Автор: Лысова Наталья Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 СП "Детский сад №25" Населённый пункт: город Сызрань Самарская область Наименование материала: НОД по ФЭМП Тема: "Полет на планету Математика" Раздел: дошкольное образование
развитие:
продолжать
учить
детей
решать
простые
и
сложные задачи и примеры на сложение и вычитание в пределах 10;
закреплять
счет
в
прямом
и
обратном
порядке
до
10;
совершенствовать
знания
о
геометрических
фигурах
(ромб,
прямоугольник,
треугольник,
квадрат, трапеция), углах (прямой, тупой, острый), линиях (прямая, отрезок,
луч); упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку; формировать
представление о последовательности дней недели, месяцев, частей суток;
закреплять умение сравнивать две группы предметов, соотносить количество
предметов с цифрой, правильно применять знаки < > =; воспитывать интерес
к математике;
-социально-коммуникативное
развитие: развивать
навыки
общения,
дружеского
отношения
между
детьми,
самостоятельность,
формировать
умение слушать ответы сверстников;
-речевое развитие: развивать умение детей слушать, отвечать на вопросы
полными распространенными предложениями; побуждать высказывать свое
личное
мнение
по
поводу
увиденного
и
услышанного;
расширять
и
закреплять словарный запас; воспитывать культуру общения;
-физическое развитие: развивать двигательную активность, координацию
движений, умение согласовывать движения со словами;
-художественно-эстетическое
развитие:
формировать
музыкальную
восприимчивость, способность эмоционально откликаться на музыку.
Методы и приемы:
-наглядные: использование ИКТ, плакаты, макеты планет, ракеты, выставка
детских рисунков о космосе;
-словесные: беседа, вопросы, выводы, обобщения, художественное слово;
создание проблемной ситуации в ходе бесед;
-практические: графический диктант, действия с проволокой.
Материалы и оборудование:
-демонстрационный материал: ноутбук, телевизор, ватман с изображением
ракеты (точки с цифрами), макет ракеты, модели планет, выставка детских
работ о космосе, макет часов, карточки с цифрами, бортовой журнал.
-раздаточный материал: карточки с двумя свободными полосками, мелкий
раздаточный материал ( желтые и красные кружочки по 10 штук), листочки в
клетку
на
каждого
ребенка,
простые
карандаши,
карточки-ракеты
с
примерами, проволока.
Формы организации совместной деятельности.
Виды детской
деятельности
Формы и методы организации совместной
деятельности (название и цель)
Игровая
Введение
в
игровую
ситуацию,
и г р а -
путешествие «Полет на планету «Математика».
Цель: повысить мотивацию к содержанию НОД.
Д/и«Нарисуй предмет по цифрам».
Д/и «Найди ответ»
Коммуникативная
Приветствие
детей
друг
другу,
беседа
о
математике, вопросы, обобщения, ситуативные
разговор, речевка, рефлексия.
Ц е л ь :
ф о р м и р о в а т ь
у м е н и е
с л у ш а т ь
воспитателя,
отвечать
на
вопросы
полными
предложениями,
высказывать
свои
мысли,
делать умозаключения.
Познавательно-
исследовательская
Решение
проблемных
ситуаций
в
ходе
путешествия.
Цель:
развивать
способность
выполнять
раз-
личные логические задачи.
Музыкальная
Музыкальное сопровождение путешествия
Цель: формировать музыкальную восприимчи-
вость, способность эмоционально откликаться
на музыку.
Двигательная
Смена
статистического
положения,
физкульт-
минутка
«На
ракете
мы
летим…»,
«Руки
в
стороны в полет…»»
Цель: закреплять умение двигаться по сигналу,
выполнять имитационные движения.
Конструктивная
Действия с проволокой, графический диктант.
Цель: познакомить со свойствами проволоки, ее
возможности превращаться в различные геомет-
рические фигуры;
Упражнять в ориентировке на листе бумаги в
клетку.
Самообслуживание и
элементарный бытовой
труд
Подготовка рабочего места для деятельности и
его уборка.
Цель:
учить
детей
выполнять
элементарные
трудовые
действия:
раскладывать
и
затем
убирать материал для НОД.
Логика образовательной деятельности
№
п/п
Деятельность воспитатель
Деятельность
воспитанников
Ожидаемые
результаты
1.
2.
Организационный момент
Воспитатель предлагает детям встать
в круг, поприветствовать друг друга и
гостей :
Придумано кем-то просто и мудро
При
встрече
здороваться:
«Доброе
утро!»
Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро, доверчивым лицам.
И
каждый
становится
добрым,
доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Создание
ситуации
для
полета
в
космос.
Воспитатель:
Занятие наше необычное,
Даже очень символичное.
-Какой
праздник
мы
н е д а в н о
отмечали?
-Любите ли вы путешествовать?
-Если бы вам предложили совершить
путешествие в космос, куда бы вы
полетели?
Воспитатель подводит детей к мысли
о
том,
что
интересно
было
бы
отправиться
в
путешествие
на
планету «Математика».
-Что такое математика?
-Почему важна математика в жизни
человека.
Воспитатель обобщает:
В наше время, чтобы дом построить
И ракетой управлять,
Прежде нужно математику познать.
В нашей жизни современной - в годы
мирного труда
При расчетах непременно матема-
тика нужна.
Дети подходят к
воспитателю,
встают
в
круг,
приветствуют
д р у г
д р у г а
и
гостей,
повторяя
за ним слова.
Дети отвечают на
вопросы
полными
предложениями.
Размышляют,
к у д а
б ы
о н и
отправились
в
путешествие.
Дети отвечают на
вопросы,
используя
ранее
полученные
знания.
Создание
эмоционального
н а с т р о я
и
м о т и в а ц и и
к
предстоящей
деятельности.
Умеют
анализировать,
рассуждать.
3.
4.
5.
Без нее побед не будет,
А победа-это мы
Без
неё
российским
людям
не
познать своей страны.
-Как
вы
думаете,
кто
живет
на
планете математика?
-Согласна ли команда полететь
на эту планету?
Чтобы
узнать,
сколько
человек
в
команде,
нужно
рассчитаться
по
порядку.
-Сколько человек в команде?
-Четные номера сделайте шаг вперед.
-Какие еще есть номера?
-Чем
четные
числа
отличаются
от
нечетных?
Выбор транспорта.
Д/и «Нарисуй предмет по цифрам».
-Для
того
чтобы
узнать
какой
нам
нужен транспорт, нужно правильно,
по порядку соединить цифры.
-
Как
вы
думаете,
можно
л и
добраться
до
далекой
планеты
на
к а к о м - н и б у д ь
д р у г о м
в и д е
транспорта? Почему?
Чтобы занять свои места на корабле,
нужно решить пример.
Д/и «Найди ответ»
Получив ответ вы легко найдете свое
место.
Дети
отвечают,
что
согласны
и
говорят
речевку:
Если
в
космос
мы хотим,
З н ач и т
с к о р о
полетим!
Самый
дружный
будет наш
Развеселый
экипаж!
Дети
пересчитываются
по порядку:
«Первый…
десятый»
Дети отвечают на
вопросы.
Один
р е б е н о к
соединяет
точки
по порядку, дру-
гие дети помога-
ют.
Д е т и
р е ш а ю т
примеры
(2-1;1+1;2+1;5-1;
4+1;7-1;6+1;7+1;
8+1;9+1) затем
занимают
свои
м е с т а ,
н а
В х о ж д е н и е
в
и г р у
с н я т и е
напряжения.
Сформированы
навыки
порядкового
с ч е т а ,
з н а ю т
ч е т н ы е
и
нечетные
числа,
чем отличаются.
Знают
цифры
и
их
последователь-
ность.
Умеют
анализировать
и
рассуждать.
Умеют
ре шат ь
п р и м е р ы
н а
с л о ж е н и е
и
в ы ч и т а н и е
в
пределахдесяти.
6.
7.
8.
9.
Воспитатель напоминает о том, что
на
борту
космического
корабля,
нужно соблюдать порядок и тишину,
отвечать
на
вопросы
командира
полными предложениями.
Запуск ракеты.
Для
того,
чтобы
запустить
ракету,
нужно посчитать в обратном порядке
от 10 до 1.
На
каждом
борту
космического
корабля есть свой Бортовой журнал.
Чтобы его заполнить, нужно ответить
на вопросы:
-Какое сейчас время года?
-Сколько всего времен года?
-Какой сейчас месяц?
-Сколько всего месяцев в году?
-Какой сегодня день недели?
-Сколько всего дней в неделе?
-Если
сегодня
среда,
какой
день
недели был вчера? Будет завтра?
-Какое сейчас время суток?
-Какое время показывают часы?
Наш
журнал
заполнен.
Летим
дальше.
Посмотрите, сколько звезд на небе!
которых
написаны
числа
о т
о д н о г о
д о
десяти.
Дети
садятся
на
с в о и
м е с т а ,
пристегиваются
ремнями
безопасности
(выполняют
имитационные
движения).
Дети
считают
в
обратном
поряд-
ке
все
вме сте.
Смотрят на экран
телевизора,
н а бл юд а ют
з а
запуском ракеты,
слушают
запись
полета
ко с м и -
ческого корабля.
Дети
рассматри-
вают
Бортовой
журнал,
отвеча-
ют на вопросы.
Дети смотрят на
экран,
рассматривают
Умеют считать в
обратном
порядке.
Имеют представ-
ление о последо-
вательности
в р е м е н
г о д а ,
ме сяцев,
д н е й
недели.
Умеют
определять время
суток, часы.
Сформировано
умение
решать
простые
задачи
10.
11.
Две звезды попали на борт нашего
корабля. На них что-то написано. Это
задачи.
Чтобы
продолжить
наш
полет, их нужно решить. Но сначала
выясним, из чего состоит задача?
У
Звездочета
было
10
волшебных
палочек.
2
он
потерял.
Сколько
палочек у него осталось?
У Лунтика было 7 космических книг.
Ему подарили еще 1. Сколько книг
стало у Лунтика?
Чтобы быстрее добраться до планеты
«Математика»,
нужно
выбрать
короткий
путь.
У
нас
есть
две
дорожки:
Одна - из желтых звезд, другая из
красных. Нам нужно выбрать, какая
из них короче.
-Из скольки звездочек состоит желтая
дорожка?
-Какой цифрой обозначается число 8?
-Красных звезд на одну больше. Из
скольки
звезд
состоит
красная
дорожка?
- Какая дорожка короче (длиннее)?
-На сколько красная дорожка длиннее
(короче) желтой?
-Какой цифрой обозначим количество
красных звезд.
-Какое число больше (меньше)?
-Какой
знак
между
ними
нужно
поставить?
Итак, полетим по желтой дорожке.
Космонавты должны быть сильными,
ловкими, смелыми.
Физкультминутка.
На ракете мы летим,
В невесомости парим.
Смотрим все в иллюминатор,
Ищем для посадки кратер.
Вдруг пошел метеоритный
Дождь космический, магнитный.
Мы на кнопку нажимаем
с о з в е з д и я
и
слушают
космическую
музыку.
Решают
задачи
на
сложение
и
вычитание.
Дети смотрят на
экран,
считают
звездочки.
Затем
отсчитывают
8
желтых кружков
и
раскладывают
у себя на счетной
дорожке.
Д е т и
н а х о д я т
цифру 8.
Н а
д р у г о й
счетной
дорожке
откладывают
9
красных
кружков.
Находят цифру 9.
Сравнивают их.
Дети
произносят
т е к с т
и
выполняют
движения.
Дети
слушают
космическую
м у з ы к у
и
рассматривают
на
сложение
и
вычитание.
Умеют
сравни-
вать
две
группы
предметов.
Правильно
соотносят
количество пред-
метов
и
цифры.
Сравнивают
числа,
используя
знаки < > =.
Снятие
усталости. Дети
умеют
согласовывать
д в и ж е н и я
с о
словами
12.
13.
14.
15.
И ракету опускаем.
Повреждений вроде нету,
Мы выходим на планету.
Прилет на планету «Математика».
Теперь
вас
приветствуют
жители
планеты.
Назовем
их
имена.
На
экране
геометрические
фигуры:
Квадрат,
треугольник,
п р я м о -
угольник, ромб, трапеция.
-Что у них общего?
-Какие могут быть углы?
-У какой фигуры все углы острые?
-У каких фигур все углы прямые?
-У
каких
фигур
есть
и
острые
и
тупые углы?
Жители планеты «Математика» ездят
в вагончиках такой же формы, как и
они сами. Вагоны едут по рельсам.
-Какую
линию
вам
напоминают
рельсы?
-Что напоминают шпалы?
-Что есть у солнца?
-Есть
ли
точки
ограничения
у
прямой?
-Сколько
точек
ограничения
у
отрезка?
-Сколько у луча?
Космическая лаборатория.
В
нашей
космической
лаборатории
есть
Космическая
проволока.
Она
умеет
превращаться
в
разные
фигуры
и
предметы. Давайте ее исследуем.
-Что
напоминает
вам
проволока,
когда она расправлена?
-На что похожа волнистая (ломаная)
линия ?
п л а н е т у
н а
экране.
Дети
называют
фигуры,
о т в е ч а ю т
н а
вопро с,
к а к и е
бывают углы.
По
картинке
на
э к р а н е
д е т и
находят
прямую,
отрезок, луч.
Дети
производят
д е й с т в и я
с
проволокой,
оп-
ределяют,
какая
она
на
ощупь;
расправляют
ее,
говорят
на
что
похожа.
З ате м
делают
из
нее
Д е т и
х о р о ш о
ориентируются
в
геометрических
фигурах,
определяют,
где
острый,
тупой,
прямой углы.
Знают,чем
отли-
чаются
прямая,
луч и отрезок.
Знакомятся
с о
свойствами
проволоки.
16.
17.
18.
Графический диктант.
Жители
планеты
«Математика»
хотели бы прилететь к нам в гости,
но не знают, как добраться до Земли.
-Как им помочь?
От
кружочка
отступаем
5
клеток
вправо,
3
клетки
вниз,
7
клеток
вправо, 4 клетки вниз, 6 клеток влево.
Возвращение на Землю.
Руки в стороны в полет
Оправляем звездолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Полетел наш звездолет
Рефлексия.
Молодцы! Вы хорошо справились с
заданиями,
показали,
что
многое
знаете из математики.
- Понравилось вам путешествие?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Какие задания вы выполняли?
Оценим наш полет. Кто считает, что
со
всеми
заданиями
справился
самостоятельно,
возьмите
золотую
з в е зд оч ку,
а
кто
с
п ом о щ ь ю
воспитателя – серебряную.
Полет
в
космос
–
это
настоящий
подвиг.
Я,
как
командир
корабля,
хочу
вручить вам медали!
Ну что же, милые друзья!
Я рада, что вы не подвели меня.
Каждый просто молодец!
Путешествию конец.
С математикой дружите,
Знания свои копите.
волнистую
линию, ломаную,
«превращают» ее
в круг, треуголь-
ник.
П о
к л е т о ч к а м
рисуют план.
Дети
встают
в
к р у г
и
п о д
музыку
выпол-
няют
движения
со словами.
Дети отвечают на
вопросы, делятся
своими
впечатлениями.
Оценивают
свою
работу,
объясняя
п о ч е м у
о н и
сделали
т а ко й
в ы б о р ,
в з я в
з о л о т у ю
и л и
серебряную
звездочку.
Дети
надевают
медали.
Хорошо
ориентируются
на листе бумаги в
клетку.
Умеют
согласо-
вывать движения
со словами.
Повышается
самооценка.
Создается
фон
положительного
эмоционального
удовлетворения
от НОД.
Пусть помогут вам старанье,
Память, логика, вниманье!