Напоминание

Народно-сценический танец


Автор: Некрасова Анна Владимировна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ имени А.С.Розанова"
Населённый пункт: город Кировск Мурманской области
Наименование материала: Программа учебного предмета
Тема: Народно-сценический танец
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА "ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО" Предметная область ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.01.УП.05 НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ Разработчик - Некрасова Анна Владимировна, преподаватель хореографических дисциплин МБУ ДО "ДШИ имени А.С. Розанова"
г. Кировск 2016
Структура программы учебного предмета:
I. Пояснительная записка: 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. 2. Срок реализации учебного предмета. 3. Объем учебного времени. 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий. 5. Цель и задачи учебного предмета. 6. Обоснование структуры программы учебного предмета. 7. Методы обучения. 8. Сведения о затратах учебного времени. II. Содержание учебного предмета. III. Требования к уровню подготовки обучающихся. IV. Формы и методы контроля, система оценок: 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание. 2. Критерии оценок. V. Методическое обеспечение учебного процесса. VI. Список рекомендуемой учебной литературы.

I. Пояснительная записка.
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета "Народно-сценический танец" разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства "Хореографическое творчество". Учебный предмет "Народно-сценический танец" направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира. Народно-сценический танец является одним из основных предметов предметной области "Хореографическое исполнительство". В соответствии с учебными планами предпрофессиональной программы "Хореографическое творчество" предмет "Народно-сценический танец" изучается с 4 по 8 класс (8-летний срок обучения). Содержание учебного предмета "Народно-сценический танец" тесно связано с содержанием учебных предметов "Ритмика", "Гимнастика", "Подготовка концертных номеров", "Классический̆ танец". Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют приступить к изучению экзерсиса у станка на основе русского танца. Приобретенные музыкально-ритмические навыки дают основание изучать движения с разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и на середине зала. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Кроме того, занятия народно-сценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки. 2.Срок реализации учебного предмета. Срок освоения предмета "Народно-сценический танец" для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет. Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные предпрофессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета "Народно- сценический танец", срок обучения — 8 лет: Вид учебной работы, учебной нагрузки Год обучения (класс) 1 — 5 (4 — 8 класс) 6 (9 класс) Максимальная нагрузка (в часах), в том числе: 528 132 аудиторные занятия (в часах) 528 132
Общее количество часов на а у д и т о р н ы е з а н я т и я и консультации 698 4.Форма проведения учебных аудиторных занятий. мелкогрупповые занятия, численность группы от 4 до 10 человек, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности. 5.Цель и задачи учебного предмета. Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов народно -сценических танцев, танцевальных композиций народов мира в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства. Задачи: -обучение основам народного танца; -развитие танцевальной координации; -обучение виртуозности исполнения; -обучение выразительному исполнению и эмоциональной̆ раскрепощенности в танцевальной практике; -развитие физической выносливости; -развитие умения танцевать в группе; -развитие сценического артистизма; -развитие дисциплинированности; -формирование волевых качеств. 6.Обоснование структуры программы учебного предмета. Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: -сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; -распределениеучебногоматериалапогодамобучения; -описание дидактических единиц учебного предмета; -требования к уровню подготовки обучающихся; -формы и методы контроля, система оценок; -методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета". 7.Методы обучения. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: -словесный (объяснение, разбор, анализ); -наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося); -практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого); -аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); -эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений); -индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки. Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках. Одним из важных разделов школы народно-сценического танца являются так называемые сценические академические танцы. Их элементы во многом опираются на классические принципы, которые способствуют выработке профессиональных танцевальных навыков. Изучение материала возможно как в академической форме, так и в народном характере. Нужно чтобы композиция комбинаций усложнялась, темп исполнения движений ускорялся.
8.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета "Народно- сценический танец", на максимальную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия со сроком освоения предпрофессиональной программы "Хореографическое творчество" - 8 (9) лет.
Обязательная часть:

Распределение по годам обучения

1

2

3

4

5

6

Классы

4

5

6

7

8

9
Продолжительность учебных занятий (в неделях) 33 33 33 33 33 33 Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) 2 2 2 2 2 2 Общее количество часов на аудиторные занятия 330 66 Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные) 2 2 2 2 2 2 Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные) 66 66 66 66 66 66 Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные) 330 66 Объем времени на консультации (по годам) 6 6 6 6 6 6 Общий объем времени на консультации 30 8
Вариативная часть:

Распределение по годам обучения

2

3

4

5

6

Классы

5

6

7

8

9
Продолжительность учебных занятий (в неделях) 33 33 33 33 33 Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) 1 1 2 2 2 Общее количество часов на аудиторные занятия 198 66 Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные) 1 1 2 2 2 Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные) 33 33 66 66 66 Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные) 198 66

II.Содержание учебного предмета.

4 КЛАСС (1 год обучения).

Позиции ног

Положения и позиции рук
Прямые позиции ног. Положения рук. Свободные позиции ног. Семь позиций рук. Закрытые позиции ног. Простая подготовка к началу движения (prepаration). Открытые позиции ног.
По окончании года обучения учащиеся должны знать и уметь:
а) иметь представление о народно-сценическом танце, его истоках; б) знать названия движений и их значение; в) владеть постановкой рук, ног, головы, корпуса, координацией движений; г) уметь грамотно исполнять основные движения и этюды.
УПРАЖНЕНИЯ У СТАНКА:
( в
характере изученных национальностей)


5 КЛАСС

(2 год обучения).

6 КЛАСС

(3 год обучения).

7 КЛАСС

(4 год обучения).

8 КЛАСС

(5 год обучения).

9 КЛАСС

(6 год обучения).

Приседание (plie) по 1-й, 2-й и 3-й открытым и прямым позициям: а) плавное полуприседание; б) резкое полуприседание; б) плавное полное приседание. Приседание (plie): а) полуприседания резкие и плавные по открытым и прямым позициям; б) полные приседания резкие и плавные по открытым и прямым позициям. Приседание (plie): а) полуприседания по заворотным позициям; б) полуприседания и полные приседания, плавные и резкие по открытым и прямым позициям на полупальцах. Полное приседание (plie) с растяжкой. Полуприседания и полное приседание (plie). Переводы ног из позиции в позицию (battement tendu): а) выведение ноги приёмом "носок - каблук - носок" из 1- й и 3-й открытых позиций вперед, в сторону и назад; б) с полуприседанием на опорной ноге из 1-й и 3-й открытых позиций вперед, в сторону и назад. Переводы ног из позиции в позицию (battement tendu): а) выведение ноги приёмом "носок - каблук - носок" из 5- й открытой позиции вперед, в сторону и назад с увеличением количества переводов работающей ноги на носок - каблук; б) с работой пятки опорной ноги в 5-й открытой позиции вперед, в сторону и назад. Переводы ног из позиции в позицию (battement tendu): а) с одинарным ударом каблуком опорной ноги; б) с двойным ударом каблуком опорной ноги; в) с разворотом работающей ноги в заворотное и выворотное положение; г) с разворотом опорной ноги в заворотное и выворотное положение. Переводы ног из позиции в позицию (battement tendu). Переводы ног из позиции в позицию (battement tendu). Каблучные упражнения: а) prepаration к каблучному упражнению; б) подготовка к каблучному упражнению; в) каблучное упражнение у щиколотки. Каблучные упражнения: а) каблучное упражнение на 45 градусов; б) каблучное упражнение на 90 градусов.
Маленькие броски (battement tendu jete): а) с полуприседанием на опорной ноге из 1-й и 3-й открытых позиций вперед, в сторону и назад; б) из полуприседания в полуприседание из 1-й и 3-й открытых позиций вперед, в сторону и назад. Маленькие броски (battement tendu jete): а) с работой пятки опорной ноги в 5-й открытой позиции вперед, в сторону и назад; б) маленькие броски с piques. Маленькие броски (battement tendu jete): а) сквозные по 1-й открытой позиции в полуприседании; б) сквозные по 1-й открытой позиции в полуприседании с работой пятки опорной ноги; в) с двумя ударами стопой работающей ноги по 5-й открытой позиции вперед, в сторону и назад; г) с одновременным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад. Маленькие броски (battement tendu jete). Маленькие броски (battement tendu jete). Подготовка к "чечетке" (flic-flac): а) prepаration к flic- flac; б) подготовка к flic- flac; в) в открытом положении вперед, в сторону и назад; б) из полуприседания в полуприседание в открытом положении вперед, в сторону и назад. Подготовка к "чечетке" (flic-flac): а) с ударами полупальцев работающей ноги; б) с переступаниями на полупальцах по 5- й позиции с различными ритмическими рисунками. Подготовка к "чечетке" (flic-flac): а) с подскоком на опорной ноге; б) с разворотом работающей ноги в заворотное положение; в) flic в attitude вперёд и назад. "Веер" дубль-флик по полу с работой пятки опорной ноги. "Веер" по воздуху с соскоком на опорной ноге. "Чечётка". Круговые скольжения по полу (rond de jambe par terre): а) prepаration к rond de jambe par terre; б) с вытянутым носком; в) с каблуком работающей ноги; г) "обводка" (rond de jambe par terre с demi-plie). Круговые скольжения по полу (rond de jambe par terre): а) demi-rond и grand- rond на 45 градусов с вытянутым и сокращенным подъёмом; б) demi-rond и grand- rond на 90 градусов с вытянутым и сокращенным подъёмом; в) с разворотом пятки опорной ноги в заворотное и выворотное положение. Круговые скольжения по полу (rond de jambe par terre) с сухим соскоком на опорной ноге в момент разворота в заворотное и выворотное положение при исполнении rond de jambe на 45 градусов. Круговые скольжения по полу (rond de jambe par terre).
Развороты бедра (battement fondu): а) prepаration к battement fondu; б) подготовка к battement fondu; в) низкие развороты бедра носком в пол вперед, в сторону и назад; г) низкие развороты бедра на 45 градусов вперед, в сторону и назад. Развороты бедра (battement fondu): а) низкие развороты бедра на 45 градусов вперед, в сторону и назад; б) высокие развороты бедра на 90 градусов вперед, в сторону и назад. Развороты бедра (battement fondu): а) низкие развороты бедра на 45 градусов вперед, в сторону и назад; б) высокие развороты бедра на 90 градусов вперед, в сторону и назад; в) с подниманием на полупальцы. Развороты бедра (battement fondu): а) с прыжком; б) с подгибанием обеих ног в прыжке. Развороты бедра (battement fondu). Повороты стопы (pas tortille): а) prepаration к pas tortille; б) одинарные повороты стопы; б) двойные повороты стопы. Повороты стопы (pas tortille): а) двойные повороты стопы; б) развороты с ударом полупальцами работающей ноги. Подготовка к "веревочке": а) в открытом положении на всей стопе без перевода; б) в открытом положении на всей стопе с переводом. Подготовка к "веревочке": а) с поворотом колена работающей ноги в закрытое положение и обратно; б) с поворотом колена работающей ноги в закрытое положение с опусканием на пол и обратно. Подготовка к "веревочке": а) в полуприседании; б) на полупальцах; в) с соскоками на полупальцах опорной ноги в полуприседании и одновременным разворотом бедра работающей ноги. Подготовка к "верёвочке". Подготовка к "верёвочке". "Верёвочка": а) prepаration к "верёвочке"; б) в открытом положении с проскальзыванием по полу на опорной ноге (в характере русского танца). "Верёвочка": а) в открытом положении с проскальзыванием по полу на опорной ноге в полуприседании (в характере русского танца); б) в открытом положении с проскальзыванием по полу на опорной ноге в полуприседании с двойным ударом полупальцами работающей ноги (в характере русского танца). "Верёвочка" на полупальцах (в характере украинского танца). "Верёвочка" (в характере итальянского танца). . "Верёвочка".
Дробные выстукивания: а) всей стопой; б) поочередные удары каблуками и полупальцами; в) двойной удар сверху; г) двойной удар снизу. Дробные выстукивания: а) дробь "горох"; б) "трилистник"; в) соскоки и удары каблуками; г) ключи. Дробные выстукивания на жестких прыжках (в характере Марийского танца). Дробные выстукивания. Дробные выстукивания. Вынимание работающей ноги (battement developpe) на 90 градусов вперед, в сторону и назад на вытянутой ноге. Вынимание работающей ноги (battement developpe): а) на 90 градусов вперед, в сторону и назад на вытянутой ноге; б) на 90 градусов вперед, в сторону и назад на полуприседании. Вынимание работающей ноги (battement developpe): а) на 90 градусов с одним ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад (плавные и резкие); б) на 90 градусов двойным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад (резкие); в) в координации с движением руки. Вынимание работающей ноги (battement developpe). Вынимание работающей ноги (battement developpe). Большие броски (grand battement jete): а) с переводом работающей ноги на каблук и одновременным полуприседанием на опорной ноге; б) в полуприседании. Большие броски (grand battement jete): а) с падением на работающую ногу по 5-й открытой позиции вперед, в сторону и назад; б) на всей стопе с проведением ноги через 1-ю открытую позицию. Большие броски (grand battement jete): а) с растяжкой; б) с опусканием на колено; в) с поворотом в прыжке и опусканием на колено. Большие броски (grand battement jete).
Растяжка из 1-й выворотной позиции: а) в полуприседании на опорной ноге, работающая нога вперед, в сторону и назад, стоя лицом к станку; б) полное приседание на опорной ноге работающая нога назад, стоя лицом к станку. Наклоны и перегибы корпуса по 1-й прямой и 1-й выворотной позициям на полупальцах и в полуприседании вперед, в сторону и назад. "Голубец". Подготовка к "штопору" по 1-й прямой позиции. "Штопор". Опускание на колено с поворотом на опорной ноге на 360 градусов.
По окончании года

обучения учащиеся

должны знать и

уметь:
а) иметь представление о ведущих профессиональных хореографических ансамблях; б) владеть танцевальной манерой и стилем исполнения движений изученных танцев; в) уметь грамотно исполнять основные движения и танцы.
По окончании года

обучения учащиеся

должны знать и

уметь:
а) иметь представление о балетмейстерах и педагогах народного танца ведущих хореографических коллективов ("Березка", "Жок"); б) владеть танцевальной манерой и стилем исполнения движений изученных танцев; в) владеть быстротой запоминания комбинаций, культурой исполнения; г) уметь грамотно исполнять основные движения и танцы.
По окончании года

обучения учащиеся

должны знать и

уметь:
а) иметь представление о творчестве Государственного академического народного ансамбля танца И.Моисеева; б) владеть танцевальной манерой и стилем исполнения движений изученных танцев; в) владеть быстротой запоминания комбинаций, культурой исполнения; г) уметь грамотно исполнять основные движения и танцы.
По окончании года

обучения учащиеся

должны знать и

уметь:
а) иметь представление о творчестве русского хора имени Пятницкого, о его балетной труппе; б) владеть танцевальной манерой и стилем исполнения движений изученных танцев; в) владеть быстротой запоминания комбинаций, культурой исполнения; г) уметь грамотно исполнять основные движения и танцы.
По окончании года

обучения учащиеся

должны знать и

уметь:
а) иметь представление о ведущих профессиональных хореографических ансамблях разных национальностей; б) владеть танцевальной манерой и стилем исполнения движений изученных танцев; в) владеть быстротой запоминания комбинаций, культурой исполнения; г) уметь грамотно исполнять основные движения и танцы.
ПОДГОТОВКА К ВРАЩЕНИЯМ И ВРАЩЕНИЯ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

4 КЛАСС

(1 год обучения).

5 КЛАСС

(2 год обучения).

6 КЛАСС

(3 год обучения).

7 КЛАСС

(4 год обучения).

8 КЛАСС

(5 год обучения).

Полуповороты по четвертям к р у г а приемом plie-releve. П р и п а д а н и е п о п е р в о й п р я м о й позиции - три на месте, четвертое в п о в о р о т е н а 9 0 градусов. Вращения приемом plie-releve (два на ме- сте, третий – plie, чет- вертый – вращение). Вращения на одной ноге, вторая на щи- колотке невыворот- но, с приходом во 2- ю позицию (невы- воротно), без пауз, но в медленном темпе – 1 полуго- дие. То же самое враще- ние в среднем темпе – 2 полугодие. От с ко ки п о 1 - й прямой позиции в повороте с выносом п р а во й н о ги н а каблук. Полуповороты по четвертям к р у г а приемам шаг-retere. Подскоки - три на месте, а четвертое в п о в о р о т е н а 9 0 градусов. Вращения приемом plie-retere (аналогич- ная схема изучения). "Обертас" по 1-й прямой позиции – 1 полугодие. "Обертас" по 1-й прямой позиции с ударом – 2 полуго- дие. Поворот plie-retere с переступанием на полупальцах. Полуповороты по четвертям к р у г а п р и е м о м p l i e - каблучки. "Поджатые" - три на месте, а четвертое в п о в о р о т е н а 9 0 градусов. В о в т о р о м полугодии вводится п о в о р от н а 3 6 0 градусов во всех вращениях. Вращения приемом plie-каблучки (анало- гичная схема изуче- ния). "Обертас" с rond на 45 градусов – 1 по- лугодие, на 90 гра- дусов - конец 2 по- лугодия. Вращение по 2-й позиции невыворотно, стремительно. П р и п а д а н и е п о п е р в о й п р я м о й позиции - три на месте, четвертое в п о в о р о т е н а 4 5 градусов. Вращения приемом pirouettes (аналогич- ная схема изучения). Поджатые прыжки в чередовании с другими приемами вращений на месте. Бег на месте со с с о с ко ком в 1 - ю прямую позицию на сильную музыкальную долю. "Поджатые" - три на месте, а четвертое в п о в о р о т е н а 4 5 градусов. В о в т о р о м полугодии вводится п о в о р о т н а 9 0 градусов во всех вращениях. "Вкручивающаяся" на месте концовка вра- щений с выходом на полупальцы в финале. "Вкручивающаяся" концовка приемом вращения на одной ноге через retere не- выворотно, уходит в позицию - 1 полуго- дие. Концовка в plie или в полупальцы – 2 полугодие. Подскоки - три на месте, а четвертое в п о в о р о т е н а 4 5 градусов. Окончание враще- н и я п р и е м о м двойного shaine.
ПОДГОТОВКА К ВРАЩЕНИЯМ И ВРАЩЕНИЯ ПО ДИАГОНАЛИ КЛАССА


5 КЛАСС

(2 год обучения).

6 КЛАСС

(3 год обучения).

7 КЛАСС

(4 год обучения).

8 КЛАСС

(5 год обучения).
Приемом шаг-retere: 2 шага - retere на месте, 2 - в повороте на 90 граду- сов, 5, 6, 7, 8 - шаги на месте. К концу полугодия: 2 шага retere на месте, 2 - в повороте на 180 граду- сов, 5, 6 – фиксация, 7, 8 – пауза. Tour-pique, в характере украинского танца и в рус- ском характере. Большие "блинчики" в чередовании с маленьки- ми "блинчиками", раз- личных ритмических ри- сунках. Большой "блинчик" в со- четании с shaine. Shaine: а) shaine в сочетании с вращением на мелких переступаниях в demi plie; б) shaine в сочетании с вращением на каблучок; в) то же с двойным в р а щ е н и е м – 2 полугодие. Поворот на 4 шага - retere на 180 градусов - 2 полу- годие. Бег с выбрасыванием пра- вой ноги вперед. Большие "блинчики" в сочетании с бегом в раз- личных ритмических ри- сунках – 2 полугодие. Маленькие «блинчики» в сочетании с воздушной прокруткой и grand rond приемом «обертас» с высотой на 45 градусов – 1 п о л у г о д и е и 9 0 градусов – 2 полугодие. Подскоки – разучиваются по той же схеме. Бег по 1-й прямой позиции (поворот за два бега) – 1 по- лугодие, поворот за один бег – 2 полугодие. Маленький "блинчик" в сочетании с вращением шаг на "каблучок". Вращение на перескоках с ударами по 1-й прямой позиции (стремительное). Дробные выстукивания в повороте в соединении с шагом на каблук, выно- сом ноги на ка бл ук, "ковырялочкой" с выби- ванием ноги в сторону. Вращения в характере пройденных национальных танцев.
ПОДГОТОВКА К ВРАЩЕНИЯМ И ВРАЩЕНИЯ ПО КРУГУ

7 КЛАСС (4 год обучения).

8 КЛАСС (5 год обучения).
Приемом шаг-retere, вращение за один шаг. Отработка концовок во вращениях соответственно пройденным приемам вращений на середине зала. Подскоки, вращение за один шаг. Вращения в различных сочетаниях и в различных музыкальных ритмах. Маленькие "блинчики", поворот за один шаг. Большие "блинчики", аналогично. Бег по 1-й прямой позиции. Бег с выбрасыванием ноги вперед. "Шаг-каблучок", вращение за один шаг. Tour-pique в раскладке с рукой за голову (украинское), с платочком (русское) в 3-ю позицию. Двойная дробь в повороте с переступаниями через "ковырялочку".

Танцевальный этюды на материале данных национальностей:

ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Основные положения ног:

Основные положения рук:
Позиции ног – свободные, прямые, закрытые. Подготовительное, первое и второе. Подготовка к началу движения. Положения рук в парных и массовых танцах.
Основные движения:
Поклоны. Раскрывание и закрывание рук. Простой (бытовой) шаг. Простой русский шаг. Боковой шаг. "Шаркающий шаг". Основной русский ход "академический". "Переменный шаг". "Девичий ход" с переступаниями. "Гармошка" и "ёлочка". "Ковырялочка". Боковое "припадание". Припадание. "Моталочка". Боковые перескоки. Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям). Бег на месте с продвижением вперед и назад на полупальцах. Поочередные выбрасывания ног перед собой и в стороны на каблук или на всю стопу. Подскоки. "Веревочка". Подбивка "Голубец". Притопы и перетопы. Дробные движения. "Ключ".
ТАНЦЫ ПРИБАЛТИКИ

Элементы эстонского танца

Элементы литовского танца

Элементы латышского танца
Положения рук. Легкий бег. Шаг с подскоком. Шаг с проскальзыванием. Шаг с каблука. Шаг с подъемом ноги вперед и переступанием на полупальцах. Переступание с ноги на ногу с хлопками в ладоши. Вальсовый ход. Вальсовый ход накрест. Вальс с подскоком на одной ноге. Полька. Трехшаговая. Полька на подскоках. Положения рук в парном танце. Расположение танцующих в паре. Простые шаги. Шаги вперед, одна нога накрест другой. Боковые шаги. "Качающийся шаг". Легкий бег. Шаги с подскоком. Подскоки поочередно то на двух, то на одной ноге. Перескоки из 4-й позиции во 2-ю п а р а л л е л ь н у ю п о з и ц и ю и обратно. Концовка в три удара. Полька. Полька с поворотом во время подскока. Прыжки с полным поворотом в воздухе. Положения рук. Расположение танцующих в паре и положение рук в парном танце. Простой шаг. Легкий бег. Боковые перескоки с продвижением в сторону. Шаг с подскоком. Проскальзывание на обеих ногах. Небольшие подскоки с выносом работающей ноги вперед. Б о к о в ы е ш а г и с в ы н о с о м работающей ноги вперед. Шаг с ударом работающей ноги по стопе опорной ноги. Галоп с остановкой. Полька.

ХОРЕОГРАФИЯ ЧЕХИИ И СЛОВАКИИ

Элементы Чешского народного танца

Элементы Словацкого народного танца
Шаг с подскоком. Вальсообразное. Вальсообразное (парное). Боковые шаги. Подскоки по 4-й параллельной позиции. Тур в воздухе. Полька без подскоков. Полька с трамплином. Полька с подскоком. Парные подскоки на одной ноге. Парное вращение танца "обкрочак". Парное вращение на подскоках танца "вртак". Шпоры. Прыжок с хлопушкой. Веревочка. Маршеобразный ход. Ход через ногу. Чапаше. "Шпоры" с хлопушками и опускание на колено. Ключ. Ход вперед с проскальзыванием на полупальцах. Бег по кругу с перекрестными переступаниями. Повороты корпуса. Различные ходы. Перескоки. Шаг с подскоком. Парные вращения. Переходы. Трешчак. Поочередные прыжки. Ход с одной ноги. Проскакивание с глубоким приседанием. Вращения.
ТАНЦЫ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Элементы

таджикского танца

Элементы

узбекского танца

Элементы

туркменского танца

Элементы

казахского танца

Положения ног. Положения рук. Поклон. Движения кистей рук: Мелкие переводы рук. Резкие акцентированные взмахи. П о о ч е р е д н ы е и одновременные движения рук от локтя. Вращения перекрещенных рук от локтя вперед: от себя, к себе. " Х а р а к а т и - К и ф т " - п о о ч е р е д н ы е и одновременные движения плеч. " Х а р а к а т и - С а р " - движения головы. "Бег перепелки". Поочередные п е р е с т у п а н и я в полуприседании. "Дашнабадский ход". Положения на коленях. Перегибание корпуса. "Чархи". Движения кистей. Движения рук. Движения плеч. Движения головы. Ходы. Повороты с хлопком с продвижением вправо и влево. Ш а г с с о с к о к о м и полуповоротом. Боковой ход с каблука. П е р е м е н н ы й хо д н а полупальцах. Повороты. Перегибы корпуса. Опускание на колени. Положения рук в женском танце. Движения рук в женском танце. Простой женский ход. Переменный ход с пятки на всю стопу на низких полупальцах. Боковой ход с одной ноги по 6-й позиции. "Хым-мыл" - опускание с низких полупальцев на всю стопу пружиня в голеностопном суставе (женское). П р о с т ы е ш а г и с последующим приседанием (женское). Переступание накрест. Подскоки на двух ногах по 4-й позиции. Ход с проскальзыванием. Положение рук. Переменный ход. Приставной ход. Припадание. Переступание накрест. Переступание накрест с остановкой. Наклоны и п е р е г и б ы корпуса. Боковые шаги с выпадом. Работа с предметом.
ЭЛЕМЕНТЫ РУМЫНСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
Положение рук. Положение рук в парных и массовых танцах. Основной ход с подтягиванием ноги и ударом каблука. Ход вперед с выбросом одной ноги вверх. Подбивка одной ногой другую и выбрасыванием ног поочередно от колена в сторону. "Плетенка". Подведение ноги на высокие полупальцы к другой ноге и прыжки по 6-й позиции с поворотом на 180 градусов. Легкий бег вперед и назад с акцентированным выбросом одной ноги вперед. Основной ход вперед и назад с хлопками. Основной ход с подъемом коленей вперед-вверх. Движение с поворотом плеч друг перед другом на основном шаге.
МОЛДАВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ



"Хора"

"Молдавеняска"

"Жок"

Положения рук. Шаг в сторону с подъемом ноги в п е р е д - н а к р е с т с п л а в н ы м подъемом на полупальцы опорной ноги. Шаг накрест в полуприседании. Мелкие поочередные переступания на полупальцах в полуприседании. Ш а г и в п е р е д и н а з а д в полуприседании с подъемом на полупальцы. Ш а г в с то р о н у в о т к р ы т о м положении с вытянутым коленом на полупальцы. Ш а г в с то р о н у в о т к р ы т о м положении с вытянутым коленом на ребро каблука. Положение рук. Акцентированный шаг в сторону с открыванием ноги вперед в сокращенном положении на всю стопу. Бег с поочередным отбрасыванием согнутых ног назад. Шаги с подскоком и подъемом согнутой ноги вперед на 90 градусов. Перескоки на полупальцах на месте с подъемом согнутых ног вперед на 90 градусов. Короткие прыжки с поджатыми ногами. Положения рук. Основной боковой ход. Боковой ход с подскоком на впереди находящейся ноге. Ход вперед с подскоками и ударами по голенищу во время прыжка. Вращение в паре. Продвижение по кругу (руки на плечи).
ТАНЦЫ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Элементы татарского танца

Элементы башкирского танца

Положение рук. Переменный ход на невысоких полупальцах. Переменный ход на невысоких полупальцах с небольшим прыжком. Мелкая дробь по 6-й позиции. Боковой ход с отбрасыванием ноги в сторону и выносом вперед на каблук через подскок. Боковой ход с поворотом стопы. Ход с каблука. Переступания с каблука на полупальцы. Боковой шаг с соскоком на две ноги. Поворот с подскоком на одной ноге. Притопы. Вращения. Положения рук. Переменный шаг на невысоких полупальцах вперед. Переменый шаг на невысоких полупальцах назад. Боковой ход с ударом полупальцами работающей ноги в пол и ударом пятками обеих ног. Простой дробный ход вперед с ударом каблука в пол и выносом ноги вперед. Дробь с притопом. Ход на полупальцах назад с ударом пятки работающей ноги в пол. Шаг "трилистник". Припадание. Движения мужского танца: - "голубец"; - широкий бег; - подскок с ударом каблуками; - подскоки на полном приседании; - прыжок с перегибом корпуса назад с одной ноги; - прыжок с перегибом корпуса назад с двух ног; - "качалка"; - па де бурре по 5-й и 6-й позициям; - жесткие соскоки в повороте на одной ноге, вторая, согнутая в колене, поднята вытянутыми пальцами к колену опорной ноги.
ЭЛЕМЕНТЫ УКРАИНСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
Позиции и положения ног. Позиции и положения рук. Положения рук в парном и массовом танце. Подготовка к началу движения. Простые поклоны на месте без рук и с руками. Притоп. "Дорожка простая" (припадание) с продвижением в сторону и с поворотом. "Дорожка плетена" (припадание) с продвижением в сторону, со сменой позиции вперед и назад в перекрещенном положении. "Голубцы" с притопами. "Голубцы" на месте и с продвижением в сторону. "Веревочка": а) простая; б) с переступаниями; в) в повороте; г) двойная. "Выхилястик". "Выхилястик" с "угинанием". "Бегунец". Медленный женский ход. Ход назад с остановкой на третьем шаге. "Тынок". "Похид-вильный". "Выступцы".

ТАНЦЫ НАРОДОВ ЗАКАВКАЗЬЯ

Элементы грузинского танца

Элементы армянского танца

Элементы азербайджанского

танца
Положения рук. Положения ног. Движения рук в женском танце. Движения кистей в женском танце. Свла – шаги в три переступания. Адгилзе – шаги на месте. Гасма. Гвердзе – шаги с продвижением в сторону. Укусвла – шаги с продвижением назад. Циповла – шаги вперед. Сада мухлура – шаги со сгибанием колена. Сада – удар каблуком с переходом на носок. Бруни – повороты. Вращения. Положения рук в женском танце. Р а п о л о ж е н и е т а н ц у ю щ и х и положения рук в массовых: цепных или круговых танцах. Движения рук: - "дзеркна-птуйт" - вращение кистей к себе и от себя; - неполное вращение к ист ей ладонями к себе и от себя; - повороты рук от локтя к себе и от себя; - "чахарак" - вращение рук от локтя одна вокруг другой; - круговое движение рук вокруг лица; - перевод рук из стороны в сторону; - "цалк" - легкий рывок среднего пальца вверх; - "чешмя" - прищелкивание; - взмах двумя платками перед собой; - "цап" - хлопки в ладоши. Положения и движения корпуса, плеч, головы. "Двели" - ходы с непрерывным и интенсивным продвижением по кругу и по прямой. "Сюзьма" - танец на месте, без продвижения по сцениче ской п л о щ а д к е , н о и н о г д а с переступаниями и поворотами на месте, ваполняемые главным образом игрой корпуса, рук, лица. "Манруки" - мелкие движения, выполнямые или на месте или с небольшим продвижением по площадке. "Птуйт" - повороты на одном месте. В и н т о о б р а з н ы е д в и ж е н и я в прыжке. Положения рук. Шаг с подскоком. Бег. Л е г к и е п е р е с т у п а н и я с продвижением вперед. Л е г к и е п е р е с т у п а н и я с п р о д в и ж е н и е м н а з а д н а полупальцах. Соскоки по 3-й открытой позиции. Выпад на ногу, сгибая ногу в ко л е н е , д р у г а я в ы т я н у т а с сокращенной стопой. Подскоки на одной ноге на месте. П о д с ко к и н а о д н о й н о г е с продвижением. Подскоки на одной ноге в повороте. Подскоки с переступанием: - с ударом полупальцами по 1-й прямой позиции; - с ударом полупальцами спереди накрест опорной ноги; - с ударом полупальцами сзади накрест опорной ноги. Боковые шаги с остановкой.

БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

"Крыжачок"

"Лявониха"

"Полька-Янка"

"Бульба"
Притопы одинарные. Подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции на одном месте. Тройные подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции. Простые подскоки на месте и с продвижением вперед и назад. О с н о в н о й х о д "Крыжачка". Поочередные выбрасывания ног на каблук вперед. Тр о й н ы е п р и т о п ы с поклоном. Основной ход. Тройной притоп. Молоточки в сольном исполнении и в паре с п о в о р о т о м н а 1 8 0 градусов. Г а л о п в с о л ь н о м исполнении и в паре. Боковые повороты. Т р о й н а я д р о б ь с переступаниями. Припадание со шлепком работающей ноги по 4-й позиции. Полуповороты и полные повороты на тройных подскоках. Боковая полька в сольном исполнении. Галоп в паре и поворотом на 180 градусов. Переброс девушки. Парное вращение под руки. Pas польки с подбиванием ноги. Боковая полька. Парная полька. Шаг с двойным подскоком на опорной ноге. Ш а г с п о д б и в ко й в с т о р о н у с т р о й н ы м притопом. Припадание со шлепками работающей ногой. Шаг с соскоком на одну или две ноги и двойная дробь. Д в а п о д с к о к а н а полупальцах обеих ног и соскок на одну или две ноги. Галоп. Боковая подбивка н а присядке у юношей. О т к р ы в а н и е н о г и в сторону на каблук с возвращением на носок и подбивка в сторону. Ковырялочка с тройными сгибаниями ног назад. О с н о в н о й х о д с открыванием ног вперед и назад. Шаг польки вперед. Простые подскоки. Подскоки на полупальцах с подниманием ног назад. Галоп. Боковая полька. Г а л о п в с т о р о н у с тройным притопом. Подскок с приседанием и тройные переступания.


ЭЛЕМЕНТЫ ИТАЛЬЯНСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

Работа с тамбурином. Положение в паре. Перескоки с ноги на ногу. Бег с отбрасыванием полусогнутых ног назад на 45 градусов (па амбуате). Боковое движением с подскоком на опорной ноге, работ ающая нога поочередно п од в од и т с я вытянутыми пальцами к стопе опорной ноги и открывается в сторону в пол с сокращенным подъемом. Соскоки на 2-ю позицию с выносом полусогнутой ноги вперед на 45 градусов. Соскоки на 2-ю позицию с поворотом на 360 градусов и поднятой полусогнутой ногой вперед. Подскоки на одной ноге в полуприседании: а) работающая нога с вытянутым подъемом у щиколотки опорной ноги спереди или сзади; б) полусогнутая нога поднята вперед или назад на 45 или 90 градусов; в) работающая нога вытянута и поднята назад на 45 или 90 градусов (поза арабеск). Повороты: а) поочередные переступания по 3-й или 5-й позициям (амбуате) с поворотом на 360 градусов; б) поворот на 360 градусов на одной ноге, работающая у колена (пируэт). Тройные перескоки с ноги на ногу.
ЭЛЕМЕНТЫ МАРИЙСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
Положения рук. Движения рук. Движения кистей. Прищелкивание пальцами. Горно-марийский основной ход. Переменный шаг с ударом. Скользящий шаг в сторону. Шаг с перескоком с одной ноги на другую. "Елочка" или "гармошка" вперед, назад, в повороте. Дробь с двух ног. Шаг накрест. Боковая дробь с продвижением. Шаги вперед и назад с заворотом стоп. Боковой шаг с поворотом и выносом работающей ноги на каблук вперед. Боковой шаг с положением работающей ноги сзади на полупальцах.
ЭЛЕМЕНТЫ ИСПАНСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

Положение ног. Положение рук. Переводы рук в различные положения. Ходы: а) удлиненные шаги в полуприседании с продвижением вперед в прямом положении; б) удлиненный шаг вперёд на всю стопу в прямом п о л о ж е н и и в п о л у п р и с е д а н и и д в у м я переступаниями по 1-й прямой позиции на полупальцах или двумя небольшими шагами (с продвижением вперед). Соскоки: а) в 1-ю прямую позицию на всю стопу с вытянутыми коленями и в полуприседание; б) в 1-ю, 4-ю прямые и 5-ю свободную позиции на полупальцы в полуприседание. Удлиненный шаг в сторону с последующими двумя переступаниями по 5-й свободной позиции в полуприседании (pas balance) со скользящим подведением другой ноги сзади, с поворотом корпуса и с руками. Шаг в сторону в полуприседание со скользящим подведением и подъёмом на полупальцы в 5-ю открытую позицию другой ноги вперед, с последующим переходом на нее в полуприседание (pas glissade), в координации с движением руки и наклоном корпуса. Zapateado – поочерёдные выстукивания полупальцами и каблуками по 1-й прямой позиции: а) удар одной ногой, полупальцами или всей стопой, с последующими ударами другой ногой каблуком и полупальцами; б) шаг по диагонали вперёд или назад с последующим одним или двумя ударами в пол полупальцами другой ноги по 5-й свободной позиции сзади или спереди. Опускание на колено с шага на расстоянии стопы от опорной ноги с перегибанием корпуса. Движения рук (port de bras) с одновременным перегибанием корпуса, стоя на одной ноге, с другой ногой, вытянутой назад и вперёд.
ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛЬСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
Позиции и положения ног. Положение рук в танце. Волнообразное положение руки. "Ключ" - удар каблуками: а) одинарный; б) двойной. Шаг в сторону в полуприседании с последующими двумя переступаниями по 3-й свободной позиции. "Голубец". "Перебор" - 3 переступания на месте по 1-й позиции. Основной ход мазурки. Легкий бег. "Голубец" - подбивание ноги подряд в сторону. "Отбиянэ" - скольжение одной ногой с подбиванием её другой. Подготовка к парному вращению. Уступающий переход на различных движениях. Опускание на колено: а) с шага; б) с выпадом. Обвод девушки за руку: а) стоя на колене; б) стоя на выпаде. Вращение в паре во внутрь. "Кабриоль" в сторону 45 градусов в прямом положении.
ЭЛЕМЕНТЫ ВЕНГЕРСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

Положения рук. Вынимание ноги вперед с одновременным проскальзыванием на опорной ноге вперед. Двойное "заключение" в повороте. "Веревочка". Перебор (па де баск): а) из стороны в сторону; б) спереди назад; в) сзади вперед. Опускание на колено с шага. Повороты: а) на обеих ногах по 5-й позиции внутрь и наружу; б) на одной ноге из 4-й открытой позиции. "Голубец". Ходы "Чардаш": а) шаг в сторону, вперед или назад в прямом положении ног с последующей подст авкой свободной ноги в 1-ю прямую позицию; б) шаг одной ногой в сторону в прямом положении с поворотом стопы свободной ноги в открытое положение и из открытого положения в прямое с двумя ударами ребром каблука. Переступания: а) шаг или перескок в сторону в прямом положении с двумя последующими переступаниями по 1-й прямой позиции; б) шаг или перескок в сторону в прямом положении с двумя последующими переступаниями одной ногой спереди на ребро каблука, другой сзади на низких полупальцах; в) шаг или перескок в сторону в свободном положении с двумя последующими переступаниями в перекрещенном положении, одной ногой сзади на полупальцы, другой спереди на всю стопу; г) шаг или пере скок в сторону с д ву м я последующими переступаниями в перекрещенном положении одной ногой сзади на полупальцы, другой в полуприседании спереди на всю стопу. "Боказо" - жесткий ключ.
ЭЛЕМЕНТЫ ЦЫГАНСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА
Положения рук. Движения рук. Движения плеч. Боковой ход на полупальцах с разворотом стоп. Шаги с продвижением вперед и назад на полупальцах с переходом на всю стопу с легким сгибанием колена опорной ноги. Выпад на ногу. Прыжок с легким переступанием. Наклоны и перегибы корпуса. Шаги с поворотом. Переменные шаги с хлопками. Чечетка. Соскоки. Хлопки по коленям. Переступания на полупальцах по 3-й позиции. Беглый шаг.
ЭЛЕМЕНТЫ МЕКСИКАНСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
Покачивание (балансе). Переменный шаг с каблука. Переменный шаг с подскоком. Переменный шаг на месте с поворотом корпуса. Дробные проходки.
ЭЛЕМЕНТЫ БОЛГАРСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
Положения рук. Положения ног. Ходы и движения на месте: а) обыкновенные шаги; б) мелкие и широкие шаги; в) перекрестные шаги со скольжением; г) качающийся шаг лавой ноги перед правой и наоборот; д) винтообразное движение ног со сгибанием корпуса в сторону винта; е) шаги с акцентом. Приседания. Бег на месте и с продвижением. Бег с наклоном корпуса. "Дорожка" из стороны в сторону.

ЭЛЕМЕНТЫ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
Положение рук. Ход с каблука по 6-й позиции. Ход с выносом ноги вперед. Ход с каблука с наклоном корпуса вперед. Перескоки с ноги на ногу с ударом полупальцами свободной ноги сзади опорной. Прыжки по 6-й позиции с различными положениями рук. Прыжок с подгибанием ног и перегибом корпуса назад. Ход с носка с наклоном корпуса вперед "приветствие". Бег с отбрасыванием ног назад. Шаг с выносом ноги вперед и поворотом корпуса на 180 градусов. Вращение в паре. Па де баск. Притопы по 6-й и 3-й позициям.
ЭЛЕМЕНТЫ КИТАЙСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
Положения рук. Движения рук. Маленькие шаги на низких полупальцах вперед. Приставные шаги в сторону. Боковые шаги «елочка». Повороты на небольшом приседании. Опускание на пол с выворотными ногами и наклоном корпуса вперед. Соскоки в сторону с поворотом вокруг себя. Поднимание и опускание плеч. Легкий бег. Небольшие прыжки вправо и влево с выносом одной ноги вперед и опусканием на пол.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета "Народно- сценический танец", который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как: - знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене; - знание балетной терминологии; - знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца; - знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций; - знание средств создания образа в хореографии; - знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; - умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара; - умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках; - умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев; - умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца; - умение понимать и исполнять указания преподавателя; - умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев; - навыки музыкально-пластического интонирования; - знание исторических основ танцевальной культуры, самобытности и образности танцев нашей страны и народов мира; - знание канонов исполнения упражнений и танцевальных движений народно-сценического танца в соответствии с учебной программой; - владение техникой исполнения программных движений, как в экзерсисах, так и в танцевально-сценической практике; - использование и владение навыками коллективного исполнительского творчества; - знание основных анатомо-физиологических особенностей человека; - применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны здоровья.
IV. Формы и методы контроля, система оценок.
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание. Оценка качества реализации программы "Народно-сценический танец" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". 2.Критерии оценок. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка

Критерии оценивания выступления
"Отлично" Методически правильное исполнение учебно- танцевальной комбинации, музыкально грамотное и эмоциона льно- выразительное исполнение пройденного материала, владение индивидуальной техникой вращений, трюков. "Хорошо" Возможное допущение незначительных ошибок в сложных движениях, исполнение выразительное, грамотное, музыкальное, техническое. "Удовлетворительно" Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение, невыразительное исполнение экзерсиса у станка, на середине зала, невладение трюковой и вращательной техникой. "Неудовлетворительно" Комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой. "Зачет" Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить ответ учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее: -оценка годовой работы ученика; -оценка на экзамене; -другие выступления ученика в течение учебного года. Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к
сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки. При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы: -целенаправленность учебного процесса; -систематичность и регулярность занятий; -постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся; -строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических приемов танца. С каждым годом обучения усложняется и становится разнообразнее танцевальная лексика различных народностей, изучаемая в соответствии с программой, вводится ряд новых приемов в изучении техники вращений на середине класса, по диагонали и по кругу класса. Урок по народно-сценическому танцу состоит из трех частей: 1. Экзерсис у станка. 2. Экзерсис на середине класса. 3. Работа над этюдами, построенными на материале русского танца и танцев народов мира. Преподавание народно-сценического танца заключается в его поэтапном освоении, которое включает ознакомление с историей возникновения и ходом развития техники народно-сценического танца, практической работой у станка и на середине зала, работой над этюдами и освоении методики танцевальных движений.
VI. Список рекомендуемой учебной литературы.
1. Алексютович, Л. Белорусские народные танцы, хороводы, игры / Л. Алексютович. – Минск, 1978. 2. Богаткова Л. Танцы народов СССР. - Москва: Молодая гвардия, 1951. 3. Борзов А. Танцы народов Мира. - М.: Университет Натальи Нестеровой, 2006. 4. Бочаров А., Лопухов А., Ширяев Л. Основы характерного танца.-М.-Л.: Искусство, 1939. 5. Богданов Г. Урок русского народного танца. - М., 1995. 6. Василенко, К. Украинский народный танец / К. Василенко. – Москва, 1981. 7. Голейзовский, К. Образы русской хореографии / К. Голейзовский. – Москва, 1964. 8. Гребенщиков, С. Сценические белорусские танцы / С. Гребенщиков. – Минск, 1974. 9. Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка) / Г. П. Гусев. – Москва, 2002. 10. Гусев Г. Методика преподавания народного танца. Этюды. - М.: ВЛАДОС, 2004. 11. Джарвишвили Д.Грузинские народные танцы. – Тбилиси: Генатбела , 1975. 12. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно сценический танец.- М.: Искусство , 1976. 13. Каримова Р. Ферганский танец (методическое пособие).- Ташкент: Издательство литературы и искусства Им. Гафура Гуляма, Курбет В., Мардарь М. Молдавские народные танцы. – Кишинёв: Картя Молдавеняскэ , 1969. 14. Климов, А. Основы русского народного танца / А. Климов. – Москва, 1981. 15. Мардарь, М. Элементы движений молдавского танца / М. Мардарь. – Кишинев, 1975. 16. Матвеев В.Ф. Теория и методика преподавания русского народного танца. – СПб., 1999. 17. Мурашко, М. Танцы Марийского края / М. Мурашко. – Йошкар-Ола, 1997. 18. Мурашко, М. Русская пляска: учебное пособие / М. П. Мурашко. – Москва: Издательский Дом Московского государственного университета культуры и искусств, 2010. 19. Надеждина Н. Русские танцы. М.: Госкультпросветиздат , 1951. 20. Преотяс, М. Румынские народные танцы / М. Преотяс. – Москва, 1959. 21. Стуколкина, Н. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца / Н. Стуколкина. – Москва, 1972. 22. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца». – СПб., 1996. 23. Ткаченко Т. Народный танец.- М.: Искусство , 1967. 24. Ткаченко, Т. Народные танцы / Т. Ткаченко. – Москва, 1975. 25. Телегин А.А. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений культуры и искусств/ А.А. Телегин. – Самара, 2005. 26. Телегина Л.А. Народно-сценический танец: учеб.-метод. пособие / Л.А. Телегина. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. 27. Уральская В., Соколовский Ю. Народная хореография. - М., 1972. 28. Устинова Т. Русские народные танцы. – М.: Культпросветиздат , 1950. 29. Устинова Т. Русские народные танцы. – М.: Искусство , 1976. 30. Чурко Ю. Белорусский народный танец. – Минск: Наука и техника , 1972.


В раздел образования