"Создание специальных образовательных условий для инклюзивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра"
Автор: Рахматулина Зульфия Идрисовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 Населённый пункт: город Салехард Наименование материала: статья Тема: "Создание специальных образовательных условий для инклюзивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра" Раздел: начальное образование
Создание специальных образовательных условий для инклюзивного обучения детей с
расстройствами аутистического спектра
Слайд
С введением Закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ» на
законодательном уровне было закреплено право детей с ОВЗ на получение доступного и
качественного образования в условиях общеобразовательной школы.
Утвержденные в текущем году ФГОС для обучающихся с ОВЗ предусматривают
возможность инклюзивного образования детей с любым нарушением развития, в том
числе детей с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС), обучение которых,
как правило, организовывалось на дому.
В 2015-2016 учебном году в общеобразовательный класс нашей школы был зачислен
ученик, страдающий ранним детским аутизмом. Перед школой встала задача создания
специальных образовательных условий, обеспечивающих адаптацию ребенка к обучению
в условиях массовой школы.
Слайд
Подготовка
к
включению
ребенка
в
среду
здоровых
сверстников
началась
с
прогнозирования
возможных
трудностей,
связанных
с
освоением
ребенком
образовательной программы в условиях общеобразовательного класса, и поиском путей их
преодоления.
Важным аспектом, который необходимо было учесть при инклюзивном обучении
ребенка с нарушениями аутистического спектра в обычном классе, явилось уменьшение
возможности использования индивидуального подхода и индивидуальных инструкций для
ребенка с аутизмом, что может привести к отставанию в усвоении учебных программ по
разным предметам.
Для
предотвращения
подобной
ситуации
школой
был
разработан
и
согласован
с
родителями
индивидуальный
учебный
план
и
адаптированное
расписание
учебных
занятий, предусматривающие индивидуальное обучение ребенка с ОВЗ по основным
предметам – русскому языку и математике.
Второй потенциальной проблемой, связанной с инклюзивным обучением аутичного
ребенка,
могли
стать
его
взаимоотношения
с
одноклассниками
и
неоднозначное
отношение
родителей
здоровых
детей
к
включению
«нетипичного
ребенка»
в
общеобразовательную
среду
класса.
В
связи
с
этим
актуализировалась
проблема
готовности здоровых детей и их родителей к принятию «нового ученика». Созданию
толерантного пространства в классе способствовала реализация в рамках внеурочной
деятельности
программы
«Я
среди
людей»,
ведущим
направлений
которой является
формирование
у
детей
гуманистических
ценностей,
признания
права
каждого
на
индивидуальность.
Еще одной сложностью в организации инклюзивного обучения нами было выделено
то, что дети с аутизмом могут периодически демонстрировать, в силу различных причин,
поведение, связанное с нанесением собственных телесных повреждений, или агрессивное
поведение,
направленное
на
объекты
или
окружающих
людей.
Часто
учителя
или
одноклассники,
не
понимая
этих
причин,
могут
спровоцировать
или
усилить
такие
негативные формы поведения.
Для предотвращения подобных ситуаций администрацией было принято решение о
необходимости сопровождения ребенка тьютором, который может предотвратить такое
поведение и при необходимости правильно среагирует и вовремя окажет психологическую
помощь данному ребенку. В штатное расписание школы были внесены изменения и
введена соответствующая штатная единица.
Тьюторское сопровождение ребенка обеспечивается двумя педагогами, прошедшими
курсы повышения квалификации в области работы с детьми с ОВЗ, один из которых
имеет психологическое образование. Тьюторы не только осуществляют психологическое
сопровождение ребенка в течение учебного дня, но и оказывают ему помощь в усвоении
учебного материала.
Одной из основных проблем при переходе образовательной организации к работе в
режиме
инклюзии
стали
трудности
методического
характера
–
отсутствие
опыта
у
педагогов в работе с детьми-аутистами, отсутствие разработанного учебно-методического
инструментария
по
организации
обучения
в
инклюзивном
классе,
отсутствие
опыта
организации пространства, в котором обучается ребенок с РАС.
В организации учебного процесса для детей-аутистов мы пытаемся использовать опыт
зарубежных коллег, внедряя в работу элементы структурированного обучения.
Слайд
Структурированное
обучение
основано
на
понимании
уникальных
черт
и
особенностей учащихся, связанных с природой аутизма, это определенные условия, в
которых
должен
обучаться
ученик,
минимизирующие
стресс,
тревогу
и
фрустрацию,
повышающие уровень самостоятельности ребенка.
В
условиях
нашей
школы
на
сегодняшний
момент
есть
возможности
структурировать
пространство
и
создать
зону
получения
инструкций,
зону
самостоятельной работы, зону отдыха и досуга, зону групповой работы, зону работы
учителя с учеником один на один.
Технология
структурированного
обучения
предполагает
три
этапа
инклюзии:
начальный, промежуточный, заключительный.
На
начальном
этапе
используются
визуальное
расписание,
прайминг,
использование подсказок в виде вещественных ориентиров, символических обозначений
того или иного события, помогающие ребенку быстрее переключаться (обложка учебника,
с указанием страницы; изображение ручки; стрелки - указатели); поощрения.
Визуализированное
расписание
занятий —
это
один
из
важнейших
составных
компонентов
структурированной
среды
обучения,
который
сообщает
учащемуся
с
аутизмом,
что
происходит
в
данный
момент,
и
что
будет
происходить
далее.
При
составлении
расписаний
используются
фотографии,
символы,
рисунки
или
слова.
Визуализированные
расписания
помогают
детям
с
языковыми
и
коммуникативными
проблемами понять требования учителя, снижают уровень тревожности у аутичных детей.
Слайд
Промежуточный этап включает в себя три связующие: «Социальные истории»,
«Включение посредством сверстников», «Обучение самоуправлению».
В
процессе
индивидуальных
бесед
учитель
рассказывает
ребенку
о
его
одноклассниках, в корректной и доступной ребенку форме описывает достоинства и
недостатки
каждого
из
них,
выясняет,
кому
из
одноклассников
ребенок
отдает
предпочтение.
На
следующем
этапе
занятий
учитель
объясняет
аутичному
ребенку
реакции
и
поступки
одноклассников,
в
процессе
проигрывать
неизбежные
обиды
и
конфликты.
Одновременно проводится
работа
по
формированию
толерантного
отношения
к
аутичному ребенку у одноклассников. Появление даже одного или двух чутких детей,
которые могут выступать в качестве «помощников» помогает ребенку чувствовать, что в
мире есть дружелюбные отношения.
Третий заключительный этап включает в себя самоуправление и самоконтроль.
Для контроля и коррекции
поведения ребёнка тьюторм ведется дневник
«До –
Поведение - После». Карты контроля помогают проследить степень самостоятельности
при выполнении задания по определённой теме, оказать ребенку своевременную помощь.
Слайд
За период обучения ребенка с РАС в условиях инклюзивного класса учителями,
родителями,
специалистами
службы
сопровождения
были
отмечены
следующие
позитивные изменения: улучшения коммуникативных навыков и навыков социального
взаимодействия со сверстниками и взрослыми; снижение проявлений нежелательного
поведения
в
виде
громкой
вокализации,
хаотичности
деятельности;
включение
во
фронтальную
работу
с
классом
на
уроке.
Со
стороны
одноклассников
отмечаются
проявления
заботы
и
внимания
к
ребенку,
принятие
«нетипичных»
форм
поведения
ребенка с ОВЗ. Таким образом, можно говорить о положительном эффекте инклюзивного
образования не только для «особых» детей, но и для их «обычных» сверстников.