Автор: Некрасова Анна Владимировна Должность: преподаватель хореографических дисциплин Учебное заведение: МБУДО "ДШИ имени А.С.Розанова" Населённый пункт: город Кировск Мурманской области Наименование материала: Программа учебного предмета Тема: Историко-бытовой танец Раздел: дополнительное образование
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
"ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО"
Предметная область
ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
В.01. ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ
Разработчик - Некрасова Анна Владимировна, преподаватель
хореографических дисциплин МБУ ДО
"ДШИ имени А.С. Розанова"
Кировск 2016
Структура программы учебного предмета:
I. Пояснительная записка:
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
2. Срок реализации учебного предмета.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
5. Цель и задачи учебного предмета.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета.
7. Методы обучения.
8. Сведения о затратах учебного времени.
II. Содержание учебного предмета.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
IV. Формы и методы контроля, система оценок:
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
2. Критерии оценок.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
VI. Список литературы и средств обучения.
I. Пояснительная записка.
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа
учебного
предмета
"Историко-бытовой
танец"
разработана
на
основе
и
с
учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительной̆
предпрофессиональной̆
общеобразовательной̆
программе
в
области хореографического искусства "Хореографическое творчество".
Историко-бытовой танец является особым видом хореографического искусства. Отражая танцевальные стили
различных исторических эпох, он сохраняет в современном искусстве картины и образцы танцевальной культуры
прошлого. Имея в своей первооснове народную (крестьянскую) хореографию, историко-бытовой танец оказал
значительное влияние на развитие профессионального балетного искусства.
Проблемы
формирования
культуры
поведения
современного
человека
чрезвычайно
актуальны.
Средствами
хореографического искусства, в частности историко-бытового танца, можно формировать у детей культуру
поведения
и
общения,
прививать
навыки
вежливости,
умения
вести
себя
в
обществе,
быть
подтянутыми,
элегантными, корректными.
Историко-бытовой танец имеет достаточно разработанную в советской хореографической педагогике систему
обучения. В основу программы вошли бытовые танцы ХVI-ХIХ веков, имеющие свои характерные особенности в
музыке и танцевальной лексике, такие как полька, полонез, гавот, менуэт, вальс и другие.
Содержание
программы
даёт
преподавателю
право
на
творческий
подход
с
учетом
особенностей
психологического и физического развития детей.
Историко-бытовой
танец
не
является
одним
из
основных
учебных
дисциплин
предметной̆
области
"Хореографическое
творчество".
В
соответствии
с
учебными
планами
предпрофессиональной
программы
"Хореографическое творчество" предмет "Историко-бытовой танец" находится в области вариативной части и
изучается с 4 по 8 класс (8-летний срок обучения). Учитывая уровень подготовки учащихся к четвертому году
обучения, изучение этого предмета на протяжении пяти лет не является необходимым. Программа составлена на
три года обучения (4-6 класс) и выполняет основные цели и задачи курса.
Содержание учебного предмета "Историко-бытовой танец" тесно связано с содержанием учебных предметов
"Ритмика",
"Гимнастика",
"Подготовка
концертных
номеров",
"Классический
танец",
"Народно-сценический
танец". Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют приступить к изучению "Историко-
бытового танца".
Изучение
историко-бытового
танца
развивает
художественную
одаренность
детей,
помогает
усвоению
технических особенностей танца, его выразительной манеры, расширяет кругозор, ориентирует на мотивацию
познавательной деятельности.
2.Срок реализации учебного предмета.
Срок освоения предмета "Историко-бытовой танец" для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1
класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года.
3.Объем учебного времени, предусмотренный̆
учебным планом образовательного учреждения на реализацию
предмета "Историко-бытовой танец", срок обучения — 8 лет:
Вид учебной работы,
учебной нагрузки
Год обучения (класс)
1 — 3
(4 — 6 класс)
Максимальная нагрузка
(в часах), в том числе:
99
аудиторные занятия (в часах)
99
Общее количество часов на аудиторные занятия
99
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий:
мелкогрупповые занятия, численность группы от 4 до 10 человек, рекомендуемая продолжительность урока – 40-
45
минут.
Мелкогрупповая
форма
позволяет
преподавателю
лучше
узнать
ученика,
его
возможности,
трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.
5.Цель и задачи учебного предмета.
Цель:
развитие
танцевально-исполнительских
и
художественно-эстетических
способностей
учащихся
на
основе
приобретенного
ими
комплекса
знаний,
умений,
навыков,
необходимых
для
исполнения
различных
видов
историко-бытовых танцев в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области
хореографического
исполнительства
и
подготовки
их
к
дальнейшему
поступлению
в
образовательные
учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в
области хореографического искусства.
Задачи:
-обучение основам историко-бытового танца;
-развитие танцевальной координации;
-обучение виртуозности исполнения;
-обучение выразительному исполнению и эмоциональной раскрепощенности в танцевальной практике;
-развитие физической выносливости;
-развитие умения танцевать в группе;
-развитие сценического артистизма;
-воспитание дисциплинированности;
-формирование волевых качеств.
6.Обоснование структуры программы учебного предмета.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
-распределение учебного материала по годам обучения;
-описание дидактических единиц учебного предмета;
-требования к уровню подготовки обучающихся;
-формы и методы контроля, система оценок;
-методическое обеспечение учебного процесса.
В
соответствии
с
данными
направлениями
строится
основной
раздел
программы
"Содержание
учебного
предмета".
7. Методы обучения .
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-словесный (объяснение, разбор, анализ);
-наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с
выступлениями
выдающихся
танцовщиц,
танцовщиков,
танцевальных
коллективов,
посещение
концертов
и
спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
-практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части
для подробной проработки и последующей организации целого);
-аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
-индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей,
работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных
методиках.
8. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Историко-бытовой
танец»,
на
максимальную
нагрузку
обучающихся
и
аудиторные
занятия
со
сроком
освоения
предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество» - 8 (9) лет.
Распределение по годам обучения
1
2
3
Классы
4
5
6
Продолжительность учебных занятий
(в неделях)
33
33
33
Количество часов на аудиторные занятия
(в неделю)
1
1
1
Общее количество часов на аудиторные занятия
99
Максимальное количество часов занятий в неделю
(аудиторные)
1
1
1
Общее максимальное количество часов по годам
(аудиторные)
33
33
33
Общее максимальное количество часов на весь период
обучения (аудиторные)
99
II. Содержание учебного предмета.
4 КЛАСС
(1 год обучения)
5 КЛАСС
(2 год обучения)
6 КЛАСС
(3 год обучения)
Постановка корпуса, головы, рук, ног.
Позиции рук и ног.
Поклон и реверанс на муз.размеры
3/4 и 4/4.
Реверансы и салюты.
Реверансы и салюты.
Шаги: бытовой, легкий
(танцевальный) на различные
муз.размеры, темпы и ритмы.
Pas glisse (скользящий шаг) на 2/4 и
3/4.
Pas chasse (двойной скользящий шаг)
на 2/4.
Pas eleve (боковой подъемный шаг).
Все формы pas chasse.
Французская кадриль.
Pas полонеза: соло, в парах по кругу.
Полонез.
Pas польки: вперед и назад, из
стороны в сторону, с вращением по
кругу.
Галоп.
Комбинированная полька с
различными положениями рук.
Pas balance: на месте, с
продвижением, с поворотом, в
комбинации с шагами и поклонами.
Pas de basque.
Вальс в три па: соло, в парах.
Вальс в два па:соло, в парах.
Фигурный вальс.
Вальс-гавот.
Вальс-мазурка.
Танцы на усмотрение педагога:
Падепатинер.
Падеграс.
Русский лирический.
Сударушка.
Танцы на усмотрение педагога:
Бассдансы.
Менуэт.
Миньон.
Шакон.
Па-де-катр.
Танцы на усмотрение педагога:
Ригодон.
Романески.
Жига.
Гавоты.
Контрдансы.
Мазурка.
Котильон.
Краковяк.
По окончании года обучения
учащиеся должны знать и уметь:
а) иметь представление о историко-
бытовом танце, его истоках;
б) знать названия движений и их
значение;
в) владеть постановкой рук, ног,
головы, корпуса, координацией
движений;
г) уметь грамотно исполнять
основные движения и этюды.
По окончании года обучения
учащиеся должны знать и уметь:
а) иметь представление об истории
возникновения изучаемых танцев;
б) владеть танцевальной манерой и
стилем исполнения движений
изученных танцев;
в) уметь грамотно исполнять
основные движения и танцы.
По окончании года обучения
учащиеся должны знать и
уметь:
а) иметь представление об
истории возникновения
изучаемых танцев;
б) владеть танцевальной манерой
и стилем исполнения движений
изученных танцев;
в) владеть быстротой
запоминания комбинаций,
культурой исполнения;
г) уметь грамотно исполнять
основные движения и танцы.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Историко-
бытовой танец», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
- знание рисунка историко-бытового танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
- знание балетной терминологии;
- знание элементов и основных комбинаций;
- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
- знание средств создания образа в хореографии;
- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
-
умение
исполнять
на
сцене
различные
виды
историко-бытового
танца,
произведения
учебного
хореографического репертуара;
- умение исполнять историко-бытовые танцы на разных сценических площадках;
-
умение
распределять
сценическую
площадку,
чувствовать
ансамбль,
сохранять
рисунок
при
исполнении
историко-бытового танца;
- умение понимать и исполнять указания преподавателя;
- умение запоминать и воспроизводить текст историко- бытовых танцев;
- навыки музыкально-пластического интонирования;
- знание исторических основ танцевальной культуры, самобытности и образности танцев;
- знание канонов исполнения упражнений и танцевальных движений в соответствии с учебной программой;
- использование и владение навыками коллективного исполнительского творчества;
- знание основных анатомо-физиологических особенностей человека;
- применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны здоровья.
IV. Формы и методы контроля, система оценок.
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка
качества
реализации
программы
"Историко-бытовой
танец"
включает
в
себя
текущий
контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах,
конкурсах, просмотрах к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки,
зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в
рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени,
предусмотренного
на
учебный
предмет.
Экзамены
проводятся
за
пределами
аудиторных
учебных
занятий.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на
основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
По итогам экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
2.Критерии оценок.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля,
позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной
шкале:
Оценка
Критерии оценивания выступления
«Отлично»
Методически правильное исполнение учебно-танцевальной комбинации,
музыкально
грамотное
и
эмоционально-выразительное
исполнение
пройденного материала, владение индивидуальной техникой.
«Хорошо»
Возможное допущение незначительных ошибок в сложных движениях,
исполнение выразительное, грамотное, музыкальное, техническое.
«Удовлетворительно»
Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные
движения,
слабая
техническая
подготовка,
малохудожественное
исполнение, невыразительное исполнение.
«Неудовлетворительно»
Комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости
аудиторных занятий и нежеланием работать над собой.
«Зачет»
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе
обучения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся
традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить ответ учащегося.
Фонды
оценочных
средств
призваны
обеспечивать
оценку
качества
приобретенных
выпускниками
знаний,
умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
-оценка годовой работы ученика;
-оценка на экзамене;
-другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
В
работе
с
учащимися
преподаватель
должен
следовать
принципам
последовательности,
постепенности,
доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к
сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и
эмоциональные данные, уровень его подготовки.
При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:
-целенаправленность учебного процесса;
-систематичность и регулярность занятий;
-постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;
-строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических приемов танца.
VI. Список литературы и средств обучения.
1. Васильева-Рождественская М.В. «Историко-бытовой танец». - М.: «Искусство», 1969.
2. Стригонева В.М., Уральская В.И. «Современный бальный танец». - М.: «Просвещение», 1977.
3. Ивановский Н.П. «Бальный танец XVI - XIX веков». - М.-Л.: «Искусство», 1948.
4. Боттомер П. Учимся танцевать. - М., 2001.
5. Воронина И. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. - М.: Искусство, 1980.
6. Фадеева С.Л., Неугасова Т.Н. Теория и методика преподавания классического и историко-бытового танцев:
Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2000.
7. Нарcкая, Т. Б. Историко-бытовой танец: учеб.-метод. пособие / Т. Б. Нар- cкая; Челяб. гос. акад. культуры и ис-
кусств. - Челябинск, 2009.
8. Красовская В. Русский балетный театр начала XX века. – М.: Просвещение, 1985.
9. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – XIX вв.). – 2-е изд.,
доп. – СПб.: Искусство-СПб, 1999.
10. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Минск: Современная литература, 2000.
11. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М.: Искусство, 1985.
12. Есаулов И. Хореодраматургия. Искусство балетмейстера. – Ижевск: Изд-ий дом «Удмурдский университет»,
2000.