. Работа над проектом идёт три дня.
Вся работа учащихся строится в соответствии с матрицей проекта. Первый день учащиеся
посвящают работе над формулированием названия проекта, постановкой проблемы, цели,
задач проекта,
описанием тематического поля. Второй день посвящен изготовлению
продукта проекта. И наконец на третий день каждая группа защищает свой проектный
продукт. В состав жюри входит не только администрация школы, а также родители,
представители общественности, имеющие непосредственное отношение к теме проекта.
Мероприятие широко освещается не только на школьном уровне, но и в СМИ города.
На сегодняшний день успешно реализованы такие проекты: «Школа будущего»,
«Коллекция марок», «Экскурсия в Лондон», «Школьное печатное издание».
По итогам работы над проектом каждому участнику вручается сертификат участника.
Учащиеся выполнившие лучшие работы награждаются грамотами победителей разного
уровня, ценными подарками.
Мы
предлагаем
Вашему
вниманию
материалы
работы
над
проектом
«Школа
будущего».
1
Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Стандарты второго поколения. М. «Просвещение». 2009
Первый день для ребят, участников проекта начался с жеребьёвки. При входе в
рекреацию начальной школы был установлен стол, на котором лежали номера групп,
каждый брал номерок и проходил в рекреацию, где их уже ждали учителя с табличками,
указывающими номер группы. На первом этаже блока начальной школы был организован
«склад»
вспомогательных
материалов.
В
этом
помещении
можно
было
найти
много
интересного: ножницы, цветная бумага, скотч, краски, цветные карандаши, канцелярский
клей соседствовали с тканями, пластиковыми бутылками, поролоном и пенопластом и
многим другим, что могло понадобиться юным проектировщикам для создания макета
«Школы будущего».
Каждая
группа
перед
работой
получила
маршрутный
лист первого дня и матрицу проекта
В процессе работы учащиеся заполняли матрицу проекта, «листы размышлений»
Каждый
новый
день
ребятам
вручались
письма-напутствия
и
«листы
размышлений»
нового дня
По итогам работы каждый из участников получил Сертификат участника
Педагоги во время выполнения проекта выполняли роль наблюдателей, экспертов.
Каждый наблюдатель заполнял «Оценочный лист наблюдателя проекта «Школа будущего»
№
группы
Ф. И.
участников
Знакомство
участников
Выбор
руководителя
группы
Распределение
ролей в
группе
Умение
принимать
коллегиальное
решение
Общее
количество
баллов
(каждый критерий оценивался по 5-балльной системе)
Также листы оценивания были разработаны для членов жюри
Бланк жюри. Критерии оценки.
Фамилия,
имя
Общее
впечатление
Полнота
раскрытия
темы
Речь
Источники
информации
Оценка
иллюстративного
материала
Ответы
на
вопрос
ы
Самостоятельност
ь
Номинация
(по
решению
жюри)
Эмблема участников проекта