Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"
Автор: Скрипченко Надежда Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ- детский сад комбинированного вида №6 "Сказка" Населённый пункт: город Барабинск, Новосибирская область Наименование материала: конспект Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы" Раздел: дошкольное образование
Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».
Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием
речи в ходе изучения темы «Зима. Зимние Забавы».
Задачи: Коррекционно - образовательные
1.
Закрепление представлений о зиме и её приметах. Уточнение, расширение и
активизация словаря по теме «Зима. Зимние забавы»: зима, снег, снежинка,
снегопад,
сугроб,
снегири,
снегурка,
искристый,
искрящийся,
сверкающий,
хрустящий,
рассыпчатый,
липкий,
холодный,
белый,
пушистый,
снежный,
морозный, замерзать, выпадать, сыпать.
2.
Совершенствование
грамматического
строя
речи:
закреплять
умение
образовывать однокоренные слова (снег, снежинка, снегопад, снегирь, снеговик,
Снегурка),
закреплять
умение
согласовывать
существительные
с
прилагательными
и
причастиями, совершенствовать
навыки
составления
сложноподчиненных предложений с придаточными причины (Люди зимой носят
тёплую одежду, потому что сильный мороз).
3.
Совершенствование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.
Коррекционно - развивающие
1. Развитие умений и навыков связной речи.
2. Развитие
зрительного
и
слухового
внимания
и
восприятия,
мышления.
Совершенствование
умения
слушать,
анализировать
и
отгадывать
загадки
(по
данной теме).
3. Развитие общей и мелкой моторики, умения согласовывать речь с движением.
Коррекционно - воспитательные
1.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
инициативности
Оборудование:
Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации «Зимнее
путешествие», «снежки» из ваты (по количеству детей), картинки – раскраски (по
количеству детей), разрезные картинки «Зимние забавы» (3 – 4 шт.), пиктограммы для
составления рассказа, магнитная доска.
Ход занятия:
1.
Организационный этап.
Организация приветствия. Приглашение к началу занятия.
2. Введение в тему занятия. Создание проблемной ситуации
.
Воспитатель: На занятии мы будем говорить о зиме. Нам будет помогать один
сказочный герой. Кто же это? Вы увидите его, когда отгадаете загадку.
Это что за человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка – нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла.
( снеговик) СЛАЙД 2
3.Основная часть.
1) Упражнение «Логический квадрат»
Воспитатель: Снеговик пригласил нас в путешествие, а на чем же мы поедем?
СЛАЙД 3
Воспитатель: Догадайтесь, какой картинки не хватает? (нет лыж).
Отправляемся вместе со снеговиком на лыжах в зимний лес.
СЛАЙД 4
2) Игра «Подскажи словечко» (закрепление умения подбирать однокоренные
слова)
Воспитатель: Вот мы оказались в зимнем заснеженном лесу.
СЛАЙД 5
Воспитатель: Как здесь красиво. Снеговик предлагает нам стать поэтами.
Вы знаете кто такие поэты? Да, это люди, которые пишут стихи.
Мы попробуем сочинить стихотворение. Я начну, а вы продолжите.
СЛАЙД 6
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег).
С неба все скользят пушинки —
Серебристые … (снежинки).
На поселки, на лужок
Все снижается… (снежок).
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью… (снежной).
Вот веселье для ребят —
Все сильнее … (снегопад).
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик).
Рядом — снежная фигурка:
Это девочка … (Снегурка).
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой… (снегири)
Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил… (снег)
Воспитатель: Вы – молодцы, хорошо думали и быстро нашли правильные ответы.
Давайте еще раз назовем все слова. Снег, снежинки, снежок, снежная, снегопад,
снеговик, снегири. А теперь скажите, что связывает эти слова вместе, чем они похожи?
(Это родственные слова).
3) Составления сложноподчиненных предложений с придаточными причины.
Воспитатель: Продолжаем путешествие. СЛАЙД 7,8
Воспитатель: Снеговик
предлагает
вам
решить
кроссворд
.
Ребята,
слушайте
внимательно, подскажите, как закончить предложение.
1.Люди зимой носят тёплую одежду, потому что (сильный)…
2. Дети будут кататься с высокой горы, потому что (взяли)…
3. Девочки намочили рукавички, потому что (лепили)…
4.Дети взяли коньки, потому что (идут)...
Воспитатель:: Прочитайте получившееся слово. ( ЗИМА)
Физминутка.
Выпал беленький снежок, Дети идут по кругу.
Соберёмся все в кружок. Останавливаются.
Мы на саночки садимся, Приседают.
И с горы на санках мчимся.
Дети все на лыжи встали. Имитация ходьбы на лыжах.
Друг за другом побежали.
Мы из снега ком слепили, «Рисуют» руками большой круг
Снеговика мы мастерили, «Рисуют» снеговика из трёх комков.
Поиграли, полепили,
И к делам мы приступили. Проходят на свои места.
4) Работа с разрезной картинкой ( в микрогруппах по 2 человека).
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. СЛАЙД 9,10
Мы очутились в «Замке Снежной королевы». Снежная королева разбила свое зеркало.
Соберите картинки в ваших конвертах. СЛАЙД 11
5) рассматривание картины, подготовка к составлению рассказа.
Воспитатель: А сейчас посмотрите внимательно на свою картинку. Скажите, как
можно её назвать? Почему вы так думаете? Вам нравится эта картина? Какое время
года на картине? Чем покрыты земля, дома и деревья? Как одеты дети? Что они делали
на прогулке? Какое настроение у ребят?
6) Составление рассказа по картине «Зимние забавы» с помощью картинно-
графического плана.
Воспитатель: Давайте составим рассказ о зимних играх. Снеговик приготовил вам
картинки-подсказки.
((
Л
Л
Л
«Зимние забавы»
Наступила
зима.
Выпал
белый
пушистый
снег.
Деревья,
дома,
дороги
укрыты снежным одеялом. Обрадовались дети. Они надели теплые куртки,
шапки, варежки и побежали на улицу. Ребята лепили снеговика. Мальчики
играли в снежки. Дети катались на лыжах, санках и коньках. Весело зимой!
4.Подведение итогов. Анализ результатов.
Воспитатель: Снеговику понравились ваши рассказы. Он прощается с вами и
возвращается к себе домой, в Лапландию.
СЛАЙД 12
О каком времени года говорилось на занятии? Какие зимние забавы вы запомнили?
Что вам понравилось? Снеговик передал для вас подарки. Это картинки раскраски и
снежки. С ними вы поиграете в группе.
Список литературы:
1.
Нищева н.В. Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе
детского сада для детей с ОНР. С-П.2007.
2.
Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей
дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера,2010.
3.
Козина И.В. и др. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного
возраста (старшая группа). М.2010.
4.
Бардышева
Т.Ю.
Моносова
Е.Н.
Логопедические
занятия
в
детском
саду.
Подготовительная группа М.2012.
Приложение
Картинка - раскраска.