Напоминание

Педагогический проект "Помогите своему ребёнку говорить правильно!"


Автор: Польская Валентина Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СКОШ"
Населённый пункт: Губкинский
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Педагогический проект "Помогите своему ребёнку говорить правильно!"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




« Без речи нет ни сознания , ни самосознания » Л . С . Выготский Педагогический проект « Помогите своему ребёнку говорить правильно !» Руководитель проекта :
Польская Валентина Васильевна , учитель – логопед МБОУ « СКОШ » Г . Губкинский ЯНАО 2016 г Анализ ситуации В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственногои интеллектуального развития личности ребёнка. Своевременное адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения детей, сотрудничество со специалистами школьного образования – залог успешного развития детей. По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребёнка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. Как показывает практика, в наши дни в целом по стране свыше 30% детей,
поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка, однако отставание в учёбе неизбежно. Проблема грамотного письма всегда была актуальной. К счастью, проблемы нарушений письма волнуют не только учителей и логопедов, но и родителей. В ходе логопедической работы необходимо:  Помочь родителям понять, как важно формировать речь детей;  Разъяснить и показать им, в чём состоит логопедическая работа;  Подчеркнуть полезность разумных требований к ребёнку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях; Участники проекта : Учителя – логопеды, дети младшего школьного возраста, их родители, учителя начальных классов. Концептуальные основы : В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико. Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребёнка с ОВЗ через создание необходимых условий для получения качественного образования. Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Логопедическое сопровождение осуществляется с целью оказания помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку и чтению). Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционном процессе важно не потому, что этого хочет учитель – логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Важнейшей задачей работы с родителями и её первейшим условием является установление взаимоотношений доверия и принятия между специалистом и родителем. Изучив литературу по вопросам речевого развития и вопросам взаимодействия логопеда с семьями учащихся, пришли к выводу о разработке практико ориентированного проекта, в котором приняли бы участие и дети, и родители, и специалисты школы. Цель проекта : повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Задачи :  Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей;  Развивать речевые и творческие способности детей;
 Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал; Ожидаемые результаты :  Родители активно включены в коррекционный процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях;  Родители самостоятельно используют материалы из копилки «Домашний логопед»;  Путём анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка;  Повышение потребности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционной работы; Эффективность данных результатов Для детей Для родителей Для педагогов Для МБОУ «СКОШ» Положительная динамика речевого развития; успешная социальная адаптация. Выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации Положительная оценка деятельности школы, готовность и желание помогать школе; использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях Положительный психологический климат между логопедом и учителями, заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях, удовлетворённость собственной деятельностью Благоприятные условия для профессионального роста педагогов, повышенный статус школы Возможные риски :  Трудности взаимодействия с родителями Практическая значимость проекта – предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционный процесс, методические пособия для домашнего использования родителями – копилка «Домашний логопед», диагностический материал для выявления компетентности родителей по
вопросам речевого развития могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели. Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа: 1 э т а п – п о д г о т о в и т е л ь н ы й ( и н ф о р м а ц и о н н о - аналитический ) Задачи :  Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, согласовать воспитательное воздействие на ребёнка;  Начать сбор методических материалов для копилки «Домашний логопед»;  Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития; Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребёнка, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности. На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку «Домашний логопед»: методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей. Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу. 2 этап – основной ( практический ). Задачи :  Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития;  Пополнить и заполнить логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед»;
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни; Средства и методы проекта :  Проведение семинара-практикума, консультаций, круглых столов, конкурсов чтецов;  Проведение индивидуальных консультаций;  Создание информационно-методического стенда «Шпаргалки для родителей»;  Презентация копилки для родителей «Домашний логопед»;  Ведение дневника успеха; 3 этап – заключительный (контрольно-диагностический) Задачи :  Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей;  Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми; Перспективный план реализации проекта « Помогите своему ребёнку говорить правильно » № п/п Срок Формы и методы работы Содержание работы Результат Ответстве нный 1. Подготовитель ный До 25 сентяб ря Анкетирование родителей Сбор дидактических материалов Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития. Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Мелкая моторика», «Артикуляционные упражнения» Установление единых требований родителей и логопедов Анкета для родителей Копилка «Домашний логопед» Логопеды 2.Основной этап Октябрь -февраль К р у г л ы й с т о л «Почему ребёнок говорит Обмен мнениями, анализ анкетирования, Протокол «круглого стола», Логопеды
Март Апрель Май неправильно» Консультации: «Речевое дыхание – основа правильной речи» «Влияние речевой моторики на развитие речи детей» «Развитие речи в норме» «Советы по проведению логопедических упражнений дома» «Артикуляционная гимнастика с мамой» «Помогите своему ребёнку говорить правильно!» «Развитие словаря» «Речевая азбука для родителей» «Упражнения на развитие фонематического слуха» Конкурс стихов, скороговорок. просвещение родителей о причинах речевых отклонений. Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики. Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики, рекомендации для проведения пальчиковой гимнастики. Тематическая консультация. Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на ребёнка в домашних условиях. Демонстрация речевых умений и навыков, приобретённых на занятиях. отзывы родителей. Протокол проведения семинара- практикума, отзывы родителей. Протокол проведения консультаций, отзывы родителей. Протокол проведения родительской гостиной, отзывы родителей Презентация логопедической копилки «Домашний логопед» Пополнение копилки новыми материалами для использования в домашних условиях Картотека игр и упражнений по темам ежемеся чно Индивидуальные консультации « П и с ь м о б е з ошибок» Оказание помощи родителям по интересующим вопросам Журнал регистрации консультаций для родителей Ведение дневника успеха Фиксация родителями достижений детей в речевом развитии «Дневник успеха» 3. Заключитель ный этап Апрель- май Мониторинг (анкетирование) работы логопеда с родителями Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей Анкет а д л я родителей Логопедическ ая
Мониторинг детей Участие в конкурсе инновационных идей Выявление уровня речевого развития детей Презентация проекта «Домашний логопед» диагностика Сертификат об участии Список литературы :  Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М. Аквариум, 1995  Пономарёва Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб. , 1996  Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М. Просвещение, 1991  Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. – 1997  Ефименкова Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте. – М. , 1991  Волкова Л.С. Логопедия. М. , 1989 Приложения :
Советы родителям :  Не торопите неуспешного ребёнка;  Помните, что постоянные наказания за плохие отметки только ухудшат ситуацию;  Обращайте внимание на характер ошибок вашего ребёнка и вовремя обратитесь к логопеду или нейропсихологу;  Сравнивайте ребёнка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми;  Изучайте все задания ребёнка по русскому языку и тщательно следите за их выполнением, но помните: это всё же его задания, а не ваши;  Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок;  Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребёнком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной или пешей прогулки или на катке;  Не подражайте неправильной речи ребёнка;  Будьте терпеливы, помогая ребёнку выполнять задание логопеда;  Чаще разговаривайте с ребёнком, терпеливо отвечайте на его вопросы; Анкета для родителей « Речевое развитие ребёнка »  Фамилия, имя ребёнка
 Дата рождения  Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребёнка?  Проводите ли вы со своим ребёнком работу по совершенствованию его речи?  Хотели бы Вы освоить приёмы работы по развитию речи ребёнка?  Вы следите за тем, как говорит Ваш ребёнок?  Вы исправляете ошибки в речи своего ребёнка?  Вы хотите научиться исправлять дефекты речи?  Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребёнок на занятиях по развитию речи?  Как относитесь к продуктам совместной деятельности?  Посещаете ли Вы консультации логопеда?  Хотите ли Вы повысить свою информированность относительно особенностей психического и речевого развития детей?  Помогаете ли Вы своему ребёнку выполнять домашние задания?  Своевременно ли Вы реагируете на проблемы обучения и воспитания своего ребёнка?  Какой вопрос Вы хотите задать логопеду?  Интересуетесь ли Вы литературой по логопедии?


В раздел образования