Автор: Некрасова Анна Владимировна Должность: преподаватель хореографических дисциплин Учебное заведение: МБУДО "ДШИ имени А.С.Розанова" Населённый пункт: город Кировск Мурманской области Наименование материала: Программа учебного предмета Тема: Народно-сценический танец Раздел: дополнительное образование
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
"ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО"
Предметная область
ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.05 НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
Разработчик - Некрасова Анна Владимировна, преподаватель
хореографических дисциплин МБУ ДО
"ДШИ имени А.С. Розанова"
г. Кировск 2016
Структура программы учебного предмета:
I. Пояснительная записка:
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
2. Срок реализации учебного предмета.
3. Объем учебного времени.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
5. Цель и задачи учебного предмета.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета.
7. Методы обучения.
8. Сведения о затратах учебного времени.
II. Содержание учебного предмета.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
IV. Формы и методы контроля, система оценок:
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
2. Критерии оценок.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
VI. Список рекомендуемой учебной литературы.
I. Пояснительная записка.
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета "Народно-сценический танец" разработана на основе и с учетом федеральных
государственных
требований
к
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области хореографического искусства "Хореографическое творчество".
Учебный предмет "Народно-сценический танец" направлен на приобщение детей к хореографическому искусству,
на
эстетическое
воспитание
учащихся,
на
приобретение
основ
исполнения
народного
танца,
а
также
на
воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира.
Народно-сценический танец является одним из основных предметов предметной области "Хореографическое
исполнительство". В соответствии с учебными планами предпрофессиональной программы "Хореографическое
творчество" предмет "Народно-сценический танец" изучается с 4 по 8 класс (8-летний срок обучения).
Содержание учебного предмета "Народно-сценический танец" тесно связано с содержанием учебных предметов
"Ритмика", "Гимнастика", "Подготовка концертных номеров", "Классический̆
танец".
Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют приступить к изучению экзерсиса у станка на
основе русского танца. Приобретенные музыкально-ритмические навыки дают основание изучать движения с
разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и на середине зала.
Обучение
народно-сценическому
танцу
совершенствует
координацию
движений,
способствует
дальнейшему
укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического
тренажа. Кроме того, занятия народно-сценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей
и
манерой
исполнения
танцев
различных
народов,
в
значительной
степени
расширяют
и
обогащают
их
исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.
2.Срок реализации учебного предмета.
Срок освоения предмета "Народно-сценический танец" для детей, поступивших в образовательное учреждение в
1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет.
Для
поступающих
в
образовательное
учреждение,
реализующее
основные
предпрофессиональные
образовательные программы в области хореографического искусства, срок обучения может быть увеличен на 1
год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию
предмета "Народно- сценический танец", срок обучения — 8 лет:
Вид учебной работы,
учебной нагрузки
Год обучения (класс)
1 — 5
(4 — 8 класс)
6
(9 класс)
Максимальная нагрузка
(в часах), в том числе:
528
132
аудиторные занятия (в часах)
528
132
Общее
количество
часов
на
а у д и т о р н ы е
з а н я т и я
и
консультации
698
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий.
мелкогрупповые занятия, численность группы от 4 до 10 человек, рекомендуемая продолжительность урока - 45
минут.
Мелкогрупповая
форма
позволяет
преподавателю
лучше
узнать
ученика,
его
возможности,
трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.
5.Цель и задачи учебного предмета.
Цель:
развитие
танцевально-исполнительских
и
художественно-эстетических
способностей
учащихся
на
основе
приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов
народно -сценических танцев, танцевальных композиций народов мира в соответствии с ФГТ, а также выявление
наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему
поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего
профессионального образования в области хореографического искусства.
Задачи:
-обучение основам народного танца;
-развитие танцевальной координации;
-обучение виртуозности исполнения;
-обучение выразительному исполнению и эмоциональной̆
раскрепощенности в танцевальной практике;
-развитие физической выносливости;
-развитие умения танцевать в группе;
-развитие сценического артистизма;
-развитие дисциплинированности;
-формирование волевых качеств.
6.Обоснование структуры программы учебного предмета.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
-распределениеучебногоматериалапогодамобучения;
-описание дидактических единиц учебного предмета;
-требования к уровню подготовки обучающихся;
-формы и методы контроля, система оценок;
-методическое обеспечение учебного процесса.
В
соответствии
с
данными
направлениями
строится
основной
раздел
программы
"Содержание
учебного
предмета".
7.Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-словесный (объяснение, разбор, анализ);
-наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с
выступлениями
выдающихся
танцовщиц,
танцовщиков,
танцевальных
коллективов,
посещение
концертов
и
спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
-практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части
для подробной проработки и последующей организации целого);
-аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
-индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей,
работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных
методиках.
Одним
из
важных
разделов
школы
народно-сценического
танца
являются
так
называемые
сценические академические танцы. Их элементы во многом опираются на классические принципы, которые
способствуют
выработке
профессиональных
танцевальных
навыков.
Изучение
материала
возможно
как
в
академической форме, так и в народном характере. Нужно чтобы композиция комбинаций усложнялась, темп
исполнения движений ускорялся.
8.Сведения
о
затратах
учебного
времени,
предусмотренного
на
освоение
учебного
предмета
"Народно-
сценический танец", на максимальную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия со сроком
освоения
предпрофессиональной программы "Хореографическое творчество" - 8 (9) лет.
Обязательная часть:
Распределение по годам обучения
1
2
3
4
5
6
Классы
4
5
6
7
8
9
Продолжительность учебных занятий
(в неделях)
33
33
33
33
33
33
Количество часов на аудиторные занятия
(в неделю)
2
2
2
2
2
2
Общее количество часов на аудиторные занятия
330
66
Максимальное количество часов занятий в неделю
(аудиторные)
2
2
2
2
2
2
Общее
максимальное
количество
часов
по
годам
(аудиторные)
66
66
66
66
66
66
Общее
максимальное
количество
часов
на
весь
период обучения (аудиторные)
330
66
Объем времени на консультации (по годам)
6
6
6
6
6
6
Общий объем времени на консультации
30
8
Вариативная часть:
Распределение по годам обучения
2
3
4
5
6
Классы
5
6
7
8
9
Продолжительность учебных занятий
(в неделях)
33
33
33
33
33
Количество часов на аудиторные занятия
(в неделю)
1
1
2
2
2
Общее количество часов на аудиторные занятия
198
66
Максимальное
количество
часов
занятий
в
неделю
(аудиторные)
1
1
2
2
2
Общее
максимальное
количество
часов
по
годам
(аудиторные)
33
33
66
66
66
Общее максимальное количество часов на весь период
обучения (аудиторные)
198
66
II.Содержание учебного предмета.
4 КЛАСС (1 год обучения).
Позиции ног
Положения и позиции рук
Прямые позиции ног.
Положения рук.
Свободные позиции ног.
Семь позиций рук.
Закрытые позиции ног.
Простая подготовка к началу движения (prepаration).
Открытые позиции ног.
По окончании года обучения учащиеся должны знать и уметь:
а) иметь представление о народно-сценическом танце, его истоках;
б) знать названия движений и их значение;
в) владеть постановкой рук, ног, головы, корпуса, координацией движений;
г) уметь грамотно исполнять основные движения и этюды.
УПРАЖНЕНИЯ У СТАНКА:
( в характере изученных национальностей)
5 КЛАСС
(2 год обучения).
6 КЛАСС
(3 год обучения).
7 КЛАСС
(4 год обучения).
8 КЛАСС
(5 год обучения).
9 КЛАСС
(6 год обучения).
Приседание (plie)
по 1-й, 2-й и 3-й
открытым и прямым
позициям:
а) плавное
полуприседание;
б) резкое
полуприседание;
б) плавное полное
приседание.
Приседание (plie):
а) полуприседания
резкие и плавные по
открытым и прямым
позициям;
б) полные
приседания резкие и
плавные по
открытым и прямым
позициям.
Приседание (plie):
а) полуприседания
по заворотным
позициям;
б) полуприседания и
полные приседания,
плавные и резкие по
открытым и прямым
позициям на
полупальцах.
Полное приседание
(plie) с растяжкой.
Полуприседания и
полное приседание
(plie).
Переводы ног из
позиции в позицию
(battement tendu):
а) выведение ноги
приёмом "носок -
каблук - носок" из 1-
й и 3-й открытых
позиций вперед, в
сторону и назад;
б) с
полуприседанием на
опорной ноге из 1-й
и 3-й открытых
позиций вперед, в
сторону и назад.
Переводы ног из
позиции в позицию
(battement tendu):
а) выведение ноги
приёмом "носок -
каблук - носок" из 5-
й открытой позиции
вперед, в сторону и
назад с увеличением
количества
переводов
работающей ноги на
носок - каблук;
б) с работой пятки
опорной ноги в 5-й
открытой позиции
вперед, в сторону и
назад.
Переводы ног из
позиции в позицию
(battement tendu):
а) с одинарным
ударом каблуком
опорной ноги;
б) с двойным ударом
каблуком опорной
ноги;
в) с разворотом
работающей ноги в
заворотное и
выворотное
положение;
г) с разворотом
опорной ноги в
заворотное и
выворотное
положение.
Переводы ног из
позиции в позицию
(battement tendu).
Переводы ног из
позиции в позицию
(battement tendu).
Каблучные
упражнения:
а) prepаration к
каблучному
упражнению;
б) подготовка к
каблучному
упражнению;
в) каблучное
упражнение у
щиколотки.
Каблучные
упражнения:
а) каблучное
упражнение на 45
градусов;
б) каблучное
упражнение на 90
градусов.
Маленькие броски
(battement tendu jete):
а) с
полуприседанием на
опорной ноге из 1-й
и 3-й открытых
позиций вперед, в
сторону и назад;
б) из
полуприседания в
полуприседание из
1-й и 3-й открытых
позиций вперед, в
сторону и назад.
Маленькие броски
(battement tendu jete):
а) с работой пятки
опорной ноги в 5-й
открытой позиции
вперед, в сторону и
назад;
б) маленькие броски
с piques.
Маленькие броски
(battement tendu jete):
а) сквозные по 1-й
открытой позиции в
полуприседании;
б) сквозные по 1-й
открытой позиции в
полуприседании с
работой пятки
опорной ноги;
в) с двумя ударами
стопой работающей
ноги по 5-й
открытой позиции
вперед, в сторону и
назад;
г) с одновременным
ударом каблуком
опорной ноги в
полуприседании
вперед, в сторону и
назад.
Маленькие броски
(battement tendu jete).
Маленькие броски
(battement tendu jete).
Подготовка к
"чечетке" (flic-flac):
а) prepаration к flic-
flac;
б) подготовка к flic-
flac;
в) в открытом
положении вперед, в
сторону и назад;
б) из
полуприседания в
полуприседание в
открытом
положении вперед, в
сторону и назад.
Подготовка к
"чечетке" (flic-flac):
а) с ударами
полупальцев
работающей ноги;
б) с переступаниями
на полупальцах по 5-
й позиции с
различными
ритмическими
рисунками.
Подготовка к
"чечетке" (flic-flac):
а) с подскоком на
опорной ноге;
б) с разворотом
работающей ноги в
заворотное
положение;
в) flic в attitude
вперёд и назад.
"Веер" дубль-флик
по полу с работой
пятки опорной ноги.
"Веер" по воздуху с
соскоком на опорной
ноге.
"Чечётка".
Круговые
скольжения по полу
(rond de jambe par
terre):
а) prepаration к rond
de jambe par terre;
б) с вытянутым
носком;
в) с каблуком
работающей ноги;
г) "обводка" (rond de
jambe par terre с
demi-plie).
Круговые
скольжения по полу
(rond de jambe par
terre):
а) demi-rond и grand-
rond на 45 градусов с
вытянутым и
сокращенным
подъёмом;
б) demi-rond и grand-
rond на 90 градусов с
вытянутым и
сокращенным
подъёмом;
в) с разворотом
пятки опорной ноги
в заворотное и
выворотное
положение.
Круговые
скольжения по полу
(rond de jambe par
terre) с сухим
соскоком на опорной
ноге в момент
разворота в
заворотное и
выворотное
положение при
исполнении rond de
jambe на 45
градусов.
Круговые
скольжения по полу
(rond de jambe par
terre).
Развороты бедра
(battement fondu):
а) prepаration к
battement fondu;
б) подготовка к
battement fondu;
в) низкие развороты
бедра носком в пол
вперед, в сторону и
назад;
г) низкие развороты
бедра на 45 градусов
вперед, в сторону и
назад.
Развороты бедра
(battement fondu):
а) низкие развороты
бедра на 45 градусов
вперед, в сторону и
назад;
б) высокие
развороты бедра на
90 градусов вперед,
в сторону и назад.
Развороты бедра
(battement fondu):
а) низкие развороты
бедра на 45 градусов
вперед, в сторону и
назад;
б) высокие
развороты бедра на
90 градусов вперед,
в сторону и назад;
в) с подниманием на
полупальцы.
Развороты бедра
(battement fondu):
а) с прыжком;
б) с подгибанием
обеих ног в прыжке.
Развороты бедра
(battement fondu).
Повороты стопы
(pas tortille):
а) prepаration к pas
tortille;
б) одинарные
повороты стопы;
б) двойные
повороты стопы.
Повороты стопы
(pas tortille):
а) двойные повороты
стопы;
б) развороты с
ударом
полупальцами
работающей ноги.
Подготовка к
"веревочке":
а) в открытом
положении на всей
стопе без перевода;
б) в открытом
положении на всей
стопе с переводом.
Подготовка к
"веревочке":
а) с поворотом
колена работающей
ноги в закрытое
положение и
обратно;
б) с поворотом
колена работающей
ноги в закрытое
положение с
опусканием на пол и
обратно.
Подготовка к
"веревочке":
а) в
полуприседании;
б) на полупальцах;
в) с соскоками на
полупальцах
опорной ноги в
полуприседании и
одновременным
разворотом бедра
работающей ноги.
Подготовка к
"верёвочке".
Подготовка к
"верёвочке".
"Верёвочка":
а) prepаration к
"верёвочке";
б) в открытом
положении с
проскальзыванием
по полу на опорной
ноге (в характере
русского танца).
"Верёвочка":
а) в открытом
положении с
проскальзыванием
по полу на опорной
ноге в
полуприседании (в
характере русского
танца);
б) в открытом
положении с
проскальзыванием
по полу на опорной
ноге в
полуприседании с
двойным ударом
полупальцами
работающей ноги
(в характере
русского танца).
"Верёвочка" на
полупальцах
(в характере
украинского танца).
"Верёвочка"
(в характере
итальянского танца).
.
"Верёвочка".
Дробные
выстукивания:
а) всей стопой;
б) поочередные
удары каблуками и
полупальцами;
в) двойной удар
сверху;
г) двойной удар
снизу.
Дробные
выстукивания:
а) дробь "горох";
б) "трилистник";
в) соскоки и удары
каблуками;
г) ключи.
Дробные
выстукивания на
жестких прыжках
(в характере
Марийского танца).
Дробные
выстукивания.
Дробные
выстукивания.
Вынимание
работающей ноги
(battement developpe)
на 90 градусов
вперед, в сторону и
назад на вытянутой
ноге.
Вынимание
работающей ноги
(battement
developpe):
а) на 90 градусов
вперед, в сторону и
назад на вытянутой
ноге;
б) на 90 градусов
вперед, в сторону и
назад на
полуприседании.
Вынимание
работающей ноги
(battement
developpe):
а) на 90 градусов с
одним ударом
каблуком опорной
ноги в
полуприседании
вперед, в сторону и
назад (плавные и
резкие);
б) на 90 градусов
двойным ударом
каблуком опорной
ноги в
полуприседании
вперед, в сторону и
назад (резкие);
в) в координации с
движением руки.
Вынимание
работающей ноги
(battement
developpe).
Вынимание
работающей ноги
(battement
developpe).
Большие броски
(grand battement
jete):
а) с переводом
работающей ноги на
каблук и
одновременным
полуприседанием на
опорной ноге;
б) в
полуприседании.
Большие броски
(grand battement
jete):
а) с падением на
работающую ногу
по 5-й открытой
позиции вперед, в
сторону и назад;
б) на всей стопе с
проведением ноги
через 1-ю открытую
позицию.
Большие броски
(grand battement
jete):
а) с растяжкой;
б) с опусканием на
колено;
в) с поворотом в
прыжке и
опусканием на
колено.
Большие броски
(grand battement
jete).
Растяжка из 1-й
выворотной
позиции:
а) в полуприседании
на опорной ноге,
работающая нога
вперед, в сторону и
назад, стоя лицом к
станку;
б) полное
приседание на
опорной ноге
работающая нога
назад, стоя лицом к
станку.
Наклоны и перегибы
корпуса по 1-й
прямой и 1-й
выворотной
позициям на
полупальцах и в
полуприседании
вперед, в сторону и
назад.
"Голубец".
Подготовка к
"штопору" по 1-й
прямой позиции.
"Штопор".
Опускание на колено
с поворотом на
опорной ноге на 360
градусов.
По окончании года
обучения учащиеся
должны знать и
уметь:
а) иметь
представление о
ведущих
профессиональных
хореографических
ансамблях;
б) владеть
танцевальной
манерой и стилем
исполнения
движений
изученных танцев;
в) уметь грамотно
исполнять основные
движения и танцы.
По окончании года
обучения учащиеся
должны знать и
уметь:
а) иметь
представление о
балетмейстерах и
педагогах народного
танца ведущих
хореографических
коллективов
("Березка", "Жок");
б) владеть
танцевальной
манерой и стилем
исполнения
движений
изученных танцев;
в) владеть
быстротой
запоминания
комбинаций,
культурой
исполнения;
г) уметь грамотно
исполнять основные
движения и танцы.
По окончании года
обучения учащиеся
должны знать и
уметь:
а) иметь
представление о
творчестве
Государственного
академического
народного ансамбля
танца И.Моисеева;
б) владеть
танцевальной
манерой и стилем
исполнения
движений
изученных танцев;
в) владеть
быстротой
запоминания
комбинаций,
культурой
исполнения;
г) уметь грамотно
исполнять основные
движения и танцы.
По окончании года
обучения учащиеся
должны знать и
уметь:
а) иметь
представление о
творчестве русского
хора имени
Пятницкого, о его
балетной труппе;
б) владеть
танцевальной
манерой и стилем
исполнения
движений
изученных танцев;
в) владеть
быстротой
запоминания
комбинаций,
культурой
исполнения;
г) уметь грамотно
исполнять основные
движения и танцы.
По окончании года
обучения учащиеся
должны знать и
уметь:
а) иметь
представление о
ведущих
профессиональных
хореографических
ансамблях разных
национальностей;
б) владеть
танцевальной
манерой и стилем
исполнения
движений
изученных танцев;
в) владеть
быстротой
запоминания
комбинаций,
культурой
исполнения;
г) уметь грамотно
исполнять основные
движения и танцы.
ПОДГОТОВКА К ВРАЩЕНИЯМ И ВРАЩЕНИЯ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
4 КЛАСС
(1 год обучения).
5 КЛАСС
(2 год обучения).
6 КЛАСС
(3 год обучения).
7 КЛАСС
(4 год обучения).
8 КЛАСС
(5 год обучения).
Полуповороты
по
четвертям
к р у г а
приемом plie-releve.
П р и п а д а н и е
п о
п е р в о й
п р я м о й
позиции
-
три
на
месте,
четвертое
в
п о в о р о т е
н а
9 0
градусов.
Вращения
приемом
plie-releve (два на ме-
сте, третий – plie, чет-
вертый – вращение).
Вращения на одной
ноге, вторая на щи-
колотке
невыворот-
но, с приходом во 2-
ю
позицию
(невы-
воротно),
без
пауз,
но
в
медленном
темпе
–
1
полуго-
дие.
То же самое враще-
ние в среднем темпе
– 2 полугодие.
От с ко ки
п о
1 - й
прямой
позиции
в
повороте с выносом
п р а во й
н о ги
н а
каблук.
Полуповороты
по
четвертям
к р у г а
приемам шаг-retere.
Подскоки
-
три
на
месте, а четвертое в
п о в о р о т е
н а
9 0
градусов.
Вращения
приемом
plie-retere
(аналогич-
ная схема изучения).
"Обертас"
по
1-й
прямой позиции – 1
полугодие.
"Обертас"
по
1-й
прямой
позиции
с
ударом – 2 полуго-
дие.
Поворот plie-retere с
переступанием
на
полупальцах.
Полуповороты
по
четвертям
к р у г а
п р и е м о м
p l i e -
каблучки.
"Поджатые" - три на
месте, а четвертое в
п о в о р о т е
н а
9 0
градусов.
В о
в т о р о м
полугодии вводится
п о в о р от
н а
3 6 0
градусов
во
всех
вращениях.
Вращения
приемом
plie-каблучки
(анало-
гичная
схема
изуче-
ния).
"Обертас" с rond на
45 градусов – 1 по-
лугодие, на 90 гра-
дусов - конец 2 по-
лугодия.
Вращение
по
2-й
позиции
невыворотно,
стремительно.
П р и п а д а н и е
п о
п е р в о й
п р я м о й
позиции
-
три
на
месте,
четвертое
в
п о в о р о т е
н а
4 5
градусов.
Вращения
приемом
pirouettes
(аналогич-
ная схема изучения).
Поджатые
прыжки
в
чередовании
с
другими
приемами
вращений на месте.
Бег
на
месте
со
с
с о с ко ком
в
1 - ю
прямую позицию на
сильную
музыкальную долю.
"Поджатые" - три на
месте, а четвертое в
п о в о р о т е
н а
4 5
градусов.
В о
в т о р о м
полугодии вводится
п о в о р о т
н а
9 0
градусов
во
всех
вращениях.
"Вкручивающаяся" на
месте
концовка
вра-
щений с выходом на
полупальцы в финале.
"Вкручивающаяся"
концовка
приемом
вращения на одной
ноге через retere не-
выворотно, уходит в
позицию - 1 полуго-
дие. Концовка в plie
или в полупальцы –
2 полугодие.
Подскоки
-
три
на
месте, а четвертое в
п о в о р о т е
н а
4 5
градусов.
Окончание
враще-
н и я
п р и е м о м
двойного shaine.
ПОДГОТОВКА К ВРАЩЕНИЯМ И ВРАЩЕНИЯ ПО ДИАГОНАЛИ КЛАССА
5 КЛАСС
(2 год обучения).
6 КЛАСС
(3 год обучения).
7 КЛАСС
(4 год обучения).
8 КЛАСС
(5 год обучения).
Приемом шаг-retere: 2
шага - retere на месте, 2 -
в повороте на 90 граду-
сов, 5, 6, 7, 8 - шаги на
месте.
К концу полугодия: 2
шага retere на месте, 2 - в
повороте на 180 граду-
сов, 5, 6 – фиксация, 7, 8
– пауза.
Tour-pique,
в
характере
украинского танца и в рус-
ском характере.
Большие
"блинчики"
в
чередовании с маленьки-
ми
"блинчиками",
раз-
личных ритмических ри-
сунках.
Большой "блинчик" в со-
четании с shaine.
Shaine:
а)
shaine
в
сочетании
с
вращением
на
мелких
переступаниях
в
demi
plie;
б)
shaine
в
сочетании
с
вращением на каблучок;
в)
то
же
с
двойным
в р а щ е н и е м
–
2
полугодие.
Поворот на 4 шага - retere
на 180 градусов - 2 полу-
годие.
Бег
с
выбрасыванием
пра-
вой ноги вперед.
Большие
"блинчики"
в
сочетании с бегом в раз-
личных ритмических ри-
сунках – 2 полугодие.
Маленькие «блинчики» в
сочетании
с
воздушной
прокруткой и grand rond
приемом
«обертас»
с
высотой на 45 градусов –
1
п о л у г о д и е
и
9 0
градусов – 2 полугодие.
Подскоки – разучиваются
по той же схеме.
Бег по 1-й прямой позиции
(поворот за два бега) – 1 по-
лугодие,
поворот
за
один
бег – 2 полугодие.
Маленький
"блинчик"
в
сочетании
с
вращением
шаг на "каблучок".
Вращение на перескоках
с ударами по 1-й прямой
позиции (стремительное).
Дробные выстукивания в
повороте в соединении с
шагом
на
каблук,
выно-
сом
ноги
на
ка бл ук,
"ковырялочкой"
с
выби-
ванием ноги в сторону.
Вращения
в
характере
пройденных
национальных танцев.
ПОДГОТОВКА К ВРАЩЕНИЯМ И ВРАЩЕНИЯ ПО КРУГУ
7 КЛАСС (4 год обучения).
8 КЛАСС (5 год обучения).
Приемом шаг-retere, вращение за один шаг.
Отработка концовок во вращениях соответственно
пройденным приемам вращений на середине зала.
Подскоки, вращение за один шаг.
Вращения в различных сочетаниях и в различных
музыкальных ритмах.
Маленькие "блинчики", поворот за один шаг.
Большие "блинчики", аналогично.
Бег по 1-й прямой позиции.
Бег с выбрасыванием ноги вперед.
"Шаг-каблучок", вращение за один шаг.
Tour-pique в раскладке с рукой за голову (украинское),
с платочком (русское) в 3-ю позицию.
Двойная дробь в повороте с переступаниями через
"ковырялочку".
Танцевальный этюды на материале данных национальностей:
ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
Основные положения ног:
Основные положения рук:
Позиции ног – свободные, прямые, закрытые.
Подготовительное, первое и второе.
Подготовка к началу движения.
Положения рук в парных и массовых танцах.
Основные движения:
Поклоны.
Раскрывание и закрывание рук.
Простой (бытовой) шаг.
Простой русский шаг.
Боковой шаг.
"Шаркающий шаг".
Основной русский ход "академический".
"Переменный шаг".
"Девичий ход" с переступаниями.
"Гармошка" и "ёлочка".
"Ковырялочка".
Боковое "припадание".
Припадание.
"Моталочка".
Боковые перескоки.
Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к
дробям).
Бег
на
месте
с
продвижением
вперед
и
назад
на
полупальцах.
Поочередные
выбрасывания
ног
перед
собой
и
в
стороны на каблук или на всю стопу.
Подскоки.
"Веревочка".
Подбивка "Голубец".
Притопы и перетопы.
Дробные движения.
"Ключ".
ТАНЦЫ ПРИБАЛТИКИ
Элементы эстонского танца
Элементы литовского танца
Элементы латышского танца
Положения рук.
Легкий бег.
Шаг с подскоком.
Шаг с проскальзыванием.
Шаг с каблука.
Шаг с подъемом ноги вперед и
переступанием на полупальцах.
Переступание с ноги на ногу с
хлопками в ладоши.
Вальсовый ход.
Вальсовый ход накрест.
Вальс с подскоком на одной ноге.
Полька.
Трехшаговая.
Полька на подскоках.
Положения рук в парном танце.
Расположение
танцующих
в
паре.
Простые шаги.
Шаги вперед, одна нога накрест
другой.
Боковые шаги.
"Качающийся шаг".
Легкий бег.
Шаги с подскоком.
Подскоки поочередно то на двух,
то на одной ноге.
Перескоки из 4-й позиции во 2-ю
п а р а л л е л ь н у ю
п о з и ц и ю
и
обратно.
Концовка в три удара.
Полька.
Полька
с
поворотом
во
время
подскока.
Прыжки
с
полным
поворотом
в
воздухе.
Положения рук.
Расположение танцующих в паре и
положение рук в парном танце.
Простой шаг.
Легкий бег.
Боковые перескоки с продвижением в
сторону.
Шаг с подскоком.
Проскальзывание на обеих ногах.
Небольшие
подскоки
с
выносом
работающей ноги вперед.
Б о к о в ы е
ш а г и
с
в ы н о с о м
работающей ноги вперед.
Шаг с ударом работающей ноги по
стопе опорной ноги.
Галоп с остановкой.
Полька.
ХОРЕОГРАФИЯ ЧЕХИИ И СЛОВАКИИ
Элементы Чешского народного танца
Элементы Словацкого народного танца
Шаг с подскоком.
Вальсообразное.
Вальсообразное (парное).
Боковые шаги.
Подскоки по 4-й параллельной позиции.
Тур в воздухе.
Полька без подскоков.
Полька с трамплином.
Полька с подскоком.
Парные подскоки на одной ноге.
Парное вращение танца "обкрочак".
Парное вращение на подскоках танца "вртак".
Шпоры.
Прыжок с хлопушкой.
Веревочка.
Маршеобразный ход.
Ход через ногу.
Чапаше.
"Шпоры" с хлопушками и опускание на колено.
Ключ.
Ход вперед с проскальзыванием на полупальцах.
Бег по кругу с перекрестными переступаниями.
Повороты корпуса.
Различные ходы.
Перескоки.
Шаг с подскоком.
Парные вращения.
Переходы.
Трешчак.
Поочередные прыжки.
Ход с одной ноги.
Проскакивание с глубоким приседанием.
Вращения.
ТАНЦЫ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Элементы
таджикского танца
Элементы
узбекского танца
Элементы
туркменского танца
Элементы
казахского танца
Положения ног.
Положения рук.
Поклон.
Движения кистей рук:
Мелкие переводы рук.
Резкие
акцентированные
взмахи.
П о о ч е р е д н ы е
и
одновременные
движения
рук от локтя.
Вращения перекрещенных
рук
от
локтя
вперед:
от
себя, к себе.
" Х а р а к а т и - К и ф т "
-
п о о ч е р е д н ы е
и
одновременные
движения
плеч.
" Х а р а к а т и - С а р "
-
движения головы.
"Бег перепелки".
Поочередные
п е р е с т у п а н и я
в
полуприседании.
"Дашнабадский ход".
Положения на коленях.
Перегибание корпуса.
"Чархи".
Движения кистей.
Движения рук.
Движения плеч.
Движения головы.
Ходы.
Повороты
с
хлопком
с
продвижением
вправо
и
влево.
Ш а г
с
с о с к о к о м
и
полуповоротом.
Боковой ход с каблука.
П е р е м е н н ы й
хо д
н а
полупальцах.
Повороты.
Перегибы корпуса.
Опускание на колени.
Положения рук в женском
танце.
Движения рук в женском
танце.
Простой женский ход.
Переменный ход с пятки
на
всю
стопу
на
низких
полупальцах.
Боковой ход с одной ноги
по 6-й позиции.
"Хым-мыл" - опускание с
низких
полупальцев
на
всю
стопу
пружиня
в
голеностопном
суставе
(женское).
П р о с т ы е
ш а г и
с
последующим
приседанием (женское).
Переступание накрест.
Подскоки на двух ногах по
4-й позиции.
Ход с проскальзыванием.
Положение рук.
Переменный ход.
Приставной ход.
Припадание.
Переступание накрест.
Переступание
накрест
с
остановкой.
Наклоны
и
п е р е г и б ы
корпуса.
Боковые шаги с выпадом.
Работа с предметом.
ЭЛЕМЕНТЫ РУМЫНСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
Положение рук.
Положение рук в парных и массовых танцах.
Основной ход с подтягиванием ноги и ударом каблука.
Ход вперед с выбросом одной ноги вверх.
Подбивка одной ногой другую и выбрасыванием ног
поочередно от колена в сторону.
"Плетенка".
Подведение
ноги
на
высокие
полупальцы
к
другой
ноге и прыжки по 6-й позиции с поворотом на 180
градусов.
Легкий
бег
вперед
и
назад
с
акцентированным
выбросом одной ноги вперед.
Основной ход вперед и назад с хлопками.
Основной ход с подъемом коленей вперед-вверх.
Движение
с
поворотом
плеч
друг
перед
другом
на
основном шаге.
МОЛДАВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
"Хора"
"Молдавеняска"
"Жок"
Положения рук.
Шаг
в
сторону
с
подъемом
ноги
в п е р е д - н а к р е с т
с
п л а в н ы м
подъемом на полупальцы опорной
ноги.
Шаг накрест в полуприседании.
Мелкие поочередные переступания
на полупальцах в полуприседании.
Ш а г и
в п е р е д
и
н а з а д
в
полуприседании
с
подъемом
на
полупальцы.
Ш а г
в
с то р о н у
в
о т к р ы т о м
положении с вытянутым коленом на
полупальцы.
Ш а г
в
с то р о н у
в
о т к р ы т о м
положении с вытянутым коленом на
ребро каблука.
Положение рук.
Акцентированный шаг в сторону с
открыванием
ноги
вперед
в
сокращенном
положении
на
всю
стопу.
Бег с поочередным отбрасыванием
согнутых ног назад.
Шаги
с
подскоком
и
подъемом
согнутой
ноги
вперед
на
90
градусов.
Перескоки на полупальцах на месте
с подъемом согнутых ног вперед на
90 градусов.
Короткие
прыжки
с
поджатыми
ногами.
Положения рук.
Основной боковой ход.
Боковой ход с подскоком на впереди
находящейся ноге.
Ход вперед с подскоками и ударами
по голенищу во время прыжка.
Вращение в паре.
Продвижение
по
кругу
(руки
на
плечи).
ТАНЦЫ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Элементы татарского танца
Элементы башкирского танца
Положение рук.
Переменный ход на невысоких полупальцах.
Переменный
ход
на
невысоких
полупальцах
с
небольшим прыжком.
Мелкая дробь по 6-й позиции.
Боковой
ход
с
отбрасыванием
ноги
в
сторону
и
выносом вперед на каблук через подскок.
Боковой ход с поворотом стопы.
Ход с каблука.
Переступания с каблука на полупальцы.
Боковой шаг с соскоком на две ноги.
Поворот с подскоком на одной ноге.
Притопы.
Вращения.
Положения рук.
Переменный шаг на невысоких полупальцах вперед.
Переменый шаг на невысоких полупальцах назад.
Боковой ход с ударом полупальцами работающей ноги
в пол и ударом пятками обеих ног.
Простой дробный ход вперед с ударом каблука в пол и
выносом ноги вперед.
Дробь с притопом.
Ход на полупальцах назад с ударом пятки работающей
ноги в пол.
Шаг "трилистник".
Припадание.
Движения мужского танца:
- "голубец";
- широкий бег;
- подскок с ударом каблуками;
- подскоки на полном приседании;
- прыжок с перегибом корпуса назад с одной ноги;
- прыжок с перегибом корпуса назад с двух ног;
- "качалка";
- па де бурре по 5-й и 6-й позициям;
- жесткие соскоки в повороте на одной ноге, вторая,
согнутая в колене, поднята вытянутыми пальцами к
колену опорной ноги.
ЭЛЕМЕНТЫ УКРАИНСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
Позиции и положения ног.
Позиции и положения рук.
Положения рук в парном и массовом танце.
Подготовка к началу движения.
Простые поклоны на месте без рук и с руками.
Притоп.
"Дорожка простая" (припадание) с продвижением в
сторону и с поворотом.
"Дорожка плетена" (припадание) с продвижением в
сторону,
со
сменой
позиции
вперед
и
назад
в
перекрещенном положении.
"Голубцы" с притопами.
"Голубцы" на месте и с продвижением в сторону.
"Веревочка":
а) простая;
б) с переступаниями;
в) в повороте;
г) двойная.
"Выхилястик".
"Выхилястик" с "угинанием".
"Бегунец".
Медленный женский ход.
Ход назад с остановкой на третьем шаге.
"Тынок".
"Похид-вильный".
"Выступцы".
ТАНЦЫ НАРОДОВ ЗАКАВКАЗЬЯ
Элементы грузинского танца
Элементы армянского танца
Элементы азербайджанского
танца
Положения рук.
Положения ног.
Движения рук в женском танце.
Движения кистей в женском танце.
Свла – шаги в три переступания.
Адгилзе – шаги на месте.
Гасма.
Гвердзе – шаги с продвижением в
сторону.
Укусвла
–
шаги
с
продвижением
назад.
Циповла – шаги вперед.
Сада мухлура – шаги со сгибанием
колена.
Сада – удар каблуком с переходом
на носок.
Бруни – повороты.
Вращения.
Положения рук в женском танце.
Р а п о л о ж е н и е
т а н ц у ю щ и х
и
положения рук в массовых: цепных
или круговых танцах.
Движения рук:
-
"дзеркна-птуйт"
-
вращение
кистей к себе и от себя;
-
неполное
вращение
к ист ей
ладонями к себе и от себя;
- повороты рук от локтя к себе и от
себя;
- "чахарак" - вращение рук от локтя
одна вокруг другой;
-
круговое
движение
рук
вокруг
лица;
- перевод рук из стороны в сторону;
- "цалк" - легкий рывок среднего
пальца вверх;
- "чешмя" - прищелкивание;
-
взмах
двумя
платками
перед
собой;
- "цап" - хлопки в ладоши.
Положения
и
движения
корпуса,
плеч, головы.
"Двели" - ходы с непрерывным и
интенсивным
продвижением
по
кругу и по прямой.
"Сюзьма"
-
танец
на
месте,
без
продвижения
по
сцениче ской
п л о щ а д к е ,
н о
и н о г д а
с
переступаниями
и
поворотами
на
месте,
ваполняемые
главным
образом игрой корпуса, рук, лица.
"Манруки"
-
мелкие
движения,
выполнямые
или
на
месте
или
с
небольшим
продвижением
по
площадке.
"Птуйт" - повороты на одном месте.
В и н т о о б р а з н ы е
д в и ж е н и я
в
прыжке.
Положения рук.
Шаг с подскоком.
Бег.
Л е г к и е
п е р е с т у п а н и я
с
продвижением вперед.
Л е г к и е
п е р е с т у п а н и я
с
п р о д в и ж е н и е м
н а з а д
н а
полупальцах.
Соскоки по 3-й открытой позиции.
Выпад
на
ногу,
сгибая
ногу
в
ко л е н е ,
д р у г а я
в ы т я н у т а
с
сокращенной стопой.
Подскоки на одной ноге на месте.
П о д с ко к и
н а
о д н о й
н о г е
с
продвижением.
Подскоки на одной ноге в повороте.
Подскоки с переступанием:
-
с
ударом
полупальцами
по
1-й
прямой позиции;
-
с
ударом
полупальцами
спереди
накрест опорной ноги;
-
с
ударом
полупальцами
сзади
накрест опорной ноги.
Боковые шаги с остановкой.
БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
"Крыжачок"
"Лявониха"
"Полька-Янка"
"Бульба"
Притопы одинарные.
Подскоки
на
двух
ногах
по 1-й прямой позиции на
одном месте.
Тройные
подскоки
на
двух ногах по 1-й прямой
позиции.
Простые
подскоки
на
месте и с продвижением
вперед и назад.
О с н о в н о й
х о д
"Крыжачка".
Поочередные
выбрасывания
ног
на
каблук вперед.
Тр о й н ы е
п р и т о п ы
с
поклоном.
Основной ход.
Тройной притоп.
Молоточки
в
сольном
исполнении
и
в
паре
с
п о в о р о т о м
н а
1 8 0
градусов.
Г а л о п
в
с о л ь н о м
исполнении и в паре.
Боковые повороты.
Т р о й н а я
д р о б ь
с
переступаниями.
Припадание
со
шлепком
работающей
ноги
по
4-й
позиции.
Полуповороты
и
полные
повороты
на
тройных
подскоках.
Боковая полька в сольном
исполнении.
Галоп в паре и поворотом
на 180 градусов.
Переброс девушки.
Парное
вращение
под
руки.
Pas польки с подбиванием
ноги.
Боковая полька.
Парная полька.
Шаг с двойным подскоком
на опорной ноге.
Ш а г
с
п о д б и в ко й
в
с т о р о н у
с
т р о й н ы м
притопом.
Припадание со шлепками
работающей ногой.
Шаг с соскоком на одну
или
две
ноги
и
двойная
дробь.
Д в а
п о д с к о к а
н а
полупальцах обеих ног и
соскок
на
одну
или
две
ноги.
Галоп.
Боковая
подбивка
н а
присядке у юношей.
О т к р ы в а н и е
н о г и
в
сторону
на
каблук
с
возвращением на носок и
подбивка в сторону.
Ковырялочка с тройными
сгибаниями ног назад.
О с н о в н о й
х о д
с
открыванием ног вперед и
назад.
Шаг польки вперед.
Простые подскоки.
Подскоки на полупальцах
с подниманием ног назад.
Галоп.
Боковая полька.
Г а л о п
в
с т о р о н у
с
тройным притопом.
Подскок с приседанием и
тройные переступания.
ЭЛЕМЕНТЫ ИТАЛЬЯНСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА
Работа с тамбурином.
Положение в паре.
Перескоки с ноги на ногу.
Бег с отбрасыванием полусогнутых ног назад на 45
градусов (па амбуате).
Боковое движением с подскоком на опорной ноге,
работ ающая
нога
поочередно
п од в од и т с я
вытянутыми
пальцами
к
стопе
опорной
ноги
и
открывается
в
сторону
в
пол
с
сокращенным
подъемом.
Соскоки на 2-ю позицию с выносом полусогнутой
ноги вперед на 45 градусов.
Соскоки
на
2-ю
позицию
с
поворотом
на
360
градусов и поднятой полусогнутой ногой вперед.
Подскоки на одной ноге в полуприседании:
а) работающая нога с вытянутым подъемом у щиколотки
опорной ноги спереди или сзади;
б) полусогнутая нога поднята вперед или назад на 45 или
90 градусов;
в) работающая нога вытянута и поднята назад на 45 или
90 градусов (поза арабеск).
Повороты:
а) поочередные переступания по 3-й или 5-й позициям
(амбуате) с поворотом на 360 градусов;
б) поворот на 360 градусов на одной ноге, работающая у
колена (пируэт).
Тройные перескоки с ноги на ногу.
ЭЛЕМЕНТЫ МАРИЙСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
Положения рук.
Движения рук.
Движения кистей.
Прищелкивание пальцами.
Горно-марийский основной ход.
Переменный шаг с ударом.
Скользящий шаг в сторону.
Шаг с перескоком с одной ноги на другую.
"Елочка" или "гармошка" вперед, назад, в повороте.
Дробь с двух ног.
Шаг накрест.
Боковая дробь с продвижением.
Шаги вперед и назад с заворотом стоп.
Боковой шаг с поворотом и выносом работающей ноги
на каблук вперед.
Боковой шаг с положением работающей ноги сзади на
полупальцах.
ЭЛЕМЕНТЫ ИСПАНСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА
Положение ног.
Положение рук.
Переводы рук в различные положения.
Ходы:
а)
удлиненные
шаги
в
полуприседании
с
продвижением вперед в прямом положении;
б) удлиненный шаг вперёд на всю стопу в прямом
п о л о ж е н и и
в
п о л у п р и с е д а н и и
д в у м я
переступаниями
по
1-й
прямой
позиции
на
полупальцах
или
двумя
небольшими
шагами
(с
продвижением вперед).
Соскоки:
а)
в
1-ю
прямую
позицию
на
всю
стопу
с
вытянутыми коленями и в полуприседание;
б) в 1-ю, 4-ю прямые и 5-ю свободную позиции на
полупальцы в полуприседание.
Удлиненный
шаг
в
сторону
с
последующими
двумя переступаниями по 5-й свободной позиции в
полуприседании
(pas
balance)
со
скользящим
подведением
другой
ноги
сзади,
с
поворотом
корпуса и с руками.
Шаг
в
сторону
в
полуприседание
со
скользящим
подведением и подъёмом на полупальцы в 5-ю открытую
позицию другой ноги вперед, с последующим переходом
на нее в полуприседание (pas glissade), в координации с
движением руки и наклоном корпуса.
Zapateado – поочерёдные выстукивания полупальцами и
каблуками по 1-й прямой позиции:
а) удар одной ногой, полупальцами или всей стопой, с
последующими
ударами
другой
ногой
каблуком
и
полупальцами;
б) шаг по диагонали вперёд или назад с последующим
одним или двумя ударами в пол полупальцами другой ноги
по 5-й свободной позиции сзади или спереди.
Опускание
на
колено
с
шага
на
расстоянии
стопы
от
опорной ноги с перегибанием корпуса.
Движения
рук
(port
de
bras)
с
одновременным
перегибанием корпуса, стоя на одной ноге, с другой ногой,
вытянутой назад и вперёд.
ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛЬСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
Позиции и положения ног.
Положение рук в танце.
Волнообразное положение руки.
"Ключ" - удар каблуками:
а) одинарный;
б) двойной.
Шаг в сторону в полуприседании с последующими
двумя переступаниями по 3-й свободной позиции.
"Голубец".
"Перебор" - 3 переступания на месте по 1-й позиции.
Основной ход мазурки.
Легкий бег.
"Голубец" - подбивание ноги подряд в сторону.
"Отбиянэ" - скольжение одной ногой с подбиванием её
другой.
Подготовка к парному вращению.
Уступающий переход на различных движениях.
Опускание на колено:
а) с шага;
б) с выпадом.
Обвод девушки за руку:
а) стоя на колене;
б) стоя на выпаде.
Вращение в паре во внутрь.
"Кабриоль"
в
сторону
45
градусов
в
прямом
положении.
ЭЛЕМЕНТЫ ВЕНГЕРСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА
Положения рук.
Вынимание
ноги
вперед
с
одновременным
проскальзыванием на опорной ноге вперед.
Двойное "заключение" в повороте.
"Веревочка".
Перебор (па де баск):
а) из стороны в сторону;
б) спереди назад;
в) сзади вперед.
Опускание на колено с шага.
Повороты:
а) на обеих ногах по 5-й позиции внутрь и наружу;
б) на одной ноге из 4-й открытой позиции.
"Голубец".
Ходы "Чардаш":
а)
шаг
в
сторону,
вперед
или
назад
в
прямом
положении
ног
с
последующей
подст авкой
свободной ноги в 1-ю прямую позицию;
б) шаг одной ногой в сторону в прямом положении с
поворотом
стопы
свободной
ноги
в
открытое
положение и из открытого положения в прямое с
двумя ударами ребром каблука.
Переступания:
а) шаг или перескок в сторону в прямом положении с
двумя
последующими
переступаниями
по
1-й
прямой позиции;
б) шаг или перескок в сторону в прямом положении с
двумя последующими переступаниями одной ногой
спереди на ребро каблука, другой сзади на низких
полупальцах;
в)
шаг
или
перескок
в
сторону
в
свободном
положении с двумя последующими переступаниями
в перекрещенном положении, одной ногой сзади на
полупальцы, другой спереди на всю стопу;
г)
шаг
или
пере скок
в
сторону
с
д ву м я
последующими
переступаниями
в
перекрещенном
положении одной ногой сзади на полупальцы, другой
в полуприседании спереди на всю стопу.
"Боказо" - жесткий ключ.
ЭЛЕМЕНТЫ ЦЫГАНСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА
Положения рук.
Движения рук.
Движения плеч.
Боковой ход на полупальцах с разворотом стоп.
Шаги с продвижением вперед и назад на полупальцах
с переходом на всю стопу с легким сгибанием колена
опорной ноги.
Выпад на ногу.
Прыжок с легким переступанием.
Наклоны и перегибы корпуса.
Шаги с поворотом.
Переменные шаги с хлопками.
Чечетка.
Соскоки.
Хлопки по коленям.
Переступания на полупальцах по 3-й позиции.
Беглый шаг.
ЭЛЕМЕНТЫ МЕКСИКАНСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
Покачивание (балансе).
Переменный шаг с каблука.
Переменный шаг с подскоком.
Переменный шаг на месте с поворотом корпуса.
Дробные проходки.
ЭЛЕМЕНТЫ БОЛГАРСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
Положения рук.
Положения ног.
Ходы и движения на месте:
а) обыкновенные шаги;
б) мелкие и широкие шаги;
в) перекрестные шаги со скольжением;
г)
качающийся
шаг
лавой
ноги
перед
правой
и
наоборот;
д) винтообразное движение ног со сгибанием корпуса
в сторону винта;
е) шаги с акцентом.
Приседания.
Бег на месте и с продвижением.
Бег с наклоном корпуса.
"Дорожка" из стороны в сторону.
ЭЛЕМЕНТЫ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
Положение рук.
Ход с каблука по 6-й позиции.
Ход с выносом ноги вперед.
Ход с каблука с наклоном корпуса вперед.
Перескоки
с
ноги
на
ногу
с
ударом
полупальцами
свободной ноги сзади опорной.
Прыжки по 6-й позиции с различными положениями
рук.
Прыжок с подгибанием ног и перегибом корпуса назад.
Ход с носка с наклоном корпуса вперед "приветствие".
Бег с отбрасыванием ног назад.
Шаг с выносом ноги вперед и поворотом корпуса на
180 градусов.
Вращение в паре.
Па де баск.
Притопы по 6-й и 3-й позициям.
ЭЛЕМЕНТЫ КИТАЙСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
Положения рук.
Движения рук.
Маленькие шаги на низких полупальцах вперед.
Приставные шаги в сторону.
Боковые шаги «елочка».
Повороты на небольшом приседании.
Опускание на пол с выворотными ногами и наклоном
корпуса вперед.
Соскоки в сторону с поворотом вокруг себя.
Поднимание и опускание плеч.
Легкий бег.
Небольшие прыжки вправо и влево с выносом одной
ноги вперед и опусканием на пол.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета "Народно-
сценический танец", который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
- знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
- знание балетной терминологии;
- знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
- знание средств создания образа в хореографии;
- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
-
умение
исполнять
на
сцене
различные
виды
народно-сценического
танца,
произведения
учебного
хореографического репертуара;
- умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;
- умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
-
умение
распределять
сценическую
площадку,
чувствовать
ансамбль,
сохранять
рисунок
при
исполнении
народно-сценического танца;
- умение понимать и исполнять указания преподавателя;
- умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
- навыки музыкально-пластического интонирования;
- знание исторических основ танцевальной культуры, самобытности и образности танцев нашей страны и народов
мира;
- знание канонов исполнения упражнений и танцевальных движений народно-сценического танца в соответствии
с учебной программой;
- владение техникой исполнения программных движений, как в экзерсисах, так и в танцевально-сценической
практике;
- использование и владение навыками коллективного исполнительского творчества;
- знание основных анатомо-физиологических особенностей человека;
- применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны здоровья.
IV. Формы и методы контроля, система оценок.
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы "Народно-сценический танец" включает в себя
текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах,
конкурсах, просмотрах к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки,
зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в
рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени,
предусмотренного
на
учебный
предмет.
Экзамены
проводятся
за
пределами
аудиторных
учебных
занятий.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на
основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.
По
итогам
выпускного
экзамена
выставляется
оценка
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно",
"неудовлетворительно".
2.Критерии оценок.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля,
позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной
шкале:
Оценка
Критерии оценивания выступления
"Отлично"
Методически
правильное
исполнение
учебно-
танцевальной
комбинации,
музыкально
грамотное
и
эмоциона льно-
выразительное
исполнение
пройденного
материала,
владение
индивидуальной техникой вращений, трюков.
"Хорошо"
Возможное
допущение
незначительных
ошибок
в
сложных
движениях, исполнение выразительное, грамотное, музыкальное,
техническое.
"Удовлетворительно"
Исполнение
с
большим
количеством
недочетов,
а
именно:
недоученные
движения,
слабая
техническая
подготовка,
малохудожественное
исполнение,
невыразительное
исполнение
экзерсиса у станка, на середине зала, невладение трюковой и
вращательной техникой.
"Неудовлетворительно"
Комплекс
недостатков,
являющийся
следствием
плохой
посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над
собой.
"Зачет"
Отражает
достаточный
уровень
подготовки
и
исполнения
на
данном этапе обучения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. С учетом целесообразности
оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить ответ учащегося.
Фонды
оценочных
средств
призваны
обеспечивать
оценку
качества
приобретенных
выпускниками
знаний,
умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
-оценка годовой работы ученика;
-оценка на экзамене;
-другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
В
работе
с
учащимися
преподаватель
должен
следовать
принципам
последовательности,
постепенности,
доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к
сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и
эмоциональные данные, уровень его подготовки.
При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:
-целенаправленность учебного процесса;
-систематичность и регулярность занятий;
-постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;
-строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических приемов танца.
С
каждым
годом
обучения
усложняется
и
становится
разнообразнее
танцевальная
лексика
различных
народностей, изучаемая в соответствии с программой, вводится ряд новых приемов в изучении техники вращений
на середине класса, по диагонали и по кругу класса.
Урок по народно-сценическому танцу состоит из трех частей:
1. Экзерсис у станка.
2. Экзерсис на середине класса.
3. Работа над этюдами, построенными на материале русского танца и танцев народов мира.
Преподавание
народно-сценического
танца
заключается
в
его
поэтапном
освоении,
которое
включает
ознакомление с историей возникновения и ходом развития техники народно-сценического танца, практической
работой у станка и на середине зала, работой над этюдами и освоении методики танцевальных движений.
VI. Список рекомендуемой учебной литературы.
1. Алексютович, Л. Белорусские народные танцы, хороводы, игры / Л. Алексютович. – Минск, 1978.
2. Богаткова Л. Танцы народов СССР. - Москва: Молодая гвардия, 1951.
3. Борзов А. Танцы народов Мира. - М.: Университет Натальи Нестеровой, 2006.
4. Бочаров А., Лопухов А., Ширяев Л. Основы характерного танца.-М.-Л.: Искусство, 1939.
5. Богданов Г. Урок русского народного танца. - М., 1995.
6. Василенко, К. Украинский народный танец / К. Василенко. – Москва, 1981.
7. Голейзовский, К. Образы русской хореографии / К. Голейзовский. – Москва, 1964.
8. Гребенщиков, С. Сценические белорусские танцы / С. Гребенщиков. – Минск, 1974.
9. Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка) / Г. П. Гусев. – Москва, 2002.
10. Гусев Г. Методика преподавания народного танца. Этюды. - М.: ВЛАДОС, 2004.
11. Джарвишвили Д.Грузинские народные танцы. – Тбилиси: Генатбела , 1975.
12. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно сценический танец.- М.: Искусство ,
1976.
13. Каримова Р. Ферганский танец (методическое пособие).- Ташкент: Издательство литературы и искусства Им.
Гафура Гуляма, Курбет В., Мардарь М. Молдавские народные танцы. – Кишинёв: Картя Молдавеняскэ , 1969.
14. Климов, А. Основы русского народного танца / А. Климов. – Москва, 1981.
15. Мардарь, М. Элементы движений молдавского танца / М. Мардарь. – Кишинев, 1975.
16. Матвеев В.Ф. Теория и методика преподавания русского народного танца. – СПб., 1999.
17. Мурашко, М. Танцы Марийского края / М. Мурашко. – Йошкар-Ола, 1997.
18. Мурашко, М. Русская пляска: учебное пособие / М. П. Мурашко. – Москва: Издательский Дом Московского
государственного университета культуры и искусств, 2010.
19. Надеждина Н. Русские танцы. М.: Госкультпросветиздат , 1951.
20. Преотяс, М. Румынские народные танцы / М. Преотяс. – Москва, 1959.
21. Стуколкина, Н. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца / Н. Стуколкина. – Москва, 1972.
22. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца». – СПб., 1996.
23. Ткаченко Т. Народный танец.- М.: Искусство , 1967.
24. Ткаченко, Т. Народные танцы / Т. Ткаченко. – Москва, 1975.
25. Телегин А.А. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб. пособие для студентов высших
учебных заведений культуры и искусств/ А.А. Телегин. – Самара, 2005.
26. Телегина Л.А. Народно-сценический танец: учеб.-метод. пособие / Л.А. Телегина. - Самара: Изд-во СамГПУ,
2000.
27. Уральская В., Соколовский Ю. Народная хореография. - М., 1972.
28. Устинова Т. Русские народные танцы. – М.: Культпросветиздат , 1950.
29. Устинова Т. Русские народные танцы. – М.: Искусство , 1976.
30. Чурко Ю. Белорусский народный танец. – Минск: Наука и техника , 1972.