Педагогический проект "Помогите своему ребёнку говорить правильно!"
Автор: Польская Валентина Васильевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ "СКОШ" Населённый пункт: Губкинский Наименование материала: Педагогический проект Тема: Педагогический проект "Помогите своему ребёнку говорить правильно!" Раздел: среднее профессиональное
«
Без
речи
нет
ни
сознания
,
ни
самосознания
»
Л
.
С
.
Выготский
Педагогический
проект
«
Помогите
своему
ребёнку
говорить
правильно
!»
Руководитель
проекта
:
Польская
Валентина
Васильевна
,
учитель
–
логопед
МБОУ
«
СКОШ
»
Г
.
Губкинский
ЯНАО
2016
г
Анализ
ситуации
В
статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: родители являются первыми
педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственногои
интеллектуального
развития
личности
ребёнка.
Своевременное
адекватное
реагирование
родителей
на
проблемы
воспитания
и
обучения
детей,
сотрудничество
со
специалистами
школьного
образования
–
залог
успешного
развития
детей.
По
мнению
психологов,
на
успеваемость
влияют
более
200
факторов,
но
существует
фактор
№1,
воздействие
которого
на
успеваемость
неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребёнка.
Ведь
именно
речь
является
средством
получения
и
выражения
знаний.
Как
показывает
практика,
в
наши
дни
в
целом
по
стране
свыше
30%
детей,
поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Эти отклонения в
речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем
развитии ребёнка, однако отставание в учёбе неизбежно.
Проблема грамотного
письма всегда была актуальной. К счастью, проблемы нарушений письма волнуют
не только учителей и логопедов, но и родителей. В ходе логопедической работы
необходимо:
Помочь родителям понять, как важно формировать речь детей;
Разъяснить и показать им, в чём состоит логопедическая работа;
Подчеркнуть
полезность
разумных
требований
к
ребёнку,
необходимость закрепления достигнутого на занятиях;
Участники
проекта
:
Учителя – логопеды, дети младшего школьного
возраста, их родители, учителя начальных классов.
Концептуальные
основы
:
В
настоящее
время
количество
детей
с
нарушениями
развития
очень
велико.
Закон
об
образовании
гарантирует
реализацию права на образование ребёнка с ОВЗ через создание необходимых
условий для получения качественного образования. Современная школа нацелена
на создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
Логопедическое
сопровождение
осуществляется
с
целью
оказания
помощи
в
освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку и чтению).
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное
участие в коррекционном процессе важно не потому, что этого хочет учитель –
логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка.
Важнейшей
задачей
работы
с
родителями
и
её
первейшим
условием
является
установление
взаимоотношений
доверия
и
принятия
между
специалистом
и
родителем.
Изучив
литературу
по
вопросам
речевого
развития
и
вопросам
взаимодействия логопеда с семьями учащихся, пришли к выводу о разработке
практико ориентированного проекта, в котором приняли бы участие и дети, и
родители, и специалисты школы.
Цель
проекта
:
повышение
уровня
компетентности
родителей
в
вопросах
речевого развития детей.
Задачи
:
Стимулировать
совместную
продуктивную
деятельность
детей
и
родителей;
Развивать речевые и творческие способности детей;
Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности
по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский
потенциал;
Ожидаемые
результаты
:
Родители активно включены в коррекционный процесс по устранению
речевых недостатков детей в домашних условиях;
Родители
самостоятельно
используют
материалы
из
копилки
«Домашний логопед»;
Путём
анкетирования
выявилось
повышение
педагогической
компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
Повышение потребности родителей не только в результатах, но и в
самом процессе коррекционной работы;
Эффективность
данных
результатов
Для детей
Для родителей
Для педагогов
Для МБОУ «СКОШ»
Положительная
динамика
речевого
развития;
успешная
социальная
адаптация.
Выработка
устойчивой
мотивации к
речевой
самореализации
Положительная
оценка
деятельности
школы,
готовность и
желание
помогать
школе;
использование
знаний по
развитию речи
детей в
домашних
условиях
Положительный
психологический
климат между
логопедом и
учителями,
заинтересованность
педагогов в
творчестве и
инновациях,
удовлетворённость
собственной
деятельностью
Благоприятные условия
для профессионального
роста педагогов,
повышенный статус
школы
Возможные
риски
:
Трудности взаимодействия с родителями
Практическая
значимость
проекта –
предложенная система поэтапного
включения родителей в коррекционный процесс, методические пособия для
домашнего
использования
родителями
–
копилка
«Домашний
логопед»,
диагностический
материал
для
выявления
компетентности
родителей
по
вопросам речевого развития могут быть реализованы педагогами, логопедами и
заинтересованными родителями.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели. Работа по
взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3
этапа:
1
э т а п
–
п о д г о т о в и т е л ь н ы й
(
и н ф о р м а ц и о н н о
-
аналитический
)
Задачи
:
Выяснить
образовательные
потребности
родителей
и
уровень
их
компетентности
в
вопросах
речевого
развития,
согласовать
воспитательное воздействие на ребёнка;
Начать
сбор
методических
материалов
для
копилки
«Домашний
логопед»;
Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям
и ребёнку, в вопросах речевого развития;
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную
картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи
и семейного воспитания ребёнка, выявить уровень компетентности родителей в
вопросах
речевого
развития,
выработать
тактику
своего
общения
с
каждым
родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях
каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности. На данном этапе также
необходимо
начать
собирать
и
разрабатывать
копилку
«Домашний
логопед»:
методические
материалы
в
соответствие
с
психическими
и
возрастными
особенностями
детей.
Подготовительный
этап
включает
в
себя
установление
единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу.
2
этап
–
основной
(
практический
).
Задачи
:
Разработать и апробировать систему методических мероприятий для
родителей по вопросам речевого развития;
Пополнить
и
заполнить
логопедическую
копилку
для
родителей
«Домашний логопед»;
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей
закрепляются в игровой форме в повседневной жизни;
Средства
и
методы
проекта
:
Проведение
семинара-практикума,
консультаций,
круглых
столов,
конкурсов чтецов;
Проведение индивидуальных консультаций;
Создание
информационно-методического
стенда
«Шпаргалки
для
родителей»;
Презентация копилки для родителей «Домашний логопед»;
Ведение дневника успеха;
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)
Задачи
:
Проанализировать
эффективность
работы
учителя-логопеда
с
родителями по вопросам речевого развития детей;
Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми;
Перспективный
план
реализации
проекта
«
Помогите
своему
ребёнку
говорить
правильно
»
№ п/п
Срок
Формы
и
методы
работы
Содержание работы
Результат
Ответстве
нный
1.
Подготовитель
ный
До 25
сентяб
ря
Анкетирование
родителей
Сбор
дидактических
материалов
Изучение уровня
компетентности
родителей в
вопросах речевого
развития.
Подбор материалов
по темам
«Дыхательная
гимнастика»,
«Мелкая моторика»,
«Артикуляционные
упражнения»
Установление
единых требований
родителей и
логопедов
Анкета для
родителей
Копилка
«Домашний
логопед»
Логопеды
2.Основной
этап
Октябрь
-февраль
К р у г л ы й
с т о л
«Почему
ребёнок
говорит
Обмен мнениями,
анализ
анкетирования,
Протокол
«круглого
стола»,
Логопеды
Март
Апрель
Май
неправильно»
Консультации:
«Речевое дыхание –
основа правильной
речи»
«Влияние речевой
моторики на
развитие речи
детей»
«Развитие речи в
норме»
«Советы по
проведению
логопедических
упражнений дома»
«Артикуляционная
гимнастика с
мамой»
«Помогите своему
ребёнку говорить
правильно!»
«Развитие словаря»
«Речевая азбука для
родителей»
«Упражнения на
развитие
фонематического
слуха»
Конкурс стихов,
скороговорок.
просвещение
родителей о
причинах речевых
отклонений.
Рекомендации по
выполнению
артикуляционной
гимнастики.
Сообщение о
взаимосвязи
развития речи и
мелкой моторики,
рекомендации для
проведения
пальчиковой
гимнастики.
Тематическая
консультация.
Обмен впечатлений
родителей о
коррекционном
воздействии на
ребёнка в домашних
условиях.
Демонстрация
речевых умений и
навыков,
приобретённых на
занятиях.
отзывы
родителей.
Протокол
проведения
семинара-
практикума,
отзывы
родителей.
Протокол
проведения
консультаций,
отзывы
родителей.
Протокол
проведения
родительской
гостиной,
отзывы
родителей
Презентация
логопедической
копилки
«Домашний
логопед»
Пополнение копилки
новыми
материалами для
использования в
домашних условиях
Картотека игр
и упражнений
по темам
ежемеся
чно
Индивидуальные
консультации
« П и с ь м о
б е з
ошибок»
Оказание помощи
родителям по
интересующим
вопросам
Журнал
регистрации
консультаций
для родителей
Ведение
дневника
успеха
Фиксация
родителями
достижений детей в
речевом развитии
«Дневник
успеха»
3.
Заключитель
ный этап
Апрель-
май
Мониторинг
(анкетирование)
работы
логопеда
с
родителями
Выявление уровня
родительской
компетентности в
вопросах речевого
развития детей
Анкет а
д л я
родителей
Логопедическ
ая
Мониторинг детей
Участие в конкурсе
инновационных
идей
Выявление уровня
речевого развития
детей
Презентация проекта
«Домашний
логопед»
диагностика
Сертификат
об участии
Список
литературы
:
Лопухина
И.С.
Логопедия.
550
занимательных
упражнений
для
развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М. Аквариум,
1995
Пономарёва Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб. , 1996
Ефименкова
Л.Н.
Коррекция
устной
и
письменной
речи
учащихся
начальных классов. – М. Просвещение, 1991
Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. – 1997
Ефименкова
Л.Н.
Организация
и
методы
коррекционной
работы
логопеда на школьномлогопункте. – М. , 1991
Волкова Л.С. Логопедия. М. , 1989
Приложения
:
Советы
родителям
:
Не торопите неуспешного ребёнка;
Помните, что постоянные наказания за плохие отметки только ухудшат
ситуацию;
Обращайте внимание на характер ошибок вашего ребёнка и вовремя
обратитесь к логопеду или нейропсихологу;
Сравнивайте ребёнка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми;
Изучайте все задания ребёнка по русскому языку и тщательно следите
за их выполнением, но помните: это всё же его задания, а не ваши;
Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок;
Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы
для полноценной умственной деятельности, играйте с ребёнком в
словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной или
пешей прогулки или на катке;
Не подражайте неправильной речи ребёнка;
Будьте терпеливы, помогая ребёнку выполнять задание логопеда;
Чаще разговаривайте с ребёнком, терпеливо отвечайте на его вопросы;
Анкета
для
родителей
«
Речевое
развитие
ребёнка
»
Фамилия, имя ребёнка
Дата рождения
Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребёнка?
Проводите ли вы со своим ребёнком работу по совершенствованию его
речи?
Хотели бы Вы освоить приёмы работы по развитию речи ребёнка?
Вы следите за тем, как говорит Ваш ребёнок?
Вы исправляете ошибки в речи своего ребёнка?
Вы хотите научиться исправлять дефекты речи?
Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребёнок на занятиях по
развитию речи?
Как относитесь к продуктам совместной деятельности?
Посещаете ли Вы консультации логопеда?
Хотите ли Вы повысить свою информированность относительно
особенностей психического и речевого развития детей?
Помогаете ли Вы своему ребёнку выполнять домашние задания?
Своевременно ли Вы реагируете на проблемы обучения и воспитания
своего ребёнка?
Какой вопрос Вы хотите задать логопеду?
Интересуетесь ли Вы литературой по логопедии?