Напоминание

Историко-бытовой танец


Автор: Некрасова Анна Владимировна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ имени А.С.Розанова"
Населённый пункт: город Кировск Мурманской области
Наименование материала: Программа учебного предмета
Тема: Историко-бытовой танец
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА "ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО" Предметная область ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПРОГРАММА по учебному предмету В.01. ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ Разработчик - Некрасова Анна Владимировна, преподаватель хореографических дисциплин МБУ ДО "ДШИ имени А.С. Розанова"
Кировск 2016
Структура программы учебного предмета:
I. Пояснительная записка: 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. 2. Срок реализации учебного предмета. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом. 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий. 5. Цель и задачи учебного предмета. 6. Обоснование структуры программы учебного предмета. 7. Методы обучения. 8. Сведения о затратах учебного времени. II. Содержание учебного предмета. III. Требования к уровню подготовки обучающихся. IV. Формы и методы контроля, система оценок: 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание. 2. Критерии оценок. V. Методическое обеспечение учебного процесса. VI. Список литературы и средств обучения.

I. Пояснительная записка.
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета "Историко-бытовой танец" разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной̆ предпрофессиональной̆ общеобразовательной̆ программе в области хореографического искусства "Хореографическое творчество". Историко-бытовой танец является особым видом хореографического искусства. Отражая танцевальные стили различных исторических эпох, он сохраняет в современном искусстве картины и образцы танцевальной культуры прошлого. Имея в своей первооснове народную (крестьянскую) хореографию, историко-бытовой танец оказал значительное влияние на развитие профессионального балетного искусства. Проблемы формирования культуры поведения современного человека чрезвычайно актуальны. Средствами хореографического искусства, в частности историко-бытового танца, можно формировать у детей культуру поведения и общения, прививать навыки вежливости, умения вести себя в обществе, быть подтянутыми, элегантными, корректными. Историко-бытовой танец имеет достаточно разработанную в советской хореографической педагогике систему обучения. В основу программы вошли бытовые танцы ХVI-ХIХ веков, имеющие свои характерные особенности в музыке и танцевальной лексике, такие как полька, полонез, гавот, менуэт, вальс и другие. Содержание программы даёт преподавателю право на творческий подход с учетом особенностей психологического и физического развития детей. Историко-бытовой танец не является одним из основных учебных дисциплин предметной̆ области "Хореографическое творчество". В соответствии с учебными планами предпрофессиональной программы "Хореографическое творчество" предмет "Историко-бытовой танец" находится в области вариативной части и изучается с 4 по 8 класс (8-летний срок обучения). Учитывая уровень подготовки учащихся к четвертому году обучения, изучение этого предмета на протяжении пяти лет не является необходимым. Программа составлена на три года обучения (4-6 класс) и выполняет основные цели и задачи курса. Содержание учебного предмета "Историко-бытовой танец" тесно связано с содержанием учебных предметов "Ритмика", "Гимнастика", "Подготовка концертных номеров", "Классический танец", "Народно-сценический танец". Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют приступить к изучению "Историко- бытового танца". Изучение историко-бытового танца развивает художественную одаренность детей, помогает усвоению технических особенностей танца, его выразительной манеры, расширяет кругозор, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности. 2.Срок реализации учебного предмета. Срок освоения предмета "Историко-бытовой танец" для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года. 3.Объем учебного времени, предусмотренный̆ учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета "Историко-бытовой танец", срок обучения — 8 лет: Вид учебной работы, учебной нагрузки Год обучения (класс) 1 — 3 (4 — 6 класс) Максимальная нагрузка (в часах), в том числе: 99
аудиторные занятия (в часах) 99 Общее количество часов на аудиторные занятия 99 4.Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповые занятия, численность группы от 4 до 10 человек, рекомендуемая продолжительность урока – 40- 45 минут. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности. 5.Цель и задачи учебного предмета. Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов историко-бытовых танцев в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства. Задачи: -обучение основам историко-бытового танца; -развитие танцевальной координации; -обучение виртуозности исполнения; -обучение выразительному исполнению и эмоциональной раскрепощенности в танцевальной практике; -развитие физической выносливости; -развитие умения танцевать в группе; -развитие сценического артистизма; -воспитание дисциплинированности; -формирование волевых качеств. 6.Обоснование структуры программы учебного предмета. Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: -сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; -распределение учебного материала по годам обучения; -описание дидактических единиц учебного предмета; -требования к уровню подготовки обучающихся; -формы и методы контроля, система оценок; -методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета". 7. Методы обучения
.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: -словесный (объяснение, разбор, анализ); -наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося); -практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого); -аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); -эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений); -индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках. 8. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Историко-бытовой танец», на максимальную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия со сроком освоения предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество» - 8 (9) лет.
Распределение по годам обучения

1

2

3

Классы

4

5

6
Продолжительность учебных занятий (в неделях) 33 33 33 Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) 1 1 1 Общее количество часов на аудиторные занятия 99 Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные) 1 1 1 Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные) 33 33 33 Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные) 99

II. Содержание учебного предмета.

4 КЛАСС

(1 год обучения)

5 КЛАСС

(2 год обучения)

6 КЛАСС

(3 год обучения)
Постановка корпуса, головы, рук, ног. Позиции рук и ног. Поклон и реверанс на муз.размеры 3/4 и 4/4. Реверансы и салюты. Реверансы и салюты. Шаги: бытовой, легкий (танцевальный) на различные муз.размеры, темпы и ритмы. Pas glisse (скользящий шаг) на 2/4 и 3/4. Pas chasse (двойной скользящий шаг) на 2/4. Pas eleve (боковой подъемный шаг). Все формы pas chasse. Французская кадриль. Pas полонеза: соло, в парах по кругу. Полонез. Pas польки: вперед и назад, из стороны в сторону, с вращением по кругу. Галоп. Комбинированная полька с различными положениями рук. Pas balance: на месте, с продвижением, с поворотом, в комбинации с шагами и поклонами. Pas de basque. Вальс в три па: соло, в парах. Вальс в два па:соло, в парах. Фигурный вальс. Вальс-гавот. Вальс-мазурка.

Танцы на усмотрение педагога:
Падепатинер. Падеграс. Русский лирический. Сударушка.
Танцы на усмотрение педагога:
Бассдансы. Менуэт. Миньон. Шакон. Па-де-катр.
Танцы на усмотрение педагога:
Ригодон. Романески. Жига. Гавоты. Контрдансы. Мазурка. Котильон. Краковяк.
По окончании года обучения

учащиеся должны знать и уметь:
а) иметь представление о историко- бытовом танце, его истоках; б) знать названия движений и их значение; в) владеть постановкой рук, ног, головы, корпуса, координацией движений; г) уметь грамотно исполнять основные движения и этюды.
По окончании года обучения

учащиеся должны знать и уметь:
а) иметь представление об истории возникновения изучаемых танцев; б) владеть танцевальной манерой и стилем исполнения движений изученных танцев; в) уметь грамотно исполнять основные движения и танцы.
По окончании года обучения

учащиеся должны знать и

уметь:
а) иметь представление об истории возникновения изучаемых танцев; б) владеть танцевальной манерой и стилем исполнения движений изученных танцев; в) владеть быстротой запоминания комбинаций, культурой исполнения; г) уметь грамотно исполнять основные движения и танцы.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Историко- бытовой танец», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как: - знание рисунка историко-бытового танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене; - знание балетной терминологии; - знание элементов и основных комбинаций; - знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций; - знание средств создания образа в хореографии; - знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; - умение исполнять на сцене различные виды историко-бытового танца, произведения учебного хореографического репертуара; - умение исполнять историко-бытовые танцы на разных сценических площадках; - умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении историко-бытового танца; - умение понимать и исполнять указания преподавателя; - умение запоминать и воспроизводить текст историко- бытовых танцев; - навыки музыкально-пластического интонирования; - знание исторических основ танцевальной культуры, самобытности и образности танцев; - знание канонов исполнения упражнений и танцевальных движений в соответствии с учебной программой; - использование и владение навыками коллективного исполнительского творчества; - знание основных анатомо-физиологических особенностей человека; - применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны здоровья.
IV. Формы и методы контроля, система оценок.

1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание. Оценка качества реализации программы "Историко-бытовой танец" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена. По итогам экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». 2.Критерии оценок. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка

Критерии оценивания выступления
«Отлично» Методически правильное исполнение учебно-танцевальной комбинации, музыкально грамотное и эмоционально-выразительное исполнение пройденного материала, владение индивидуальной техникой. «Хорошо» Возможное допущение незначительных ошибок в сложных движениях, исполнение выразительное, грамотное, музыкальное, техническое. «Удовлетворительно» Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение, невыразительное исполнение. «Неудовлетворительно» Комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой. «Зачет» Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить ответ учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее: -оценка годовой работы ученика;
-оценка на экзамене; -другие выступления ученика в течение учебного года. Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки. При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы: -целенаправленность учебного процесса; -систематичность и регулярность занятий; -постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся; -строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических приемов танца.
VI. Список литературы и средств обучения.
1. Васильева-Рождественская М.В. «Историко-бытовой танец». - М.: «Искусство», 1969. 2. Стригонева В.М., Уральская В.И. «Современный бальный танец». - М.: «Просвещение», 1977. 3. Ивановский Н.П. «Бальный танец XVI - XIX веков». - М.-Л.: «Искусство», 1948. 4. Боттомер П. Учимся танцевать. - М., 2001. 5. Воронина И. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. - М.: Искусство, 1980. 6. Фадеева С.Л., Неугасова Т.Н. Теория и методика преподавания классического и историко-бытового танцев: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2000. 7. Нарcкая, Т. Б. Историко-бытовой танец: учеб.-метод. пособие / Т. Б. Нар- cкая; Челяб. гос. акад. культуры и ис- кусств. - Челябинск, 2009. 8. Красовская В. Русский балетный театр начала XX века. – М.: Просвещение, 1985. 9. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – XIX вв.). – 2-е изд., доп. – СПб.: Искусство-СПб, 1999. 10. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Минск: Современная литература, 2000. 11. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М.: Искусство, 1985. 12. Есаулов И. Хореодраматургия. Искусство балетмейстера. – Ижевск: Изд-ий дом «Удмурдский университет», 2000.


В раздел образования