«Любить детей-это и курица умеет. А вот воспитывать их-это великое
государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни»
М. Горький
На мой взгляд, воспитатель - это не только профессия, это призвание,
которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить,
заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно
меняться, преобразовываться, совершенствоваться.
Познакомившись с трудами многих русских и советских педагогов, я пришла
к выводу, что наиболее полно и исчерпывающе роль воспитателя в жизни
ребенка и общества раскрывает педагог - философ Константин Николаевич
Вентцель (1857-1947).
В книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» К. Н.
Вентцель изложил основные положения свободного воспитания детей
дошкольного возраста.
По мнению К.Н. Вентцеля, ребенок и воспитатель должны иметь значение
как две равные единицы - и то воспитывающее общение, которое там
установится между ними, не будет иметь своей задачей подчинение ребенка
воле воспитателя, а оно будет компенсироваться равноценным подчинением
воспитателя воле ребенка. Но такое уравновешивание, или компенсация,
означает, что воспитывающим общением, элемент подчинения устранен
совершенно. Подчинение одного, уравновешиваясь равным подчинением
другого, означает только то, что связь между ними приняла форму
соединения на равных началах. И такую именно форму будет стремиться
принять воспитывающее общение в идеальном детском саду. В
традиционных детских садах такого равенства в воспитывающем общении не
существует. В них ребенок подчиняется воле воспитателя, но воспитатель не
подчиняется воле ребенка. В таких детских садах воспитывает только
воспитатель, считающий это воспитание своей прерогативой, но воспитывать
должен не только воспитатель, но и ребенок воспитателя. И хотя это
положение и звучит парадоксом, однако только при последовательном и
неуклонном проведении его, мы будем иметь истинных воспитателей и
воспитание будет достигать наибольших возможных положительных
результатов. Чем скорее ребенок увидит и почувствует, что не только его
воспитывают, но что он сам как бы воспитывает своего воспитателя, что
последний под его влиянием непрерывно перевоспитывается и улучшается,
тем полнее и плодотворнее будет влияние воспитателя на ребенка. Чем скорее
он увидит, что воспитатель не стремится подчинить его своей воле, что он не
только не старается противодействовать воле ребенка, но напротив того,
признает ее и уважает и оказывает ей всяческое содействие и поддержку, тем
более он будет склонен свободно следовать тем разумным и справедливым
требованиям, которые ему ставит воспитатель и которые имеют в виду благо
ребенка.
К.Н. Вентцель считает, что воспитатели должны прилагать все свои старания
к тому, чтобы это учреждение представлялось ребенку не только местом
счастья, радости, свободы, но вместе с тем и серьезного торжественного
отношения к жизни и ее задачам и чтобы ребенок все более проникался тем
сознанием, что, работая вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни,
возникающими в этой маленькой общине, он приучится работать на более
широком поприще над теми же задачами жизни, только в более увеличенном
масштабе. В целях пробуждения у детей подобного сознательного отношения
к детскому саду большую роль должны играть, по мнению ученого, общие
совместные беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом
воспитатель должен обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах
было по возможности меньше внешнего и показного, и чтобы они были
свободными, отличаясь искренним и вдумчивым обсуждением вопросов
жизни. Также, К. Н. Вентцель считает, что детский сад должен быть местом
приобретения тех или иных знаний и навыков, местом свободных игр
ребенка, местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических,
нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом цельной и
гармонической его жизни…
Переход на Федеральный Государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), требует глубоких знаний,
специальной подготовки и достаточного уровня педагогической
квалификации. В Стандарте главной ключевой фигурой прописан РЕБЕНОК,
на него направлен политический детоцентризм (принятие любого решения
для ребенка и во имя ребенка с учетом позиций ребенка и ради детства –
культуре достоинства состоятельности, уникальности и индивидуальности
ребенка). ФГОС дошкольного образования учитывает, что детство – это:
особая культура; особые отношения; особое мировоззрение и оценивать его
нужно в ином восприятии. В нем будут заложены условия и программы
развития, которые позволят учесть разнообразие детей, разнообразие
родителей, социальную и экономическую неоднородность регионов. В
результате его внедрения у всех детей будет возможность реализовать свою
индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим
собственным шагом. Это не утопия. По-другому просто невозможно.
Воспитатели должны прилагать все свои старания к тому, чтобы детский сад
представлялся ребенку не только местом радости, дружбы, счастья, свободы,
но обществом серьезного отношения к жизни и ее задачам. Внешность
воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Дети очень
любят, если воспитатель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан,
жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Приятный внешний вид,
мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей
производят хорошее впечатление. Перед воспитателем стоит нелёгкая задача
— будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка,
понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту,
уважение к маленькому человеку и требовательность. А ведь дети такие
разные! Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они
ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать
то, что нельзя, - так они отстаивают свою личность. Поэтому воспитателям
нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно
применять знания педагогики и психологии. Главный метод в обучении,
развитии и воспитании детей - это игра. Мудрые воспитатели мало
запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте
убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить
помощь, когда ты в ней нуждаешься. Они учатся уважать себя и других,
«вытаскивая репку» или «спасаясь от волка». Мастерство воспитателя
состоит в том, что он знает, когда несмелого ребёнка надо поддержать,
«назначив его волком», а агрессивного поучить сочувствию, «сделав
козлёнком». Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только
поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в
необходимости развивать ребёнка. Здесь ему не обойтись без
наблюдательности, хорошей памяти и тактичности. Воспитатель для
дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам
жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его
взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная
ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая
требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.
Ещё В.А.Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека – это
зеркало его духовной культуры». Ребёнок - великий наблюдатель и
подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их
слова, перенимает от них суждения и манеру поведения. Старайтесь: Иметь в
душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше,
помня, что совершенствованию нет предела. Быть всегда в равновесии,
сдерживая отрицательные эмоции. Выходить из конфликтных ситуаций с
достоинством и юмором. Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть
великодушным и снисходительным. Быть всегда доброжелательным.
Дружелюбие — основа вашего здоровья. Создать оазис доброты, любви и
красоты — в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям. Быть добрым и
честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам
многократно увеличенным…
«…Быть может, труд наш с виду неприметен, но лишь одно я знаю-малыши.
Спешат к нам в сад, с утра торопят маму- давай быстрее, мама, побежим!
Наверно-это вот и есть ответ-ценнее нашего труда на свете нет!»
Л.Ф. Евстратинова
Педагог он вечный созидатель.
Он жизни учит и любви к труду.
Я педагог, наставник, воспитатель,
За что благодарю свою судьбу.
Много нужно ласки и заботы
Всех услышать, каждого понять.
Воспитатель-трудная работа-
Постоянно маму заменять.
Вырастут ребята, детство не забудут,
Впереди у жизни целый век.
И тот шалун с годами добрым будет,
Главное, чтоб бал он-ЧЕЛОВЕК!
Не важно кем они работать будут,
Для воспитателя-ведь дети навсегда!
Чем больше уважать их будут люди,
Тем выше планка моего труда!
Уйдут одни, придут другие дети,
Получат здесь и ласку и уют,
Меня оценят в 21 веке,
Труд воспитателя оценят-добрый труд!