Автор: Рыбак Надежда Сергеевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Медвежонок" Населённый пункт: город Надым Наименование материала: конспект Тема: "Готовим ребенка к письму" Раздел: дошкольное образование
Готовим ребенка к письму
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки
ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими
особенностями
5—6-летнего
ребенка,
с одной стороны, и с самим процессом
письма, с другой стороны.
Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо
развиты
мелкие
мышцы
руки,
несовершенна координация
движений,
не
закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные
анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении
букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных
ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов.
Они
не
могут
выделить
их
из
целой
буквы,
да
и конфигурацию буквы воспринимают не
полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.
В работе по совершенствованию восприятия букв необходимо учитывать
особенности детского восприятия пространства. Психологи отмечают, что у детей
пяти—шести
лет
недостаточно сформирована
способность
к
оценке
пространственных
различий, от
которых
зависят
полнота
и
точно сть
восприятия
и воспроизведения
форм
букв.
Кроме
того,
дети
с
трудом
ориентируются
в
таких
необходимых
при
письме пространственных
характеристиках, как правая и левая сторона, верх—низ, ближе — дальше, под—
над, около —внутри и т. д.
Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного
напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное
обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при
письме, соблюдение
гигиенических
правил
письма;
графические
навыки:
правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера
букв и их расположения на рабочей строке и т. д.; орфографические навыки:
обозначение
звуков
соответствующими
буквами,
соблюдение
собственно
орфографических правил.
Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических,
интеллектуальных,
но
и
эмоциональных
усилий. Всякого
рода
перегрузки
и
связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются
на
овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского
организма.
П р и
о б у ч е н и и
п и с ь м у
в о з н и к а ю т противоречия
между
психофизиологическими особенностями ребенка — его быстрой утомляемостью,
быстрой сменой процессов возбуждения и торможения и др.— и дидактическими
задачами.
Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, нами была
разработана система упражнений, позволяющая каждому ребенку постепенно, без
перегрузки,
с
максимальным
учетом его
индивидуальных
особенностей
подготовиться к этому роду деятельности. Предлагаемые упражнения малыши могут
выполнять дома под руководством взрослых, в дошкольных учреждениях и в
школе.
Для укрепления и развития руки, координации движений будут полезны
следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и
развязывание лент; плетение из ниток; завязывание узелков; перекладывание
мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора; всасывание пипеткой
воды из стакана; пересыпание мелких круп и т. д.
•
выпрямить кисть правой руки и поочередно присоединять
Можно предложить гимнастику для рук: сложить руки ладонями вместе и
вытянуть их перед собой; развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий;
•
постепенно и поочередно сжимать пальцы сначала левой руки, а
затем правой;
•
сложить ладони вместе; развести и свести пальцы;
•
руки вытянуть перед грудью; пальцы правой руки сжать в кулак,
разжать пальцы правой руки и одновременно сжать пальцы левой руки;
•
руки с разведенными пальцами положить на стол; поочередно
постукивать по опоре каждым пальцем то одной, то другой руки, то обеих рук
сразу;
•
ладони вместе, пальцы переплетены; выполняются силовые движения
вправо и влево;
•
выпрямить кисть правой руки, плотно прижать пальцы друг к
другу и медленно опускать их к ладони;
•
безымянный палец к мизинцу, средний к указательному и т. д.;
•
правую руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то
средний, то указательный, то большой пальцы, остальные при этом должны
подниматься вверх;
•
сжать пальцы в кулак и вращать кистью в разные стороны;
•
пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их,
опускать
•
руку.
Для
подготовки
руки
к
письму
можно предложить
детям
работу
по
раскрашиванию рисунков (штриховку). Штриховка, как один из самых легких
видов деятельности, вводится нами в значительной мере и ради усвоения детьми
необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает
оставаться
средством
развития
согласованных
действий
зрительного
и
двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей
руки.
Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые
обеспечивают постепенность в развитии и укреплении
мелкой
мускулатуры
кисти руки,
в
отработке
координации
движений:
раскрашивание
короткими
частыми
штрихами;
раскрашивание
мелкими штрихами
с
возвратом;
центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка); штриховку
длинными параллельными отрезками. Ребенок, выполняя работу по штриховке, в
отличие
от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он
делает это свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при
письме. Поскольку штриховка не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на
основной задаче
—
на
выполнении
гигиенических правил письма, которые
отличаются
от
гигиенических
правил
рисования.
Коротко
их
м ож но
сформулировать так.
Посадка при письме. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью
стола.
>
Ноги всей ступней стоят на полу или на
>
подставке, голова немного наклонена влево.
Положение рук при письме. Руки пишущего должны лежать на столе
так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола и правая рука
свободно двигалась по строке, а левая — лежала на столе и снизу придерживала
рабочий лист.
Положение кисти пишущей руки.
Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к
поверхности
стола,
точками
опоры
для
кисти служат ногтевая фаланга
несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
Положение ручки. Ручка кладется на средний палец правой руки, на его
верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку,
а указательного — легко кладется сверху (расстояние — 1,5 см от пишущего
узла)
для
управления
ручкой
при письме.
Положение тетради. Тетрадь лежит на столе с наклоном влево так, чтобы
середина
тетради
была
направлена
к середине
груди.
По
мере
заполнения
страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по-
прежнему направлена к середине груди ребенка.
Для детей, которые пишут левой рукой, гигиенические правила необходимо
соотносить с левой рукой как ведущей.
Методика
работы
над
каждым
гигиеническим
правилом
сводится
к
следующему:
сначала
взрослый
объясняет
правила,
например,
посадку
при
письме. Ребенок
смотрит
на
посадку
взрослого
и обстоятельно
анализирует
положение всего корпуса при работе. Затем пробует сам принять правильную
посадку, взрослый помогает ему. Следующий этап — самостоятельные пробы и
контроль за своей посадкой.
Гигиенические правила можно изучать в следующей последовательности:
посадка; положение листа тетради, рук, ручки; ведение руки по строке слева
направо.
Выполняя
различные
упражнения
по подготовке
к
письму,
ребенок
и
обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила
письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил
поможет
ребенку
в
дальнейшем
преодолеть трудности технической стороны
письма.
Работу по ознакомлению с контуром буквы следует начинать с развития у
детей
пространственных
отношений.
Задания,
направленные
на
развитие
пространственных отношений, могут быть даже в виде занимательных рисунков,
отдельные элементы которых расположены вверху, внизу, в середине листа, слева,
справа друг от друга и т. д.
Работу с рис. 1 можно организовать в виде серии вопросов и заданий:
•
рассмотри картинку;
•
перечисли героев сказки;
•
что нарисовано в центре?
•
закрась лодочку частой штриховкой, соблюдая гигиенические
правила письма;
•
для чего художник изобразил листок?
•
выше или ниже лодочки находится парус-листок?
•
закрась листок, соблюдая гигиенические правила письма, и выбери
соответствующий цвет карандаша;
•
кто из героев сказки находится в середине лодки? (Мышонок);
•
кто находится справа от мышонка?(Цыпленок);
•
кто находится слева от мышонка?(Жучок);
•
в какую сторону смотрит муравей?(Вправо);
•
что видите слева от лодочки? (Кувшинку);
•
закрась кувшинку, соблюдая гигиенические правила письма, выбери
соответствующий цвет карандаша.
Для данных упражнений могут быть использованы книжки-раскраски или
специально подготовленные пособия.
Знакомство с контуром буквы целесообразно начинать с контуров предметов,
известных детям.
Задания к рис. 2:
•
рассмотри рисунок;
•
какой формы солнышко?
•
обведи контур солнышка по точкам;
•
найди лучи солнышка;
•
лучи, которые расположены от солнышка слева, обведи по контуру
сверху вниз;
•
лучи, которые расположены от солнышка справа, обведи по контуру
снизу вверх.
Познакомив детей с внешним контуром предмета, можно усложнить задание
и предложить работу внутри контура предмета (рис. 3).
•
рассмотри рисунок;
•
что изображено внутри контура луны?
•
обведи контур «лица» луны, соблюдая гигиенические правила письма;
•
обведи рубашку дедушки по контуру;
•
закрась рубашку внутри ее контура, соблюдая гигиенические правила
письма и т. д.
После
детальной
проработки
с
детьми вышеописанных
упражнений
целесообразно приступить к знакомству с рабочей строкой и правилам работы с
ней.
Ребенок
учится
работать
в
«троке
слева направо
в
ограниченном
пространстве.
Первоначально рабочая строка должна быть достаточно широкой (2 см), а
затем строка уменьшается до 1 см, 0,5 см.
Работу можно организовать следующим образом (рис. 4)-
Дети рассматривают в рабочих строках
предметы
и
обводят
их
по
контуру в направлении, заданном стрелкой (рис. 5).
Затем работа усложняется (рис. 6).
Малыши обводят контур предмета, который располагается в строке, над
строкой, под строкой, что соответствует расположению букв и их элементов в
рабочих строках.
Постепенно упражнения становятся более сложными. Детям предлагается
самостоятельно вписать недостающий контур предмета в рабочую строку (рис. 7).
После тщательной подготовки целесообразно приступить к знакомству с
контуром букв и их элементов (рис. 8).
Дети рассматривают букву, находят ее в предметах, дорисовывают ее контур,
делят букву на элементы, вырезают элементы и собирают из них букву. После
такой работы можно предложить обвести букву, ее элементы по контуру, найти ее
в письменных текстах.
Задания
могут
быть
даны
на
отдельных
карточках
или
в
отдельных
тетрадях, имеющих небольшое количество страниц.
В период подготовки 5— 6-летних детей к письму необходим дидактический
материал,
который
учитывал
бы
наглядно-действенный
характер
мышления,
стимулировал развитие более высокого уровня наглядно-образного мышления и
формировал элементы отвлеченного мышления.
Выполнению
этих
задач
в
большой мере
способствует
альбом
с
письменными буквами и их элементами
2
. Работа по данному пособию направлена
также
на развитие зрительных и двигательных анализаторов, участвующих в
восприятии и воспроизведении букв.
Альбом на внутренней стороне обложки должен иметь специальный конверт,
где находятся элементы букв, вырезанные из плотной бумаги. Туда же помещаются
кусочки тонкой проволоки, предназначенные для моделирования букв и
их элементов. На каждую страницу альбома наклеивается письменная буква.
То, что буква должна быть наклеена, а не нарисована, имеет важное значение для
работы с ней.
Буква
как
бы
приподнимается
над страницей,
создавая
условия
для
распознавания
и
контроля
со
стороны
руки
и глаза
при
первоначальном
знакомстве
с ее формой. Возле каждой буквы желательно нарисовать стрелки,
которые показывают траекторию движения руки при письме.
Как показывает практика, предложенная методическая система подготовки
ребенка
к
письму
наиболее
полно учитывает возрастные возможности 5—6-
летних детей, способствует их развитию, обеспечивает формирование необходимых
каллиграфический умений.