Обобщение опыта работы по теме
« Подготовке школьников к олимпиаде по географии».
МБОУ СОШ № 9, Ст. Дондуковской
Гиагинского района
Каплунова Юлия Александровна
.
« Дитя – драгоценность,
но еще большая драгоценность –
его воспитание »
народная мудрость
« Мы столько можем,
сколько знаем »
Френсис Бэкон
Условия возникновения, становления опыта.
Наступление
новой
технологической
эры
и
осознание
возрастающей
роли
передовых технологий в повседневной жизни поднимают проблему развития талантов.
Для решения этой проблемы многие педагоги разрабатывают различные варианты, одним
из которых является олимпиада.
Олимпиадное движение – это часть большой и серьезной работы по развитию
талантов, интеллекта и одаренности.
Цель олимпиады по учебной дисциплине – это
выявление
специальных
способностей,
проявляющейся
во
владении
содержанием
образования
в
части
конкретной
учебной
дисциплины.
С
точки
зрения
педагогов,
олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам
проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по
общеобразовательному
предмету.
С
точки
зрения
одаренных
детей,
олимпиада
–
это
возможность
продемонстрировать
наличие
имеющихся
у
них
способов
работы
с
неизвестной им информацией.
Общество
всегда нуждалось в творческих гармонично развитых личностях. В
настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам
выявления, обучения и развития одаренных детей.
Человеческое
мышление,
способность
к
творчеству
-
величайший
из
даров
природы.
Особенности,
присущие
одаренным,
обогащают
нашу
жизнь
во
всех
ее
проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым.
Наиболее
полное
раскрытие
интеллектуального
потенциала
одаренных
детей
составляет актуальную задачу современного образования.
Каждый
учитель,
работающий
с
большой
группой
детей,
знает,
как
сложно
учитывать индивидуальные особенности детей, тем более одаренных. К сожалению, чаще
всего,
эти
дети
не
реализуют
свой
потенциал,
им
тесно
в
рамках
только
урочной
деятельности.
Целями моей работы являются:
•
Развитие познавательной активности учащихся
•
Формирование интереса к изучению предметов
•
Выявление уровня подготовки учащихся по предметам
•
Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления
•
Формирование творческой активности учащихся
•
Развитие способности к нахождению аналогий
•
Обучение совместной деятельности в группе
Новизна опыта.
При
подготовке
к
олимпиаде
параллельно
изучили
астрономию,
биологию,
геометрию,
физику,
(задачи
связанные
с
географией),
которые
дают
возможность
использовать знания других предметов в подготовке к олимпиаде. Например:
1. Измерение высоты дерева, не приближаясь к нему. Для этого нам потребуется
ученические треугольники, с углами 30 и 45 градусов. Расположим угольник в 30° на
высоте своего роста, совместим с вершиной дерева и отметим точку, а затем аналогично с
углом 45°. Измерим расстояние Р от точек в шагах и переведём в метры. Определить
высоту дерева можно по формуле Н=1,37*Р+ ваш рост, это будет средняя высота дерева.
2. Измерение длины вашего шага и времени прохождения. Для этого отметим 100м
и посчитаем количество шагов, а также отметим время. Длина шага:
100м/кол.шагов.
Аналогично можно проверить на 200м, 400м и так далее, это необходимо знать для
определения длины пути маршрута, а по времени можно приблизительно определять
среднюю длину маршрута.
3.
Определении высоты подъёма по показаниям барометра. Измерим показания
барометра в нижней и верхней точке, разницу показания барометра умножим на 10,6м.
Это даст возможность определить высоту подъёма.
4. Определение расхода воды. По глубине фарватера реки можно нарисовать рельеф
глубин, по которому определяем площадь створа реки с точностью до сотых. Определяем
скорость течения реки. Любой движущий предмет по воде сравниваем с движением себя
вдоль берега, подстраиваясь под скорость предмета, что даёт возможность определить
скорость течения реки. Для определение расхода воды умножим площадь створа на
течение реки.
Теоритическая
база
опыта
при
подготовке
школьников
к
олимпиадам
и
конкурсам.
Учителям географии необходимо проводить систематическую работу по отбору
учащихся
при
помощи
различных
методик
диагностирования,
выявляющих
общие
способности (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять
многовариантность решения поставленной проблемы) и определенные способности по
предмету. Для одарённых детей требуются дополнительные занятия во внеурочное время в
виде спецкурса, факультатива, кружка.
Проанализировав
итоги
Всероссийской
олимпиады,
приходим
к
выводу,
что
оптимальная модель подготовки школьников к участию в олимпиаде – многоуровневая, по
принципу пирамиды. То есть, нижние ступени олимпийского движения должны быть
массовыми
и
направлены
на
выявления
одаренности
детей.
Желательно
во
всех
образовательных
учреждениях
проводить
школьные
олимпиады
по
географии
для
учащихся 5-11 классов.
Большое значение имеют открытые банки «олимпиадных» заданий, дистанционные
олимпиады и конкурсы.
Стало доброй традицией проводить олимпиады по разным школьным предметам.
Олимпиады
по
географии
не
исключение.
Каждый
учитель
желает
видеть
среди
победителей и призёров олимпиад разного уровня своих учеников.
Из
чего
же
складывается
подготовка
учащихся
к
олимпиаде?
Состоит
она
из
нескольких этапов.
На
начальном
этапе
необходимо
среди
учащихся
параллели
отобрать
тех,
кто
проявляет интерес к предмету и желает участвовать в олимпиаде. Для этого подбираю
учебный
материал
так,
чтобы
заинтересовать
учащихся,
очень
важно
удержать
этот
интерес.
Со сложностью отбора учащихся сталкиваюсь в 8-11 классах. В этих классах
учащиеся определяются с выбором приоритетных для себя предметов. Как правило, это
математика, русский язык, история, обществознание и информатика. На этом этапе для
учителя
важно
заметить
неординарно
мыслящих
детей.
Это
может
быть
скромный
незаметный
«тихоня».
Но
то
доверие,
которое
оказывает
ему
учитель,
выдвигая
на
олимпиаду,
его
окрыляет.
И
его
нерешительность
может
перерасти
в
уверенность,
увлечённость.
Следующий этап подготовки к олимпиаде – теоретический. При выборе заданий
учитываю знания и способности учащихся. Широко использую в работе тестовые задания.
Необходимость применения тестов обусловлена тем, что задания олимпиад составляются
в форме тестов (третий тур). Поэтому использую их и в качестве контроля знаний на
уроках, и в системе индивидуальной работы с одарёнными детьми, и при подготовке к
олимпиадам.
Очень важным моментом при подготовке к олимпиаде является управление со
стороны учителя процессом самообразования школьника. Без организационной помощи со
стороны учителя даже самый одарённый ученик не всегда сможет
добиться высоких
результатов в олимпиадах, не до конца раскроет свой потенциал. Поэтому для развития его
личности создаю образовательную среду, в которой будет создаваться субъектная позиция
школьника. Применяю на уроках исследовательскую, коммуникативную технологию. А
также
широко
использую,
особенно
в
10-
11
классах,
метод
проектов,
создание
проблемных ситуаций. Всё это способствует укреплению теоретических знаний и как
следствие повышает вероятность успеха.
Важным моментом при подготовке к олимпиаде считаю участие школьников в
конкурсах, викторинах. Очень помогает конкурс «Географическое пополнение», который
проводит газета «География». Чтобы выполнить задания конкурса, необходимо изучить
много нового материала. При этом у учащихся расширяется кругозор, узнают новый
фактический материал, события, научные гипотезы. Всё это, несомненно, пригодиться на
олимпиадах.
Одной из форм подготовки к олимпиадам - исследовательская работа учащихся.
Основную
цель
исследовательской
деятельности
учащихся
я
вижу
в
том,
чтобы
формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации
выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно
анализировать
источники,
применять
свои
знания
и
ценностные
суждения
в
новой
ситуации, аргументировать личные взгляды.
И
каждый
учитель,
конечно
же,
пользуется
своей
копилкой,
в
которой
есть
олимпиадные задания прошлых лет разного уровня. Многие из заданий на данный момент
выглядят несколько странно (в географии, особенно в экономической, всё меняется очень
быстро). И тем не менее, они дают возможность ученику увидеть те изменения, которые
происходят в мире, заглянуть в прошлое, увидеть динамику процесса, спрогнозировать
будущее.
Используя при подготовке к олимпиаде развивающиеся задачи по географии, даёт
учителю уникальную возможность
охватить как можно больше географических
тем,
развивать у учащихся образное видение карты, привлекать для решения знания из других
предметов.
Ведь
в
последнее
время
на
олимпиадах
разного
уровня
запрещается
пользоваться географическими картами.
Большое
значение
при
подготовке
к
олимпиаде,
особенно
регионального
и
Всероссийского уровня, отвожу индивидуальным занятиям и консультациям. При данной
форме работы, учитель быстрее выявит слабые места в знаниях, более продуктивно
происходит диалог учитель – ученик. Ученику тоже более комфортно психологически. Он
не боится высказывать своё мнение по любому вопросу. И такая форма, на мой взгляд,
самая результативная.
Участие
в
олимпиадах
не
позволяет
«вариться
в
собственном
соку»,
даёт
возможность учащимся развиваться и общаться с учащимися других учебных заведений,
приобретая при этом бесценный жизненный опыт.
Технология опыта по развитие мышления и коммуникативных способностей
учащихся.
Однако
одаренность
учащегося
в
рамках
школы,
как
бы
мы
того
ни
хотели,
сужается в рамки предметной. Решение проблемы заключается, на мой взгляд, в создании
механизмов дифференцированного подхода в обучении школьников.
В создаваемом развивающем пространстве,
личность ребенка рассматривается
нами через категории субъекта, свободы, саморазвития, целостности, самообразования,
самореализации.
Сам учебный процесс, его категории - цели, содержание, методы,
формы, средства -
как личностно значимые для учащихся,
являются
продуктом их
личностного опыта. Как же организовать этот процесс?
Подготовка к олимпиаде, ее организация и проведение занимают много учебного
времени.
География страдает от того, что общество не понимает ее особенной значимости в
современных условиях. Поэтому важнейшая задача учителей и методистов — раскрыть
общественную значимость нашей науки, а отсюда и престижность занятия географией. К
сожалению,
мы
повсеместно
сталкиваемся
с
обратным
подходом
при
составлении
олимпиадных заданий. Ухудшается качество учебников — они все больше становятся чем-
то вроде беллетристики, из них выхолащивается сущность географии. В итоге, чем более
старый учебник по году издания, тем больше информации для развития мышления и
знаний мы можем рекомендовать ученикам, увлеченным географией. Многие школьники
не приучены читать. Они с удовольствием будут искать материалы в Интернете, но в то же
время с огромным трудом прочитают дополнительный материал из книг. Для преодоления
этой
проблемы
огромным
подспорьем
служит
художественная
литература,
особенно
приключенческого
и
историко-географического
характера.
Эти
книги
помогают
формировать умение видеть за увлекательной фабулой явления природы и хозяйства.
Одним из способов приучения школьников к чтению может быть опережающее задание
всему классу. Типичная ошибка многих учащихся — отвечать не на тот вопрос, который
был задан. В качестве профилактики таких ошибок можно предлагать школьникам после
получения вопроса или задания предварительный вопрос: «Что необходимо сделать?», а
затем уже выполнять полученное задание.
Российская олимпиада по географии обладает следующими особенностями. В ней
участвуют школьники 9—11-х классов, но отвечают они на одни и те же вопросы. В
теоретическом туре предлагается ответить на 5 задания из 6 (по выбору). Среди них
несколько
обязательно
имеют
физико-географическую
направленность,
а
задания
по
экономической географии базируются на физико-географических знаниях. Задания для
теоретического
тура
отражают
сущность
современной
географии
—
взаимодействие
природы и общества в процессе производства материальных благ и услуг. Ежегодно одно
из заданий теоретического тура посвящено вопросам истории географических открытий.
Задания теоретического тура основаны на работе с атласом. Задания практического тура
ориентированы на проверку знаний участников по использованию приборов, навыков
ориентирования на местности, умения применить теоретические знания. Традиционно
предлагается задание на знание особенностей той территории, где проводится олимпиада.
Исходя из этих особенностей, можно предложить учителям, занимающимся подготовкой
своих учеников, следующие рекомендации.
— Обратить особое внимание на знание важнейших закономерностей физической
географии,
так
как
это
позволит
ученикам
9-го
класса
на
равных
соревноваться
со
старшими школьниками.
— Организовать для учащихся практические занятия с целью углубления знаний
горных пород, умения их определять в лабораторных и природных условиях, закрепления
навыков ориентирования на местности.
— Формировать
умение
школьников
работать
с
различными
источниками
информации и в первую очередь читать карты.
— Тренировать
школьников
умению
быстро
ориентироваться
в
олимпиадных
заданиях и с этой целью предлагать в рамках самостоятельных работ на уроках систему
выбора
заданий.
Например,
из
7
предложенных
выбрать
любые
5
заданий
—
те,
справиться с которыми представляется реальным.
— Обучать
школьников
грамотно
распределять
время
при
выполнении
всего
объема заданий: в российских олимпиадах задания рассчитаны на 4 часа.
— Обратить особое внимание на культуру оформления работы и использование
учащимися
графических
элементов
(диаграмм,
схем,
таблиц) —
при
проверке
олимпиадных работ жюри обязательно учитывает это.
Трудоёмкость.
Работа учителя с одаренными детьми – это сложный процесс. Он требует от учителей
личностного роста, знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также
тесного
сотрудничества
с
другими
учителями,
администрацией
и
обязательно
с
родителями одаренных. Это
труд, требующий огромных душевных, эмоциональных и
физических затрат, но несомненно приносящий удовлетворение. Сотрудничество учителя
и одаренного ребенка ведет к взаимному обогащению.
Результативность.
Возможно, ребенок не свяжет свою жизнь с географией, но именно она может стать
пространством для его личностного роста. Настоящая работа посвящена рассмотрению
некоторых проблем в работе с одарёнными учащимися. В соответствии с поставленными
задачами были рассмотрены теоретические основы при работе с одарёнными детьми и
описан практический опыт. Выполняя задания вне рамок учебного заведения, ребёнок не
боится получить неудовлетворительную оценку, укор учителя, или насмешки товарищей.
Это позволяет ему раскрыть свои способности, развить стремление к лидерству, такая
деятельность прививает любовь к природе.
Осуществление целенаправленной системы работы дает следующие результаты:
•
Олимпиада, воздействуя на мотивационную сферу детей, способствует осознанию
многоаспектной ценности полученных знаний.
•
Происходит изменение в личностном развитии детей, которое сопровождается их
общей успешностью в различных видах учебной деятельности.
•
Достигаются победы на олимпиадах разного уровня.
•
Победители
и
призеры
олимпиад
пользуются
большим
авторитетом
среди
учащихся, поддерживают высокий статус предмета.
•
В процессе работы у ребят формируются и развиваются ряд познавательных и
творческих способностей и навыков.